Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

«Черный лебедь» (BlackSwan)

Будучи уже взрослой девушкой, Нина все еще живет со своей матерью, ее комната оформлена в розовых тонах и заставлена мягкими игрушками, мама укладывает ее вечером спать и заводит ей перед сном куклу-балерину. Зрительный вектор Нины так и не развился, оставшись в природном страхе.

 

Мы часто бываем свидетелями того, как родители, иногда и сами не желая того, создают определенные жизненные сценарии для своих детей.

Недавно на форуме системно-векторной психологии Юрия Бурлана обсуждался фильм Бергмана «Осенняя соната» о сложных взаимоотношениях между кожно-зрительной матерью, выбравшей карьеру, и ее анально-зрительной дочерью с жизненным сценарием «обида на мать». В фильме «Черный лебедь» (BlackSwan) показан другой вариант отношений «мать и дочь»: кожно-зрительная нереализованная мать, несостоявшаяся балерина, посвятившая свою жизнь такой же кожно-зрительной дочери.

лебедь1

 
Успешная балерина, или…

Нина, начинающая балерина, успешно занимается в балетной школе. Она все свое время посвящает тренировкам и достигает превосходной техники исполнения, благодаря чему Тома Леруа, французский постановщик, выбирает ее на главную роль в новом спектакле «Лебединое Озеро». Вскоре он представляет Нину на приеме в качестве новой примы театра. Казалось бы, прекрасная карьера юной балерине обеспечена.

Вместе с тем в фильме показана не успешная реализованная балерина, а девушка с неразвитыми векторами.  Зрительный вектор у нее находится в состоянии страх, а кожный - с явными мазохистскими тенденциями, нерациональным самоконтролем и ограничением.

Детство Нины не показано в фильме, однако очевиден факт, что нереализованная мать, за все постоянно укоряющая дочь («Вместо карьеры, я выбрала тебя»), пытается прожить жизнь дочери, делая из нее балерину, которой сама так мечтала стать. Вместе с тем мать калечит Нину как личность. Нереализованная кожно-зрительная женщина именно так и будет себя вести: либо кричит направо и налево, что пожертвовала семьей ради карьеры, либо же, как в случае с матерью Нины, будет упрекать семью, что не выбрала карьеру.

 

Природный зрительный страх

Фильм удивительно системен, хотя на первый взгляд кому-то может казаться, что это очередная страшилка. Натали Портман великолепно передает зрителю свое состояние страха и зрительных галлюцинаций. Входя в ее вымышленный, полный ужаса мир, мы системно понимаем - то, что она переживает, это не мистификация, а ее собственные фантазии, ее искажение реальности.

Будучи уже взрослой девушкой, Нина все еще живет со своей матерью, ее комната оформлена в розовых тонах и заставлена мягкими игрушками. Мама укладывает ее вечером спать и заводит ей перед сном куклу-балерину. Нина вся направлена на балет, кроме того, окружена сверхзаботой. В итоге зрительный вектор Нины так и не развился, оставшись в природном страхе.

В состоянии сильнейшего стресса у Нины не оказывается свойств, чтобы его выдержать. По этой причине девушка начинает испытывать зрительные галлюцинации: ей кажется, что у нее склеились пальцы на ногах, потом кажется, что отслаивается кожа на пальце и т.д. «Страшные картинки» преследуют Нину, когда она остается одна: кровь, темнота, оживающее отражение в зеркале, чудище и т.п.

лебедь2

Очень системно показаны типичные зрительные страхи, например, природный зрительный страх темноты - в сцене, где Нина репетирует последний раз перед премьерой: она одна в темном зале и пугается своего отражения в зеркале.

 

Тотальный родительский контроль

Тотальный контроль матери над дочерью приводит к тому, что девушка абсолютно не развивается в своих векторах. Она ни с кем не общается, живет, по сути, в замкнутом мире: у нее нет друзей, нет бойфренда, она никуда не ходит. Вся жизнь Нины ограничена домом и репетициями в театре. Естественно, что девушка, изолированная матерью от ландшафта, не научается его адаптировать. Мать проверяет каждый ее шаг, постоянно названивая ей и требуя от Нины того же, заставляет девушку строго соблюдать режим, практически не оставляет ее наедине с собой. Мать осматривает Нинино тело как предмет личной собственности. Нет даже вопроса о том, кем станет Нина – она должна вырасти новой примой.

Нина, как обладатель кожного вектора, научается только «подчиняться» и не знает свойства «подчинять», которое в такой же степени важно для полноценного развития кожного вектора. Все, чему научилась Нина - это беспрекословно повиноваться матери и выполнять ее команды. Не видя перед собой примера рациональной развитой кожи, Нина сама живет в нерациональном самоограничении и самоконтроле. У нее не получается расслабиться, потому что чувства рациональности у нее нет. Неразвитая кожа явно проявляет себя и в мазохистских тенденциях: Нина постоянно ранит себя, делает себе больно, царапает себя до крови.

 
Неадаптированный ландшафт

Нина не может держать стресс и давление извне, связанные с новой постановкой спектакля. Нереализованная кожа не может адаптировать жесткий кожный ландшафт с его конкуренцией и борьбой за выживание. Вокруг очень много соперниц, завистников, Тома недоволен Ниной, критикует ее за холодность. Ударом для Нины становится новость, что Лили, ее главную конкурентку, назначают запасной балериной на ее роль: Тома видит, что Лили может сыграть то, чего не может Нина - развитую соблазняющую кожно-зрительную самку.

Нина по-кожному точна в танце, у нее прекрасная техника, но ей не хватает чувственности, она не может сыграть черного лебедя, потому что зрительный вектор ее абсолютно не развит и не позволяет ей реализоваться на сцене. Тома чувствует это и упрекает Нину во фригидности.

Зрение, находящееся в страхе, полный нерациональный контроль над собой, над своими эмоциями, над чувствами, «скукоженная», «затянутая» кожа, сексуальная фрустрация – все это не дает Нине исполнить по-настоящему чувственный танец черного лебедя – искушающей самки.

Неосознанно пытаясь по-зрительному «заякорить» себя на «талисмане», Нина пробирается в гримерку Бетти, бывшей примы театра, и крадет оттуда ее помаду, пудру и другие предметы (при этом кража – еще один признак нереализованной или стрессующей кожи). «Я хотела быть как ты и думала, что они мне принесут счастье» - признается она Бетти, когда перед премьерой из-за суеверного страха заходит к ней в больницу.

лебедь4

 
Слишком поздно…

Нина начинает осознавать, что ей надо расслабиться, отпустить свой кожный вектор из-под тотального нерационального самоконтроля. По совету Тома, она пытается мастурбировать, но вид сидящей в кресле матери, заснувшей в ее комнате, останавливает ее. При этом из фильма непонятно, является ли эта сцена Нининой галлюцинацией из-за того, что мать действительно часто проводила ночи у постели дочери, или же она на самом деле уснула рядом с дочерью. В любом случае, эта сцена очень хорошо показывает  внутреннее ощущение Нины тотального контроля матери над ней, невозможность расслабиться и побыть наедине с собой даже в самые интимные моменты.

Когда к Нине заходит Лили и зовет ее с собой в бар, мать пытается не пустить ее, но девушка наверное впервые в жизни не подчиняется ей. Вернулась ли Нина из бара одна, а сцена с Лили была ее галлюцинацией, или же вернулись они вдвоем – не столь важно. Нина пытается освободиться от довлеющего над ней страха, «отпустить» кожный вектор, однако к этому времени она уже взрослый, сложившийся человек, и пытаться исправить то, что было покалечено до и в период пубертата, слишком поздно.

В финальной сцене на премьере Нина ранит себя в живот себя куском разбившегося зеркала, считая, что она убила Лили (что опять-таки было всего лишь ее зрительной «страшилкой»-галлюцинацией).

Она прекрасно выступает, наконец-то прочувствовав свою героиню до конца, сумев соединить технику и чувственность, но выйти из кожного мазохизма и доведенного до апогея страха в зрительном векторе, разумеется, так и не сможет.

лебедь5

Если вам интересно рассматривать системным взглядом психологические особенности героев известных фильмов, литературных произведений, а также свои собственные психологические свойства, можно зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Полина Цупко, кандидат филологических наук
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41111 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 11 Отправить комментарий
Lyakhova Tatiana 18 апреля 2012 в 16:04

Очень хороший системный разбор фильма. Мой респект автору! Благодаря таким статьям становятся более понятны жизненные сценарии, лучше усваиваются знания, полученные на тренинге. Спасибо большое!

Гость 06 декабря 2011 в 21:12

Спасибо большое за ответ, немного лучше стало, надеюсь после тренинга будет легче

Гость 05 декабря 2011 в 13:12

А я хотел бы спросить у вас вот что, вопрос правда не по теме, но я не знаю где его написать: у меня такая проблема, всё время возвращаюсь в своих мыслях в прошлое, постоянно вспоминаю всякие приятные моменты и людей из детства(с кем раньше дружил и всё такое). И когда это происходит то на душе сразу возникает жуткая тоска по тем временам, там всё было здорово и безмятежно так, а сейчас уже почти ничего не радует. Иногда отпустит и вроде как хорошо становится, но не надолго, потом это состояние опять возвращается и наступает снова эта тоска жуткая, хочется выкинуть это всё из головы, но не получается. Воспоминания вроде как приятные, но они словно лезвие в голове. Сидишь например вконтакте, увидишь какого-то человека с которым был знаком какое-то время, а сейчас не видишь его, и всё, понеслась ностальгия, хоть вешайся в такие моменты. Конечно, можно сказать, что это ведь хорошо что есть что приятного вспомнить, только для меня это состояние совсем не приятное. Я хотел бы узнать что это за состояние(какого вектора) и пройдёт ли это после тренинга, или эту ностальгию или что это такое, никак не уберёшь?

Очень надеюсь на хоть какой-нибудь ответ.

Анастасия М. 05 декабря 2011 в 22:12

Очень хорошо Вас понимаю, да и многим другим наверняка очень это знакомо.

Такое трепетное отношение к прошедшему - в анальном векторе: ведь это внутренняя часть квартели информации. Эти особые отношения с прошлым всегда заставляют человека с анальным вектором обращаться к минувшим событиям своей жизни. Именно они придумали такие утверждения, как "время лечит", они верят в то, что якобы человеческая память со временем стирает все плохое, оставляя только  хорошее...это так для них и работает, только причину со следствием перепутали. Ведь это люди прошлого времени, поэтому прошлое всегда будет казаться им учше и приятнее. А спроси об этом уретральника - он целиком поглощен будущими свершениями, нацелен на победы завтрашнего дня! Или кожник, который живет здесь и сейчас, а после нас хоть потоп. 

В зависимости от состояния вектора и отношение будет соответствующее: чем неувереннее он чувствует себя сегодня, тем больший дискомфорт будет доставлять ему неотвратимое движение в будущее, тем более щемящим будет чувство ностальгии по тому, чего не вернешь. А раз уж действительность не радует, то воспоминания становятся отдушиной.

"Я хотел бы узнать что это за состояние(какого вектора) и пройдёт ли это после тренинга, или эту ностальгию или что это такое, никак не уберёшь?" 

Да, причем это происходит сразу с двух сторон. Во-первых, мы научаемся понимать свои бессознательные желания, узнаем самих себя, открываем все нюансы этой ностальгии по прошлому. А во вторых, наши  внутренние состояния значительно корректируются, мы начинаем прочнее стоять на ногах, больше готовы к вызову сегодняшнего дня и к перспективам завтрашнего. 

Удачи Вам! 

Гость 25 марта 2011 в 17:03

Спасибо! Всё просто, наглядно, понятно. Не понятно только, как кожно-зрительным девочкам выходить из-под тотального родительского контроля. Как уретральник - спасаться побегом? Но ее подберут, создадут условия для развития векторов: кожного и зрительного, и готовенькую отдадут шейху. А образование? Или я - не права, так как рассматриваю ситуацию с позиции матери?

Анастасия М. 25 марта 2011 в 19:03

Если мать со своей позиции понимает, с одной стороны, что необходимо выводить ребенка из под тотального контроля, и с другой стороны, создать условия для развития его векторов, то такому ребекну сказочно повезло! Это и будет необходимый баланс для правильного воспитания - развивать в ребенке именно те свойства, которые в нем есть, не стремиться привить ему или заставить его выполнять ту деятельность, к которой он по природе не приспособлен.
И конечно, создать оптимальный контроль -если чуть пережать или, наоборот, чуть недодавать, то будет либо полностью безынициативный неадаптант, неспособный жить в условиях "реального" мира, либо просто недостаточно развитый в своих свойствах, а то и архетипичный человек, который никогда не сможет вывести наружу весь свой потенциал.
Наивно, наверное, надеяться, что если девочку "подберут" (в плохом смысле этого слова), то будут в ней что-то развивать...Мы всегда получаем свой жизненный сценарий, благоприятный или нет, в силу состояний своих векторов, и поэтому крайне важно, как проходит детство, когда мы только формируемся. Кожно-зрительная девочка, если она развита, никогда не попадет "к шейху". Если ребенок с детства научается (точнее его обучают) реализовывать свои свойства, то он имеет все шансы прожить прекрасную жизнь, быть тем, кем хочет, быть счастливым.

Гость 10 мая 2011 в 00:05

Из всего вытекает, и из жизни и из статей про жизнь, что не реализовать себя намного проще, чем реализовать. Это понятно. Очевидно, что свалится вниз, скатиться, не приспособится к окружающей среде намного проще,чем стойко или не совсем стойко выдержать (это уже как кому повезет и кто на сколько умен и действенен) намного-намного сложнее. Так же очевидно, что развиваться и реализовываться придется на протяжении всей жизни, при том держать ухо в остро: мир, общество и т.д. может просто повернуться задом или отказаться адаптироваться под тебя) И как тут не сломаться))). Ага, конечно, узнал вектора, научился системному мышлению и вперед с песней. Психологи тоже часто говорят в чем твоя проблема: типа ты не повзрослел, не смог приспособится к обществу, но нет, да и вряд ли будет дан тебе такой твой личный подробный план по твоей реализации в этом мире. Хотя здесь что-то в этом роде предлагается. Да будет, конечно, каждый человек силен, умен и действенен на столько, чтобы со своим пониманием и системным мышлением этот план осуществить в жизнь и не сбиться с намеченного пути, а то и просто не сломаться, все-таки не так-то просто реализовываться, даже если у тебя есть понимание того, кто ты и как тебе действовать. Еще не факт, что все получится и после первой неудачи ты опять не свалишься. Хотелось бы верить в чудо, но пока что только верится только в то, что возможно это может только просто начало пути, и каждому придется подбирать все индивидуально под себя, а не только под свои вектора. Знать, еще не означает уметь, а так же действовать эффективно, применять к сложившимся обстоятельствам. И хорошо, если вы найдете свой путь и будете придерживаться его на протяжении всей своей жизни здоровые и счастливые. Ох, а если у вас большой потенциал, то мало не покажется))) Ну а если уже взрослый человек уже воспитан не правильно. у него есть шансы на жизнь??? У него страх, он боится что-то менять, он не умеет приспосабливаться, а может он просто не настолько умен? Хотелось бы и позитивных жизненных примеров тоже. Например, было плохо-плохо, а потом прослушал тренинг по системно-векторной психологии и сделал то-то и то-то и невроз, срессующее состояние прошло)))

Анастасия М. 10 мая 2011 в 08:05

"Ну а если уже взрослый человек уже воспитан не правильно. у него есть шансы на жизнь??? "
Это один из самых частых вопросов, которым задаются начинающие изучать системно-векторную психологию. Конечно, развиие закладываеся до пубертата, после которого приходится работать с тем, что есть, но в этом вся соль: состояния векторов не приговор! Знания, полученные на тренинге помогают корректировать негативные состояния, а также использовать то, что уже есть в распоряжении, наилучшим образом.

"Хотелось бы и позитивных жизненных примеров тоже. " - пожалуйста =) //www.yburlan.ru/forum/moi-rezul-taty-posle-proxozhdenija-treninga-352.html

Гость 10 мая 2011 в 17:05

Казалось бы кожно-зрительная девочка в балете, а не реализована. Но балет - это же танец, что хорошо для кожи, а игра в балете - это хорошо для зрения? Не понятно почему ей тогда совсем плохо? Ну да, выбирала не она, но вроде ее векторам балет близок.

Анастасия М. 10 мая 2011 в 20:05

"балет - это же танец, что хорошо для кожи". Да. При этом развивается подвижность тела, другие свойства кожного вектора остается развивать самостоятельно. Так танцор может великолепно владеть телом, а логичное мышление будет "хромать", могут и считать толком не научиться...

"игра в балете - это хорошо для зрения" В танце нет той игры, как, например, в театре, вся экспрессия в балете - это тяжелейший физический труд, зрение поэтому также может остаться неразвитым эмоционально, наоборот, остаться демонстративным, "в себя" - Смотрите на меня! Поэтому и зрительные страхи остаются, как это было в случае с героиней фильма. 

Гость 24 марта 2011 в 19:03

спасибо!
а я думала- просто очередной ужастик...