Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Фильм «Брачная история»: когда развод не решает проблему

Вместе с режиссером Ноа Баумбаку и героями фильма «Брачная история» зрители проходят тяжелый путь от эгоизма и доминирования к желанию сделать счастливее другого и, как результат, самого себя...

Американский режиссер Ноа Баумбак снял необычайно правдивый фильм «Брачная история» о семейной паре, о двух одаренных людях, которые находятся в процессе развода. Развод, как скальпель, вскрывает главные проблемы человеческих отношений — неумение и нежелание слышать другого, уважать его как отдельную личность.

Брачная история

Он — талантливый режиссер. Она — талантливая актриса. Он любит ее. Она любит его. Он считает ее хорошей, но любящей поныть. Она считает его хорошим, но слишком властным. Он увлечен работой. Она втайне чувствует себя нереализованной. Его абсолютно устраивает семейная жизнь. Ее не устраивают их отношения.

Семья или собственная реализация? Этот вопрос решает для себя Николь, главная героиня фильма «Брачная история». Продолжать чувствовать себя несчастной или все же шагнуть в мир своих желаний и амбиций?

Если не брать в расчет профессии мужа и жены, то разве не получится обычная семейная история? Недовольная жена, о которой после первых кадров фильма можно сказать, что «с жиру бесится». Совсем непонятно, что же ей еще нужно? Муж — успешный в профессии, помощник в доме, хороший отец. Вот только в каждом конкретном случае недовольство может быть вызвано разными причинами, и в фильме «Брачная история», именно актерские профессии героев, связанные с культурой и творчеством, помогают нам понять ситуацию разлада в данной семье.

Кто такой хороший актер

Культура, искусство — это сфера деятельности людей со зрительным вектором, людей особо чувствительных, умеющих сострадать, сопереживать, эмоционально включаться, то есть выстраивать эмоциональные связи между людьми. Литература, театр, кино, мода, этикет, моральные нормы — все это создавали и создают зрительные женщины и мужчины.

Хороший актер — это совокупность качеств, присущих не только зрительному, но и кожному вектору. Образное мышление, эмоциональная память или память на чувства, внятная речь и правильное интонирование, воображение — от зрительного вектора. Чувство ритма, пластичность, целеустремленность, желание славы и успеха — от кожного.

Фильм «Брачная история» фото

Профессия артиста — одна из самых древних и самых трудных. Это творчество, эмоциональная отдача и передача зрителям переживаний и состояний, пробуждение у них чувства сопричастности к происходящему. Такие способности есть у кожно-зрительной женщины. В отличие от женщин с другими векторами, она имеет видовую роль в обществе, а значит, желание выполнять эту роль в ней заложено изначально. В современном мире кожно-зрительные женщины реализуют себя еще и как искусствоведы, психологи, медсестры и врачи, социальные работники и учителя литературы.

От хандры к бунту

Николь — талантливая актриса. Об этом говорит успех постановок ее мужа Чарли, в которых она играет главные роли. Чарли и Николь поженились молодыми. Она на тот момент удачно сыграла свою первую роль в кино, он — начинающий режиссер. У обоих амбиции, желание славы и успеха. Поэтому из Лос-Анджелеса, родного города девушки, они переезжают в город удачи — Нью-Йорк.

Но спустя несколько лет, когда у пары уже подрастает сын, Николь решает подать на развод и вернуться в дом матери в Лос-Анджелес, она устала чувствовать себя на вторых ролях рядом с мужем. Ей кажется, что Чарли присваивает ее размышления, идеи, проекты и реализуется благодаря комфортным условиям, которые она создала для него. Николь хандрит, колеблется, не уверена, что поступает верно, и стыдится разрушать семью. Ведь мужа она любит, да и у них маленький сынишка.

В отличие от Николь, Чарли относится к разводу спокойно, не допуская мысли, что что-то может кардинально измениться — бывшая жена продолжит работать в театре, сын будет с ним. Он уверен, что можно мирно решить ситуацию, остаться в хороших отношениях друг с другом, не навредить сыну, и пока не понимает глубоких переживаний Николь.

Осознание глубины кризиса начинается для него с потерь: неожиданный переезд жены в Лос-Анджелес, необходимость летать туда из Нью-Йорка и возвращаться, потому что есть профессиональные обязательства перед театральной труппой из-за полученного гранта на постановку его пьесы на Бродвее, разлука с сыном.

Для Чарли важна стабильность в семье, нерушимость привычного уклада жизни. В профессиональной жизни он другой — подвижен, внимателен к коллегам, решает режиссерские, организаторские, финансовые задачи, поэтому его раздражают поездки, ломающие привычный график, финансовые и временные потери. Однако ему важен сын, и именно ради него Чарли летает в Лос-Анджелес.

Хочу лучшей жизни фото

Неожиданностью для него явилось и желание жены решать вопросы через суд. До Чарли начинает доходить, что построенный в его представлении мир рушится. Никто не собирается тихо (как обычно бывало в их семье) подчиниться и сделать так, как удобно «всем», то есть ему. Он не допускает, что кто-то не согласен с его представлением о благе, ведь оно самое верное. Это тот момент в фильме, где Чарли задумывается, что у близких людей могут быть иные желания, где ему нет места. Например, что жена хочет сниматься в кино, а сынишке нравится жить в другом городе, где у него новые друзья и школа.

Семья

Семья — это те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья — это близкие люди, иногда близкие настолько, что кто-то из пары позволяет себе не считаться с партнером. И очень часто это тот, кто заботится, заботится, заботится, не обращая внимание на желания другого, следуя только им придуманному плану, совершенно не замечая, что другому тесно в этих рамках, что он задыхается под «добрым» насилием. Ведь забота эта больше похожа на контроль и руководство.

Чарли добр и искренне заботлив — готовит, гладит, убирает, свет за Николь выключает, ночью к сыну встает. Чарли — режиссер, и он остается режиссером и дома. Он не видит в Николь личность. Она для него давно нечто под названием Роль: Жена, мать Генри, Актриса. Роль не подразумевает живого человека с желаниями — это словно вещь, которую можно надеть и снять и надеть что-то другое. Поэтому так растерян и обескуражен Чарли неожиданной для него ситуацией, в которой Николь проявляет свою волю, отдаляется от него, в том числе и физически, уезжая с сыном к матери.

Николь не любит домашних дел, неряшлива, у нее быстро меняется настроение, но она знает о Чарли все: что он любит, какой салат он закажет в ресторане, знает, как непросто ему делать выбор в бытовых делах. Решение о разводе дается Николь нелегко, однако она быстро адаптируется и, получив роль в фильме, начинает ощущать себя независимой и самостоятельной. Она больше не хочет чувствовать себя приложением к мужу-режиссеру.

Плохие-хорошие

Интересно, что эмоциональное, бурное выяснение отношений героев друг с другом происходит только ближе к концу фильма. Обычно бывает наоборот: сначала высказывание всего накопившегося, а за этим следует развод. Почему же у Чарли и Николь молчаливый конфликт так затянулся?

В фильме есть эпизод, где Чарли-режиссер дает сценическое задание Николь-актрисе: «Пройди так, словно ты ползешь». И героиня не удивляется поставленной задаче, ей это знакомо. Она так живет — внешне идет, но на самом деле ползет придавленная, не имея сил подняться и пробить опустившийся потолок мнения мужа. Природа Николь — это прыгать до потолка от радости, от наполненного внутреннего источника счастья или рыдать, захлебываясь, глубоко переживая горе, несчастье. Только и плакать по-настоящему Николь давно уже не может. В начале фильма на замечание Чарли, что она давит из себя эмоции, — жалуется, что не умеет плакать на сцене.

Для Николь подняться, пробить потолок означает начать разговаривать с мужем, спорить, отстаивать право на свои желания. Однако ее хватает только на мысли о гипотетических упущенных возможностях, на нытье о том, что она принесла себя в жертву семье, слабые намеки, что ей плохо, что ее взгляды не принимаются в расчет. Она боится, боится, что Чарли замучает выяснениями, вытряхнет душу и… не поймет.

Ей оказалось легче подать на развод, сбежать, чем в открытую отстаивать свои желания. Ведь для этого нужна смелость, честность, искренность, открытость отношений. С другой стороны, некоторые люди настолько упрямы в своих взглядах, что найти понимание у них очень сложно до тех пор, пока в жизни не произойдут такие перемены, которые встряхнут их и нарушат привычное течение жизни.

И вот что парадоксально: и Николь, и Чарли — люди искусства, свободно играющие чужие чувства, способные передать большой диапазон эмоциональных состояний, — не смогли выстроить человеческую связь друг с другом. Ложь, претензии, замалчивание, замечания, обвинение в своих проблемах другого вместо таких важных разговоров по душам, откровенных обсуждений своих, а не чужих чувств. Разговоров о жизненных «мелочах», которые являются строительным материалом для тонкой нити любви, связывающей сердца людей.

Чарли и Николь так и не научились жить вместе, не стали родными друг другу. Каждый из них по-своему прав, и оказалось, что только развод дал возможность уже бывшим супругам услышать друг друга, высказать накопившееся и наболевшее, вскрыть причины краха семьи.

Хочу лучшей жизни для себя фото

Разделяй, но не властвуй

Если бы у четы Драйверов не было сына, возможно, они бы расстались друзьями. Или расстались в обидах друг на друга, но случилось бы это более или менее мирно. Но… у них есть сын Генри. То, что в семье не все в порядке, можно понять, наблюдая в ходе фильма за мальчиком — он страдает запорами, невнимателен, плохо читает. Родители его, конечно, любят, он нужен каждому из них, поэтому и разворачивается борьба за Генри.

Чарли сражается, потому что это сын, это родная кровь, а связи родственные для него важны. Всплывают и детские травмы Чарли, когда в собственной семье он чувствовал себя ненужным — в фильме он повторяет фразу: «Сын должен знать, что я за него боролся».

Николь же знает, что отцу будет некогда заботиться о сыне, что Чарли не научился слышать желания близких ему людей, Генри будет страдать, поэтому материнская забота мальчику больше нужна. В фильме упрямство Драйвера ярко проявляется в праздник Хэллоуина, когда он таскает уставшего и уже отпраздновавшего с мамой и друзьями мальчика по городу, еще и заставив его надеть костюм, который ребенок не хотел.

Сделай счастливее другого

То, что изменения наступили, становится понятно в последних кадрах фильма. Пережив тяжелый бракоразводный процесс и откровенный разговор с Николь, Чарли, наконец, понимает и принимает свое одиночество, видит меру своей вины, поэтому послушно начинает делать все необходимое, чтобы видеться с сыном как можно чаще, быть к нему ближе. Драйвер отодвигает на второй план свои желания и переезжает в Лос-Анджелес, чтобы создать благоприятные условия для Генри.

Его внимательность к жене и сыну показывает, что не просто произошло некое осмысление важности уважения к другому, но и на деле это подтверждается. Финальная сцена со шнурками дает намек на потепление в отношениях, на то, что Николь оценила готовность Чарли к диалогу.

Вместе с режиссером Ноа Баумбаку и героями фильма «Брачная история» зрители проходят тяжелый путь от эгоизма и доминирования к желанию сделать счастливее другого и, как результат, самого себя.

Хочу лучшей жизни для самого себя фото
Автор публикации: Татьяна Кунигель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 32108 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

20 августа

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 32108 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
20 августа

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 32108человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X