Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Интеллект в квадрате: черный космос абстрактного мышления

Весь творческий путь Малевича — это мощное звуковое желание прорваться за грань физической реальности. Абстрактный интеллект подталкивал художника к глубинному поиску, к стремлению зайти за ширму видимого и осязаемого, проникнуть в суть вещей...

Конец живописи: черным по белому. Часть 1

«Черный квадрат»: верить или знать?

В 1927 году Казимир Малевич вывез около ста своих работ на персональную выставку в Варшаву, а затем в Берлин. Внезапно художника отозвали обратно в СССР. Работы, оставленные в Берлине, он так и не смог забрать, так как стал невыездным. Однако вскоре сам же их повторил. Так существует не менее четырех версий черного квадрата.

Прежде картина всегда подразумевала оригинал. Однако Казимир Малевич, написав «Черный квадрат» повторно, упразднил уникальность как неотъемлемое качество произведения искусства.

И это было неслыханно. Тиражируемая картина — это еще один парадокс, еще одно изобретение звукового гения Малевича. Еще одно его пророчество.

Услышать будущее. Живопись — в тираж

Сегодня нас ничуть не удивляет возможность сфотографировать любое произведение искусства на мобильный телефон, за секунду отослать в другой конец света и распечатать там практически без потери качества. В начале 20-го века никто даже и подумать не мог, что технические средства воспроизводства и позднее цифровые технологии создания изображений, бесконечно репродуцирующие произведения искусства, упразднят их уникальность.

Традиционно встреча с произведением искусства была для зрителя уникальным переживанием. Посмотреть на картину означало увидеть ее оригинал своими глазами. Техническое воспроизведение живописи было крайне затруднено. Создание копий вручную требовало мастерства не ниже, чем у автора, и было невозможно в большом количестве. Фотография и средства технического воспроизведения только начинали зарождаться.

Характер мазка, особенности проработки живописной поверхности, колористические нюансы, присущие тому или иному художнику, создавали особую ауру произведения искусства.

Наше отношение к традиционной картине всегда напоминает отношение к иконе или другому предмету религиозного культа: мы воспринимаем ее без критики, потому что она имеет сакральный статус.

«Черный квадрат» Малевича был произведением нового формата, почти лишенным уникальности. Произведение, теряя ауру подлинности, утрачивает и свой сакральный статус — некое особое отношение к нему зрителя, благоговение, пиетет.

У репродукции и любого тиражного произведения особого статуса нет. Неуникальные вещи наполняют и создают наш быт. Мы не бережем их, когда одна вещь изнашивается, мы с легкостью заменяем ее другой. Нас не отделяет от тиражного произведения кокон особого восприятия, мы ощущаем себя с ними на равных. Поэтому мы вполне допускаем критику таких произведений. Критиковать Мону Лизу мы не станем, даже если картина нам совершенно не нравится, а вот картинку на обложке книги вполне можем раскритиковать.

Именно эта легкость воспроизведения супрематических произведений Малевича ставит зрителя как бы на одну ступень с художником, разрушает кокон особого статуса картины.

Черный космос абстрактного мышления фото

В конце 20-го — начале 21-го века уникальным перестанет быть даже человеческое тело: клеточные технологии позволят выращивать искусственно донорские органы, создавать и заменять фрагменты тканей тела. Малевич практически за сто лет до этих событий своей картиной «Черный квадрат» провозгласил: единственное, что не поддается клонированию, — это человеческий дух.

Вне традиций и устоев. Напрямик в будущее

Чем больший тираж имеет произведение, тем ближе оно к зрителю и тем сильнее его влияние на зрителя. Переходя от штучного к тиражному, произведение теряет сакральность, но приобретает массовое влияние.

Большие тиражи позволяют произведению соприкоснуться с огромным количеством зрителей, иметь колоссальное воздействие. Такой охват невозможен был в прежние времена для традиционной картины. Тиражное произведение, взаимодействуя с человеком то там, то здесь, постоянно актуализирует себя. Аура, особая атмосфера, которая была у картины, потеряна, ведь мы видим тиражную вещь, но сила воздействия ее как идеи многократно увеличивается.

Так, благодаря появлению «Черного квадрата» тиражность становится новым принципом коммуникации. С этого момента все основные жанры искусства воздействуют массово на зрителя. Самым значимым становится кинематограф.

С точки зрения традиционного искусства у самой знаменитой картины Малевича нет уникальности. Но это не уничтожает ее сути. Появление «Черного квадрата» доказало, что суть живописи не в образе предмета, так же как суть человека не во плоти.

«Черный квадрат» у вас дома

В 20-м веке роль живописи постепенно ослабевает. Искусство сдается под напором технологий тиражирования и репродуцирования и… входит в каждый дом. Возникает новая художественная практика, которую мы сейчас называем дизайном.

Суть дизайна не в уникальности и единичности материальной формы произведения (как это было у картины), а в уникальности мысли автора-творца.

В 20-м веке коллективной звуковой мыслью активно создавались промышленные технологии. Появилась возможность серийного массового воспроизведения произведений искусства. Задача, стоявшая перед художниками того времени, — нести искусство в каждый дом. Массово сделать быт человека прекрасным.

Малевич и художники его круга проектируют фарфоровую посуду, одежду, оформляют книги, создают рекламные плакаты. До сих пор в Санкт-Петербурге в магазинах Ломоносовского фарфорового завода можно купить супрематический сервиз, разработанный Малевичем и его учениками в 20-х годах.

Постепенно меняется не только отношение к произведениям искусства, их восприятие, но и роль художника. Дизайнер — это не кустарь, который создает уникальные штучные произведения, а тот, кто проектирует бесконечно тиражируемые образцы. Он воздействует массово на сознание людей цветом и формой, определяет их быт и окружающую среду. Именно об этом мечтал когда-то Казимир Малевич.

Так, все творчество Казимира Малевича, и в частности его «Черный квадрат», послужило началом зарождения новой социокультурной практики, которая позже была названа дизайном.

Космос звуковой реальности. Выход в открытый супрематизм

В 1903 году Константин Циолковский опубликовал первую часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где он впервые обосновал возможность полетов в околосолнечном пространстве. В этой и последующих работах ученый заложил основы теоретической космонавтики. Его идея заключалась в том, чтобы преодолевать пустое космическое пространство на реактивной тяге.

Обладатель звукового вектора художник Казимир Малевич, конечно же, заинтересовался его исследованиями.

В начале 20-го века практической космонавтики еще не существовало и о космосе известно было немного. Первый полет был совершен Юрием Гагариным лишь 12 апреля 1961-го.

Но уже в 1916 году Казимир Малевич пишет супрематические композиции, в которых впервые в истории искусства структурно и композиционно через визуальный образ выражает состояние невесомости. Художник будто бы отменил силу тяжести и вышел в открытый супрематизм.

Казимир Малевич фото

Любая картина — это воспроизведение чувственного опыта реальности. Талантливый художник — тот, кто делает это точно. Композиция картины так же, как и человек, имеет верх и низ, левую и правую сторону. На элементы картины в нашем восприятии воздействует сила тяжести так же, как и на реальные предметы в жизни.

Наше восприятие делает поправку на силу тяжести. Об этих чувственных искажениях восприятия догадывается любой художник. Например, форма, расположенная точно в геометрическом центре листа, оптически человеческим глазом будет восприниматься немного ниже середины. Наше восприятие добавляет привычную нашим чувствам силу тяжести. Этот универсальный закон организует композиционное пространство любой картины.

А в супрематических композициях Казимира Малевича нет верха и низа, правого и левого. Формы словно парят или висят в невесомости. Пространство будто развернуто и уплощено и напоминает вид сверху.

Такой композиционный строй появился впервые. Многие композиции Малевича можно перевернуть, и они ничего не потеряют. Более того, сам Малевич, начав вращать свой знаменитый «Черный квадрат», заметил, что он в восприятии сначала превращается в крест, а затем в круг. Так появился триптих: черный квадрат, черный крест, черный круг. Три первоформы супрематизма.

«Черный квадрат» стал не только первоформой супрематизма, но и атомом живописи. Малевич предсказал в этой картине суть любого изображения в будущем. Многими годами позже с появлением цифровых технологий все изображения стали состоять из множества сегментов, имеющих квадратную форму, — пикселей, атомов цифровых изображений. «Черный квадрат» — самый первый пиксель, ноль форм. Первая идея о сегментарной структуре изображения, живущего в черном квадрате монитора, по ту сторону добавочной реальности интернета.

Всегда рядом с нами

Так же, как писатель и ученый Циолковский занимался теоретическим исследованием космического пространства, художник и ученый Казимир Малевич занимался исследованием пространства живописного космоса.

Весь творческий путь Малевича — это мощное звуковое желание прорваться за грань физической реальности. Абстрактный интеллект подталкивал художника к глубинному поиску, к стремлению зайти за ширму видимого и осязаемого, проникнуть в суть вещей.

Как субъективно изменится восприятие цвета, например желтого, если его нанести на разные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат? Как бесцветные (ахроматические) цвета влияют на этот цвет: почему на белом фоне желтый гаснет, а на черном загорается с удвоенной силой? Как ритм и размер живописного пятна влияет на субъективное ощущение тепло-холодности цвета? Примерно такого рода вопросы интересовали Малевича-исследователя.

Казимир Малевич мечтал изменить жизнь людей и создал базу для новой художественной практики смыслотворчества и формоторчества. Той самой, которая сейчас активно формирует пространство нашей виртуальной и физической реальности и которую мы называем дизайном.

Появление «Черного квадрата» оказало огромное влияние на развитие общества в прошлом веке. По сути, эта картина переформатировала нашу жизнь и наше сознание.

Промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн моды, дизайн среды — столько направлений, столько ярких имен. Сегодня давно уже никого не удивляют абстрактные цветоформы, которыми наполняют дизайнеры нашу реальность. Синий круг, который оказывается светильником. Большой красный прямоугольник — да это же кнопка на дисплее! Абстрактные формы стали частью нашего мира.

Появление «Черного квадрата» Малевича фото

Всего этого могло бы и не быть, если бы когда-то Казимир Малевич не написал «Черный квадрат» и не освободил форму и цвет от диктата образа.

Автор публикации: Анна Дрига графический дизайнер, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 8340 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

27 февраля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 8340 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
27 февраля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 8340человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 5
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Светлана - 01 февраля 2020 в 01:02

Малевич в каждом доме, это и отличает его от всех остальных и от Леонарда Да Винчи тоже.

Ребенок рисует и светящимися глазами говорит: "мамочка, посмотри, я нарисовал такой же как он!!!", а мама в ответ: "у тебя получилось лучше, сынок"

"Черный квадрат" это "матрац любви", но лишь тогда, когда в нас есть это чувство.

Елена Нагорнова 29 января 2020 в 10:01

Потрясающие статьи!

Мария Мезенцева 12 января 2020 в 20:01

Статья написана так, что хочется рисовать, рисовать по-звуковому

Алена Выдрина 12 января 2020 в 19:01

Потрясающе увлекательно! Так вот он какой, "Черный квадрат"...

Светлана Рычина 11 января 2020 в 23:01

Прочла все три статьи с упоением.