Как вырастить современного ребенка счастливым
Вырастить счастливого ребенка — естественное желание каждого родителя. Только вот оно настолько естественно, что часто мы не допускаем и мысли о том, что можем что-то не знать, чтобы реализовать это желание. Наблюдаем за ним исключительно со своей смотровой площадки прошлого поколения! А биноклем не запаслись.
В этой статье я хочу обратить ваше внимание на развитие способности к отдаче, способности быть благодарным, способности к состраданию.
Тренинги «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогут нам понять, почему для современного поколения детей эти способности очень важны.
Способность к отдаче
По своей природе человек живет и реализуется среди других людей. Если мы спросим любого человека, почему он несчастлив? Или счастлив? Так или иначе, с его слов «в ответе» будут люди, от которых это зависит.
Когда вы чувствуете себя счастливым? Чаще, когда вы что-то получаете от другого человека – внимание, заботу, любовь, похвалу, подарки. Все люди хотят что-либо получать от других. И если не получают, чувствуют себя не очень хорошо и счастливо.
Желание получать всегда ограничивает счастье человека. Потому что оно длится недолго. День, два, неделю, две. А потом снова уныние, апатия и безрадостное настроение. Настоящее бесконечное счастье человека — в способности к отдаче.
Но человек не рождается отдающим. Ведь сначала это еще ребенок, который только получает. Как маленькое деревце, которое только что посадили. Его сначала поливают, ухаживают за ним, удобряют. И только потом оно принесет плоды. Это сама природа. С ребенком точно так же. Во-первых, он получает чувство защищенности и безопасности от родителей. Получает пищу и все, что необходимо ему для жизни. Получает образование, развитие. То есть только получающая форма.
Современные ложные западные установки на счастье от потребления, которые заполнили пустоту после утраты преемственности нашего государства, задают ошибочные ориентиры в развитии молодых людей.
В результате мы знаем немало примеров, когда у ребенка из семьи миллионеров есть буквально все, он уже поменял несколько самых дорогих иномарок. И все равно не знает, как себя наполнить, начинает пробовать наркотики или идет на неоправданные риски.
Потребляя, он никак не может достичь состояния счастья. Потому что счастье — это всегда способность жить среди других людей, понимать их желания, чувствовать потребности, уметь с ними ладить и строить отношения. Это не зависит от уровня материального достатка.
Счастье и реализация человека в обществе возможны только через отдачу.
Когда развивать способность к отдаче? И с чего начинать?
Рассмотрим эту способность через свойства уретрального вектора. Потому что это единственный вектор, в свойствах которого есть отдача как природная данность.
Уретральный вектор — это свойства будущего вождя, который отвечает за сохранение всей стаи и ведет ее за собой к развитию. Уретральник — это человек со сверхэгоизмом, который выплескивается из него, как лава из вулкана, и идет только на отдачу другим. Своей отдачей, щедростью он вызывает большую симпатию и притягивает других людей, потому что ничего не требует взамен. Его отдача бескорыстна.
Когда человек подразумевает, что за то, что он что-то дал, ему тоже должны что-то вернуть (то есть «ты мне — я тебе»), — это не может называться отдачей, это мена. Например, ребенок делится конфетой и спрашивает: «А ты мне что дашь за это?» Настоящая отдача включает в себя получение наслаждения за отдачу.
Ребенок с уретральным вектором уже «пахнет» отдачей. Как только он выбежал на улицу, за ним бегут все дети, даже если им запрещено уходить со двора. Настолько он притягателен.
Если мы хотим, чтобы ребенок был тоже таким притягательным для людей, его нужно переучить с получения, с природной алчности на щедрость. Его запах не будет таким же мощным, как у ребенка с уретральным вектором, но тоже будет вызывать симпатию.
Вспомните из детства такой сюжет: выйдешь во двор, а там соседский мальчишка вышел с краюхой хлеба с вареньем, и все бегут к нему и просят откусить. Если он делится, то его все обожают. А если не делится? Если мама сказала: «Никому не давай!» — с ним никто не хочет дружить.
Этот очень простой пример на самом деле говорит о многом. Делиться пищей — это отдавать другому и наслаждать его. Это самый первый шаг к отдаче среди других людей.
Поэтому способность к отдаче начинаем развивать с умения делиться сначала пищей, затем игрушками. Уже до трех лет можно начинать тренироваться на маме. Затем в детском саду.
Но только НЕ через принуждение: «Пойди, поделись, я кому сказала!» А только через увлечение и положительный отклик — похвалу для ребенка с анальным вектором, обнять ребенка с кожным вектором.
Но в меру, без преувеличения. Как только ребенок нащупает этот момент удовольствия от отдачи, нужно пойти на уменьшение похвалы и поощрять уже за большую отдачу.
Поддерживая таким образом развитие этой способности до конца периода созревания психики, мы получим устойчивого человека, способного получать удовольствие от отдачи.
И как следствие, для его реализации в дальнейшем в коллективной форме отдачи это будет большим преимуществом.
Способность быть благодарным
Необходимость говорить о такой способности, как быть благодарным, может показаться странной. Благодарить за получение мы учим детей с самого раннего детства. Без «спасибо» попробуй выйти из-за стола.
Первый запрос на получение для маленького человечка — это голод. И первый источник наслаждения — пища.
Благодарность за пищу имеет глубокий смысл. При помощи лекций «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана попробуем понять, почему бывает так, что «спасибо» приобретает формальный характер и перестает откликаться у того, кому оно адресовано. Почему так важно сегодня уметь быть благодарным.
Чувство голода влечет человека к развитию, потому что пить, дышать и спать человеку обеспечено, а вот пищу всегда нужно добывать. Пища обеспечивает ребенку не только физическое, но и психическое развитие.
Если мы закармливаем ребенка, он не развивается, потому что нет нехватки в пище, нет чувства голода. Принудительное кормление, когда мы орем: «Не доешь — не выйдешь из-за стола!», или, еще хуже, насильственное кормление с оскорблениями: «Жри, скотина неблагодарная!», «Не доешь суп — за шиворот вылью!» или обсмеянием за столом наносят большой психологический ущерб ребенку.
В дальнейшем он не может получать наслаждение от жизни и достигать желаемого. Живет безрадостно, в апатии и унынии. Из такого состояния трудно быть благодарным. Ведь благодарность — это отдача за получение наслаждения.
Проблема с закармливанием сегодня касается не только отдельно взятого человека, а и целого поколения людей. Современные пищевые технологии обеспечивают продуктами десятки магазинов только в одном городском микрорайоне. Не нужно пищу добывать как раньше, с усилием. Ее могут привезти даже домой.
Только подумал о еде, дошел до холодильника — и уже сыт. Вот если бы такое увидел первобытный человек! Он бы поверил в такое, как думаете?
А в результате пища обесценивается. Человек не понимает, почему ни к чему не стремится, нет никаких желаний, уныла и безрадостна жизнь его.
Как научиться быть благодарным и научить благодарности своего ребенка? Сначала осознать чувство голода и помочь это сделать своему ребенку, т.е. не кормить его насильно, не заставлять. А дождаться, когда он сам скажет: «Я хочу кушать».
Затем, во время приема пищи, научить его сосредотачиваться насыщением, спросить его, заглянув при этом в глаза: «Вкусно тебе?» — и помочь ему почувствовать благодарность за то, что есть пища. Если вы сами будете это чувствовать, то непременно сможете передать это чувство и ребенку.
Благодарность к пище — это отдача за ПОЛУЧЕНИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ. Развивая эту способность с такого, казалось бы, малого обычного действия, но вкладывая в него глубокий смысл, мы учим ребенка быть благодарным за все, что дается в жизни, получать от этого наслаждение и достигать желаемого.
Способность к состраданию
От природы способностью к состраданию наделены люди со зрительным вектором. Что это за способность и какое значение она имеет для того, чтобы чувствовать себя в современном мире счастливым человеком?
Способность сострадать — это высшее проявление свойств в зрительном векторе. И направлено оно на тех, кто нуждается в этом. Это забота об одиноких пожилых людях, детях, оставшихся без родителей, больных людях и инвалидах.
Но это не значит, что способность к состраданию не доступна другим людям. Наоборот, развитый зрительный вектор задает тон в обществе, в направлении которого нужно двигаться и действовать для общественного благополучия.
И сегодня благодаря таким людям открываются хосписы для больных людей, создаются волонтерские организации для помощи одиноким пожилым людям. Сострадание выводит всех людей (независимо от вектора) на новый уровень развития, когда единоличное счастье не имеет права на существование. Потому что оно не имеет гарантий.
Человек не рождается со способностью к состраданию. Единственная эмоция, которая у него есть — это неприязнь: для того чтобы сохранить себя.
Способность к состраданию развивать нужно тоже с раннего детства. Обращать внимание ребенка на тех, кому нужна помощь — одинокой больной бабушке или другу в трудной ситуации. Если кто-то нуждается в сопереживании и сочувствии, то оказать эту помощь сначала вместе с ребенком и так же подкреплять этот опыт умеренным поощрением (похвалить, обнять), особенно если нет зрительного вектора.
Большую роль в развитии способности к состраданию играет классическая отечественная и зарубежная литература. Обсуждение чувств, желаний и поступков героев книги с ребенком помогает ему сформировать такие ценностные ориентиры, которые послужат прививкой от дурного влияния свободной информации.
Проявление чувственности, сострадания помогает создавать эмоциональные связи с другими людьми, которые наполняют жизнь человека, делают ее осмысленной и ценной.
Именно поэтому такие способности, которые мы рассмотрели в этой статье, являются очень актуальными в процессе воспитания.
Важно не пропустить возрастной период, когда эти способности становятся для ребенка такими, как будто он с ними родился.
Знакомство с тренингами «Системно-векторная психология» помогает вовремя направить родителей в воспитании детей. И нет большей радости для мамы, чем видеть, как ребенок становится счастливым.
«… До этого с садом всё было сложно. Сын либо плакал и не хотел туда идти, либо много пропускал из-за болезни. В группе вел себя достаточно тихо, дружил с парой других мальчишек.
После того, как я начала применять полученные на тренинге знания, в частности про то, как учить ребенка делиться пищей, всё изменилось.
Сначала сын начал носить в сад вкусняшки и делиться с другими детьми. А потом начал носить в сад своё Лего и ДАРИТЬ его другим детям! Радости моей не было предела, чего нельзя сказать о воспитательнице, которая очень переживала, что сын "дарит такие дорогие игрушки". Но у меня в голове в этот момент звучал голос Юрия "лучшее, что вы можете сделать для своих детей — это научить их делиться". Если бы у меня не было понимания, как это устроено, мне бы наверное тоже было жалко этих дорогих игрушек. Раньше этого понимания не было, и сын не хотел носить свой конструктор в сад, потому что "отберут, потеряется и т. п."
Эта история с Лего захватила и увлекла практически всех детей в группе…»
Регистрация на бесплатный вводный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.