Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Мотивация с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Как мотивировать человека сделать что-то, что от него требуется, но он не хочет? Особенно этот вопрос актуален для тех, кто занимает управляющие должности. Как грамотно мотивировать сотрудника, чтобы эффективность его труда росла?

Многие мои читатели уже не первый месяц следят за моими статьями на тему Системно-векторной психологии, поэтому кажется вполне естественным, что у большинства рождаются различные вопросы на тему, как применить полученные знания на практике. Одним из распространенных считается вопрос мотивации и самомотивации. Как мотивировать человека сделать что-то, что от него требуется, но он не хочет? Особенно этот вопрос актуален для тех, кто занимает управляющие должности. Как грамотно мотивировать сотрудника, чтобы эффективность его труда росла? Вопрос мотивации также будет полезен и учителям, воспитателям, репетиторам и просто родителям. Как мотивировать ребенка на выполнение, к примеру, домашнего задания, на посещение школы, врача и чего бы то ни было?

Стоит ответить, прежде всего, на главный вопрос. Собственно, зачем вообще нужно мотивировать человека? Любая психология, в том числе и Системно-векторная психология Юрия Бурлана, говорит о том, что все поступки человека всегда мотивированы желанием получить наслаждение. Мы делаем или стараемся делать только то, что приносит нам хоть толику удовольствия: физического ли, материального ли, морального ли. Любой поступок влечет за собой получение той или иной выгоды.

Но жизнь часто вынуждает нас делать то, что вовсе не приносит удовольствия и идет против шерсти с нашими желаниями. Для некоторых такими занятиями может стать уборка дома или готовка, для других – рутинная работа, для третьих - выполнение домашнего задания. И зачастую мы осознаем, что невыполнение данных обязанностей может стать источником печальных последствий, но и заставить себя бывает очень трудно. Сразу включается лень, находится множество «более важных» дел, внезапно начинает болеть голова.. «Я не могу выполнить эту работу» зачастую приравнивается к «Я не хочу». Для того чтобы «Я не хочу» заменялось в голове твердым «Надо», лень отключалась, а голова не болела, существуют такие вещи, как мотивация и самомотивация. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет по-новому взглянуть на данную проблему.

Ведь все мы разные и то, что может сподвигнуть на выполнение неприятного задания одного, второго едва ли заинтересует, а третьего и вовсе оскорбит. Согласно Системной психологии, существует 8 векторов, задающие определенные свойства и желания человеку. То есть для того, чтобы понять желания и потребности данного индивида, достаточно понять, какими векторами он обладает. Далее дело за малым – мотивация должна базироваться на этих самых желаниях и источниках удовольствия для каждого конкретного знакомого, сотрудника, учащегося, ребенка… (нужное подчеркнуть).

«Что я получу взамен?»

Наверное, не раз встречали таких людей. Ты их просишь что-то выполнить, а они в ответ: «А что я буду с этого иметь? А что ты мне за это дашь?» Но не спешите обижаться на такого человека и объявлять его врагом номер один. Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такие «корыстные», на наш взгляд, люди являются типичными представителями кожного вектора. Главным источником получения удовольствия для кожников являются материальные ценности (деньги), поэтому лучшим мотиватором для данного типа людей будет именно материальное вознаграждение. Они всегда действуют из соображения «польза-выгода», поэтому с ними проще всего договориться. Хотите, чтобы ваш знакомый или близкий человек что-то сделал для вас – просто предложите адекватное вашей просьбе вознаграждение, и он в тарелку расшибется, но выполнит поручение.

Если вы имеете дело с детьми с кожным вектором, то тут главное не переборщить с вознаграждениями. Если будете давать за каждый шаг по сотке, то скоро сами останетесь голыми, а ребенок будет с вас брать все больше и больше. Отличным мотиватором для ребенка будет обещание какой-то большой награды «на финише». Например, поездка в отличный спортивный лагерь, если весь год будет учиться на одни четверки и пятерки. Главное – строго расписать правила и выполнить обещание при соблюдении всех пунктов. Не выполнил – нет награды.

Для работника с кожным вектором лучшей мотивацией будут различные бонусы и премии, оплата тренингов личностного роста и успеха, различные награды за соблюдение дисциплины, повышение и многое другое.

«Даже «спасибо» не сказал!»

В противоположность кожному вектору Системно-векторная психология выделяет обладателей анального вектора, которые никогда не требуют награды или компенсации за свои услуги, готовы делать все безвозмездно, но если вы не скажете им «Спасибо», то могут обидеться на всю жизнь. Такие вот они честные, справедливые, но очень злопамятные и обидчивые. Главной ценностью жизни для анальников являются почет, уважение, а также гармония в семье и верные друзья. Материальные ценности их не очень интересуют, зато ради похвалы зачастую готовы в лепешку разбиться.

Перфекционисты по природе, люди с анальным вектором все привыкли делать идеально. Отличной мотивацией для них будет, если вы их похвалите, отметите, еще лучше, если это будет публично. Например, вручение похвального листа или грамоты при всем коллективе фирмы или школы принесет человеку с анальным вектором столько удовольствия, сколько кожнику приличная премия. Не будет похвалы или хотя бы простого «спасибо», анальник скиснет, расстроится и будет выполнять работу с меньшим удовольствием и охотой. Главное, не переборщить, ибо люди с анальным вектором привыкли получать ровно столько, на сколько заслуживают, по справедливости. Хорошим поощрением также станет что-то связанное с семьей или любимым делом. Например, женщина с анальным вектором обрадуется подарку различных принадлежностей для готовки или вязания.

«Обещание счастливого будущего»

Уретральный вектор, согласно Системной психологии Юрия Бурлана, направлен в будущее. Мужчина с таким вектором – настоящий вождь. Такого человека не заставишь выполнять то, что ему не хочется, денежными вознаграждениями, а если вздумаете его хвалить – только разозлите. Он не терпит отношения к себе «сверху вниз». Хочется отметить его заслуги – восхищайтесь.

Мотивировать человека с уретральным вектором достаточно сложно. Единственный, пожалуй, способ – показать ему все глобальные перспективы будущего, которые последуют, если он будет делать «то-то и то-то». Например, если уретральный ребенок не хочет ходить в школу, распишите ему, что если он будет прилежно посещать все занятия, то сможет стать великим летчиком или космонавтом. Хотите, чтобы ваш уретральник наконец-то прибрался в комнате – расскажите ему, какой великий поступок он делает, убирая за собой грязь (например, спасает бабушку от возможности получить приступ радикулита). Благородный вождь смилостивится над вами и выполнит просьбу.

Сложнее дело обстоит с верхними векторами. Ведь верхние вектора, выделяемые Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, отвечают за творчество, духовность, какие-то нематериальные вещи. Тут для мотивации нужна более тонкая работа. Например, лучшим стимулом для человека со зрительным вектором будет эмоциональная связь. Работа, где есть сотрудники, к которым привязан зрительник, будет приносить больше удовольствия. В школе, где у маленького обладателя зрительного вектора много друзей, ребенок будет и отметки получать более высокие, нежели в коллективе, где никто его не любит. Еще одним стимулом для зрительника могут стать новые эмоциональные впечатления. Например, периодические походы в кино, на выставки, концерты и многое другое. Такое чувство, как любовь станет отличной мотивацией обладателя зрительного вектора для творчества.

Отличной мотивацией для эффективной работы человека со звуковым вектором становится тишина. В обстановке, где вечно разговаривают или шумят, обладатель чувствительных ушей просто не может сосредоточиться и настроиться на нужный лад. Спокойно работать и чтобы никто не трогал и не отрывал от дела – пожалуй, идеальные условия, которые смогут смотивировать звуковика на работу. Для оральника же, наоборот, отличным стимулом станет возможность с кем-нибудь поговорить, блеснуть новой шуткой или рассказать свежую сплетню… И так можно искать способы мотивации того или иного человека до бесконечности. Главный принцип – определяем вектора и задумываемся, что будет являться источником наслаждения для того или иного человека.

Самомотивация с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана строится по тому же принципу. Однако себя, согласитесь, заставить выполнять нелюбимые обязанности намного сложнее. Для этого нужно постоянно придумывать стимулы-поощрения, которые ждут нас по окончанию работы. Например, кожник после особо трудной рабочей недели может устроить себе в награду поход по магазинам, а анальник проведет вечер с семьей. Зрительник порадует себя просмотром хорошего фильма, а звуковик долгожданным уединением. Главное – ставить себе цель, ради которой вам приходится временно терпеть свое «не хочу». Это должно быть именно то, что принесет максимум удовольствия, большой куш, ради которого можно и стоит терпеть. Быть может, обладатель звукового вектора мечтает отправиться в священные места Индии? Чем не мотивация для усердной работы в течение года?

Автор публикации: Вера Агибалова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 113885 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 113885 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X