Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Малый не промах: я Курт, я Воннегут!

Поразительна системность созданного Куртом Воннегутом персонажа. Звуковик в одном из самых тяжелых состояний. Мечтающий только об одном: нырнуть с головой под одеяло и там умереть. Именно об этом печальная история одного бесконечно одинокого мальчика...

 

«То be is to do» – Сократ.

 «To do is to be» – Жан‑Поль Сартр.

 «Do be do be do» – Фрэнк Синатра

Курт Воннегут, Малый не промах

 

«Этот малый - не промах», скажут про какого-нибудь шустрого малого.

Но тот малый, Руди Вальц, о котором пойдет речь, не таков. Единственный раз в его жизни, когда он не промахнулся, был день, когда он чистил отцовскую винтовку и случайно нажал на курок. И надо же было случиться такому совпадению — в доме напротив беременная женщина пылесосила ковер... В тот день малый Руди убил не только тех двоих. Не по злому умыслу этот выстрел убил человека в нем самом.

Кроме убийственного, тяжело воспринимаемого, сюжета, произведение удивительно интересно двумя составляющими. Первое: особым приемом описания. И без того кошмарное, невыносимое повествование прерывается в пиковые минуты страдания героя выдуманной его собственным сознанием пьесой... Это очень волнующий прием.

1

Первый раз — в тюрьме,  когда к нему, 12-летнему мальчику, приводят мужа беременной женщины, которую он давеча застрелил. Пьеса в лучших традициях гротеска и жестокой сатиры. Не хватает только гэгов.

Второй эпизод пьесы — случайно услышанная ссора брата с женой, которая заслуженно называет его, Руди, грязной свиньей: Руди так давно не мылся, что от него уже воняет. О чем жена и сообщает брату...

а в это время Руди думает:

 «...хорошо было сидеть совсем тихо на галерее, ловить все звуки, всплывавшие ко мне снизу. Я не хотел подслушивать. Я вслушивался в музыку слов... И внизу подо мной, но невидимо для меня, разыгрался дикий нестройный дуэт для скрипки и контрабаса. У них обоих были такие красивые голоса. Она была скрипкой, а он – контрабасом.

А может, это была музыкальная комедия..."

Комедией герой называет случайно услышанную им ссору. И эта «комедия» и та, что была написана им самим, провалившаяся на второй день — попытка превратить боль в смех. Высмеять ее, уничтожить. Но звуковым людям это не под силу — нет таких свойств.

В третий раз Руди пишет пьесу в своем воображении, встретив девушку, мысль о которой пронес через всю жизнь, в образе беззубой наркоманки, которая пытается выпросить у него амфетамин. Вместо того, чтобы попытаться помочь ей, Руди просто сдает ее полиции. Маска, за которой он так старательно прятал всю жизнь свои боль и страх, окончательно прирастает к его лицу и душе. 

Или нет?..

Вторая, но далеко не по значимости, составляющая — это поразительная системность  созданного Куртом Воннегутом персонажа. Звуковик в одном из самых  тяжелых состояний. Мечтающий только об одном - нырнуть с головой под одеяло и там умереть.

Именно об этом печальная история одного бесконечно одинокого мальчика.

 

Не писатель, а убийца

Он хотел стать писателем, а стал убийцей.

Подозревал ли непревзойденный Курт Воннегут, как близок он к истине? Ведь именно так и обстоит дело: анально-звуковые люди - прирожденные мастера Слова. Они будто слышат эти слова внутри себя, выуживают их по частям из тихого воздуха.  Очищают их от шелухи, неточностей, шлифуют тонким камертоном на слух. И на свет рождается новое чудо рук человеческих, мысли человеческой. И правит мир на свой манер. Так, как не сможет больше никто. 

«Ж е н е в ь е в а. Я думала, что он слабоумный гений!

Ф е л и к с. Это еще что такое?

Ж е н е в ь е в а. Так бывает: дурак дураком, а что‑нибудь одно делает блестяще – например, играет на рояле.

Ф е л и к с. Нет, он на рояле не играет.

Ж е н е в ь е в а. Ну, зато пьесу написал, ее даже в театре поставили. Может, он мыться не любит. Может, у него друзей нет. Может быть, он вообще боится людей – ни с кем не разговаривает. Но пьесу‑то он написал. И запас слов у него огромный. Мы с тобой вместе меньше знаем слов, чем он один, а иногда он такое скажет – и умно и остроумно".

И они же, анально-звуковые люди, в тяжелых состояниях — жестокие безжалостные убийцы. Нет ценности тела в звуке. Есть обида на Бога в анальности. Тоже вынашивает долгое время. Только в этом случае на свет рождается монстр.

2

Так, двое появляются на свет от одной матери. Одинаковые по форме и разные по содержанию. 

До 50-ти лет он обслуживал своих родителей, положил жизнь в попытке хоть как-то оправдать свое существование. Каждый день он слышал, что он убийца. И лишь раз, от своей учительницы, что — писатель. Он не поверил: он слишком часто слышал, что убийца... И в его родном городке, смерть называют «зрачок закрылся».

Удивительно наглядно автор показывает картину трансформации маленького звуковичка - гения - в ничто. Он никогда не взрывал школ, не расстреливал сограждан, он даже не пытался покончить с собой... Он просто превратился в ничто.

Это похоже на тот же самый перенос реальности в иллюзию и наоборот. Мир вокруг него был иллюзией, которая превратилась в реальность. Окружающие  внушили ему, что он ничто, и он стал ничем.

Нейтро.

 

Отщепенец

Одно из самых нереальных мест романа — описание героем себе подобных. Как он представляет себя и «таких, как он». Он называет их Нейтро.

«...Люди судачат о том, что в Гринич‑Вилледж, куда ни пойдешь, обязательно наткнешься на педераста, а мне в этот день бросались в глаза одни только бесполые существа, нейтро. Это были такие же одиночки, как я, они тоже привыкли ждать любви невесть откуда и были точно так же, как я, уверены, что все милое, желанное непременно заминировано, насторожено, как западня.

И у меня родилась ужасно смешная мысль. Когда‑нибудь мы все, бесполые, нейтро, повыползем из своих норок и устроим демонстрацию. Я даже придумал, что именно будет написано на нашем знамени, которое развернется во всю ширину Пятой авеню. Огромными буквами, в четыре фута вышиной, там будет начертано одно слово:

EGREGIOUS

Многие думают, что это слово значит «ужасный», или «непростительный», или «из ряда вон выходящий», но на самом деле это слово гораздо интереснее. Оно означает, что кто‑то «отбился от стада».

Только представьте себе: тысячная толпа людей, и каждый из них «отбился от стада», каждый из них – отщепенец."

Бесполые, асексуальные, непригодные особо ни к чему. Это они, неудавшиеся люди. Звуковые гении, которые знают «много слов», но почему-то почти никогда не произносят их вслух.

3

И если они и отправятся куда-то все вместе, то конечным маршрутом их вполне может быть высокий мост или же залежи взрывчатки на таком же, как они сами, бледном, неприметном заброшенном заводе...

В этом романе так же реалистично и подробно поселился и еще один звуковик, только кожно-звуковой - летчик. Которому, разумеется, плевать на жизни пассажиров и свою. И который изобрел, конечно, идеальное приспособление для бомбометания с самолетов. Что же еще?

«...Ж е н е в ь е в а. Мне так неприятно, что вы все слышали.

Р у д и. Да нет, не волнуйтесь. Я бесчувственный, как резиновый мячик. Вы сказали, что меня никто не замечает, что меня даже не обслуживают…

Ж е н е в ь е в а. Вы и это слышали?

Р у д и. Все оттого, что я бесполый, нейтро. У меня нет пола. Меня вся эта сексуальная возня даже не интересует. Никто не знает, сколько таких бесполых людей, потому что они – невидимки. А я вам вот что скажу – их здесь миллион. Им бы устроить парад с плакатами:

РАЗОК ПОПРОБОВАЛ – С МЕНЯ ХВАТИТ; ЖИЛ ОДИН ДЕСЯТЬ ЛЕТ, САМОЧУВСТВИЕ ОТЛИЧНОЕ; ХОТЬ РАЗ В ЖИЗНИ ПОДУМАЙ О ЧЕМ‑НИБУДЬ, КРОМЕ СЕКСА.

Ж е н ев ь е в а. А вы, оказывается, остроумный.

Р у д и. Слабоумный гений. В жизни ни на что не гожусь, зато подмечаю самое забавное.»

Подобное самоощущение характерно для кожно-звуковых мужчин. Нельзя назвать литературных героев системными на 100%. Но то, как это отображает автор, говорит многое и о самом авторе. Это не значит, что герои пишутся с автора. Но подобное самоощущение невозможно выдумать.

Да и зачем?..

 

Нереальность

Мы понимаем: герой, чтобы окончательно не сойти с ума, пытается всеми силами абстрагироваться от чудовищной реальности и ныряет в придуманный им самим мир. Все его пьесы проваливаются.  В том числе и та, которую он действительно написал.

Когда увидит на афише свое имя и название своей первой и последней пьесы, он вдруг поймет,что никакой он не драматург... Его даже перестали пускать в театр, потому что он не понимал ни слова из своей же пьесы. Он не помнил ее, а она в свою очередь была бессмысленной.

Но он не переживал: он впервые за 38 лет увидел  ее - настоящую живую реальность и в ней -  людей. Впервые спустя много лет после своего выстрела, когда он убил беременную женщину, пылесосившую ковер.

Он не был Малым Без Промаха. Он был просто человеком. Не готовый к такому повороту событий. Никогда не выходивший наружу. Единственной его попыткой сделать это и была эта пьеса.

4

Неудачная попытка, как и любое действие без привычки и навыка. Потому что сначала выходить наружу  очень  тяжело. Часто провально. Но чем чаще это делать, тем легче это становится. Так же, как  «закрыть чей-то зрачок» трудно лишь в первый раз. И сама планета уже почти мертвец и давно уже наглоталась всего на свете «Драно». Как и та девушка, Селия,  ставшая беззубой наркоманкой...

Провалившаяся пьеса. Олицетворение звуковой замкнутости на себе самом. Когда кажется, что все, что происходит во внешнем мире — иллюзорно. По-настоящему реально то, что в твоей голове. Но это самая жестокая иллюзия, которая только может быть! Все кардинально наоборот: проекция — это наше восприятие мира. То, как мы это видим сквозь нашу черепную коробку. Пропущенное через себя. Не реальность. Не правда. Эго.

«Зашел в кафе, сел за столик, а его даже не обслуживают – потому что его там и нет».

Отсутствующая фонема. Вроде она есть, а вроде и нет. Иногда он напевает себе под нос какой-нибудь негритянский мотивчик, когда готовит свои кулинарные шедевры. Чтобы забыть, что он живет на планете мертвецов...

 

Занавес

Вообще все произведение пропитано смрадной «бесполостью» душ. Люди не существуют друг для друга. Надо сказать, тенденция довольно частая в произведениях Воннегута, написанных совершенно по-звуковому. Те же «Сирены Титана». Кажется, невозможно себе представить, чтобы люди могли выдержать такие страдания. Никто, кроме человека, поглощающего  и испытывающего самые тяжелые нехватки на свете, не может этого понять...

Такая кошмарная концентрация одиночества, целых сто тысяч лет звукового одиночества. Или всего одна звуковая жизнь, где тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет.  Это то, что не конечно, в отличие от всего остального. Оно бесконечно, так же, как и Тот, кого стремится познать эта особенная горстка из целого человечества...

Скоро, скоро конец этому сообществу, которое, подобно аллигатору, поглощает само себя.

Трудно оторваться от этих странных, тяжелых и мрачных сказок, переплетенных с явью так тесно. Эта звуковая бездна затягивает, как воронка, и уже невозможно вынырнуть пока не достанешь до самого дна.

«… Р у д и.  Нейтро – чудесные слуги. Они не претендуют на особое внимание, а готовят почти всегда прекрасно.

Ж е н е в ь е в а (ей жутко).  Вы такой странный человек, Руди Вальц.

Р у д и. Потому что это я – убийца.

Ж е н е в ь е в а. Что?

Р у д и. Да, у нас в семье есть убийца. Только это не отец. Это я.

Пауза.

Занавес»

 

Он не был убийцей. Он был просто одним одиноким мальчиком.

Автор публикации: Зарина Судорина, филолог-литератор
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35849 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 5 Отправить комментарий
Юрий Аленко 12 августа 2014 в 12:08

Спасибо за обращение к творчеству Курта Воннегута! Это удивительный писатель! Каждую его повесть читаешь, затаивая дыхание. Но чего стоит, к примеру, его "Такие дела..." из "Колыбели для кошки". Хочу попросить Зарину Судорину написать комментарий и на ту повесть.
Спасибо!

Анна Фролова 06 апреля 2012 в 18:04

Да, звуковое одиночество - страшная штука. Даже если у звуковика с нехватками объективно все хорошо, и есть люди, которые его действительно любят, он все равно чувствует себя одиноким, и небезосновательно. Страдают не только психи и убийцы, но даже развитые и реализованные звуковики: Маркес написал "Сто лет одиночества", в песнях Щербакова встречаются такие слова:
Людей так много на Земле,
И все чужие.

На всей Земле, на всей Земле
Не хватит места нам.

Игорь Бобров 29 августа 2012 в 02:08

Не понимаю, как это может быть "объективно все хорошо", если человеку плохо.
Страдают [...] даже развитые и реализованные звуковики"
То есть от этого никуда не деться, это как приговор? Печально...

Анастасия М. 29 августа 2012 в 15:08

Все просто, ведь тут имеется в виду, что плохо внутри, вне зависимости от общективных внешних обстоятельств, которые могут быть даже самыми благопричтными. А внутри - плохо, звуковой вектор требует ответа на свои вопросы,требует и не получает. Почему страдают "самые развитые и реализованные"? Потому что опять же это внешне человек для всех будет казаться успешным, а сам для себя, внутри его темперамент, его ненаполненное желание будет оставаться куда больше чем все то, чего он достиг на данный момент. Звуковое желание - самое огромное, самое трудоемкое в своей реализации.

Приговор? Конечно нет. Куда деться? Давать звуку эту необходимое наполнение. Уже сейчас это куда проще, ведь вы как минимум начали с того, что уже знаете что такое звуковой вектор и какое именно бессознательное желание не дает покоя...

Веряскин Сергей 05 апреля 2012 в 17:04

Браво.... Читая, очень отчетливо ощущается звуковая дипрессия... Внутри каждой строчки...