Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Необщительный ребенок: одиночка или изгой

Ребенок уходит в себя, отгораживается от окружающего мира, на обращения реагирует через раз или рассеянно, не проявляя интереса. Почти ни с кем не общается, у него нет друзей среди сверстников, предпочитает проводить время наедине с самим собой.

Родители точно знают, что он умный и талантливый, но не могут понять причин его отчужденности и замкнутости, а сам он не говорит, в чем дело, а может, и не знает.

картинка Как помочь ребенку социализироваться

Больно видеть, когда у ребенка, хоть у малыша, хоть у совершеннолетнего, серьезные проблемы с общением и социализацией. И больно чувствовать собственное бессилие. Непонятно, в чем причина этой ситуации и как помочь ребенку из нее выйти.

Избирательный контакт у ребенка

Конечно, каждый человек, в том числе маленький, выбирает, с кем ему общаться интереснее и приятнее. У кого-то круг общения шире, у кого-то теснее — это нормально. Но есть такие люди, у которых не получается найти себе друзей и собеседников, а контакты с большинством окружающих им неприятны, они не вписываются в коллектив, а часто даже и не пытаются.

Дело в особенностях психики. Замкнутость, необщительность, желание отгородиться от остальных обычно проявляются у людей со звуковым вектором, если стрессовые обстоятельства препятствовали развитию или применению свойств этого вектора в дальнейшем.

Во-первых, у детей со звуковым вектором более чувствительный слух. Любой человек испытывает дискомфорт от шума, крика, неприятных и навязчивых звуков. А если слух более чуткий, то и порог, за которым начинается дискомфорт, ниже, и неприятные ощущения при этом сильнее.

То есть вам, например, будет некомфортно, если вам гаркнут на ухо, а вашему ребенку тяжело переносить, когда вы лишь слегка повышаете голос, возможно, даже не замечая этого. Бывает, что просто тембр голоса, особенно высокий, ему неприятен. Тогда каково же ему приходится в детсаду, в школе или во дворе, где другие дети галдят, визжат, плачут, а на них еще и взрослые кричат и ругаются?

Во-вторых, обладатели звукового вектора особо чувствительны к смыслам слов. Они лучше улавливают интонации и оттенки смыслов, ближе воспринимают, что говорящий вкладывает в свою речь. Любому неприятно слышать брань, ругань, оскорбления, проявления отрицательных эмоций. А такие дети чувствуют этот негатив на порядок сильнее. В этом случае первое, что хочется сделать, — это оградить себя от услышанного: уйти подальше, туда, где не слышно, или уйти в себя, закрыться и не замечать, не реагировать.

В-третьих, такому ребенку от природы присущи задумчивость, сосредоточенность, желание размышлять, изучать, задавать вопросы и находить ответы. Это его врожденная особенность, даже потребность, и такие занятия доставляют ему удовольствие. Ему просто необходимо иногда побыть наедине со своими мыслями, не по-детски глубокими и объемными. Окружающий шум или потоки лишней информации ему мешают. Он снова и снова будет стараться где-нибудь скрыться, уединиться или уйти в себя.

Но далеко не все обладатели звукового вектора закрываются от окружающего мира и избегают общения. Почему одни могут адаптироваться, а другие испытывают серьезные проблемы?

Почему ребенку трудно или не хочется общаться

Ребенок постепенно уходит в себя и теряет интерес к общению, если у него недостаточно возможностей развивать и применять свои свойства.

Ребенку нужно размышлять, находить ответы на вопросы, изучать что-то новое, выражать свои мысли и идеи. Такие дети растут почемучками, и вопросы у них порой серьезные и глобальные: «А зачем мы живем?», «А откуда мы взялись?», «Как устроена Вселенная?», «Что будет после смерти?». Если у ребенка нет возможности обдумывать какие-то интересные задачи и делиться своими умозаключениями, он более склонен уходить в свой внутренний мир.

Сверстники могут казаться ему скучными и глупыми, особенно когда он становится постарше — тогда уже и не любого взрослого он посчитает умным и стоящим внимания. А чего тратить свои мысли и слова на тех, кто все равно не способен их понять?

Контакты ребенка становятся более избирательными: он выбирает людей более спокойных, интеллектуально развитых, с более тихим и приятным голосом, способных слушать и понимать его, невзирая на его возраст. А если ему вообще не удается найти друзей и собеседников, то со временем он начинает испытывать к окружающим неприязнь. И чем дальше, тем сложнее ему вливаться в коллектив и общаться.

Звуковому ребенку нужно научиться вслушиваться, для этого звук должен быть тихим.

картинка Избирательный контакт у ребенка

Даже если у ребенка есть все условия для интеллектуального развития и множество интересных занятий, он может замыкаться и испытывать трудности в общении, если находится в длительном или чрезмерном стрессе. Также ему становится сложнее учиться и воспринимать информацию, особенно на слух.

Стрессовое состояние у ребенка часто вызывает ситуация дома, в семье. Когда на ребенка кричат, когда его оскорбляют, бьют, игнорируют, угрожают ему — для него это сверхстресс. Ссоры между родителями, крики, слезы, грубые слова и матерная лексика также лишают ребенка ощущения защищенности. Естественная реакция на опасность — спрятаться, хотя бы в своем внутреннем мире.

Даже если ребенок не слышал в семье ни одного грубого слова, ни разу не был свидетелем конфликтов между взрослыми, он все равно может испытывать стресс, если мама находится в плохом состоянии. Как бы она это ни прятала, как бы ни старалась делать вид, что все хорошо, ребенок бессознательно чувствует, если это не так. Мамины страхи, тревожность, депрессия, апатия, неудовлетворенность жизнью и прочее — все это сказывается на ребенке.

Неблагоприятная ситуация в детском саду или школе также вредит ребенку. Если взрослые кричат, ругаются, не желают прислушиваться к жалобам, это тоже лишает ребенка чувства безопасности и провоцирует в нем замкнутость. Равно как и ситуация, когда одни дети обижают других детей.

Детский коллектив — это своеобразное миниплемя, в котором есть соплеменники и есть изгои. И если ребенок не вписывается в «племя» из-за своей непохожести, он может стать изгоем. Учителя и воспитатели часто даже не замечают проблем с неконтактностью у ребенка.

У подростков ситуация усугубляется еще и гормональными изменениями, а также естественным желанием быть самостоятельным и независимым от взрослых. Ощущение, что «никто меня не понимает», особенно сильное. Сама по себе отчужденность от окружающего мира не проходит с возрастом, а часто, наоборот, усугубляется. Прошлые неудачные попытки стать частью коллектива могут уже у взрослого человека загубить любое желание общаться и искать единомышленников.

Как помочь ребенку социализироваться

Важно ясно понимать, как устроена психика вашего ребенка, осознавать ее особенности, причинно-следственные связи. Чтобы поведение родителей, их взаимоотношения с ребенком всегда выстраивались с учетом того, какое влияние оказывается при этом на состояние ребенка. Чтобы автоматически соблюдались четкие правила — что можно, что нельзя и как правильно.

Уронишь ребенку камень на ногу, и ему будет больно, он получит физическую травму — это не нужно объяснять. Закричишь на ребенка — ему тоже будет больно, он получит психоэмоциональную травму. Это должно быть так же ясно, как с камнем.

картинка Необщительный ребенок. Что делать?

Чего родителям делать категорически нельзя:

  1. Бить, оскорблять, унижать, угрожать — тем самым лишать ребенка чувства защищенности и безопасности и тормозить его развитие и адекватное взаимодействие с окружающим миром.
  2. Кричать на ребенка и в его присутствии. Это правило можно было отнести к первому пункту. Но если имеем дело с ребенком-звуковиком, то вредить ему может крик даже без негативной эмоциональной окраски. Ребенку плохо, потому что громко.
  3. Выяснять отношения при ребенке, скандалить, употреблять ненормативную лексику.
  4. Прямо или косвенно упрекать за его особенности, непохожесть на других детей или несоответствие вашим ожиданиям. Вместо того, чтобы подтолкнуть ребенка к изменениям в желаемую сторону, это скорее заставит его замкнуться и отгородиться.

Что делать нужно:

  1. Исключить стрессовые для ребенка факторы.
  2. Улучшить психоэмоциональное состояние родителей и атмосферу в семье.
  3. Обеспечить тишину, минимизировать причиняющие ребенку дискомфорт шумы.
  4. Обеспечить ребенку условия для реализации его врожденных качеств: подобрать интересные и полезные для него занятия.
  5. Говорить с ребенком о нем, его интересах, его мыслях, его переживаниях, слушать его максимально сосредоточенно и увлеченно, не отмахиваясь от его слов в виду возраста. Ему важно чувствовать себя интересным и понятым, ощущать обратную связь.

Что делать можно:

  1. Увлечь ребенка музыкой. Очень полезным для такого ребенка будет обучение в музыкальной школе — у него природный потенциал для таких занятий. Хорошо также просто тихо включать фоном классическую музыку.
  2. Привить ребенку интерес к чтению качественной литературы. Важно делать это на собственном примере, просто словесные рекомендации не работают. Хорошие книги разовьют и интеллектуальные способности, и запас слов, и воображение, и эмоциональную чуткость, заложат понятия об устремлениях, принципах и идеалах, а также помогут ребенку в общении и социализации — на примере полюбившихся персонажей.
  3. Заинтересовать ребенка распознаванием качеств других людей. Понаблюдать вместе с ним за кем-то из знакомых и предложить порассуждать, какой это человек, почему он так себя ведет, какие слова, манеры и поступки говорят о его особенностях, что ему наиболее приятно и т. д. Если удастся включить ребенка в такую игру, то его интерес к окружающим будет расти естественным образом.
  4. Подростки менее восприимчивы к советам взрослых, поэтому их можно попытаться подтолкнуть к самостоятельному изучению особенностей собственной психики, например задавая наводящие вопросы. Информация, найденная ими самостоятельно на интернет-ресурсах или в мобильном приложении, будет ощущаться более ценной.

Ребенок с избирательным контактом — это гений в потенциале. Он может быть талантлив в музыке, иностранных языках, писательстве, науке, компьютерных технологиях, инженерии и конструировании, искусстве — во всем, чем будет искренне увлечен. Его успехи зависят не только от его знаний и стараний, но и от умения взаимодействовать с окружающими, сотрудничать с ними, делиться информацией и впечатлениями, испытывать интерес и вызывать его, быть приятным собеседником и притягательной личностью.

Родители способны помочь ребенку, если знают его особенности и грамотны психологически.

Корректор: Анна Мороз

Автор публикации: Екатерина Жаворонкова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78636 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78636 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78636человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X