Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Неприязнь и познание

Э. Фромм, изучая в свое время агрессию, пришел к интересному выводу о том, что ее можно разделить на два вида: доброкачественную (инструментальную) и злокачественную (враждебную). Причем последнюю Фромм считал характерной только для человека...

Мир, в котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность нашего мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии, информации (разнообразия). Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существования объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией. В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах — генетические, морфологические и другие взаимодействия,в обществе — производственные, экономические и другие отношения.

Проф. В. А. Ганзен. Системные описания в психологии

Э. Фромм, изучая в свое время агрессию, пришел к интересному выводу о том, что ее можно разделить на два вида: доброкачественную (инструментальную) и злокачественную (враждебную). Причем последнюю Фромм считал характерной только для человека.

Он определил злокачественную агрессию как неадаптивную ее форму, имеющую в первую очередь социальные корни, а не биологические. С этим наблюдением немецкого философа и социолога и сегодня трудно не согласиться, учитывая полное отсутствие злокачественной агрессии у животных, которые, в отличие от человека, не являются существами социальными. Давно замечено, что у охотничьей собаки, которая гонится за зайцем, примерно такое же «выражение» морды, как и в те моменты, когда она встречает хозяина или находится в другом предвкушении чего-то приятного. Подобное «радостное безразличие» во время акта агрессии наблюдается в большей или меньшей степени и у других животных как по отношению к другим видам, так и по отношению к своим же собратьям. Животные сбалансированно агрессивны, их агрессия на удивление рациональна и точна, безошибочна по отношению к целям выживания в конкретных природных условиях.

А вот с человеком все намного сложнее. Человек способен быть агрессивным неадекватно своему окружению, способен радоваться чужому горю и испытывать ненависть, а потому в нем присутствуют оба вида агрессии. Злокачественная агрессия человека через призму системно-векторной психологии — агрессия, обсуловленная наличием у него так называемых добавочных желаний.

 

Неприязнь

На лекциях по системно-векторной психологии подробно раскрывается процесс появления у человека психики, добавочных желаний. Сюда относятся: бессознательное ограничение ближайшим предком человека своего вышедшего из баланса с природой (собственным телом) добавочного желания к пище, последующее его ограничение и перенос на других людей с обретением способности их ощущать.

Результатом этого сложного ряда внутренних изменений в нашем древнем предке стало появление нового психического материала, созданного из обычного животного желания к пище, ведь последнее, по причине своего выхода из баланса с природой, оказалось под запретом и поэтому вынуждено было проявить себя вне желаний тела: сначала в форме желания совершить акт каннибализма по отношению к другому человеку, а потом, в результате примитивной сублимации человеком этого каннибальского устремления (потому что «нельзя»), — в форме нашей человеческой ненависти к ближнему. Этот, данный нам природой еще в первобытные времена минимум ощущения (познания) одного человека другим и называется в системно-векторной психологии неприязнью.

Волк не испытает никакой радости от того, что его партнер по охоте ранен, и не будет огорчаться, если партнер оказался более удачливым. А вот нам, людям, хорошо, когда другому плохо. И это исключительно наша, человеческая способность, данная нам природой неспроста: так мы первично ощущаем (познаем) других людей как ненавистных и претендующих не только на то, что нам принадлежит, но и даже на собственноличное поедание нас самих.

В виде человеческой неприязни перед изучающим системно-векторную психологию предстает некое особое свойство психики, «искра», которая в потенциале способна не только разгореться до размера громадного пламени, но и измениться качественно — стать обратной себе. А для того, чтобы разгореться (развиться), эта искра нуждается в таком же огромном количестве горючего материала, коим является не что иное, как наше добавочное желание к пище. И природа именно по этой причине активно помогает нам его приумножать.

Как это можно наблюдать в повседневной жизни, любое удовлетворенное желание со временем появляется снова, только уже в большем объеме. Обычно мы выражаем это по отношению к предыдущему способу удовлетворения словами «надоело», «наскучило», «морально устарело» и т. д., но внутри это всего лишь наше выросшее желание, которое требует уже немного большего для своего удовлетворения. Примерно то же происходит и с нашим базовым добавочным желанием к пище. Оно постоянно удовлетворяет себя и растет, требуя уже новых, более совершенных форм своего заполнения. Эти формы заполнения в системно-векторной психологии называются свойствами векторов. Все они на данный момент найдены и сложены в единую иерархичную систему (например, память в анальном векторе, любовь и страх — в зрительном, интуиция, индуктивность — в обонятельном и оральном векторах и т. д.) Раскрывая эти врожденные свойства (в собственных векторах) через работу на группу (пару, общество), человек тем самым удовлетворяет и наращивает свое добавочное желание к пище, а значит, и свою неприязнь, которая происходит из этого желания. Наоборот, не реализуя себя в группе, человек испытывает больше неприязни к окружению, поскольку его добавочное желание к пище способно заполнить себя только этой неприязнью.

 

Объединение и познание

Из всего этого можно понять, что противоположность неприязни — познание себя и других людей, поскольку неприязнь и есть по сути познание, только крохотное, первичное, и оно способно развиваться наружу, превращаясь в свою качественную противоположность.

Но как тогда внешне выглядит познание? Выглядит ли оно простым наблюдением, запоминанием, построением выводов? В принципе, все перечисленное — его частные составляющие, но в целом это понятие намного шире.

Познание — это раскрытие нами любых «спрятанных» от нас свойств. Сегодня мы раскрываем эти свойства внутри всех многочисленных связей, которые строим между собой, создавая семьи, группы, общество в целом. В их построение каждый вносит какой-то вклад согласно врожденным векторальным способностям: кожный человек проектирует инфраструктуру, создает закон; анальный систематизирует и передает знания; зрительный накладывает на нас культурные ограничения и так далее. При этом каждый из них взаимодействует с окружающими людьми, сублимированно их использует, но не примитивно, поедая их физически, а уже более сложно взаимодействуя с ними с помощью своей развитой сознательной (познающей) мысли. Например, кожно-зрительная женщина способна раскрыть в себе такие свойства, как любовь и сострадание, лишь в том случае, если будет прилагать усилия там, где эти ее скрытые свойства необходимы (уход за больными, медицина, воспитание детей, благотворительность и т. д.). В сущности, сострадание этой зрительной женщины скрыто в ее же страхе, но превратить страх в противоположность себе — познать сострадание (или любовь) она может, лишь адекватно реализовав себя в обществе, в правильной связи с другими людьми.

Ведь там, где появляются связи, появляется и форма, а значит, и разделение на внутреннее и внешнее — на противоположности, которые можно продифференцировать относительно друг друга, что и является познанием. Например, наш страх первоначально — это форма неприязни, но через наше включение в общество мы превращаем его в материал (содержание), из которого общество лепит уже новую, более сложную форму (любовь, сострадание).

И так везде: сначала происходит очередной виток роста неприязни между людьми, который грозит всеобщим распадом и гибелью, поэтому неприязнь ограничивается обществом (через закон, культуру) и «перерабатывается», сублимируется с обратной стороны этого ограничения в новые, более сложные виды социальных связей (внутри которых попутно раскрываются новые свойства). Это и есть наше коллективное познание — через интеграцию.

 

Познание в звуковом векторе

Неприязнь в звуковом векторе, в силу его свойств, имеет форму эгоцентризма, что вводит звуковика непосредственно в самую высокую систему соотношений между внутренним и внешним: я внутри и Бог (как категория) снаружи. У звуковиков личная неприязнь к «Богу», а вся их реализация в своем звуковом векторе с древних времен и по сегодняшний день не что иное, как «агрессия» по отношению к этой субъективной абстрактной категории.

Воевать с Богом можно по-разному. В негативном сценарии можно делать это в одиночку и только для себя, например, стать серийным звуковым маньяком городского типа. Можно выяснять отношения с Богом сублимированно (на пользу общества), делая, как вариант, операции на сердце в качестве хирурга. А в ином сценарии — просто объединиться с другими звуковыми людьми и целой группой звуковых ученых построить адронный коллайдер, изобрести глобальные телекоммуникации.

Звуковой человек пока еще формирует свои мысли по животному принципу, поэтому познание для него — разломать, вскрыть, посмотреть, что внутри. Это и есть высшая форма агрессии, свойственная человеку. Но такая агрессия способна быть коллективной и общественно полезной (доброкачественной), а значит, создавать внутри коллектива некие особые виды связей — связи звукового порядка. А внутри связей, как известно, раскрываются скрытые свойства, в данном случае — звуковые.

Например, ученые, объединенные в коллектив, добиваются больших результатов в своей работе, чем те, которые работают разрозненно. Отдельный человек может многое сделать, если нацелен на достижение общих целей (ведь он связан с обществом), но в группе люди еще теснее связаны между собой, работают на общество единым организмом, а значит, и эффективность их работы повышается.

 

Заключение

Из всего этого можно понять: наша ненависть к чему-либо — это иллюзия, которая существует только в наших ощущениях. Это то, чего нет. А чего именно нет, мы каждый раз выясняем все глубже и глубже: раскрывая новые формы взаимоотношений, связей, структур. Одним словом, совершаем интеграцию, посредством которой каждое вновь возникающее частное тут же включается в общее, иначе просто и не может быть.

Преобладание же процессов интеграции над процессами дезинтеграции, о которых говорит В. Ганзен в приведенной выше цитате, — это и есть один сплошной процесс интеграции, а иллюзию дезинтеграции возможно иметь, лишь смотря на процессы с точки зрения частности, а не общего. Исходя из этого, выражения: «Куда мир катится», «Раньше было лучше», «Это неправильно» (читать: «Это неправильно, потому что мне от этого плохо») и другие им подобные — не отражают полной картины того, что есть. Увидеть же полную картину возможно, лишь понимая общие вещи, а не отдельные частности, смотря на мир объемно — через всю восьмимерную матрицу психического.

Автор публикации: Павел ГОЛОВАШ, юрист.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41107 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 14 Отправить комментарий
maria kalugina 27 февраля 2015 в 22:02

Отличная статья! Один момент неясен : " Раскрывая эти врожденные свойства (в собственных векторах) через работу на группу (пару, общество), человек тем самым удовлетворяет и наращивает свое добавочное желание к пище, а значит, и свою неприязнь, которая происходит из этого желания. Наоборот, не реализуя себя в группе, человек испытывает больше неприязни к окружению, поскольку его добавочное желание к пище способно заполнить себя только этой неприязнью." Т.е. в любом случае неприязнь растет?

Михаил Савин 02 апреля 2015 в 16:04

Тут слишком много неясных моментов. Короче поиски Бога оказывается, это не что иное как неприязнь и ненависть к нему.

Татьяна Сарана 1 17 мая 2014 в 02:05

"Из всего этого можно понять: наша ненависть к чему-либо — это иллюзия, которая существует только в наших ощущениях. Это то, чего нет."
Все проблемы в наших головах, неприязнь выросла уже до огромных размеров и только исправление личного эгоцентризма поможет справиться с этой проблемой. А это возможно, если понять почему мне плохо, осознать причину.

Оюна Очирова 04 января 2014 в 23:01

Презабавный абзац))): "Звуковой человек пока еще формирует свои мысли по животному принципу, поэтому познание для него — разломать, вскрыть, посмотреть, что внутри. Это и есть высшая форма агрессии, свойственная человеку."
Уважаемый Павел, Вы, вероятно, пропустили кавычки, которые так и просятся вокруг слов "разломать, вскрыть, посмотреть, что внутри". Иначе звуковой поиск, звуковое познание представляются как то.. мягко скажем - забавно...

Иван Голубь 16 апреля 2014 в 20:04

у меня здесь встречный вопрос - как без этого "раскурочивания" обойтись звуковику? Животный принцип, животный принцип... а человеческий тогда где?

Татьяна Сарана 1 04 сентября 2014 в 20:09

Это будет тогда, когда поймут, что человек человеку друг, что мы один вид и нам необходимо научиться понимать друг друга.

Alvi Ayubov 07 декабря 2013 в 17:12

Павел, спасибо Вам за такой глубокий разбор. Необходимость интеграции человечества сегодня очевидна, стремительно развивающиеся современные тенденции к распаду общества на самых различных уровнях - тому подтверждение. А существенно сниженная неприязнь каждого человека после овладения системным мышлением - подтверждение состоятельности пути познания.

Елена Самохвалова 07 декабря 2013 в 00:12

Против кого сегодня дружим,господа Звуковики?) Вопреки чему или благодаря этому же?)

Александр Огнев 03 декабря 2013 в 16:12

Глубокая статья. Для своих ))) Без "звука" в ней не разобраться. А жаль. Создается закрытый мирок понимающих происходящее.
"Звук" - вообще интересная штука.
Например с помощью собственного "звука", "уретры" и "кожи" я Сам, без тренинга, разобрался в своём векторном устройстве. Агрессия по отношению к себе принесла конструктивные доброкачественные плоды. Правда, итог этого разбора заставляет теперь мой "звук" наслаждаться поиском подходящего ландшафта. А найти ландшафт для 8ми векторного набора в одном человеке - хорошая задачка.
Давайте придумаем, как добиться понимания происходящих процессов и необходимости изменений у тех, кто "звуком" обделен. Да здравствует доброкачественная агрессия ))

Александр Кутернин 26 ноября 2013 в 06:11

Павел, очень интересный разбор такой важно темы! Очень понравился момент про агрессию звуковика на бога. Если провести аналогию, как стая собирается в коллектив против внешнего врага, также звуковики должны объединяться в коллективы и приходить к все большему раскрытию, бессознательного. И каждый раз с увеличением пустот и неприязни, открывается новая возможность раскрыть еще большее. Получается что от избавления агрессии объединение с другими людьми единственный выход. Надеюсь что мы к этому придем рано, чем поздно. Спасибо за интересные мысли, есть над чем работать.

Павел Головаш 27 ноября 2013 в 13:11

Александр, избавление от агрессии - не самоцель, а лишь приятный побочный эффект. Мы так внутренне устроены, что всегда должны ощущать в ком-то (чем-то) угрозу своей целостности, а иначе не имеем сил развиваться. В определенный момент эта ситуация начнет меняться. Но пока даже зрительное толстовское "непротивление злу насилием" - это, по сути, противление и есть, только по принципу "анти".

Фёдор Тарасенко 26 ноября 2013 в 01:11

Павел, спасибо за статью! Очень интересный материал. Многие выводы понятны и легко наблюдаемы в жизни. Статья заставляет переосмыслить некоторые вопросы на новом уровне. Могу пожелать только продолжения исследования и ещё более глубокого описания затронутого вопроса.

По поводу вопроса объединения на почве коллективной неприязни можно сделать вывод, что сегодня такой путь, как верно заметил Максим, неприемлем, если мы имеем в виду внешнего "врага", потому что этот условный враг в наше время не снаружи, а внутри самого человека. Это отсутствие возможности понять других людей. При современном уровне глобализации, мы имеем слишком сильное смешивание представителей различных социальных, этнических, культурных, категорий населения, чтобы выделять среди них какую-то внешнюю "угрозу". Впрочем, этот вывод подразумевается в дальнейшем материале статьи.

Павел Головаш 25 ноября 2013 в 11:11

Максим, в основе это всегда "против", которое переходит в "за". Вопрос только в том, насколько в этом участвует наше сознание. Либо мы соглашаемся, либо природа сама нас ведет в этом направлении.

Максим Девицин 25 ноября 2013 в 07:11

Классный разбор темы, теперь понятно, почему большей реализации люди достигают на войне - идет мощная интеграция, подогреваемая на коллективной неприязни. Мы обязаны в итоге интегрироваться, иначе не выжить. Но интеграция на неприязни - это самоубийственный путь. В этом то и есть основополагающая проблема: объединяться "против" чего-то нам легко, а объединяться "за" очень сложно. В общем, есть куда стремиться.