Почему не получается сосредоточиться на нужных вещах
Неспособность сосредоточиться на деле, информации, иногда самой простой задаче убивает, заставляет чувствовать себя все больше тупеющим с каждым днем существом. С огромным трудом хоть что-то откладывается в голове. Все чаще ловишь себя на том, что уже третий раз перечитываешь абзац, а так и не понял написанного, хотя все слова по отдельности несложные. Не получается сконцентрироваться на смысле.

Отвлекает все подряд. Звуки особенно. То загудит что-то, то хлопнет, то кто-то что-нибудь скажет, крикнет, шепнет… Отвернешься, уставишься в окно — а там ничегошеньки не происходит, но все равно тупо пялишься. Ругаешь себя за то, что отвлекаешься. И снова на чем-то залипаешь.
И так постоянно. А ведь есть еще желание узнавать что-то, чему-нибудь учиться, как-то развиваться. Только как, если не способен сосредоточиться ни на чем важном? Вот на самокопании получается. Почему так?
Я всегда сосредоточен
Только не на том.
В действительности так и есть. Способность к сосредоточению — врожденная особенность людей определенного типа психики. Они всегда на чем-то сконцентрированы, но не всегда на чем-то нужном. Они же чаще других переживают по поводу проблем с мышлением, сосредоточением. Мыслительная деятельность, интеллектуальные способности — их жизненные ценности, потребности, источники удовольствия и, если все в норме, предмет гордости.

Мысль мысли рознь. Думать должно быть интересно. Думать о рутинных, бытовых вещах удовольствия не вызывает. Обычно у таких людей с детства возникают размышления на более глобальные темы. Устройство мироздания — как минимум. Приятно задуматься о чем-то необычном, таинственном, метафизическом. Нет нужды заставлять себя концентрироваться на интересной мысли — это происходит автоматически и с удовольствием.
А почему сосредотачиваться на мыслительной деятельности становится неприятно и сложно?
Легко понять человека, который чем-то обеспокоен, сильно переживает из-за какой-то проблемы и поэтому не может думать ни о чем другом. Например, безответная любовь, тревога за близких, трудности на работе. Все внутренние ресурсы, мыслительные процессы сфокусированы на одной проблеме — это причина неспособности сосредоточиться на чем-то еще.
А если нет таких явных причин, поводов для переживаний? В этом-то и сложность: причины эти есть, но у такого человека они не на виду, не связаны с чем-то привычным и каждому понятным. Чаще всего он сам этого не осознает.
Эти люди в большей степени интроверты и сосредоточены на себе, своих мыслях, состояниях. Сосредоточены, но не отслеживают этого, это происходит самопроизвольно. Чем хуже внутреннее состояние, тем сильнее это залипание.
Поскольку мыслительная активность — потребность таких людей, основной способ реализации врожденного потенциала, то недостаток эффективности умственного процесса вызывает неудовлетворенность. Состояние ухудшается еще больше: вроде бы ничего плохого не происходит, но становится противно, тяжело на душе. И так по кругу.
Ничего не хочется. Ни чем-то заниматься, ни общаться, ни к чему-то стремиться — апатия и потерянность. А попытки все-таки на чем-то сфокусировать внимание заходят в тупик, портят и без того безрадостное настроение, иногда вызывают физический дискомфорт, например головные боли, звон в ушах. Потому что главный ресурс — способность к сосредоточению — уже используется, только незаметно и не по назначению, а поэтому впустую.
Проблемы с сосредоточением: откуда и куда
Почему сбивается внутренняя программа, раз уж способность сосредотачиваться задана от природы?
- Не наработан навык. Сосредоточение — навык, как умение садиться на шпагат или читать на иностранном языке. Навык можно развить — в пределах потенциала, который у каждого свой. Иногда просто нет привычки вдумываться. Способность есть, но не развита, человек не знает, как к этому подступиться.
- Повлиял негативный опыт. Бывает, что обстановка травмирующая. Например, слишком шумно вокруг или от значимых людей слышатся неприятные смыслы — крики, ругань, оскорбления, насмешки, обесценивание. Тогда человек концентрируется на желании отстраниться, закрыться от этого. Попутно он обрывает потоки и нужной информации тоже. Если такое происходит систематически, то постепенно ослабевает способность воспринимать любую информацию и сосредотачиваться на ней.
- Ухудшилось внутреннее состояние. Навык есть, и способности развиты. Но вот накрывает что-то невнятное, апатично-депрессивное, и сосредоточение переключается на это состояние: в чем скрыты его причины, как оно проявляется — мысли явно или неявно крутятся вокруг этого. Человек весь в себе.
Как же выходить из этих состояний? Что поможет?
Знания: что происходит, почему происходит, на что ты способен, каким может быть итог.
Ну вот человек порезал руку. Он понимает, что с ним происходит: ранка кровоточит, потому что нож рассек в этом месте кожу. Понимает, что его организм способен затянуть ранку, а если ему помочь, то это произойдет быстрее. Понимает, что через пару недель на коже не останется следа, и человек сможет действовать рукой ловко и безболезненно. А если чего-то не понимает — обращается к специалисту и получает нужную информацию.
Так и с умственной сосредоточенностью. Нужно понимать, что происходит сейчас, что может происходить при других условиях и что это за условия такие.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает человеку знания о нем самом, которых ему не хватает для понимания происходящего.
Во-первых, начинаешь понимать, что раз тебя заботит вопрос сосредоточения, значит, это твоя внутренняя потребность, врожденное желание, а значит, и способность. В тебе есть талант к сосредоточению, надо только его достать.
Во-вторых, научаешься диагностировать свои состояния, понимать их — почему они возникают, чего тебе не хватает и как эти состояния влияют на все остальное. Становишься способен самостоятельно избавляться от этих состояний, освобождаться от влияния любых психологических травм.
В-третьих, получаешь представление о том, что же тебе по-настоящему интересно, способно зацепить и вызвать желание включить голову. Приходит осознание, что один ты — уникальная и необходимая частичка в колоссальной, гениально устроенной машине. Но для понимания всего устройства мало разобраться в одном винтике. Начинаешь присматриваться, прислушиваться к остальным, вдумываться в окружающие смыслы — это открывает другой уровень восприятия.
Когда знаешь, к чему именно прислушиваться, то легко улавливаешь информацию, которую не улавливают остальные. Первые узнавания, первые осознания, открытия дают почувствовать вкус от результата сосредоточенности на психике людей. Хочется больше и больше. И оно происходит само, затягивая и раскрываясь по-новому.
Постепенно горизонт расширяется, сфера того, что способно вызывать интерес и приносить удовольствие, растет. И ты жадно впитываешь это, мозг сам, без усилий сосредотачивается на нужном.
Вот так все поменялось у Ирины:
Ильшат тоже больше не жалуется на отсутствие сосредоточенности:
Екатерина сумела совсем иначе взглянуть на окружающую действительность:
