Почему не получается сосредоточиться на нужных вещах
Неспособность сосредоточиться на деле, информации, иногда самой простой задаче убивает, заставляет чувствовать себя все больше тупеющим с каждым днем существом. С огромным трудом хоть что-то откладывается в голове. Все чаще ловишь себя на том, что уже третий раз перечитываешь абзац, а так и не понял написанного, хотя все слова по отдельности несложные. Не получается сконцентрироваться на смысле.
«…Я читала параграф и не понимала прочитанного. Чтобы хоть как-то понять смысл темы, мне приходилось читать по 2–3 раза, и только тогда что-то складывалось. Это было очень утомительно... В моей голове не возникала картина, я не могла воспроизвести цепочку событий, было такое чувство, что пелена в голове, полный ступор…
…Вспоминаются такие моменты, когда, смотря какую-то передачу, вообще не могла понять, о чем говорят, я не могла уловить смысл. Было очень страшное ощущение себя, что теряешь связь с действительностью…»
Отвлекает все подряд. Звуки особенно. То загудит что-то, то хлопнет, то кто-то что-нибудь скажет, крикнет, шепнет… Отвернешься, уставишься в окно — а там ничегошеньки не происходит, но все равно тупо пялишься. Ругаешь себя за то, что отвлекаешься. И снова на чем-то залипаешь.
И так постоянно. А ведь есть еще желание узнавать что-то, чему-нибудь учиться, как-то развиваться. Только как, если не способен сосредоточиться ни на чем важном? Вот на самокопании получается. Почему так?
Я всегда сосредоточен
Только не на том.
В действительности так и есть. Способность к сосредоточению — врожденная особенность людей определенного типа психики. Они всегда на чем-то сконцентрированы, но не всегда на чем-то нужном. Они же чаще других переживают по поводу проблем с мышлением, сосредоточением. Мыслительная деятельность, интеллектуальные способности — их жизненные ценности, потребности, источники удовольствия и, если все в норме, предмет гордости.
Мысль мысли рознь. Думать должно быть интересно. Думать о рутинных, бытовых вещах удовольствия не вызывает. Обычно у таких людей с детства возникают размышления на более глобальные темы. Устройство мироздания — как минимум. Приятно задуматься о чем-то необычном, таинственном, метафизическом. Нет нужды заставлять себя концентрироваться на интересной мысли — это происходит автоматически и с удовольствием.
А почему сосредотачиваться на мыслительной деятельности становится неприятно и сложно?
«…Раньше, бывало, читал книгу, произнося про себя предложения, а смыслы куда-то улетали (вместе с хаотичными мыслями, которые в этот момент скакали с темы на тему), нужно было перечитывать по несколько раз. Или, когда нужно было сосредоточенно сделать какую-то сложную работу, мог, уткнувшись в экран, просидеть без единой полезной мысли полчаса (с умным лицом, прыгая мышкой с окна на окно, перелистывая страницы и совершая прочие бесполезные действия)…»
Легко понять человека, который чем-то обеспокоен, сильно переживает из-за какой-то проблемы и поэтому не может думать ни о чем другом. Например, безответная любовь, тревога за близких, трудности на работе. Все внутренние ресурсы, мыслительные процессы сфокусированы на одной проблеме — это причина неспособности сосредоточиться на чем-то еще.
А если нет таких явных причин, поводов для переживаний? В этом-то и сложность: причины эти есть, но у такого человека они не на виду, не связаны с чем-то привычным и каждому понятным. Чаще всего он сам этого не осознает.
Эти люди в большей степени интроверты и сосредоточены на себе, своих мыслях, состояниях. Сосредоточены, но не отслеживают этого, это происходит самопроизвольно. Чем хуже внутреннее состояние, тем сильнее это залипание.
Поскольку мыслительная активность — потребность таких людей, основной способ реализации врожденного потенциала, то недостаток эффективности умственного процесса вызывает неудовлетворенность. Состояние ухудшается еще больше: вроде бы ничего плохого не происходит, но становится противно, тяжело на душе. И так по кругу.
Ничего не хочется. Ни чем-то заниматься, ни общаться, ни к чему-то стремиться — апатия и потерянность. А попытки все-таки на чем-то сфокусировать внимание заходят в тупик, портят и без того безрадостное настроение, иногда вызывают физический дискомфорт, например головные боли, звон в ушах. Потому что главный ресурс — способность к сосредоточению — уже используется, только незаметно и не по назначению, а поэтому впустую.
«…Я путала то, что произошло позавчера, и то, что происходило годы до этого. Я не помню, как я училась в школе, в университете, те места, где я жила и где бывала, с кем общалась и работала, с кем училась, с кем жила, не помню обстоятельств происшествий. Зато я хорошо помню свои внутренние состояния, все, какими бы они ни были. А были они всегда плохими, за редкими исключениями.
Дело в том, что я всегда, с самого раннего детства, была сосредоточена на самой себе и своих внутренних состояниях психики, и никак иначе…»
Проблемы с сосредоточением: откуда и куда
Почему сбивается внутренняя программа, раз уж способность сосредотачиваться задана от природы?
- Не наработан навык. Сосредоточение — навык, как умение садиться на шпагат или читать на иностранном языке. Навык можно развить — в пределах потенциала, который у каждого свой. Иногда просто нет привычки вдумываться. Способность есть, но не развита, человек не знает, как к этому подступиться.
- Повлиял негативный опыт. Бывает, что обстановка травмирующая. Например, слишком шумно вокруг или от значимых людей слышатся неприятные смыслы — крики, ругань, оскорбления, насмешки, обесценивание. Тогда человек концентрируется на желании отстраниться, закрыться от этого. Попутно он обрывает потоки и нужной информации тоже. Если такое происходит систематически, то постепенно ослабевает способность воспринимать любую информацию и сосредотачиваться на ней.
- Ухудшилось внутреннее состояние. Навык есть, и способности развиты. Но вот накрывает что-то невнятное, апатично-депрессивное, и сосредоточение переключается на это состояние: в чем скрыты его причины, как оно проявляется — мысли явно или неявно крутятся вокруг этого. Человек весь в себе.
Как же выходить из этих состояний? Что поможет?
Знания: что происходит, почему происходит, на что ты способен, каким может быть итог.
Ну вот человек порезал руку. Он понимает, что с ним происходит: ранка кровоточит, потому что нож рассек в этом месте кожу. Понимает, что его организм способен затянуть ранку, а если ему помочь, то это произойдет быстрее. Понимает, что через пару недель на коже не останется следа, и человек сможет действовать рукой ловко и безболезненно. А если чего-то не понимает — обращается к специалисту и получает нужную информацию.
Так и с умственной сосредоточенностью. Нужно понимать, что происходит сейчас, что может происходить при других условиях и что это за условия такие.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает человеку знания о нем самом, которых ему не хватает для понимания происходящего.
Во-первых, начинаешь понимать, что раз тебя заботит вопрос сосредоточения, значит, это твоя внутренняя потребность, врожденное желание, а значит, и способность. В тебе есть талант к сосредоточению, надо только его достать.
Во-вторых, научаешься диагностировать свои состояния, понимать их — почему они возникают, чего тебе не хватает и как эти состояния влияют на все остальное. Становишься способен самостоятельно избавляться от этих состояний, освобождаться от влияния любых психологических травм.
В-третьих, получаешь представление о том, что же тебе по-настоящему интересно, способно зацепить и вызвать желание включить голову. Приходит осознание, что один ты — уникальная и необходимая частичка в колоссальной, гениально устроенной машине. Но для понимания всего устройства мало разобраться в одном винтике. Начинаешь присматриваться, прислушиваться к остальным, вдумываться в окружающие смыслы — это открывает другой уровень восприятия.
Когда знаешь, к чему именно прислушиваться, то легко улавливаешь информацию, которую не улавливают остальные. Первые узнавания, первые осознания, открытия дают почувствовать вкус от результата сосредоточенности на психике людей. Хочется больше и больше. И оно происходит само, затягивая и раскрываясь по-новому.
Постепенно горизонт расширяется, сфера того, что способно вызывать интерес и приносить удовольствие, растет. И ты жадно впитываешь это, мозг сам, без усилий сосредотачивается на нужном.
Вот так все поменялось у Ирины:
«…Я стала понимать событийный ряд, который приводит к определенному следствию, кубики стали складываться в целостность. Новые ощущения, иное восприятие информации, другое раскрытие смыслов, понимание людей на другом уровне. Это целый новый мир в восприятии. Ушла затуманенность в голове, появилась ясность и четкость мысли. Такое наслаждение, кайф от такого состояния…»
Ильшат тоже больше не жалуется на отсутствие сосредоточенности:
«…Стал внимательнее и более сосредоточенным… Сначала сложно, потом начинает нравиться…»
Екатерина сумела совсем иначе взглянуть на окружающую действительность:
«…Поменялось восприятие реальности. Я вижу и осознаю, как замечательно все устроено, насколько все наполнено смыслом, которого мне так не хватало. Мне не нужно больше заставлять себя что-то делать, все делается само с удовольствием…
…Теперь я стала способна воспринимать информацию на слух. Эта способность, казалось, вообще отсутствовала. Сейчас вокруг меня не бесполезный шум, а вполне осмысленные звуки, я вслушиваюсь в речь других людей и слышу то, о чем они говорят, я слышу их смыслы, и само по себе это приносит удовольствие. Для меня всегда процесс мышления, разум, мысли были наивысшей ценностью. И теперь, когда я мыслю понятиями системно-векторной психологии, я испытываю сумасшедшее наслаждение от каждого мгновения жизни…»