Развитие ребенка в неполной семье
Как гармонично развить ребенка без отца? Может ли мать воспитывать в одиночку сына и вырастить его настоящим мужчиной? Сотни подобных вопросов задают мне как психологу. Щепетильная тема, требующая подробного объяснения.
Гармоничное всестороннее развитие детей — приоритет современных родителей. Каждый хочет видеть своего ребенка счастливым, здоровым, реализованным в профессии. Причем в понятие «развитие» включается все — физическая, морально-нравственная, интеллектуальная части, понимание социальных ролей и достижений в профессиональной деятельности.
В связи с этим не может не волновать вопрос: влияет ли на развитие ребенка состав семьи? Можно ли вырастить развитого и хорошо воспитанного ребенка в семье, где один родитель (папа или мама)?
Есть и другие проблемы современности: воспитание детей бабушками (родители все время на работе), «однополыми» семьями (бабушка и мама или дедушка и папа), воспитание «напополам» (когда после развода родителей ребенок несколько дней проводит с мамой и несколько дней с папой).
Каковы бы ни были семейные условия, в которых предстоит расти ребенку, есть незыблемые законы развития, которых нужно придерживаться.
Развитие = безопасность
Познание окружающего мира — основа развития. Но есть факторы, вызывающие торможение познания, а значит, и развития.
Первое и самое важное (кроме удовлетворения витальных потребностей — есть, пить, дышать, спать) — ощущение безопасности и защищенности.
Важнейшая фигура, которая дает малышу гарантию сохранения жизни и удовлетворение его нужд — мама (или лицо, ее заменяющее). Конечно, с той мамой, которая родила, у ребенка самая крепкая психологическая связь. Малыш ее чувствует на уровне молекул (запах ее присутствия) и на уровне звуков (биение ее сердца, дыхание). Своеобразная психологическая пуповина.
Ребенок — отражение мамы
Если мама в стрессе, нервничает, тревожится, занята кучей дел, у нее много обязанностей, ей некогда уделять малышу должное внимание — ребенок это ощущает. Тревога и стресс тут же передаются ему, и он теряет ощущение защищенности и безопасности. По сути даже неважно, сколько еще людей находятся рядом с ребенком, насколько полная семья его окружает. Внутри у него постоянное ощущение — угроза жизни, «меня некому защитить и сохранить, вокруг опасно». В таком состоянии ребенок не способен полноценно развиваться, он полностью подчинен первичной потребности сохранить себя, и на этом фоне возникает масса различных отклонений, в первую очередь в поведении и здоровье.
Для мамы важно ощущать поддержку и помощь близких людей (супруга, родителей), которые, в свою очередь, должны ей помогать чувствовать себя в безопасности и быть уверенной в завтрашнем дне.
Если сделать краткий экскурс в историю, масса семей в послевоенные годы стали неполными. Однако это не помешало детям вырасти и развиться, причем до такого уровня, чтобы можно было строить и развивать страну, выводя ее в линейку передовых стран мира.
Более того, если посмотреть статистику случаев домашнего насилия, то есть количество семей, где ежедневно нарушается личностная неприкосновенность (родители применяют силу в отношении друг друга или в отношении детей), то можно с уверенностью сказать, что полная семья вовсе не гарантия того, что ребенок будет всесторонне развит и вырастет без психотравм. Поскольку базовое ощущение — гарантия сохранности жизни — постоянно нарушается.
Развитие = ориентировка на свойства
Второй важнейший аспект, о котором я говорю своим клиентам, — развитие сообразно психическим свойствам (векторам). Понимание всех способностей и талантов, которые заложила природа, поможет развивать малыша правильно и гармонично. Часто родители делают так, как им хочется, стараются изо всех сил вырастить гения или успешного человека, ориентируясь на свои интересы, а не на свойства ребенка.
Например, мама мечтала стать художником или музыкантом, для этого требуется большая усидчивость и кропотливость. А у нее родился шустрый и активный малыш, которому сложно усидеть на месте. Ему нужен спорт, движение, логика и математика. Если его будут все время «переделывать», то развитие будет не просто медленным, а может даже остановиться. И здесь также неважно, сколько членов семьи окружает малыша. Если его постоянно «ломают» и не дают проявляться его природным свойствам, он вырастет несчастным человеком.
Развитие = эмоциональное и чувственное наполнение
Еще один важнейший аспект, который я обязательно объясняю родителям: чтение — это основа гармоничного развития. Обязательно с самого раннего возраста нужно читать малышу, а также прививать ему этот навык и вовлекать его в чтение правильной художественной литературы (классических произведений из сокровищниц всей мировой литературы).
Родители, воспитывающие ребенка в одиночку, часто озабочены тем, что у малыша не будет примера достойного поведения второго родителя. Например, мама воспитывает сына, ей хочется, чтобы у него были примеры достойного мужского поведения. Также важно и для девочки формировать правильное отношение к мужскому полу, к взаимоотношениям и семье в будущем. В книгах, в достойных произведениях можно найти не только нужные примеры и важные ориентиры, но и показать в сравнительных характеристиках, что недопустимо, каких ситуаций в жизни нужно избегать, как находить выход и решения в разных условиях.
Развитие = умение взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми
По мере роста и взросления ребенка его также надо научить правильному взаимодействию и грамотному сотрудничеству с другими людьми. Этап социализации начинается уже в детском саду, и часто неумение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми становится причиной того, что ребенок получает негативный опыт или вовсе психотравму, которая затормозит или остановит его развитие. На этапе социализации также важно сохранять ощущение безопасности и защищенности.
Чтобы взаимодействие с другими детьми было комфортным, нужно научить ребенка этому.
Учите ребенка делиться. Проще всего начать прививать навык правильного взаимодействия с другими людьми с деления пищей. Учите делиться в семье, затем с близкими и друзьями. В детском саду и школе навык делиться со всеми можно приурочить к праздникам (день рождения и т. п., когда дети садятся за общий стол).
Учите ребенка правильному восприятию окружающих людей. Рассказывайте про психические свойства и о том, что все люди отличаются друг от друга, и взаимодействовать с ними проще всего, понимая их особенности и свойства.
Подводя итог, можно отметить, что развитие ребенка напрямую зависит от того, какие именно шаги будут предпринимать родители, а не от того, насколько полная семья и сколько человек окружает ребенка. Если действовать правильно, последовательно, сообразно тому, что именно нужно для всестороннего развития, то и ребенок вырастет без психотравм и проживет наполненную радостью счастливую жизнь.
Подробнее все закономерности роста и развития детей рассматриваются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Тысячи участников уже написали о том, что им стало намного проще растить и воспитывать детей, понимать их особенности и положительно влиять на развитие.
...На тренинге Юрия Бурлана я получила для себя бесценную информацию, я поняла все особенности моего сына, которые раньше вызывали много вопросов, поняла, что и как развивать в нем…
...Если бы я благодаря тренингу не понимала, почему сыну так принципиально важно все делать первым, я бы точно попыталась его перевоспитать. Как бы это ни звучало, но я честно себе в этом признаюсь: я бы постаралась переделать его, изменить его природу. Почему? Не со зла, конечно. А потому, что сама я все люблю делать по очереди, по порядку и уж точно не на бегу. Сейчас я улыбаюсь, глядя на то, как мой ребенок постепенно развивается в своем стремлении быть первым, в своем желании стать лидером, успешным и реализованным…
…Развитием дочери я занималась с самого рождения, была идея воспитать гения, тогда я не была знакома с СВП, не знала про вектора, не знала, что не из каждого человека можно вырастить гения. Из здоровой девочки она превратилась в упрямую истеричку. Я не знала, что мне делать, когда она начинала кричать до посинения и до тремора подбородка. После бесплатных лекций моя дочь стала общаться со всеми: с детьми, со взрослыми. А уже после двух-трех платных лекций я стала меньше раздражаться на своих детей, сын сказал, что я все время улыбаюсь, даже муж заметил изменения. Дочь тоже стала спокойнее, ушли истерики, стала меньше обижаться, а если обижалась — мы быстро находили с ней компромисс и мирились…
Корректор: Анна Мороз