Ребенок боится ходить в туалет по-большому: причины
Существует одна деликатная проблема, требующая безотлагательного решения. С ней часто сталкиваются родители детей младшего возраста. Нередко они задают вопрос: почему ребенок боится ходить в туалет по-большому? Причины этой проблемы, обозначенные в статье, будут для родителей неожиданным открытием. Самое главное, выход из этой болезненной ситуации часто не требует особых усилий. Об этом подробно чуть позже. А пока посмотрим, как малыш ведет себя, когда боится ходить в туалет по-большому.
Терпеливые замарашки
На улице ребенок увлеченно играет, и вдруг «летит» на скамейку, при этом говорит, что просто посидеть. Внимательная мама понимает: это уже звоночек о том, что малыш задерживает позыв сходить по-большому. Чаще родители сталкиваются с этой проблемой у своих детей, когда они начинают ходить в садик. Некоторые ребятки сами признаются, что в садике терпят. А дома уже не получается — перетерпел. Начинаются задержки стула на 2–3 дня — запоры.
На родительский вопрос «Почему терпишь?» он отвечает: «Не хочу» или «Я играл и забыл». Мы понимаем, что он хочет по-большому, и догадываемся, что ему больно будет какать, поэтому и не торопится в туалет, если у него уже был неприятный опыт.
«Или терпит, терпит, а потом — в штаны! И это случается постоянно, хоть в общественном месте, хоть в магазине или в транспорте», — делятся своим опытом мамочки в соцсетях и на родительских форумах. Мамам таких «замарашек» приходится носить с собой в сумке смену нижнего белья, постоянно быть начеку, чтоб вовремя постараться предотвратить конфуз.
Советы без результатов
Если бы решение проблемы было простым, то и вопросов бы не было. Советы придерживаться диеты, назначенной врачом: кефир, чернослив, масло оливковое, больше клетчатки и воды, клизмы, — в тяжелой ситуации не помогают или приносят временное облегчение.
И поход к психологам не дает ответа на вопрос: почему ребенок боится ходить на горшок?
Психологами обозначаются несколько причин, по которым ребенок боится ходить по-большому:
Боль от задержки, которую малыш испытал однажды, запоминается, и ребенок боится повтора. Возникает страх, но причина, почему произошла задержка, не раскрыта.
Малыш не хочет ходить на горшок в полтора года якобы потому, что он вредничает без причины. Такое объяснение удивляет. Разве такая кроха, которая еще не понимает ни себя, ни других, может проявлять качества взрослого, продуманного человека — делать что-то специально или назло?
Стрессы, негативные воспоминания, связанные с горшком. Масса предположений и опять ничего конкретного, решения нет.
Психологические советы так же размыты и не обоснованы:
- Предлагается поход на горшок превратить в игру, в соревнование «Кто первый добежит до горшка». Трудно представить ребенка с неприятными ощущениями и страхом, бегущим с кем-то наперегонки на горшок.
- Использовать материальный стимул: испечь волшебные печеньки, витаминки от страха.
- Надо разрешить ребенку проявлять эмоции: крик, плач, выражать агрессию. Непонятно, как это ему поможет с актом дефекации?
- И, конечно, посещения психотерапевта, который назначит успокоительные таблетки.
Все эти методы, крайне неприятные и обычно безрезультатные, еще и могут иметь побочный эффект для здоровья.
Любой родитель, затративший уйму времени и нервов в поиске решения деликатной проблемы ребенка, смог бы и сам назвать по пунктам физиологические и психологические причины, перечисленные выше. Но в том и беда, что ничего не помогает, приходится долго бороться с этой незадачей, не видя конца и края, а поиск волшебной таблетки становится бессмысленным.
Понятно, что основная причина — страх перед болью. Но мы хотим знать, почему ребенок начал сдерживать позыв в первый раз и дальше раз за разом, что привело к такой ситуации, и почему ребенок боится ходить на горшок по-большому.
Догадки психологов многообразны, но они не объясняют, каковы причины страха и как они формируются перед походом ребенка в туалет по-большому, не показана причинно-следственная связь.
Большие проблемы маленького человека
Когда наблюдаются большие проблемы у малышей, возникает вопрос: почему кто-то легко и без последствий проходит стадию привыкания к горшку и сам поход на него, а для кого-то это выливается в проблему?
Таких «бояшек» можно узнать по психологическим свойствам характера.
Каждый ребенок рождается со своими психологическими особенностями и желаниями. Дети пытаются неосознанно делать то, что приносит им радость и удовольствие. Принцип наслаждения формируется с детства. Если ребенок научился получать удовольствие от естественных вещей, то, став взрослым, будет счастливым человеком. Самые простые удовольствия, которые получает ребенок — удовлетворение физиологических потребностей: покушать, поспать, сходить в туалет, и чтобы мама была рядом, защищала и любила.
Есть детки, которые получают особенное наслаждение от акта очищения, и приучение к горшку является для них жизненно важным навыком, влияющим на психосексуальное развитие и здоровье. У других детей это происходит легче — сел на горшок и через минуту встал — «работа» сделана, а у тех — все сложнее.
Такому карапузу необходимо намного больше времени для сидения на горшке. Торопиться он не умеет, от природы создан делать все основательно, с чувством, с толком, с расстановкой. Чтобы очиститься, ему необходимо настроиться, сосредоточиться. Не всякая мамочка может терпеливо ждать, когда наконец ее малыш сделает свое дело.
И нередко начинает подгонять, торопить и, что еще хуже, сдергивать с горшка, объясняя свои действия тем, что нет времени так долго сидеть на нем — в садик, например, опаздываем! Может и выпалить в сердцах: «Давай скорее! Ты что, веревку проглотил? Будешь так долго сидеть, кишка выпадет!» Мама для ребенка — это весь мир, а ее слова — самые важные на свете. Сказала, сорвала процесс и напугала, сама того не желая.
Как говорится на тренинге Юрия Бурлана "Системно-векторная психология", 20 % детей по своей природе имеют замедленным метаболизм, и на все действия им нужно больше времени, чем другим детишкам. Как не спеша кушают, так медленно и избавляются от продуктов жизнедеятельности.
Природа их одарила феноменальной памятью, усидчивостью, умением сосредотачиваться. Для того, чтобы дело было сделано качественно, необходимо больше времени. Поэтому у наших неторопыг само собой получается дольше, чем у других, сидеть на горшке, чтобы очистить кишечник основательно. И если родитель отнесется к потребности ребенка с терпением, то после не столкнется с такой проблемой, когда ребенок боится ходить в туалет.
Больно — приятно
Мы рождены для счастья. С детства идем по пути приятных впечатлений и положительных эмоций, избегая боли. От завершенного полностью, доведенного до конца акта дефекации ребенок, обладающий анальным вектором, получает сбалансированное состояние биохимии мозга, наслаждение.
Когда шустрая мама с талантом делать десять дел одновременно сдергивает с горшка малыша, то он получает сильнейший стресс.
Раз за разом мама торопит, прерывает процесс усидчивого труда на горшке. У ребенка формируется новая способность — получать наслаждение не от очищения, а от задержки стула.
Малыш откладывает акт дефекации, чтобы избежать боли и не получить очередной стресс. Когда задерживает не один раз позыв к опорожнению кишечника, происходят физиологические изменения — запор. Малыш, как загнанный медвежонок, попадает в так называемый двойной психологический капкан: он оттягивает поход в туалет как можно дольше, то есть избегает боли и при этом получает удовольствие от факта откладывания. Затем после облегчения закрепляет навык получать наслаждение через избавление от боли. Позже, во взрослой жизни, он перенесет это на окружающих. Например, будет причинять боль жене, чтоб потом доставить ей радость от прекращения этой боли. Именно в детском возрасте во время неправильного приучения к горшку формируются садистские устремления, синдром отложенной жизни — прокрастинация. Как разобраться в психологических причинах, по которым ребенок боится ходить по-большому после запора, и решить проблему, можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология».
- Для начала попробуем наших ребятишек не торопить, не дергать, не срывать с горшка, а дать им столько времени, сколько необходимо.
- Пусть ребенок сам поставит горшок там, где ему спокойно сидеть, выберет укромное место.
- Книжка в руках поможет сосредоточению на процессе, при этом совместится полезное с приятным.
- Для детей постарше не помешает книжная полочка в туалетной комнате.
- Важно не беспокоить малыша, не отвлекать от "задумчивого труда".
«...Отдельно хочу остановиться на приучении к горшку)) Очень любит купаться. Так как мама купает только один раз в день, мы нашли способ добиваться этого чаще — мы стали какать в штаны. Мне по 40 минут сидеть с ним в ванной по три раза на день было как-то не очень. И я поставила маленький ящичек с детскими книгами в туалете возле горшка. Результат не заставил себя ждать!))))) Теперь я сидела с ребенком по 40 минут в туалете, увлеченно читая))) Но зато какать в штаны перестали.)))...»
«...Где-то, не помню, где именно, прочла про СВП, обещали, что у ребенка пройдут запоры. Прямо эзотерика. Как можно было в такое поверить?))) Так вот они действительно прошли. Сыну 3 года, ходил вокруг горшка, терпел, крепился, жался, со стороны как бы сознательно сдерживал, мог уделять процессу по полчаса и безрезультатно, стул раз в 3–4 дня с клизмой. Сейчас почти наладилось. Все происходит САМОСТОЯТЕЛЬНО и БЫСТРО...»
«...все, как вы говорите, у ребенка энкопрез прошел, который врачи не брались лечить, как только у меня нормализовалось состояние. Не психолог, мама кожно-анального сына, сама больше кожная, все совпадает. круто! спасибо!..»
Если у вас появится желание подробно разобраться с этой деликатной темой, от которой зависит, правильно ли будет идти психосексуальное развитие ребенка, приходите на бесплатные онлайн-занятия Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».