Ребенок в стрессе: что сделано не так?
У сына в три года начались тики. Он навязчиво моргал глазками и дергал головой. Маленькое тельце буквально передергивало судорогой. Видеть это было мучительно. Ходить в развивалки и на прогулки в таком состоянии было невозможно. Малыш был угнетен. Не смеялся, не бегал и не активничал, как это обычно бывало. Сердце щемило от сочувствия и беспомощности перед неизвестной болезнью. Мы с папой были подавлены, днями напролет думали и штурмовали интернет в поисках решения.
Когда с ребенком что-то не так, родители не находят себе места. Форумы переполнены родительскими переживаниями и болью. Помогите! Что делать? У моего ребенка тики, страхи, истерики, агрессия… Врачи различных специализаций, тысячи рекомендаций и советов, курсы лекарств не помогают.

Нам повезло. Тики прошли, оставив после себя послевкусие страха и беспомощности. Ведь мы так и не поняли, почему у ребенка начались тики. И только после прохождения тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана мне удалось разобраться в причинах состояний моего ребенка.
Мы можем быть разными
Природа наделяет каждого человека необходимыми свойствами, чтобы он мог стать счастливым. Свойства заданы, но нуждаются в развитии до пубертата для воплощения во взрослой жизни. Степень развитости свойств зависит от психологической обстановки, в которой растет ребенок. Поэтому, чтобы выстроить благоприятное общение, необходимо знать внутренний мир ребенка, понимать его.
При этом часто мы видим в ребенке свою «кровиночку», похожую на нас внешне и внутренне, и строим процесс воспитания на принципах, исходящих из собственных свойств. Но ребенок может обладать совершенно другими свойствами и психикой, зачастую противоположными нашим. В таком случае, руководствуясь самыми благими намерениями, мы можем игнорировать и обесценивать природные свойства ребенка, не давать им развиваться и наносить немалый вред. Стремящегося к движению — пытаемся усадить. Желающего неспешно и качественно довести дело до конца — торопим и срываем. Хотящему говорить приказываем молчать. Эмоционального и тонко чувствующего ребенка пугаем, а особо восприимчивого к звукам оглушаем громкими звуками и криками. Когда ребенок постоянно натыкается на непонимание и неприятие своей сущности, когда он лишен возможности развивать свои природные свойства, его психика получает колоссальный стресс. Нервная система пытается сбросить напряжение через навязчивые движения (тики), гиперактивность, заикание и негативное поведение, ее «интоксикация» подрывает физическое и психологическое здоровье ребенка.
Триггеры стресса
Каждый ребенок уникален от природы и имеет свои психологические свойства — вектора. Тики, заикание, страхи — это триггеры стресса у ребенка, причем обусловлены они наличием того или иного вектора.
Ребенок с кожным вектором: шустрый, подвижный, соревновательный, обладающий природным стремлением к лидерству. Жесткие попытки родителей ограничить его активность и привить усидчивость, отсутствие в его жизни спорта и дисциплины могут спровоцировать стресс. Самым же главным стрессовым фактором для маленького кожника является унижение и физическое наказание, идущие вразрез с его природными задатками лидера.

В обстановке, непригодной для развития природных свойств, у ребенка могут появиться тики, раздражительность, гиперактивность, кожные заболевания.
Ребенок с анальным вектором: неторопливый, послушный, усидчивый, нуждающийся в похвале и признании, особенно от мамы. Для его душевного равновесия очень важно довести дело до конца и только потом браться за другое.
Если близкие постоянно торопят и дергают малыша, не отмечают его достижения, психике наносится вред. Это может проявляться кишечными расстройствами, в поведении — упрямством и агрессией. Если же мама постоянно грубо прерывает обстоятельный и неспешный рассказ малыша, ребенок может начать заикаться.
Ребенок со зрительным вектором: эмоциональный, впечатлительный и ранимый. Для него особенно необходимо доверительное общение с мамой, эмоциональный контакт с окружающими.
Холодность мамы, невозможность выразить свои чувства или высмеивание их наносят серьезный удар тонкой душевной организации зрительного ребенка. Ребенок может часто болеть простудными заболеваниями, страдать страхами и фобиями.
Разрыв связи с близким человеком — сильнейший стресс для зрительного ребенка. Смерть домашнего питомца или потеря любимой игрушки является глубоким потрясением. Стрессы такой силы могут стать причиной снижения зрения у малыша.
Ребенок со звуковым вектором: интроверт, обладающий чувствительным к звукам ухом и глубоким восприятием смыслов слов. Шумная обстановка, крики и оскорбительные слова являются стрессовым фактором для маленького звуковика.
Могут появиться мигрени, проблемы со слухом и психические диагнозы. Психика — самое уязвимое место у звуковичка.
Семья и стресс у ребенка
Мир ребенка в самом начале жизни сводится к его семье, к самому близкому окружению. Мысли и поведение родителей определяют восприятие ребенка и формируют отношение к жизни. Именно родители дают ребенку ощущение безопасности, которое необходимо для его благополучного развития.

Когда домашняя атмосфера пропитана тревогой и страхами, раздражительностью и недовольством, ребенок не чувствует себя в безопасности, теряет устойчивость, стрессует.
Детская психика очень хрупка и ранима, подвержена стрессам. Даже если агрессия и неприязнь направлена не напрямую на ребенка, но транслируется рядом, это является для него стрессовым фактором.
Часто взрослые позволяют себе не контролировать эмоции и поведение или стараются, но не могут совладать с собой. Например, мама по каждому поводу (из-за трений с начальником на работе, очередного повышения цен) сбрасывает эмоциональное напряжение, повышая голос. Папа не стесняется в выражениях, когда речь заходит о политике. Ребенок становится невольным зрителем эмоциональной несдержанности взрослых.
Сильно травмируют хрупкую психику ребенка ссоры родителей, оскорбления в адрес друг друга, выражения неприязни и ненависти.
Стресс у мамы = стресс у ребенка
Особенно сильно влияет на ребенка состояние мамы. Если в семье сложная обстановка и мама теряет чувство защищенности, которое она получает от мужчины, она испытывает стресс. Тогда ребенок ощущает себя один на один перед угрозами внешнего мира и утрачивает чувство защищенности, необходимое для развития его свойств. Так стресс мамы передается ребенку.
Если мама ломается под стрессом и срывается на ребенке, если вместо любви и принятия ребенок постоянно натыкается на крики и упреки, это для него сильнейший стресс, сродни «маленькой смерти». Ведь его существование не оправдано и поставлено ему в вину самым близким человеком.
Как защитить ребенка от стресса?
Как защитить ребенка от стресса? Казалось бы, все просто. Любить, поддерживать, понимать и принимать ребенка.
Но воплотить это в жизнь, когда все катится под откос, очень непросто. Чтобы изменить ситуацию, нужно заняться своим психологическим состоянием. Сделать это возможно только через понимание своей психики и внутренних свойств ребенка.
Только так возможно прозреть и увидеть взаимодействие с ребенком таким, каким оно является на самом деле, а не таким, как кажется, когда мы смотрим через призму самомнения и горечи неудач. Может, это попросту выражение злости из-за нескладывающейся жизни? Может быть, это требование от ребенка того, чего он не может дать? А с чем боремся? Может быть, «недостатки» ребенка являются его сильными сторонами и необходимо не гасить их, а развивать, чтобы они стали опорой во взрослой жизни?
Когда родитель видит психологическую суть вещей, понимает настоящие причины, его внутреннее состояние улучшается, и это сразу отражается на ребенке положительным образом. Понимание себя вкупе с пониманием внутренних потребностей ребенка дает способность разрулить любые конфликты без стресса для ребенка.

В семье необходимо выстраивать доверительную атмосферу. Ребенок должен иметь возможность выражать свои чувства, не бояться быть осмеянным. Каждый момент душевного общения с родителем преобразует внутренний мир ребенка, а в непростое время помогает выстоять перед стрессом и сохранить хрупкую психику.
В более старшем возрасте ребенок может оказаться под действием стрессов внешнего мира, — школа, конфликты со сверстниками, открытое выражение ненависти и неприязни в обществе. Когда привычный детский мир рушится, только родительская любовь и поддержка могут стать опорой и островком надежности в это сложное для ребенка время. Вера родителя в своего ребенка, в его будущее, доверительные отношения и искреннее желание пройти трудности вместе помогут маленькому человеку выработать стрессоустойчивость и сохранить свой внутренний мир.
Родителям, которые понимают себя и психику ребенка, по силам минимизировать негативное воздействие стресса на ребенка и вырастить счастливого и состоявшегося в жизни человека. А разве не об этом мечтает каждый родитель?
