Ребенок ворует. Причина и следствие
Мой ребенок подворовывает деньги у меня из сумки — я не придаю этому значения. Просто у него сложный период — подросток.
Если маленький ребенок хватает и тащит — он не ворует, это естественное проявление. В один год мы этому умиляемся, в два года объясняем, что так нельзя, с трех лет начинаем ругать, а потом бить по попе. И тут, как ни парадоксально, сами закладываем сценарий на воровство собственному сыну или дочери.
Антон, 16 лет. Живет с мамой, которая работает круглыми сутками для того, чтобы дать Антону все. Она хочет, чтобы сын стал достойным членом общества. При этом часто жертвует собственным счастьем. Когда мама уехала в отпуск на море — ей позвонили из полиции и сказали, что Антон разбил ее машину. Перед отпуском они договорились, что машину мамы брать запрещено: у Антона еще нет водительских прав. Тем не менее он взял без спросу машину матери, поехал и разбил — но это же не угон? И да, прецеденты про «взять деньги у мамы из сумки без разрешения» тоже были.
Подросток начинает подворовывать — что это за симптомы и как их пресечь?
Детское воровство не болезнь. Но точный сигнал о том, что в психике ребенка не все в порядке.
Чувство защищенности и безопасности важно для любого ребенка в любом возрасте. Одни дети в стрессе начинают все пачкать, пакостить и делать назло, другие — воровать и врать.
Как формируется желание воровать
Бывает, что мама или папа срывают свою усталость и стресс на подвижном, шумном ребенке. Малыш не может сосредоточиться, все время ерзает на месте и не дает родителям отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Нет-нет да и накричит на него мама или шлепнет по попе, а ребенок еще пуще от рук отбивается. На него еще больше кричат, уже и ремнем воспитывают. Он уже «просить» начал, чтобы его ударили или наорали: иначе не понимает. Было у вас такое с детьми? Потом мы, родители, корим себя, упрекаем. Но мы же тоже люди — мы устаем и делаем возможное и невозможное, чтобы наши дети были лучше, чем мы.
Речь идет о быстрых и подвижных детях с кожным вектором, делающих сто дел одновременно. Эти ребятишки не такие, как мы — вдумчивые и последовательные их родители. Эти дети везде и интересуются всем. Они быстрые, хотят быть главнее других. Они умеют выстраивать логические цепочки и легко схватывают общую мысль.
Шебутные? Не то слово. Зато умеют с детства считать выгоду — и даже жвачки друзьям по школе перепродают по сходной цене. Мы их за это, конечно, лупим: нехорошо друзьям продавать, это нечестно.
С другой стороны, какие эти дети изобретательные! Когда берут в руки конструктор, то делают совершенно невероятные вещи из типовых деталей. А лист бумаги превращают в свет инженерной мысли:
Психика кожных детей чувствительна и к ласке, и к боли. Их тело покрыто чувствительной кожей. Если такого малыша гладить по «шерстке» — физически или психологически, он расслабляется и наполняется состоянием покоя и безопасности. Его психика поступательно растет вместе с телом. Развивая свои природные таланты (торговля, управление, конкуренция, инженерная мысль), он превращается в лучшего топ-менеджера или изобретателя. Да еще и такого изобретателя, который может упаковывать и продавать свои изобретения.
Если на такого ребенка давить, морально или телесно, — он теряет ощущение безопасности, и происходит задержка психического развития. Тело растет, а психика переучивается на получение удовольствия от боли. И ребенок начинает вести себя еще хуже — бессознательно желая получать наказания.
Стресс срывает внутренние запреты у ребенка, поэтому взять чужое для него становится нормой.
Все, что можно заработать по-честному, он желает получить бесплатно. Вместо общественно-полезной изобретательности в его голове рождаются схемы обмана и воровства.
К воровству подростков приводят неспокойная атмосфера дома и сложные отношения с мамой. Не всегда только битьем можно сломать психику человека.
Три фактора, провоцирующие воровство:
1) битие и унижение;
2) отсутствие адекватной системы запретов и ограничений;
3) стресс мамы или плохие отношения с родителями.
Если водить ребенка на всевозможные развивающие занятия, но при этом не успевать выстраивать с ним эмоциональную связь — такой ребенок так же не будет ощущать себя в эмоциональной безопасности и комфорте. И в благополучной семье, где ребенок развит, неожиданно появляется воришка.
Мы ругаем ребенка за его проделки и этим усугубляем его состояние. И воровство превращается в хобби, а затем и дело жизни.
Посмотрите фрагмент онлайн-тренинга «Трудно быть вором»:
Как ни прискорбно, родители сами делают из своих детей воров. Не специально, не замечая этого. У воровства есть причины. И воровство ребенка можно прекратить — у него просто не будет в этом необходимости, если…
Стать наставником своего ребенка и создать с ним доверительные отношения.
Уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы сможете больше узнать о своих детях и стать им ближе.
Когда вы создадите в семье ощущение эмоциональной безопасности — воровство уйдет.
Лучше успеть это сделать сейчас, чтобы жизнь ребенка не сложилась, как у Евгения:
Евгений, 25 лет. Когда в нашем доме поселился этот парень, соседи предположили, что он сидел в тюрьме. Судя по пружинистой походке, великолепной физической форме и работе промышленным альпинистом можно было сделать предположение, что сидел он за имущественное преступление, так как был похож на обладателя кожного вектора. Однажды из квартиры, в которой он жил вместе с матерью, донеслись срывающиеся крики и оскорбления матери в его адрес. В моей комнате буквально дорожали стекла — и я поняла, в чем причина хобби к воровству у этого парня. Но я все еще сомневалась…
А через пару недель ко мне пришли полицейские с ориентировкой, на которой была его фотография. На вопрос: «В чем подозреваете?» — они ответили: «Кража».
Но есть и другие судьбы. Послушайте историю Анны: