Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Секрет подзатыльника. Как мы бессознательно бьем по самому больному месту

Травмы головы и связанные с ними нарушения — в большинстве своем предмет изучения травматологов, нейрохирургов, неврологов, специалистов из области спортивной медицины либо медицины катастроф, криминалистов или судмедэкспертов. Мы коснемся лишь частных случаев — многим кажущихся безобидными подзатыльников, шлепков или ударов кулаком по затылку. Каков механизм травмы, возможные последствия: от легких до необратимо тяжелых нарушений.

Травмы головы и связанные с ними нарушения — в большинстве своем предмет изучения травматологов, нейрохирургов, неврологов, специалистов из области спортивной медицины либо медицины катастроф, криминалистов или судмедэкспертов. Понимание различных вариантов возможных нарушений требует глубоких знаний в области анатомии, неврологии, физиологии, законов гидродинамики. Мы коснемся лишь частных случаев — многим кажущихся безобидными подзатыльников, шлепков или ударов кулаком по затылку. Каков механизм травмы, возможные последствия: от легких до необратимо тяжелых нарушений.

Кто именно склонен к насилию и почему, нам известно из базового тренинга по системно-векторной психологии. Этот вопрос подробно разбирается уже на вводных, бесплатных лекциях. Это представители анального вектора. Вектор формирует психику человека, наделяет ее особыми желаниями, которые требуют своего наполнения независимо от того, осознает ли их индивид или нет. Жизнь его проходит строго в фарватере этих желаний, которые влекут его к наполнению радостями, такими, какими он их видит через свою призму.

К сожалению, наполнение и реализация без четкого осознания и различения своей аутентичности доступны далеко не всем, а без системных знаний подобны путешествию по пересеченной местности без малейшего представления о цели и без каких-либо карт и системы указателей. Отсюда многие обречены впадать в тяжелые негативные состояния. Они очень тяжело и драматично переживаются ими самими и рано или поздно, разрушив все барьеры, выплескиваются на окружающих. Даже самые незначительные фрустрации, сохраняясь на протяжении времени, имеют тенденцию к накоплению. Практически всегда являясь скрытыми от самого человека, достигнув пика, вырываются наружу деструктивным действием. В лучшем случае по отношению к неодушевленной части его окружения, но чаще в адрес ближнего.

 

Накопилось!

Фрустрации от нереализации желаний в анальном векторе накапливаются по нарастающей и сами по себе не исчезают. Как мы знаем из тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, латентный садизм имеет место именно здесь. При известных условиях он может проявить себя в легкой либо достаточно грубой форме на пике нехваток, когда утрачены все доступные формы и способы самоограничения и сдерживания. От невинного, на первый взгляд, но регулярного вербального садистирования, прилюдного оскорбления, навязывания чувства вины уровень возрастает до прямого физического воздействия: болезненное сжатие запястья или локтя, грубое одергивание за руку перерастает со временем в удары по спине, избиение и как апофеоз — удар жертвы кулаком по затылку или удушение.

Безобидный подзатыльник как элемент физического назидания глубоко укоренен в нашем коллективном сознании. Было бы неправильно утверждать, что рукоприкладством, особенно в адрес своих детей, занимаются исключительно люди с анальным вектором, скорее как главная тенденция — это так. Кожники тоже очень любят давать подзатыльники, но подзатыльники у них легкие. Битые кожники также имеют тенденцию бить свои детей, но далеко не всегда. Анальник, и мужчина, и женщина, бьет со всей силы своей фрустрации. А у других практически не возникает желаний физического наказания даже за серьезные проступки. В распространенной фразе: «Подзатыльник — традиционный способ передачи информации от поколения к поколению» — следовало бы заменить «традиционный» на «ущербно-садистский», с которым мы сталкиваемся повсеместно.

Так ли это опасно?

В доступной форме разберем, что случается при ударе по затылку. Для этого необходимо вспомнить анатомию.

Два полушария головного мозга, мозжечок и продолговатый мозг расположены в черепе и фиксируются в нем сложной системой соединительно-тканных оболочек, образующих структуры поддерживающих и охватывающих отделы мозга с разных сторон связок и наметов. Одновременно тонкие, но прочные, они жестко фиксированы к костям черепа, образуют систему венозных синусов, которые участвуют в кровоснабжении мозга.

Левое и правое полушария головного мозга отделены одной из таких оболочек, которая получила название фалькс (falxcerebri— лат.) Из своего основания, где расположен венозный синус, она как бы врастает между полушариями с внутренней поверхности черепа, огибая своим тонким краем, упирается в мозолистое тело на всем протяжении, от лобной до затылочной части. Мозолистое тело (corpuscallosum— лат.) содержит множество нервных волокон, обеспечивающих межполушарные связи, объединяя в единую систему функции правого и левого полушария.

В затылочной части мозжечок отделен от больших полушарий своими оболочками, т. н. наметом мозжечка, который с обеих сторон охватывает своим тонким краем стволовые структуры мозга, в которых расположены самые древние жизненно важные центры — сосудодвигательный и дыхательный. Все это вместе заключено в твердую мозговую оболочку, которая обильно снабжена сосудами и прилежит к внутренней поверхности черепа.

Большое затылочное отверстие, через которое выходит спинной мозг, окружает основание продолговатого мозга со всех сторон чуть ниже сосудодвигательного и дыхательного центров. Между мозгом и краями отверстия имеется около сантиметра свободного пространства.

Как известно, мозг практически на 80 % состоит из жидкости. Как будет вести себя, например, воздушный шарик, наполненный водой, если по нему шлепнуть с одной стороны? Гидравлическая волна передаст удар на контралатеральную (противоположную) сторону, которая, адаптируясь под нее, выгнется наружу. Это схематичная аппроксимация позволит легче понять более сложную динамику процессов, возникающих в голове при ударе по затылку.

Для полной картины необходимо учитывать много факторов. Размер черепа (детский, взрослый), его характеристики упругости, сопоставимость массы предмета и площади поверхности, вызвавшей травму, с размерами черепа (удар широкой ладонью по голове ребенка или удар небольшим и легким предметом по черепу взрослого либо крупным и тяжелым) — эффект во всех случаях будет разный.

При ударе по неподвижной голове большим широким предметом с преобладающей контактирующей поверхностью наибольшие повреждения, как правило, возникают по типу противоудара, на контралатеральной стороне. Если мы сталкиваемся с ударом движущейся головой о неподвижный небольшой предмет небольшой массы или даже поверхность, то повреждения локализуются в месте удара. Так различаются инерционная и импрессионная травмы. Они имеют разную патоморфологию распространения направления и движения ударной волны через кости свода черепа на головной мозг, а также разницу в локализации очага повреждения.

Рис. 1.

Подзатыльник в воспитательных целях

Не вдаваясь в детальные механические и гидродинамические подробности каждого вида травмы, нам для понимания далеко не безобидности подзатыльников детям (не говоря уже о грубом ударе кулаком при известных обстоятельствах) достаточно рассмотреть инерционный вид травмы.

Ударная энергия при шлепке с размаху по затылку не исчерпывается в месте удара, но передается через кости черепа на весь объем головного мозга и, сформировав волну, чаще наносит повреждения контралатерально в лобных долях либо, при очень сильном ударе, в области основания продолговатого мозга и ствола. Последнее случается, особенно если удар пришелся не напрямую по затылочной кости, а чуть ниже ее, слегка под основание черепа. В результате мгновенного кратковременного дислокационного синдрома происходит жесткое смещение затылочной кости по отношению к продолговатому мозгу и возникает грубая травма, повреждающая сосудодвигательные и дыхательные центры. Человек просто «выключается». Такой удар еще называют «удар палача», он абсолютно запрещен во всех видах единоборств, ибо приводит в большинстве случаев к летальному исходу. Если внимательно присмотреться, как крупные млекопитающие хищники убивают свою жертву, особенно невысокой комплекции, то мы увидим, как они, зажав зубами основание черепа, быстро стараются сломить и травмировать шею именно в этом месте, горло и сосуды шеи также являются целью, но тут жертва гибнет не так скоро.

Рис. 2. Передняя черепная ямка (Ф. Неттер. Атлас анатомии человека. М. 2003).

В другом случае гидродинамическая волна, распространяющаяся по направлению к лобным долям, также формирует в определенном смысле кратковременный феномен дислокационного синдрома головного мозга. Как несложно догадаться, волна может быть разной силы и амплитуды, что зависит от меры упругости затылочной кости и силы удара.

В раннем детском возрасте кости черепа более податливы и эластичны. Ударная волна на противоположной от удара стороне в области лобной ямки смещает основание мозга вместе с прилежащими к нему обонятельными луковицами, расположенными на решетчатой кости. От этих луковиц отходят мельчайшие обонятельные нервные волокна, оканчивающиеся рецепторами в носовой полости. Они проходят в носовую полость через множество отверстий в решетчатой кости, жестко фиксированной вместе с костями черепа. Гидродинамический удар, обладая достаточной силой, способен вызвать нарушение их целостности, либо частичное, либо полное.

Рис. 3. Повреждение обонятельных нервов у края решетчатой кости (Ф. Неттер. Атлас анатомии человека. М. 2003).

Разрыв этих волокон ведет к необратимой утрате связи наружных рецепторов с обонятельными нейронами, расположенными в луковицах. Регулярные удары, подзатыльники со всей силы и прочее «воспитание», как его себе представляют фрустрированные анальные родители, повышают шанс микротравм. Факт заметного снижения или полного отсутствия обонятельной чувствительности у детей может обнаружиться далеко не сразу. Даже если решают обратиться к врачу, мало кто из медиков догадывается о возможных причинах, да и родители не видят связи.

 

Последствия?

Не такой часто распознаваемый вид повреждений, но тем не менее встречающийся — это повреждение переднего колена мозолистого тела о край фалькса. Мозолистое тело — это по сути плоский и широкий по протяженности канал, соединяющий два полушария. Волокна, расположенные в его переднем колене, в частности, обеспечивают межполушарные связи лобных долей мозга, которые, как известно, играют важную роль в интеллектуальной деятельности. Значение межполушарных отношений еще не изучено досконально, хотя в этой области публикуется много научных работ.

Рис. 4. Повреждение колена мозолистого тела (Ф. Неттер. Атлас анатомии человека. М. 2003).

Эти связи имеют отношение к двигательной и психоинтеллектуальной сфере, как принято считать в академической психоневрологии, к эмоционально-личностным особенностям, формируемым в подростковом возрасте (Н. А. Куликова 2000). Также они обеспечивают вербальную и коммуникативную функции (Д. М. Цапарина, А. Н. Шеповальников. 2004), в целом формируя интегративную деятельность головного мозга человека. При достаточно резком ударе по затылку внутренний край серпа (фалькса) может частично повреждать волокна мозолистого тела. Подобные факты существуют, но последствия этих травм подробно не изучены.

Нельзя обойти вниманием микроконтузионные очаги в лобных долях как еще один вид повреждений, способных возникнуть вторично в результате контрудара.

Рис. 5. Очаги повреждений в результате контрудара в лобных долях.

Для объяснения этого явления наиболее распространена кавитационная теория (A. Gross, 1958), в основе которой лежат законы гидродинамики. Кавитация связана с нарушением непрерывности жидкости и образованием внутри самой себя вакуумных полостей, пустот, с возникновением в них отрицательного давления. Каждая полость формируется из ядра, растет до конечных (критических) размеров, после чего схлопывается. Цикл длится несколько миллисекунд. При схлопывании пузырьков возникает перепад давления, способный достичь 4000 атм, или ~4*10(8) Па (Б. М. Яворский, А. А. Детлаф, 1979.)

Рис. 6. Механизм формирования кавитационных пузырьков (F. Unterharnscheidt, J. T. Unterharnscheidt, 2003. Boxing: MedicalAspects).

Силы кавитации настолько велики, что способны вызвать разрушение бетонных конструкций разных гидротехнических сооружений, повредить гребные винты морских судов. Это явление развивается при движении твердых тел в относительно подвижной жидкости, как в замкнутом, так и в незамкнутом объеме. Головной мозг вместе с ликвором и кровью составляет основу содержимого внутри черепа, по относительной плотности они близки друг к другу и имеют значительное содержание воды. Возникновение кавитации в зоне противоудара связано с отрицательным давлением в этой области, которое случается при оттеснении мозга от внутренней поверхности черепа в направлении удара. Наиболее выраженные повреждения при ударе по затылку возникают ближе к границе мозга, т. е. в коре лобных долей. Морфологически это разрушение целостности капилляров, мелкие кровоизлияния, гибель клеток коры. Несложно догадаться, к чему приводят такие «воспитательные» воздействия на формирующийся и развивающийся мозг ребенка.

 

Итог

Как уже было написано выше, у лиц с анальным вектором чувство неудовлетворенности и фрустрации растет и копится. Как правило, оно направлено на того, за счет кого им не удается удовлетворить свои желания. В большинстве своем это недовольство сначала носит как бы безобидный характер упреков, навязывания чувства вины, затем постепенно достигает прямых обвинений. Постепенно от обвинений на повышение они переходят к прямым действиям — грубо сжав руку, могут резко одернуть ее. Затем удар по спине, на котором они тоже не останавливаются.

Утратившие социальную реализацию такие мужья всю обиду и недовольство направляют на жен, всегда находя для себя «веский» повод для обвинений либо снова и снова припоминая супруге какие-нибудь надуманные им самим ее «грехи». Заканчивается все ударом кулака по затылку, они вкладывают в него всю накопленную годами обиду и неконтролируемый гнев, последствия которого предсказуемы из описания выше. Из тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана становится ясно, что избивают своих жен только анальные мужья с гомосексуальной фрустрацией.

Безусловно, физические наказания медленно и неуклонно уходят в прошлое, но все еще многие родители отстаивают свое «право» на подзатыльник. Часть из них пребывает в иллюзии, что это старый и действенный метод воспитания и воздействия там, где не помогает окрик, которым пользовались еще их прадеды. Анальный родитель чаще всего свято уверен, что рукоприкладство — метод воспитания, от которого «еще никто не умирал», и оно лишь на пользу. Сделает человека из этого лодыря! Об этом сегодня не стесняются заявлять многие во всеуслышание в массмедиа, либо прямо, либо деликатно оформляя свои убеждения внешне, но внутри оправдывая далеко не только подзатыльники.

Другая часть анальных родителей вроде бы искренне старается избежать рукоприкладства, но на практике это у них не всегда получается. Никакие способы воздействия, уговоров, осознания возможных драматических последствий даже незначительных травм головы, изложенных в этой статье, не помогут им освободиться от тщательно сдерживаемых деструктивных импульсов, за исключением глубокого осознания себя, своей природы и характера желаний.

В каком-то смысле мы всегда бессознательно знаем, каким образом бить или воздействовать по самому чувствительному месту представителя того или иного вектора. Звуковику часто орут в ухо, кожника бьют, оральнику дают по губам. Анальники «забивают» детей и жен ударами по затылку и хребту. Постепенно, не сразу. И конечно, неосознанно, но так, что это непременно приводит к результату. Женщины и дети болеют, начинают испытывать определенные проблемы.

Авторитарный супруг длительное время может совмещать физическое «воспитание» с настойчивыми обвинениями. Жены таких могут испытывать ничем не объяснимую депрессию, головные боли, повышенную утомляемость, эпизодические головокружения на протяжении длительного времени. Женщина обращается к врачу со своими жалобами, но далеко не всегда возможно различить на снимках МРТ последствия травм головного мозга, а на прямой вопрос «Были ли у вас травмы головы?» ответ зачастую отрицательный.

На тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана показывается весь механизм подобных отношений, который в случае отношений между мужчиной и женщиной можно назвать сговором. Вырваться из этого жизненного сценария можно только путем его понимания, осознания.

Когда жертвами насилия становятся дети, это влечет еще более тяжелые последствия. Нужно отдавать себе отчет, что времена физических наказаний безвозвратно прошли. Общий уровень интеллекта по степени развитости у наших детей не сравнить с предыдущими поколениями, и если советский радиоприемник стукнуть со всей силы, чтобы он стал работать, было нормально, то новейший электронный прибор от такого воздействия просто разобьется. Не замечает этого сегодня только слепой.

Социальный спрос на полноценных членов общества с потенциально высокими интеллектуальными способностями также растет прямо пропорционально темпам нашего развития. Использовать как пример для подражания архаичные методы «воспитания», которые были распространены в средневековой деревне, оправдывать свой латентный садизм, начинающийся с «безобидных» упреков и практически всегда заканчивающийся физическим насилием и травматической болезнью мозга, недопустимо.

Хотелось бы верить, что материал, изложенный в статье, поможет осмыслить возможные опасные последствия черепно-мозговой травмы как активным сторонникам подзатыльников и шлепков, так и пассивно оправдывающим своих супругов жертвам. Чтобы не довести ситуацию до крайних и необратимых последствий, правильно будет задуматься уже на стадии регулярных упреков и эпизодических подзатыльников. Насилие будет только прогрессировать. Разобраться в причинах подобной ситуации можно уже на самых первых бесплатных онлайн занятиях в рамках тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Список литературы:

  1. Попов В. Л. Черепно-мозговая травма: Судебно-медицинские аспекты. Л. 1988. http://www.twirpx.com/file/782488/
  2. Цапарина Д. М., Шеповальников А. Н. 2004. Роль межполушарного взаимодействия в процессе опознания ошибок в предъявляемом на слух вербальном материале. http://leadserv.u-bourgogne.fr/files/publications/000453-the-role-of-hem...
  3. КуликоваН. А. 2000. Исследование связей межполушарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10–12 лет. http://www.dissercat.com/content/issledovanie-svyazei-mezhpolusharnykh-v...
  4. Неттер Ф. Атлас анатомии человека. М. 2003.
  5. Доброхотова Т. А., Насруллаев Ф. С., Брагина Н. Н. и др. Особенности психопатологической картины ЧМТ у детей// Актуальные вопросы нейротравматологии. М. 1988.
  6. Ковязина М. С., Балашова Е. Ю. 2008. О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в двигательной сфере при нормальном и отклоняющемся развитии. http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/312/image/312-173.pdf
  7. Pearsall J., 1972.Cavitation and multiphase flow laboratory. http://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/5297/bac3433.0001...
  8. Яворский Б. М., Детлаф А. А., 1979. Курс физики.
  9. Unterharnscheidt F., Unterharnscheidt J. T., 2003. Boxing: Medical Aspects. http://books.google.ru/books?id=-Vk9C_Cgo20C&printsec=frontcover&hl=ru&s...
Автор публикации: Дмитрий КРАН, врач высшей категории.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41339 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 6 Отправить комментарий
Галина Поддубная 27 сентября 2015 в 21:09

Я именно по этой причине ограничиваю общение отца ребенка-с сыном.Все время меня упрекает,при любой возможности, в разговоре,что я плохая мать,если не бью его подзатыльниками."Только лодырь вырастит из такого не воспитанного ремнем человека."Вот и приходится ограждать такого отца от сына.А что делать? Хотя многие не понимают меня,говорят:"Лучше любой отец,чем никакого..." Я не согласна.И даже если он (папа) прочтет эту статью,по посчитает за глупость.

Anna Vinevskaya 05 декабря 2014 в 07:12

Дмитрий, потрясающая статья!!!! Эту статью надо поместить в новые учебники, которые будут написаны системными педагогами!!!

Галина Резниченко 3 02 ноября 2014 в 02:11

Спасибо Дмитрий, что показали с медицинской точки зрение воздействие на головной мозг "воспитательного подзатыльника". Жуткая картина получается: головные боли, плохое самочувствие и т.п. возникают у жертвы подобного «воспитания», а ребенок ко всему прочему теряет возможность адаптироваться в социуме и как следствие реализоваться, т.е. убиваем будущее своих детей. Никакие оправдания здесь не имеют места. Действительно стоит ли сохранять семью, в которой супруг вводит в норму подобное воспитание?

Татьяна Колесникова 16 мая 2014 в 01:05

Дмитрий, спасибо за статью! помню, как в первом классе за партой передо мной сидел вертлявый мальчишка. учительница устала ему делать замечания. тогда она выдала мне указку деревянную, длинную и тяжелую и приказала давать этой указкой по голове своему однокласснику всякий раз, когда он нарушал дисциплину. чувства были такие: "с какой стати, ведь он мой товарищ!", "но ведь учитель - это авторитет, а образование - приоритет, а товарищ мешает получать образование", "Боже, ну почему мне она это поручила". к сожалению в те, советские, времена подзатыльник был популярным способом воспитания.

Оля Mezenceva 01 мая 2014 в 22:05

Что ж. Получается, что при ударе по затылке заботливый папа лишает ребенка обоняния и вообще работы вомероназального органа, лишая его возможности ранжироваться среди других. Либо напрямую создает физиологический ущерб в виде пустот в головном мозге.. ну и соответственно пустот в возможностях, реализации, физиологии и т.д.

Спасибо за то, что показали это с медицинской точки зрения.

Elena Shapoval 01 мая 2014 в 08:05

Спасибо, Дмитрий! Ваши статьи по системно-векторной медицине всегда читаю с огромным удовольствием. За такой медициной будущее, в этом нет сомнений. Не нужно иметь специальное медобразование, чтобы только посмотрев на картинки в статье, понять какие страшные физические последствия могут иметь "безобидные" воспитательные подзатыльники. Но еще страшнее травмы духовные, которые получает жертва насилия. И сам человек не сможет произвести в себе такие исправления, чтобы перестать рукоприкладствовать, даже если очень сильно пожелает. Бессознательное управляет нами, но не наоборот. Только на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно реально справиться с такими проблемами. Скоро бесплатные вводные лекции онлайн, на которых уже можно осознать причины такого поведения.