Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Обучение анального ребенка: Лучший ученик или школьный тормоз?

Видовая роль анального человека — накапливать информацию. Первые навыки этого свойства ребенок получает в школе. А вот насколько глубоко и грамотно он сумеет пользоваться этим свойством, зависит от успешности его обучения. И эта успешность отнюдь не оценки. Развитие заданных свойств во многом зависит от учителя и обстановки дома.

Школьники бывают разные: активные и медлительные, болтливые и молчаливые, послушные и не очень. Но у каждого из них одна задача — обучиться в школе и вынести из нее багаж знаний как можно более полный.

Дети с анальным вектором любят учиться, и в чем им не откажешь, способны делать это хорошо. Такова видовая роль анального человека — накапливать информацию. Первые навыки этого свойства ребенок получает в школе. А вот насколько глубоко и грамотно он сумеет пользоваться этим свойством, зависит от успешности его обучения. И эта успешность отнюдь не оценки. Развитие заданных свойств во многом зависит от учителя и обстановки дома.

Если ваш малыш — обладатель анального вектора, то школьный порядок для него — среда комплементарная. Конечно, он всегда адаптируется с трудом, и каждое первое сентября долго привыкает к «новому» распорядку, так же, как долго не может привыкнуть к каникулам, по инерции собирая портфельчик в школу.

 

До конца, до точки

Младшие классы — это заложение фундамента для всего школьного образования, а школа, в свою очередь, закладывает фундамент всей жизни. Именно на этом этапе становления нужно успеть развить в ребенке его свойства. Анальные дети в будущем могут стать настоящими профессионалами своего дела, лучшими специалистами. Но для этого им нужно развить способность доводить начатое до завершения, и здесь особое значение имеет тот опыт завершения дел, которой они получат в детстве.

Хорошие упражнения на развитие этого навыка — это рисование и задачи по типу «убери лишнее». Их начинают практиковать в воспитательной программе еще до школы и уже как продолжение вводят в программу школьного обучения. Рисование фигур и первые прописи — хорошие помощники в том, чтобы развить в ребенке способность качественно завершать работу. Все палочки, черточки, кривые нужно обводить до конца, старательно и аккуратно, не срезая углы и не забывая довести карандаш до конечной точки.

Просматривая рисунки ребенка с анальным вектором, акцентируйте на этом его внимание: берите в руку его руку с карандашом и доводите до конца, утверждая, что так и только так работа является законченной и сделанной хорошо. И если кожному ребенку можно обводить эти фигуры каждые 5 минут — он как мазал карандашом по бумаге, так и дальше будет мазать, то анальный ребенок воспримет этот процесс благодатно. Повторяя процедуру несколько раз, он утвердится в том, что выполнение задания нужно доводить до точки (буквально).

Задачи по типу «убери лишнее» также являются хорошим развитием свойств анального ребенка, так как, по сути, представляют собой процесс очищения — правильных фигур от неправильных, правильных смыслов от неподходящих, неправильных. Надлежащее формирование процесса очищения, как физиологического, так и психологического, является краеугольным в процессе формирования психики анального человека. Эти задания внутренне понятны маленькому анальнику, и потому на их основе могут восприниматься и запоминаться многие новые объемы информации — вот в такой полуигровой приятной форме.

Память — отдельное и очень важное свойство анального человека. Это инструмент для выполнения его видовой роли, позволяющий запомнить и сохранить огромные пласты информации.

Развить память поможет заучивание стихов и запоминание прочитанной в книгах информации. Чтение — один из богатых источников новых знаний, маленький анальник читает много и с удовольствием, и родителю важно участвовать в обучении чтению. Нет ничего более важного для малыша, чем чтение книги с мамой, когда они вместе начинают прочитывать слово (анальному ребенку всегда сложновато начинать), а заканчивает его ребенок уже самостоятельно. За каждый прочитанный самостоятельно абзац — мамина похвала. Это важно для анального ребенка — своевременная и заслуженная похвала.

Такой подход должен сохраниться и в младших классах. Участие родителя в проверке домашнего задания поддерживает анального ребенка в развитии его свойств. Чтение должно быть понятным, последовательным. Такому требованию во многом соответствуют учебные книги по школьным дисциплинам, повторяющие школьную программу и дополняющие ее. Ребенок с анальным вектором способен усваивать большие массивы информации, вопрос в том, какая информация попадет в его руки. И здесь именно на родителей ложится ответственность направить его чтение в нужное русло, внимательно относясь к выбору литературы.

 

Как избежать застреваний?

Одной из важных особенностей обучения анальных детей является упорство и последовательность: повторять материал нужно столько, сколько требуется ребенку для запоминания. Перефразируя знаменитую поговорку, скажем: повторение — мать анального учения. Не жалейте на это времени: результат этих действий будет более чем долгосрочный. Часто такой ребенок начинает притормаживать на новых заданиях или темах. При этом он усаживается на стульчике в характерную «закрытую» позу, устремляет глаза в одну точку и замолкает. Окрики и попытки растормошить не помогают: он еще больше замыкается на какой-то одной своей мысли, а именно на том, чего он «не понимает».

Для того чтобы не дать ему зациклиться на этом, следует регулярно обращаться к нему с вопросом, понимает ли он, если нет, то без лишних слов сразу начинать сначала. Если начинать сначала слишком долго, тогда спросить, что именно неясно, и идти заново с той точки. Выражайте это благожелательно. Не ругайте и не подгоняйте. Пока ребенок не кивнет — не идите дальше. Бывает, что «не доходит» или у родителя (учителя) лопается терпение, тогда лучше сделать перерыв и оставить ребенка наедине с заданием. Часто по возвращении можно наблюдать улыбающегося ребенка, который вполне осознанно повторяет то, что ему объясняли предыдущие 15 минут. И это — результат.

В процессе каждого задания достаточно разобрать 2–3 примера — больше анальному ребенку не нужно, дальше он справится сам. Главное тут — никуда не спешить, часто повторять, поддерживать контакт с ребенком и кратко хвалить за самостоятельно сделанное задание. Не нужно часто переключаться. Завершать занятия по разным дисциплинам можно только по факту того, что все запланированное на сегодня мы сделали (работа закончена). Такой ребенок способен высидеть и более 45 минут над однотипной работой, оптимально — один час. Часто анальные дети первые 15 минут только входят в тему, долго раскачиваются.

Из разговора на родительском собрании в одном из младших классов: «Ваш ребенок всегда был такой послушный, ручку исправно тянул, просто прелесть. Немного неактивный, но это нестрашно... А теперь все застопорилось: он постоянно упрямится и молчит! Его надо как-то растолкать в его неподвижности. Отдайте его в спортивную секцию. Он начнет физически двигаться и умственно будет активнее!» Увы, в случае с анальным ребенком это не сработает.

 

Задачи на скорость и ловкость не предлагать

Анальный ребенок не обладает способностями к решению задач на скорость и логику. Он не стремится быть первым, он хочет быть лучшим. Более того, если его подгонять, он может впасть в ступор: он не ускоряется, он прекращает делать что-либо вообще. Нередко это можно наблюдать у доски: удивленная учительница подгоняет способного ребенка, покрикивает, а он упирается и молча стоит с мелом в руках. Такая ситуация вызывает насмешки одноклассников, недоумение настаивающей учительницы и обиду у анального ребенка. В подобном случае если уже педагогу случилось неудачно поторопить ребенка, то лучше всего усадить его на место, пообещав спросить в другой раз. И дома, и в школе такое состояние исправимо, если прекратить настаивать и помочь ребенку начать сначала: вернуться к исходному заданию и в привычном порядке решить его, при этом приободрите его, что ничего страшного не произошло.

В сравнении с другими анальный ребенок выглядит немного замедленным, реже — заторможенным. Многим учительницам кажется, что его надо «растормошить», это рождает у анальных детей обиду на учителей вплоть до полного нежелания отвечать на уроках. Из-за неспособности ответить в случаях «тормошения» на глазах у всего класса ребенок переживает чувство унижения, вызванное порицанием, это большой стресс. После такого случая, в зависимости от тяжести полученного стресса, такой ребенок уже не захочет повторять болезненный и унизительный опыт, и принуждать его отвечать перед классом будет трудно, а позднее (если этот опыт утвердится в его голове) и вовсе невозможно.

Ничего необычного в застреваниях анального ребенка нет. Важно понимать, как на них правильно реагировать, чтобы помочь ему выйти из ступора.

Просидеть полдня с книгой, остановив взгляд на одной букве, и так и не начать читать присуще исключительно анальному ребенку. Пытаться помочь ему начать, повышая голос или уговаривая, тоже не вариант. Тут лучше либо начать делать другое задание, либо сделать паузу в занятии вообще.

 

Аналитический склад ума, или как правильно систематизировать информацию

Для каждого из восьми векторов свойственно свое мышление. Ребенок с анальным вектором — обладатель аналитического склада ума. Анализировать информацию, раскладывая ее на составляющие, затем укладывать в понятном порядке в своей памяти анальный человек может сразу при получении новых данных. Это обусловливает некоторые особенности восприятия. Во-первых, усвоение информации происходит дольше, чем у остальных детей, и она зачастую нуждается в повторениях, потому что сразу происходит анализ и систематизация, а это требует времени и тщательной перепроверки, однако и результат такого запоминания длителен.

Во-вторых, первичное запоминание информации анальным ребенком происходит по одному и тому же шаблону. Научившись воспринимать один вид информации определенным образом, он так же пытается обработать и другие полученные данные. Новая информация и отсутствие шаблона для ее обработки вызывает у анального ребенка зацикливание, притормаживание. Это видно на примере обычных математических задач, когда описанное учителем на уроке решение принимается учеником, а задания, представленные по-другому, подобранные по иному методу решения, уже не воспринимаются и не решаются, соответственно. Все задачи на уроке не прорешаешь, но и выучиться только на одной типизации нет никакой возможности. Если имеют место затруднения с разными подходами к математическим задачам, это значит, что следует заменить подход к обучению.

Анализировать значит идти от общего к частному (в отличие от синтеза). Анальный ребенок разбивает данное ему на частности и укладывает это в некую последовательность, создавая систему. Любой однажды проанализированный материал запоминается им, и все, что является частью этой информации, он может использовать в разных вариантах: разложенное однажды по полочкам можно воспроизвести в виде отдельных элементов. Но когда анальному ребенку дается только уже существующая частность общего, то подойти к другой частности он не может, это вызывает сложности, т. к. нет общего подхода.

Таким образом, учебный подход должен учитывать особенности анального ребенка: если он разбивает на частности, следует преподать более общее, в рамках которого меняется и частное. Т. е. взяв определенную тему, следует дать ей общую характеристику и уже в рамках общего показывать все возможные пути решения. Практически применять, считать не обязательно, но показать разные форматы необходимо. Повторяя при каждом решении этот подход в устной форме, ребенок раз за разом складывает для себя картину.

Например, алгебраические задания 6–7 классов в общем имеют одну базу: уравнения, неравенства, системы с двумя неизвестными. Задачи на построение уравнений предполагают общий принцип разбиения значения на  половины, где сохраняются некоторые соотношения между ними, и обязательным условием является соответствие одной половины другой. Более того, в любом случае нужно принять что-то за неизвестное и отыскать его значение.

Не надо пасовать перед заданием, мы все время говорим об одном и том же: «Ты помнишь, однажды мы это уже проходили». Общая база, на фоне которой способы решения задач — это частности, о которых шла речь, когда он уловит эти связи, у него все получится. Многие учебные пособия для школьных дисциплин времен СССР написаны именно с таким акцентом: эта глава новая, но мы на самом деле это уже проходили. Такое утверждение уже снимает половину напряжения у анального ребенка. Это на самом деле так: начала математики основываются на немногих логических утверждениях, которые перекликаются между собой в разных областях школьной программы.

Для анального ребенка учебник должен быть всегда с эпиграфами и отступлениями: «Важно вспомнить из предыдущих глав», «Вопросы по предыдущим темам», «Интересно знать». Книга пойдет легче и приятней, если на ее страницах будут изображения ключевых анальных ценностей: книг и письменных принадлежностей. Должны быть перекрестные ссылки на другие темы, чтобы освежить в памяти пройденный материал.

Проблемой для анальника часто является ригидность памяти: мы вспоминаем все в той же последовательности, что и запомнили, чаще — по хронологии. С увеличением количества получаемой в современном мире информации этот подход занимает много времени и рано или поздно затормаживает мыслительный процесс. Для того чтобы отойти от этого, нужно с детства приучить ребенка работать в разных направлениях: не только от общего к частному, но и наоборот, не только полностью воспроизводя полученные знания, но и частично. Систематизировать информацию можно по разным признакам, и время здесь не ключевой фактор.

Если спроецировать это на психические свойства ребенка, то получится так: нужно расставить известную информацию по порядку, но каков порядок? А порядок может быть разным. Это можно показать ребенку с помощью разных упражнений на буквах и цифрах: в задачниках всегда есть масса заданий на установление порядка между рядами цифр и формул, где порядок задается наперед, либо его нужно найти (установить). Касательно букв: взять известные ребенку слова и «размешать» буквы в слове, поменяв их порядок. Для детей с анально-зрительной связкой векторов такие задания будут комплементарными и развивающими. Не путайте логику и установление порядка. Никаких причинно-следственных связей, только разделение и упорядочивание информации. Что за чем следует, не интересует психическое анального ребенка — только правильное расположение частей.

 

Ребенок в плену обиды: больше никакой школы!

Анальные дети бывают не только готовыми в любой момент поддержать учебный процесс и учиться, но могут показать себя и замкнутыми, обиженными. Как это выглядит при обучении? Упрямство и ступор. Ребенок не воспринимает то, что ему говорят, часто делает все наоборот, а задания не делает вообще. Когда учительница для него — источник упреков и обид, то он испытывает к ней только чувство неприязни, желание сделать назло. Дома происходит то же самое. Как подступиться к такому ребенку?

Причины такого поведения раскрывает системно-векторная психология Юрия Бурлана (https://www.yburlan.ru/biblioteka/upryamyi-rebenok) и дает ответы, как это исправить. Обиженному анальному ребенку уже не до обучения: он перестает читать, учить, воспринимать. Он противится всему, что может его развить, любому новому делу. Пытаясь чему-то обучить такого ребенка, часто наталкиваешься на стену глухого неприятия. Он не будет задавать уточняющие вопросы или жаловаться на непонимание, будет просто упираться и молчать. Важно понять, что происходит с ребенком, и подойти к нему без раздражения, мягко, но настойчиво.

Во-первых, говорить нужно неспешно, четко и ясно показывать, что он занимает все ваше внимание. Желательно вызвать его из его закрытого состояния рисованием и чтением вслух (чем более последовательно и сосредоточенно он будет рисовать, тем больше шансов расположить его). Если вниманием удается завладеть, то при продолжительном объяснении задания от ребенка пойдет ответная реакция: через бурчание можно разобрать отрицание. На него нужно дружелюбно ответить. Он не согласен с очевидной вещью — пускай. Тут можно узнать почему, а можно условно согласиться с ним и предположить, что так и есть, но тогда ведь будет отсутствовать нужный порядок. Лучше всего анальник понимает категории порядка и беспорядка — чистого и грязного. И на полученном противоречии и при вашей поддержке он постепенно придет к согласию.

Если в таком общении он согласится с вами в чем-то, считайте, что половина победы уже одержана: ребенок идет на контакт и начинает принимать исходящую от вас информацию. Часто в этот доверительный момент ребенок может сказать вслух, на первый взгляд, очевидную глупость или то, что не имеет к заданию никакого отношения. Отнеситесь к этому доброжелательно. Чаще всего это его ассоциация с полученной информацией. Если, к примеру, говорят о том, что он уже слышал от ненавистной учительницы, он может пробурчать то, что она говорила об этой теме или что происходило в классе при этом. Для того, кто не в курсе, это будет звучать как невнятное пустое ворчание.

Вслушаться в эти ассоциации иногда полезно: ребенок легко проговорит то, что его возмущает или обижает, он выдает самую яркую ассоциацию, то, что лежит на поверхности. В любом случае ругать его не нужно. Несмотря на это, продолжайте объяснять задание и его решение. Кивните, согласитесь, не порицайте, и ребенок начнет анализировать информацию. Медленно, может, и ошибочно, но он начнет это делать. И усилие это должно быть адекватно награждено похвалой. В процессе решения дети часто спотыкаются, притормаживают — будьте терпеливыми, не гоните и не ругайте, он двигается, это главное, а ускорение придет с опытом.

Часто обиженные дети наперед уверены, что у них ничего не получится. Они просто не начинают читать и разбираться, заранее сдаваясь. Так на него могли повлиять критика, унижение или даже просто отсутствие соразмерной его усилиям похвалы. Как его разубедить? Попросить что-то сделать и, последовательно пройдя с ним весь путь решения (написания), показать, что у него все получается. Он тут же найдет оправдание: «Это не я, это мы вместе, а сам я не смогу». Продолжайте давать ребенку такие же однотипные задания, постепенно участвуя в процессе все меньше, давая ему самостоятельность. Усидчивый анальный ребенок справится. И когда на 10-й раз ему это удастся, похвалите его, подчеркнув, что он это сделал сам. Придать ребенку уверенность в своих силах — дело, требующее времени. Но если этого не сделать, то, даже став взрослым, анальник останется немощным, пассивным диваносидельцем с опущенными руками, не способным реализовать себя и получать радость от жизни.

Важно поддерживать в нем уверенность в себе, акцентировать на этом внимание. Если не унять детскую обиду, возникшую в отношениях с матерью, то и такой подход, к сожалению, даст лишь кратковременные результаты. В любой момент ребенок вновь переключится в замкнутое и насупленное состояние, и эти игры ребенка с обидой могут привести к крайне печальным последствиям.

В целом во всем, что связано с обучением, должно быть позитивное и благоприятное отношение с учетом психических особенностей конкретного ребенка. В том, что благоприятно конкретно для вашего ребенка, помогает разобраться системно-векторная психология Юрия Бурлана. А эта статья раскрывает базисные моменты в обучении самых лучших в потенциале учеников — детей с анальным вектором.

Продолжение следует.

Автор публикации: Ольга МЕЗЕНЦЕВА, преподаватель Киевского политехнического института.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 40789 человек
11 декабря
Уже идут 40789 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
11 декабря
Уже идут 40789человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19
Комментарии 6 Отправить комментарий
Христина Богданова 05 декабря 2017 в 10:12

Спасибо, Ольга! Статья - кладезь знаний для кожной мамы анального ребёнка.

Оля Mezenceva 14 марта 2014 в 05:03

Да, Сергей. Узнать авторитетное мнение, посоветоваться - это анальное. Здесь об этом больше: //www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor

Sergey Romanov 13 марта 2014 в 12:03

Привычка задавать вопросы разным людям, прежде чем принять какое-то решение - это свойство анального вектора?

Sergey Romanov 13 марта 2014 в 12:03

На тренинге 1 уровня говориться как справится с обидами, тормозами нежеланием достигать целей и сдаваться заранее? Видимо это бреши моего воспитания, но родителей винить не имеет смысла т.к. в 88 году СВП еще небыло.

Aleksey P 04 мая 2014 в 01:05

Да, винить родителей не имеет смысла, так как они делали ошибки не со зла. Вы абсолютно правы. Просто так сложилось. Но, асё можно поправить путём осознания себя. Можно почитать результаты www.yburlan.ru/results/all/obidy

Наталья Красуля 13 марта 2014 в 09:03

Спасибо, очень своевременно! Готовимся к школе.