Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Сериал «Садовое кольцо». Часть 1. Травмы детства

Удивительно, что режиссеру Алексею Смирнову и оператору Сергею Медведеву на момент съемок было всего 23 и 21 год соответственно. Удивительно — потому что они сумели так точно показать мир взрослых. Глазами молодого поколения. Не зря Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» говорит, что молодежь сегодня — это совершенно иной вид людей, чей объем психического в разы превышает возможности предыдущего поколения. Они способны увидеть, понять, что происходит, и сделать свои выводы. Таковы и молодые герои фильма, которые все видят, все понимают и поэтому… ничего не хотят в жизни...

В 2018 году на Первом канале телевидения показали неформатный сериал «Садовое кольцо». Неформатный потому, что мы привыкли видеть на ведущем канале страны гламурную и счастливую жизнь. Этот фильм разительно отличается.

За красивой картинкой жизни богатых семей, обитающих внутри Садового кольца Москвы, полной роскоши и счастливых улыбок, демонстративно выставляемых в Инстаграм, мы видим бездну лжи, нелюбви и отчаяния. И тем не менее это не очередная сага из разряда «богатые тоже плачут». Фильм о всех нас, о ненависти и коррупции, пожирающих наше общество. О детях, которых мы теряем как поколение.

Однако авторы не обвиняют. Они показывают причины, приведшие нас к тотальному бездушию. Жанр картины — психологическая детективная драма. Провести психоанализ не только героев фильма, но и всех зрителей Первого канала помогла сценарист Анна Козлова, чей любимый писатель — Достоевский.

Удивительно, что режиссеру Алексею Смирнову и оператору Сергею Медведеву на момент съемок было всего 23 и 21 год соответственно. Удивительно — потому что они сумели так точно показать мир взрослых. Глазами молодого поколения. Не зря Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» говорит, что молодежь сегодня — это совершенно иной вид людей, чей объем психического в разы превышает возможности предыдущего поколения. Они способны увидеть, понять, что происходит, и сделать свои выводы. Таковы и молодые герои фильма, которые все видят, все понимают и поэтому… ничего не хотят в жизни.

Все подонки и все жертвы

«У нас был плохой старт, но мы же с тобой не плохие, потому что мы же не хотели, чтобы так все закончилось».

В богатой московской семье Смолиных происходит трагедия — пропадает 18-летний сын Илья. До этого благополучный мир владельца фармацевтического бизнеса Андрея и консультирующего психотерапевта Веры рушится в один миг. Причем беда не объединяет их в поиске сына, а раскрывает страшные язвы их долгой совместной жизни. Выясняется, что все эти годы Андрей практически на глазах жены изменял ей с ее сестрой Анной. А Илья вел какую-то двойную жизнь, о которой ничего не знала мать. Бросил экономический университет, куда та его заботливо «засунула».

В воронку рушащегося мира оказывается затянута и семья их друзей — психиатра Бориса Кауфмана, его жены Кати и дочери Саши. Оказывается, Борис тоже изменял своей жене со своей пациенткой Лидой Брусковой. А дочь уже давно стала жертвой зависимости от наркотиков.

Сериал «Садовое кольцо» картинка

Масла в огонь ежедневно разгорающихся скандалов подливает приехавшая из Америки мать сестер Рита с молодым любовником Потапом. Допросы у следователя, выяснения обстоятельств трагедии способствуют реанимации прошлого. Мать вспоминает об их жизни, о том, что привело их семью к развалу. Постоянно унижает «дочерей-психопаток» и их мужчин, прикрываясь заботой об их будущем. Но тем самым лишь увеличивает тяжесть переживаний.

И все-таки герои неоднозначны. Порой они отвратительны. А порой вызывают сочувствие, потому что понимаешь, что они лишь жертвы детских травм, которые перерастают в социальную психопатологию ненависти в обществе.

Зрители сетуют, что в фильме много грязи, пошлости, мата. Но как может быть иначе, когда люди фрустрированы? Разве не видим и не слышим мы всего этого ежедневно в окружающем нас мире? Этот фильм — лишь отражение действительности.

Слабая или сильная?

«В ней отсутствует какой-то внутренний стержень. Она не умеет видеть эту жизнь как она есть».

Более всего вызывает сочувствие Вера Смолина, которую все обвиняют в инфантилизме, попытке спрятаться от действительности и переложить ответственность на других людей. Однако, несмотря на рафинированность ее прежней жизни, она старается оставаться человеком.

Ее зрительный вектор, задающий человеку высокую чувственность, эмпатию и стремление помогать тем, кому плохо, толкает ее на благотворительную деятельность. Она организует приют для женщин, страдающих от семейного насилия. Конечно, ее психотерапевтическая практика сосредоточена на богатых женщинах, чьи мужья купили бриллианты не того размера, или на изучении влияния на психику цвета обоев по фэн-шуй. Но все же рост осознанности и самостоятельности в принятии решений в ходе всей этой истории вызывает уважение.

Мать обвиняет Веру в отсутствии стержня. По-зрительному Вера Михайловна, конечно, тонка, интеллигентна, хочет видеть в людях только хорошее. Это воспринимается окружающими как слабость. Но страдание закаляет ее. Только она и демонстрирует тот стержень понимания и прощения людей несмотря ни на что, которого не оказывается у других.

Именно она распутывает сложный клубок взаимоотношений и находит Илью. Она сострадает ему, потому что видит, что это они, сами родители, сделали его таким. «Человек не может соответствовать ожиданиям окружающих» — ее вывод.

Да, она должна была поступить по-другому — сдать его в руки правосудия, но не делает этого. И Вера осознает, с каким грузом ей придется теперь жить. Поэтому ее взгляд в конце фильма — растерянный, вопрошающий «Как жить дальше?» — полностью сводит на нет ожидаемый хэппи-энд.

Неоднозначный образ, но такой жизненный и узнаваемый!

Привычка к страданиям

«Страданию нужен источник, и жертва насилия подсознательно притягивает того, кто будет издеваться над ней — морально и физически».

В самом начале фильма Вера, рассказывая о жертвах домашнего насилия, произносит эту фразу, которая справедлива и для ее сестры Анны — женщины красивой, эффектной, яркой, но глубоко несчастной в личной жизни.

Кожно-зрительная связка векторов, которая присутствует у Анны, задает особый сценарий жизни. Это жизнь охотницы, реализация наравне с мужчинами. Аня, в отличие от Веры, пытается строить карьеру, занимая должность финансового директора в фирме Андрея. Но неразвитость ее эмоционального потенциала не позволяет ей ни в чем достичь успеха — ни в работе, ни в отношениях. Она ведет себя как истеричка, манипуляторша, психопатка. Зависима от алкоголя и курения, употребляет наркотики и ищет наказания. И это снова следствие детских травм.

Аня была нежеланным ребенком от неизвестного отца. Мать постоянно унижала ее, считая ничтожеством. В 14 лет девочка вступила в сексуальные отношения с мужем своей сестры и все эти годы жила, скрывая от нее своего тайного любовника, но рассказывая сестре все подробности их интимной жизни. Какое изощренное издевательство над собой!

Актеры сериала «Садовое кольцо» картинка

С детства она словно впитала это желание быть несчастной. Как легко впитывает и адаптирует, встраивает в свою жизнь сценарий на неудачу человек с кожным вектором. Более того, Аня натуральная мазохистка: то прижжет окурком руку, то сама расцарапает себе лицо.

Катаклизмы, потрясшие их семью, подталкивают Аню исправиться — она хочет новых, честных отношений, ждет ребенка. Мать отговаривает ее: «Ты — психопатка с кучей зависимостей. Ты поймешь, что никакому ребенку здесь нет места».

Она говорит о том, что образование занимается не тем, чем нужно. Что нужно девочек с малых лет водить по абортариям и больницам и показывать, как страшно, когда ребенок появляется не вовремя, нежеланным. «В 20 лет, ничего не понимая ни в мужчинах, ни в жизни, ты оказываешься беременной с никому не нужным ребенком». Она-то в полной мере прочувствовала, каково это!

Но Анна вцепляется в этого ребенка словно в последний шанс. К сожалению, мама отчасти права. Аня хочет измениться, но вряд ли знает как. Она вновь выбирает мужчину с кучей психологических проблем — ревнивого, склонного к насилию — Артема, друга Андрея. И вновь лжет, манипулирует, устраивая показные истерики.

Она говорит ему: «Я хочу, чтобы ты меня любил. Я хочу, чтобы хоть кто-нибудь меня любил». Но, к сожалению, не понимает самого главного — чтобы тебя любили, нужно любить самой. А она этого не умеет.

Мужчины

«Мужчину себе можно позволить, только когда все хорошо. А когда все плохо, он не просто бесполезен, он превращается в объект опасности».

На фоне сильных женщин — Веры, Риты — мужчины оказываются в фильме слабым звеном. Вечно орущий, распускающий руки, не сдерживающих своих сексуальных порывов Андрей. Он то плачет, то впадает в апатию, то мечтает уехать на Гоа, чтобы там забыться и обрести покой. Он не способен преодолеть свалившиеся на него обстоятельства — потерю сына, разрыв с женой и любовницей, финансовые проблемы, связанные с признанием его банкротом.

Обладатель анального и кожного векторов, он мог бы быть крепким бизнесменом. Однако вся крепость Андрея — на глиняных ногах, потому что в основе — неразвитые свойства кожного вектора, которые не позволяют вести бизнес честно. Взятки, темные махинации через связи, знакомства с влиятельными людьми — вот его инструменты. А разнузданность чувств (от недоразвития зрительного вектора) приводит к частым истерикам и попыткам решать проблемы криком и эмоциональным давлением.

На его фоне друг Артем, тоже бизнесмен, кажется образцом честности и порядочности, что не мешает ему при удобном случае отжать бизнес у друга, прикарманив его дачу, квартиру и деньги. Грех не взять, что само идет к тебе в руки. Это бизнес — ничего личного.

В отношениях с Анной Артем не лучше — чувство собственника, дикая ревность, отсутствие доверия, тирания. Он с трудом сдерживает себя, когда Аня оказывается не способна соответствовать его требованиям. Какое уж тут чувство защищенности и безопасности, в котором так нуждается женщина! Анна уже панически боится его.

Странно ведет себя и Борис Кауфман, изменивший жене Кате с сумасшедшей пациенткой. Казалось бы, психиатр, знаток человеческих душ, а совершенно теряет контроль над собой, когда речь заходит о Лиде. Он готов бросить близких ради нее, но понимает, что не нужен, надоел ей. А в развале семьи, растоптанный и униженный, он приходит обвинять Веру, которая рассказала об измене Бориса на допросе: «Ты разрушила мою семью!»

Что ж такое происходит с мужчинами? Почему на них нельзя положиться, ощутить крепкое плечо и поддержку? Возможно, дело и в женщинах тоже. Женщина стала слишком самодостаточной, слишком сильной. Говоря словами Риты — «Мужчину можно себе позволить, только когда все хорошо». Как будто это домашнее животное, о котором нужно заботиться…

Сериал «Садовое кольцо». Часть 1. Травмы детства картинка

Мужчина создан отдающим. Отдавать своей женщине — это его глубинное желание. А если женщина не берет, не хочет, не получает удовольствия от даров мужчины — не притворно-эгоистично, а искренне, с любовью и благодарностью за заботу и защиту, — разве не чувствует он себя ненужным? Разве не обессмысливается его жизнь?

Манипуляции, придуманные, раздутые женские потребности и отсутствие подлинного интереса и любви со стороны женщины — вот где корень мужских фрустраций.

О том, почему дети богатых родителей не хотят жить, читайте в следующей части

Автор публикации: Марина Алексеева
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 26926 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 26926 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 2 Отправить комментарий
Екатерина Гусарова 05 февраля 2019 в 17:02

Фильм не смотрела. Но такие интересные факты узнала при прочтении статьи. Очень молодые создатели. Я в их возрасте была еще ребенком.... И при всем этом сделать психологически точный фильм - это уровень. Очень хочется продолжения статьи.

Виктория Винникова 05 февраля 2019 в 15:02

Фильм потрясающий. Тоже поражалась как точно показаны причины трагедии всех героев. Радует, что у нас появляются действительно хорошие фильмы, заставляющие задуматься и через художественные образы показать "откуда растут ноги" трагедий в нашей жизни.