![](.././sites/default/files/malchik_v_polosatoj_pizhame-preview_big.jpg)
Война глазами ребенка немецкого офицера. Фильм «Мальчик в полосатой пижаме»
Главный герой картины — восьмилетний немецкий мальчик по имени Бруно. Поскольку всю картину мы видим глазами ребенка, то мы понимаем, что мальчик не знает всей правды о происходящем. Чтобы глубже понять посыл автора книги Джона Бойна, по которой был снят фильм «Мальчик в полосатой пижаме», и ярче воспринять характеры героев, посмотрим картину через призму знаний тренинга «Системно-векторная психология»...
История — это часть нашей жизни, а война — это часть нашей истории. Каждый год 22 июня в день начала Великой Отечественной войны и 9 мая в День Победы мы невольно мысленно возвращаемся к ужасным событиям тех лет.
Как правило, на телеэкраны каждый год выходят свежие экранизации и новые фильмы о войне. Их много, они о разном и в то же время об одном. Об одном горе на всех. Они о боли и любви, жестокости и нежности, несправедливости и возмездии, дружбе и предательстве. И говоря о войне, мы зачастую думаем, что это дело взрослых. Однако страдать приходится всем, и детям в том числе.
Наивные, с верой только в хорошее дети войны столкнулись с абсолютно другой действительностью. Лишенным детства, слабым и беззащитным, им пришлось быстро повзрослеть.
Потребность в защите и безопасности в условиях войны возрастает в сотни раз. Особую крепость и преданность приобретает дружба. Искреннее желание прийти на помощь товарищу выручает многих детей в военное время. Тесная эмоциональная связь между друзьями становится гарантом ощущения безопасности и выживания в жестокий военный период. Ребенок не видит преград для дружбы, если она от всей души. Национальность и материальный статус не имеют для него значения. Такая история детской дружбы в военное время, искренней и трагичной, показана в фильме «Мальчик в полосатой пижаме».
«В жизни солдата редко бывает выбор. Для него важнее всего — долг»
Главный герой картины — восьмилетний немецкий мальчик по имени Бруно. Он живет со своими родителями и старшей сестрой Гретель в большом берлинском доме. Бруно вполне счастлив, учится в школе, играет с друзьями в самолетики, часто видится с бабушкой и дедушкой. Однажды его отец Ральф сообщает семье о скором переезде. Важная работа отца, а именно новая позиция коменданта концентрационного лагеря, вынуждает их перебраться в глухое место далеко от привычной и счастливой жизни в столице.
Самые первые кадры фильма даже не намекают зрителю на войну в Германии. А ведь на дворе 1944 год, самый разгар Второй мировой войны. Режиссер Марк Херман намеренно показывает внешнее спокойствие и непринужденность военного Берлина, чтобы в дальнейшем мы увидели резкий контраст между жизнью немцев и заключенных концлагеря.
«Высказывать свои мысли вслух может быть опасно»
Поскольку всю картину мы видим глазами ребенка, то мы понимаем, что мальчик не знает всей правды о происходящем. Концлагерь он принимает за ферму и уверен, что «люди в полосатой пижаме» занимаются земледелием и отдыхают на свежем воздухе. Еще мы видим, что даже не все взрослые жители Германии того времени в полной мере осознавали всю жестокость и беспощадность нацистской политики. Грамотно снятые фильмы о жизни евреев в лагере лживо описывали благоустроенную и веселую жизнь заключенных.
Создание политических мифов всегда использовалось в истории для сдерживания недовольства граждан. Так, мама Бруно, мечтательная, тонкая женщина, погруженная в основном в заботы об уюте и красоте в доме, была шокирована, узнав, что в огромных печах концлагеря жгут не мусор, а тела убитых евреев. Разочаровавшись в правильности действий и убеждений супруга, возненавидев место, куда им пришлось переехать, она начинает выпивать, чтобы хоть на миг заглушить чувство вины и неприятия к фашизму, убежать от ужаса происходящего, сделать вид, что ее это не касается.
![Фильм «Мальчик в полосатой пижаме» фото Фильм «Мальчик в полосатой пижаме» картинка](https://www.yburlan.ru/sites/default/files/Images/malchik_v_polosatoj_pizhame-1-eto_ne_kasaetsja.jpg)
Чтобы глубже понять посыл автора книги Джона Бойна, по которой был снят фильм «Мальчик в полосатой пижаме», и ярче воспринять характеры героев, посмотрим картину через призму знаний тренинга «Системно-векторная психология».
«Это смешно, что взрослые не могут понять, что именно хотят делать»
Мальчик Бруно — обладатель зрительного вектора. Ему не сидится на месте, он любознателен, увлечен исследованием мира вокруг. Такие дети общительны, добры, искренни. Бруно любит читать, особенно книги о пиратах, рыцарях, подвигах. Но после переезда книги о приключениях ему запрещает новый учитель, который дает частные уроки и пропагандирует лишь историческую литературу, день за днем рассказывая о том, что евреи — это зло. Он скучает дома один, почти не играет со старшей сестрой Гретель, которая увлеклась фашистской идеологией. Девочка ощущает себя ярой патриоткой и в один день выбрасывает все куклы в подвал, завешивая комнату постерами Гитлера. Эта трехсекундная сцена горы голых куколок в подвале у зрителя ассоциируется с тысячами людей, над которыми проводили опыты, мучали и жестоко убивали в концлагерях.
Вернемся к нашему герою, который надеялся прожить в новом доме всего пару недель, но в итоге остался там навсегда. «Ферма», которую он видит из окна каждый день, не дает ему покоя. Не ощущая сильной эмоциональной связи с кожно-зрительной мамой, оставшись без общения со сверстниками, Бруно просто вынужден найти себе друзей. Он наблюдает за взрослыми и ребятами в одинаковой одежде и решает дойти до фермы и познакомиться с ними. Ведь им будет так здорово вместе играть! Продумав план «побега» через задний двор, Бруно удается совершить свое первое исследовательское путешествие в сторону концлагеря. Колючая проволока и постоянные крики военных не наводят ребенка на мысль о том, что эти люди — заключенные. Он думает, что номера на полосатой одежде, окрики, собаки за забором — это часть игры.
Подойдя к ограде, он видит одиноко сидящего еврейского мальчика Шмуэля. Ребята довольно быстро находят общий язык, новая дружба воодушевляет Бруно. Он носит своему товарищу бутерброды, они через решетку играют в шашки, кидают мяч. Жизнь в новом месте налаживается, и Бруно уже не скучает по Берлину. Однажды на вопрос о том, почему Шмуэль не живет дома с семьей, а за колючей проволокой, мальчик отвечает, что он просто еврей. Бруно не может понять, почему этот факт сразу делает его плохим человеком.
В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» каждый герой вызывает интерес. Ни один персонаж не появляется в картине просто так. Еврейский работник на кухне — бывший врач, оказавший Бруно первую помощь, когда мальчик упал с качели. Этот звуко-зрительный старичок в коротком диалоге говорит очень глубокие слова, которые производят на ребенка большое впечатление. «Если кто-то по ночам смотрит на небо, это еще не значит, что мы имеем дело с астрономом». Именно в этот момент Бруно осознает, что иногда люди делают что-то не по своей воле и зачастую в реальности оказываются абсолютно другими людьми.
Бруно — пока еще ребенок, он живет в детском мире из книг о рыцарях и приключениях. Он плачет, когда отец не заступается за еврея, которого избивает лейтенант Курт. Ведь раньше он так гордился отцом — «настоящим солдатом». Он чувствует, что происходит что-то нехорошее, когда бабушка, не одобряющая убеждений сына, не приезжает их навестить, когда слышит ссору родителей. Но его детская психика противится тому, что пока не может осмыслить и перенести. Подсмотрев агитационный фильм о замечательной жизни евреев в лагере, он радостно обнимает отца: ведь он опять может гордиться им. Его детское, наивное восприятие мира сопротивляется жесткости и несправедливости.
Однажды наш герой неожиданно встречает Шмуэля у себя. Измученного еврейского малыша привели в дом коменданта чистить посуду, которую нужно было подготовить к важному обеду. Его худенькие пальчики показались лейтенанту Курту идеальными для протирания маленьких рюмочек. Бруно, уже столкнувшийся с непонятными запретами выходить за пределы двора и тем, что взрослые плохо относятся к евреям, понимает, что его семье пока не следует знать о его дружбе с еврейским мальчиком. Он врет лейтенанту, когда тот, заподозрив что-то, спрашивает Бруно о том, знает ли он Шмуэля. Не выдав товарища, Шмуэль возвращается в лагерь, где его жестоко избивают.
Чувство вины заставляет Бруно извиниться перед товарищем, ему стыдно за минуту слабости и страха перед лейтенантом. Желая хоть чем-то помочь, Бруно соглашается пойти на поиски отца Шмуэля, который недавно пропал в концлагере. В день запланированного отъезда Бруно пораньше сбегает из дома, чтобы довести начатое дело до конца. Ведь он обещал другу помочь.
![Война глазами ребенка фото Война глазами ребенка картинка](https://www.yburlan.ru/sites/default/files/Images/malchik_v_polosatoj_pizhame-2-drugu_pomoch.jpg)
«Детство наполнено звуками, запахами, видами до тех пор, пока не возникнет темный час осмысления»
Аккуратно сложив свою одежду у ограды, сделав неглубокий подкоп, он облачается в старую, неприятную «пижаму». В один момент Бруно становится одним из узников. Попадая за ограду, он начинает понимать, что концентрационный лагерь в реальности очень отличается от тех кадров, которые он видел на кинопленке своего отца. Здесь голод, нищета, болезни, страдания, боль и смерть. Ему хочется вернуться домой, убежать из этого кошмара, но изменить ничего нельзя. С ужасом зритель понимает, что мальчик даже не подозревает о своей участи. В этот момент в картине нет слов, только газовая камера и крепко сжатые ручки двух друзей, которые вот-вот исчезнут для всех остальных навсегда.
Пропажу мальчика обнаруживают не сразу. Отряд немецких солдат находит тропинку, которая неделями соединяла Бруно с его товарищем. Лежащие рядом с колючей проволокой сложенные вещи открывают глаза на все произошедшее. Но исправить уже ничего нельзя.
Невозможно отгородиться от мира высоким забором и охраной, дежурной улыбкой, книгой, иллюзиями. Невозможно сказать: «я не смотрю новости, потому что это слишком тяжело», «мне все равно, что было на той войне, сейчас другое время», «это ваша жизнь, а это моя, и меня ничего не касается», «меня не волнует политика». Внешний мир с его радостями, с его проблемами все равно настигнет, ворвется в нашу жизнь.
Так, как это произошло с комендантом Ральфом. Он проектировал газовые камеры для уничтожения евреев и потерял в одной из них своего любимого сына. Невозможно построить счастливую жизнь в отдельно взятом шикарном доме, отделенном забором от страданий других людей.
Так, как это произошло с Эльзой, которая пряталась от неприглядной стороны жизни сначала в заботах о красивом интерьере, затем в алкоголе, потом в молчаливом непротивлении нацизму и работе мужа. Она начала терять сына гораздо раньше того злополучного дня. Ее плохие состояния зеркально отражались на ребенке, поэтому он искал ощущение безопасности через общение с добрым и беззащитным Шмуэлем. Не уберегли, не защитили ее маленького Бруно охрана и запреты.
Невозможно сохранить и сделать счастливой жизнь отдельно взятого, своего ребенка, уничтожая или оставаясь безучастным к судьбе других детей. Ведь живем мы не в одиночку. Такова действительность. Иначе останется перед нами, как перед героями фильма, пустой коридор, «полосатая пижама» на крючке и железная дверь в газовую камеру, в которой задохнулось наше общее на всех будущее.
Корректор: Наталья Коновалова