Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Системное видение понятий «развитие» и «реализация»

Развитие и усложнение нашего психического очевидно. Те задачи, которые были непосильны нашим предкам, нами решаются без особых проблем. Сегодня это видно особенно ярко на примере компьютеров: поколение наших бабушек и дедушек не способно овладеть этой технической новинкой, тогда как наши дети делают это с ходу уже в 5 лет.

Каждый человек рождается на свет с определенным набором векторов, свойств, желаний. Два младенца-близнеца, лежащих рядом в колыбельках, уже разные, и это заметно с первого взгляда. Пройдет время, один из них вырастет более уравновешенным и обстоятельным человеком, тогда как другой всегда будет более импульсивным и быстрым в своих действиях. Так задано от рождения.

Мы приходим в этот мир с определенным набором свойств, которые нам предстоит развить и впоследствии реализовать. В этой статье мы подробнее поговорим о понятиях развитости и реализации. Размытые и неопределенные сами по себе, в системно-векторной психологии они обретают четкую форму и наполняются глубоким смыслом.

К вопросу о механизме развития в масштабе человечества

Начнем с понятия «развитие». Уже 50 000 лет человечество развивается, переходя от более простых форм существования к все более сложным. Механизм прост: мы развиваемся и усложняем ландшафт, а ландшафт, в свою очередь, усложняет нас. Что это значит? Обратимся к примеру.

Долгое время для человека огонь был ужасным, неизведанным, стихийным явлением. Но вот однажды человеческая изобретательность позволила ему самому разжечь огонь. Это повлекло за собой массу последствий: теперь человек мог отгонять хищников, готовить еду, продвигаться в те области саванны, которые раньше были слишком холодны для проживания.

Возможность выйти на новые территории породила новые проблемы: нужно было как-то передвигаться на большие расстояния всей стаей, справляться с новыми свирепыми хищниками, которые водились в тех местах, нужно было научиться поддерживать температуру тела не только в пещере костром, но и вне ее.

Оказавшись в новых условиях, сталкиваясь с новыми трудностями, человек вновь был вынужден развиваться, что порождало все новые и новые изменения ландшафта. Постепенно мы выбрались из пещер, перебрались в дома, а потом и в квартиры, стали жить не в деревнях, а в городах и даже мегаполисах, и фраза «изменение ландшафта» приобрела буквальный смысл.

реализация1

Неразрывно связанный с этими изменениями процесс — усложнение нашего психического. Те задачи, которые были непосильны для наших предков, нами решаются без особых проблем. Сегодня это видно особенно ярко на примере компьютеров: поколение наших бабушек и дедушек не способно, за редким исключением, овладеть этой технической новинкой, тогда как наши дети легко справляются с этим уже в пять лет.

Развитие психического означало постепенное изменение роли каждого человека в стае. Если раньше кожный человек из своей природной тяги к экономии шел по саванне и собирал веточки, чтобы вечером вся стая не замерзла без костра, то позже он стал экономить время и силы всей стаи, например, воздвигая мост там, где раньше надо было два дня идти в обход. Кожным людям мы обязаны всеми изобретениями, улучшающими и упрощающими человеческую жизнь, — от каменного топора и колеса до сложнейших механизмов, ежедневно обслуживающих каждый город.

Если раньше главной ролью зрительницы было из своей природной тяги к красоте наблюдать за саванной и при виде леопарда сильно и мгновенно пугаться, давая стае возможность вовремя скрыться, то позже именно она стала создательницей того, что мы называем культурой. Именно благодаря ей так возросла ценность человеческой жизни, возникло искусство, мораль, этика.

Если раньше ролью звукового человека было сидеть по ночам и вслушиваться в тревожные звуки саванны (на случай, если там крадется леопард) и параллельно вслушиваться в самого себя, рождая новые мысли, то позже звуковик стал философом, создателем религий. Звуковые люди стоят у истоков всех идей, которые когда-либо двигали человечеством.

Как мы знаем, человек — существо коллективное. Все вместе люди всех векторов, осознают они это или нет, работают на выполнение двух основных задач человечества: выжить во что бы то ни стало и продолжить себя во времени. С течением времени роль каждого вектора усложняется для того, чтобы наилучшим образом эти задачи выполнить.

Таким образом, становится понятно, что значит «развитие» применительно ко всему человечеству. Теперь подробнее рассмотрим индивидуальное развитие каждого отдельного человека.

Жизнь отдельного человека: развитие и реализация

Ребенок рождается в этом мире абсолютно архетипичным. Это значит, что его вектора, свойства еще абсолютно не развиты и могут выполнять только ту роль, которую они выполняли в первобытной стае. Зрительники могут только пугаться. Оральники — вопить, предупреждая стаю об опасности. Кожники — экономить, делать запасы. 

развитие3

Когда-то эти архетипы были востребованы обществом, были нужны. Сегодня большинство из них не несут полезной нагрузки, а могут быть и запрещены кожным законом либо ограничены зрительной культурой. Так, например, кожный архетип может проявляться как собирательство различного хлама по модели Плюшкина, что выглядит просто нелепо с точки зрения современного общества (сегодняшние угрозы уже совсем другого порядка: от взрыва ядерной бомбы не спасет никакой склад пищевых запасов), либо как воровство, что запрещено законом.

У ребенка есть 12–15 лет жизни, чтобы выйти из архетипа и развиться. Этот период в системно-векторной психологии определяется как период до пубертата и пубертат включительно. Перейдя черту пубертата, человек будет обладать развитыми в большей или меньшей степени врожденными свойствами, его вектора будут развиты, то есть готовы адаптировать ландшафт, на определенном уровне. Дальнейшего развития векторов не происходит. Всю последующую жизнь человек пользуется своими свойствами на том уровне, до которого они уже развиты.

Уровни развития. У каждого вектора есть четыре уровня развития:

  • неживой,

  • растительный,

  • животный,

  • человеческий.

Рассмотрим их на примере зрительного вектора:

На неживом уровне зрительник наслаждается сменой зрительных впечатлений: разные краски в облачках, живописные виды рек и озер, красивые наряды, украшения, макияж и т. п. На этом уровне зрение очень внимательно к внешней атрибутике, всегда заметит, если что-то не так. Вот перед нами девушка, не видящая ничего, кроме красивых кофточек и юбочек, которой дела нет ни до цветов, ни до животных, ни до людей.

На растительном уровне зрительник уже имеет способность сопереживать цветочкам, деревцам, кошечкам и собачкам, всему живому, кроме человека. Нашей девушке уже жалко просто так сорвать цветочек, она кормит всех кошечек в округе или создает общество защиты животных.

На животном уровне зрительник начинает сопереживать людям. Наша девушка уже способна испытывать достаточно глубокое чувство любви, создавать эмоциональную связь с человеком, способна сопереживать людям.

На человеческом уровне у зрительника состояние любви первично, он любит в принципе все, весь мир, начиная от травинки и листиков на деревьях, заканчивая людьми. Наша девушка любит этот мир, радуется каждому новому дню, способна глубоко любить человека, искренне сопереживать происходящему, невероятно добра.

Развитие свойств во всех векторах, кроме обонятельного, идет от неживого уровня к человеческому. При этом более высокий уровень развития включает в себя все, находящиеся ниже, но не наоборот. Так зрительник, развитый до уровня «человек», и кошечку покормит, и цветочек польет, и на облачко полюбуется, но предпочитать всему этому он будет общение с людьми.

Человек устроен по принципу большего наслаждения — мы делаем то, что приносит нам большее наслаждение, а не меньшее: погладить кошку, конечно, приятно, но пообщаться с интересным человеком — наслаждение гораздо большее, и мы выбираем его. А вот зрительник, развитый до растительного уровня, при всей своей любви к кошкам и цветам никогда не сможет полюбить человека и даже может говорить, что «люди хуже зверей».

От чего зависит развитость вектора?

От врожденной силы желания — темперамента, от того, какое давление оказывал ландшафт и как мы с ним научились справляться. Ландшафт в данном случае — наше окружение в детстве, и прежде всего — наши родители, двор и школа. Например, мама приучает кожного ребенка к дисциплине или анального к порядку — это благотворно влияет на развитие их свойств и позволяет кожнику в будущем стать руководителем компании, а анальнику — специалистом по анализу и обработке данных, лучшим из лучших.

Другое дело, если мама, например, сдергивает анального ребенка с горшка, что потом на всю жизнь нарушает его способность к глубокому анализу, систематизации, ему становится трудно довести свою работу до конца и отшлифовать ее до совершенства. В таком случае он остается неразвитым или на невысоком уровне развития.

Когда период до пубертата и пубертат пройден, мы уже говорим о реализации, то есть о применении своих свойств на ландшафте. Реализуя себя, мы испытываем удовольствие от жизни.

Если человек не развился и остался в архетипе, то ему остается маленькое, куцее удовольствие. Я, архетипичный кожник, стаскиваю со всех помоек в свою квартиру всякий хлам, хожу пешком, чтобы сэкономить на проезде и т. п. Я думаю только о себе, как бы себе сделать лучше, как бы себе больше денежек накопить.

Если человек развился, то он способен получать удовольствие от жизни на совершенно другом уровне. Вот я — развитый кожник, инженер, изобретатель. Благодаря мне люди могут не ходить пешком на двадцатый этаж и не должны носить воду из колодца. Я делаю не напрямую для себя, а помогаю другим людям экономить силы и ресурсы, мои изобретения востребованы, и через это я получаю огромное удовольствие от жизни.

реализация2

При этом реализация — это процесс. Я не могу один раз изобрести что-нибудь и всю жизнь почивать на лаврах. Я должен все время прилагать усилия, все время работать, чтобы получать свое удовольствие от жизни.

Подводя итог, скажем следующее: каждому человеку заданы определенные свойства и желания и сила эти желания реализовать. Заданы, но не обеспечены. Очень важно для каждого наилучшим образом пройти период развития в детстве и прилагать все усилия для реализации во взрослой жизни. Подробнее о понятиях «развитие» и «реализация» вы узнаете на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Мария Грибова, специалист в области международного права и международных отношений
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 129229 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

18 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 129229 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
18 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 129229человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 23
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Ирина Вахмистрова 04 октября 2018 в 20:10

можно поподробнее про уровни развития анального вектора

Евгения Алексеева 05 октября 2018 в 01:10

Ева Ветрова 15 сентября 2014 в 18:09

"Дальнейшего развития векторов не происходит. Всю последующую жизнь человек пользуется своими свойствами на том уровне, до которого они уже развиты." Не согласна! Помоему очень однобокий и субъективный взгляд. Да, некоторые личности не развиваются, не дано им и всё тут. Некоторые личности духовно и умственно растут. Примеров можно много привести.

Галина Некрасова 2 17 ноября 2014 в 20:11

Что развито, с тем человек и живёт, и реализует, или не реализует. Но, чем более человек развит, тем более у него возможностей реализации, и этот процесс не ограничен временными рамками. Он должен быть постоянным. Совершенствуются уже имеющиеся навыки, но это не развитие, это реализация. Чем более многогранно человек реализован, тем более ему самому и другим кажется, что он развивается. Отсутствие реализации приводит к фрустрациям, что не лучшим образом отражается на характере и поведении.

Елена Гутылина 1 14 сентября 2014 в 10:09

"Мыслей таких не будет возникать"...я правильно поняла,если возникает мысль-значит есть желание и для воплощения этой мысли в жизнь,нужны действия.Вот тут и встает вопрос о реализации.,т.е если я зрительная и понимаю, что способна проявлять милосердие и сострадание к людям,но не делаю этого,т.е мысли есть,а действий нет-о чем это говорит?реализации нет?-я не врач,не учитель,не психолог,не актриса,я менеджер,способный на сопереживание.,я понимаю, людей, вижу их нужды,начинаю по-зрительному жалеть и помогать,а жесткий менеджмент кричит-зачем? "бизнес-не богодельня,здесь нищим и убогим не подают. Вот стоило только начать писать и все встало на свои места.Бизнес-это деньги,прибыль,а зрительный вектор можно наполнять посещением дома ребенка и хосписа. До полного понимания себя дорога длинная ,главное начать и все складывается.

Ева Ветрова 13 сентября 2014 в 14:09

Боюсь даже себе представить мать с первым уровнем развития. Она в принципе не способна любить своего ребенка. Что будет с таким ребенком? Ребенок сам по себе будет расти "как трава", хорошо если выживет и станет полноценным человеком.

Галина Некрасова 1 13 сентября 2014 в 21:09

Вопрос надуманный, а потому не системный. И всё же кратко отвечу. Давайте исходить прежде всего из того, чей это уровень развития, то есть представителя какого вектора. Если кожно-зрительная, то в принципе, у неё нет материнского инстинкта вообще. С низким уровнем развития, тем более не возникнет желания стать матерью, даже в наше время. Но, если вдруг, что почти невероятно, родит, то убить не сможет. Откажется от ребёнка ещё в роддоме. У мышечников, даже в первобытной стае был материнский инстинкт. Позаботиться о ребёнке сможет на уровне инстинкта. Хотя известен случай, когда мышечная женщина в сложных жизненных обстоятельствах отказалась от ребёнка. В изменившихся условиях родила другого. Нормальная мать. Про первого ребёнка никогда не вспоминает. Ну, а ненаполненый звуковой вектор настолько асексуален, что даже желания к сексу не возникнет, не то, что к деторождению.

Ева Ветрова 13 сентября 2014 в 14:09

Расскажите, пожалуйста, вкратце как уровни развития проявляются в звуковом векторе.

Галина Некрасова 1 13 сентября 2014 в 21:09

Видовая роль звуковика в первобытной саванне - это услышать звук веточки под лапой леопарда, и начало развития - это осознание своей отдельности. Кто я? Зачем я? В процессе поиска ответов на эти вопросы возникли науки (медицина, философия, астрономия, физика и другие), музыка, письменное слово... И нет необходимости тонко различать уровни развития. На сегодняшнем уровне развития человечества важно познание себя, психического, единство (вида). Это высший вид развития звука, и увы, всё другое уже не способно наполнить современного звуковика.

Татьяна Караказова 14 апреля 2014 в 21:04

Огромное спасибо за статью. Очень много в ней я для себя вынесла. Развить качества вектора в сознательном возрасте - реально. Мы все это делаем, проходя тренинг. Было бы желание. Так, что все в наших руках!!!

Елена Аронес 25 января 2014 в 16:01

А может ли девушка с животным развитием зрительности, все-таки приблизиться к человеческому? Например, я сопереживаю людям, но отдать последнюю рубашку, как это делала мать Тереза, не могу, помогаю только маме, а вот на остальных не хватает средств, хотя анальная совесть постоянно мучает - муж тебя кормит, а у других и этого нет, отдавай деньги другим. Да и может, и животного уровня у меня еще нет? Вот животных люблю, но не смогла бы подобрать лишайную кошку или очень грязную собаку, и привести ее в дом. К тому же кожный или анальный вектор, видимо, мешает. И опять же именно безграничной любви ко всем людям нет. Людей люблю, очень, люблю общаться с разными людьми, не только идеальными и хорошими, узнавать, что у них в голове, помогать, если просят, избавиться от негатива. Но если человек жестокий преступник, я его могу понять, могу простить, но не полюбить. То есть у меня все-таки какая-то ограниченная любовь, выходит?

Анастасия М. 25 января 2014 в 20:01

Елена, на любом уровне развития дельта состояний может быть очень большой. На каком бы уровне человек ни находился, если ему удается хорошо проработать бессознательные корни своих состояний, он способен выйти на качественно иной уровень. Были страхи - нет страхов, были истерики и раскачки - отпало желание это делать, были постоянные обиды - ушла обидчивость.. и так далее.

Не спешите разочаровываться в себе - да, на тренинге нам открываетя вся неприукрашенная правда о том, что мы из себя представляем. И это же одновременно дает импульс это изменить в себе. Это ведь прекрасно - начать понимать, как с более эгоистического поведения в зрительном векторе переключиться на максимальную отдачу, которая возможна для нас, начать понимать, что и как мы можем делать для других. Стать для других людей лучше, быть для них тем, с кем находиться рядом - удовольствие, а не тягость. Эти изменения обязательно почувствуют все,и вы, и окружающие - вне зависимости от того, какой номер уровня развития будет записан "в паспорте",  и наверное это и есть в конечном счете по-настоящему желаемый результат!

Анна Марти 30 ноября 2012 в 22:11

Если человек после пубертата по уровню развития остался архитипичным кожником, то есть его свойствам не дали развиться родители, окружение и т.д., то означает ли это, что максимум что он может получить это сбор всякого хлама и экономия в мелочах?
То есть нельзя развиться до следующих стадий кожника и получать удовольствие от оптимизации и экономии в глобальном смысле для других людей?

Анастасия М. 23 апреля 2014 в 18:04

У архетипичного кожника просто не будет таких мыслей - что-то делать в глобальном смысле для других людей. Даже архетипичность - это не приговор, ведь еще существует такое понятие как приемлимый или не приемлимый в обществе архетип. Например, тот же бизнес - не что иное, как архетипичная реализация кожных свойств. Такая деятельность сейчас даже престижна, а не то что маргинальна, хотя по сути это ведь не более чем "купи-продай" на высоком уровне сложности. 

Antarika Antarika 17 июля 2012 в 20:07

Мария, огромное спасибо за статью, всё по полочкам и очень доходчиво.
Есть вопрос. Темперамент задается от природы или является результатом допубертатного развития? Сложилось впечатление, что темперамент - это синоним уровня развития.

Анастасия М. 23 апреля 2014 в 18:04

Нет, не совсем. Темперамент - общий показатель для всех векторов, в то время как сами вектора могут оказаться более или менее развиты

Елена Шахова 15 июля 2012 в 14:07

Я теперь сразу понимаю девочек восторженных - Ой, как я люблю деток! Ой, как , я люблю , чтобы меня всё красивое окружало....
Уровень развития, увы, неживой. Она только говорит, что любит, но на самом деле любит смену декораций и своего имиджа. И я пускаюсь в объяснения. Девочки слушают и записывают - когда тренинг. К сожалению, с сексуальными фрустрантами я так говорить не умею.

оля князева 04 июня 2012 в 15:06

После пубертата все равно в руках человека изменить свою жизнь к лучшему. Понять себя, свои дефициты и работать над ними. по крайней мере, на тренингах по СВП я поняла свою нереализованность и неразвитость.

Гость 20 сентября 2011 в 11:09

данный переход происходит постепенно по мере развития вектора. причем каждый последующий уровень развития включает в себя предыдущий

Гость 05 сентября 2011 в 22:09

С уровня на уровень переход происходит скачкообразно или есть ещё подуровни и т.п.?

Гость 08 августа 2011 в 00:08

Может ли так быть, что природа задумала, чтобы конкретный человек развился например, до растительного уровня и чувствовал бы себя комфотно и реализованно. Или он в любом случае будет страдать от того, что не получает удовольствие от реализации на более высоком уровне?

В моем понимании, если у него небольшой темперамент, то он будет довольствоваться и жить спокойно и при невысоком уровне развитости. А если сила желания большая, а реализация не соответствует этому уровню, то человек в данном случае будет страдать.

А Вы как думаете?

Анастасия М. 23 апреля 2014 в 18:04

Да, человек изначально не может страдать от того, что не представляет для него ценности. Например, с растительного уровня развитости свойств не только неозможно реализовать себя в сфере деятельности, требующей уровня развития человек, но ведь и желания такового не будет. когда зрительник способен наполнять себя красивой картинкой и внешним антуражем, он не страдает от осознания человеческих бед по всему миру... по величине сосуда и его наполнение. Наполнен - счастлив, нет - ощущаешь нехватку, и это вне зависимости самой вместительности "сосуда"

Гость 09 августа 2011 в 11:08

До какого уровня развился, на таком и следует реализовываться. Есть реализация - есть удовольствие.
Темперамент - сила желания вектора к развитию и реализации.
Можно иметь высокий темперамент и остаться на невысоком уровне развития, а можно и наоборот. Другое дело, что высокий темперамент способствует лучшему развитию, человека с высоким темпераментом сложнее "забить".