Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

"Солнечный удар" Никиты Михалкова

«Солнечный удар» Никиты Михалкова — попытка ответить на вопрос. Не на тот, что с кататонической навязчивостью звучит в фильме: «Как же это все произошло, как случилось?» Мы доподлинно, по дням и часам, знаем как. Нет ответа — почему. Никита Михалков своим фильмом отвечает на этот вопрос с однозначностью наглядного пособия...

Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы.
А. П. Чехов.

В фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар» нет крепкой бунинской злости, его отчаяния и полемической горячности. Даже горькой обиды на несоответствие окаянной реальности тому, как быть должно, не найдет здесь пытливый зритель. Вынесенный в название фильма коротенький рассказ Бунина — дань писателю, всю жизнь изнемогавшему от невозможности взглянуть на мир не своими глазами. И все же фильм пронизан Буниным — автором «Деревни» и «Суходола», которого мы подзабыли в неприязненном неистовстве «Окаянных дней».

«Солнечный удар» Никиты Михалкова — попытка ответить на вопрос. Не на тот, что с кататонической навязчивостью звучит в фильме: «Как же это все произошло, как случилось?» Мы доподлинно, по дням и часам, знаем как. Нет ответа — почему. Никита Михалков своим фильмом отвечает на этот вопрос с однозначностью наглядного пособия. Отвечает тем, кто не нашел ответа в произведениях Ивана Бунина, где гений выше «взгляда своими глазами», а истина вопиет. Помните начало «Деревни»? «Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново». Можно и дальше почитать.

Однако к фильму. После выхода картины кто только не поучил режиссера снимать. Не будем следовать их примеру. Выдержать «Солнечный удар» Никиты Михалкова нам поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана, позволяющая находить причину событий, не увязая в собственном взгляде, каким бы единственно верным он ни казался.

На пароходе плывет молодой, но до странности сонный поручик (Мартиньш Калита). Даже влюбляясь в прекрасную незнакомку (Виктория Соловьева), он не в состоянии окончательно проснуться, чтобы не перепутать предмет своего вожделения с одетой в такое же платье скучающей дурехой Татьяной (Анастасия Имамова). Нет, это не бунинский поручик, унюхавший загар сильного тела под холстинковым платьем. Тот бы не перепутал, ничего не видевший, кроме прелестной маленькой женщины, обладание которой вмиг стало единственным желанием молодого тела.

«Сойдем на пристани!» — «Ах, делайте, что хотите…» И вот уже «разбежавшийся пароход с мягким стуком ударился в тускло освещенную пристань, и они чуть не упали друг на друга». Так у Бунина. Вмиг, через минуту, тут же — полное ощущение стремительности действия. Настоящий солнечный удар, внезапное помутнение рассудка.

В «Солнечном ударе» Михалкова события происходят, как в вязком сне. Летающий шарф голубой будто повинуется руке невидимого гипнотизера. Спите, поручик, спите. Пусть вам приснится чудовищный факир (Авангард Леонтьев). Будто во сне, вы отдадите ему все, что у вас есть ценного, — часы. Образованный, просвещенный, верующий, наконец, вы надеетесь, что нелепый фат с носом из папье-маше вернет часики в целости и сохранности? Откуда у воина, защитника отечества эта наивность гимназистки?

Во сне, где бессознательное делает нас невольными участниками своих игр, мы не задаемся подобными вопросами. Они придут к поручику позже, по пробуждении, на борту иного корабля — ржавой баржи, назначенной к потоплению вместе с находящимся на ней отработанным человеческим материалом. А пока поручик получает свой «брегет» растолченным в дурацкой ступке факира. И приглашение откушать. С жадностью поглощая угощение, молодой человек пропускает мимо ушей болтовню горе-фокусника. Какой-то Маркс, какой-то капитал, вращающийся вокруг индивидуума. Не до этого нашему поручику, получить бы наслаждение от пищи да от чарующего голоса незнакомки — как она поет, ах, как она поет!..

Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.

Не доносит. Подаренный брегет, понятное дело, с изъяном. Каков «даритель», таков и подарочек. У часов «заело головку», нужно как следует стукнуть. Стукнуть хочется и поручика. Или как следует потрясти. Какого черта, вы, милейший, раскисли? Проснитесь уже, пробудитесь к пониманию происходящего. Каких еще надобно вам знаков, чтобы понять: пока вы услаждаете слух колоратурами Далилы, все неотвратимо летит в тартарары…

«Что вы здесь делаете? Не на пароходе, а вообще?» — глумится факир. И этот вопрос остается без ответа. Мощные поршни «Летучего» работают бесперебойно, корабль плывет, женщины соглашаются на близость, значит, все хорошо, чего еще желать? Сон разума, сочетающийся с небрежением, а то и с откровенной грубостью к другим — «плебеям», — вот причина трагедии.

Пусть борзыми мужиков уже не травят, но многое ли это меняет в веками наработанном коллективном психическом, где мужик все тот же раб, смерд, крепостной холоп, хоть и вольный по закону аж с 1861 г. Закон в уретральной ментальности подчинен внутреннему пониманию справедливости, которая никак не сочетается с разделением на рабов и господ, на Русь и Чудь, на живущих, где душе угодно, и строго в черте оседлости. «Глупость, невежество, происходившие не только от незнания народа, но и от нежелания знать его» — вот причина того, что произошло, вот ответ на вопрос, почему в нашем общем доме случилась смерть. Так пишет Бунин в «Окаянных днях» и показывает Михалков в своем фильме.

«Господин поручик, часы! Господин поручик, утопните!» — звонкий голосок мальчика Егория не достигает ушей поручика, которому дела нет до мальчишки, толкующего про Дарвина. Вот тебе монетка, и с глаз долой, из сердца вон. Продолжение отношений с женщиной — все, что занимает главного героя. А еще хочется запечатлеть свое лицо хотя бы в витрине провинциального фотографа. Будто чувствует, что в вечности от него не останется даже сносной фотокарточки, так, групповой портрет проигравших, где и лиц-то не различить.

Мы, писал Чехов, есть то, во что мы верим. А у нас так: «...была жажда жизни, а ему казалось, что это хочется выпить — и он выпил вина». Неспособность человека ментально российского к звуковому постижению всегда мучительна и неизбежно приводит к катастрофе, как в масштабе отдельных человеческих жизней, так и в масштабе государств.

Обидно? Еще как. Увы, провидение — справедливый факир. Не сам ли поручик не давал себе труда разглядеть лица тех, кто незримо присутствовал в его жизни, обеспечивая ее базу? Вспоминается эпизод на пароходе, где молодой человек позволяет себе орать на матроса, озабоченного лишь тем, чтобы «их благородие» не убилось по дурости. Маленький эпизод, но не случайный. У Михалкова ничего случайного не бывает. Режиссер показывает главное. Три часа выжимки, бунинской сути, не ненависти, но боли, неистового страдания человека, осознающего свою вину: «Все сами сделали. Все сами своими руками и сделали». Хочется добавить: и продолжаем делать изо дня в день, делами и помыслами формируя будущее свое и общее — страны, государства, мира.

«Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из древа, — и дубина, и икона", — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев» . Но не хотели этот народ знать, недосуг было входить в подробности уретрально-мышечной души народной. Не видели лиц ямщиков, везущих «в собрание», не знали, как растет рожь, за праздными рассуждениями о благе человечества проглядели, проболтали «господа хорошие» своего мужика. И стал некогда покорный раб страшнее печенега.

«Солдатики» были объектом забавы. И как сюсюкали над ними в лазаретах, как ублажали их конфетами, булками и даже балетными танцами! И сами солдатики тоже комедничали, прикидывались страшно благодарными, кроткими, страдающими покорно… и во всем поддакивали барыням с конфетами, и репортерам, врали, что они в восторге от танцев Гельцер (насмотревшись на которую однажды один солдатик на вопрос, что это такое, по его мнению, ответил: «Да черт... Чертом представляется, козлекает...» [И. А. Бунин. Окаянные дни]) .

«Солнечный удар» Никиты Михалкова смотреть утомительно. Фильм оглушает, слепит, заставляет думать. Понимание исторической правды, осознание общечеловеческой истины никогда не было легким делом. Фильм Михалкова — приглашение к коллективному труду по осознанию звуковой идеи единства. Действенным инструментом такого осознания является системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 71803 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

11 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 71803 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
11 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 71803человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 13
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Галина Некрасова 1 25 февраля 2015 в 16:02

Согласна, Ирина. Писать и писать. Столько там смыслов системных. Каждый диалог, каждый эпизод, всё имеет смысл и значение... Дважды смотрела. Наверно ещё не раз посмотрю. Хотя смотреть нелегко.
Ни к кому неприязни не возникает в фильме. Каждый герой заставляет задуматься. Каждого хочется понять.
Ужасная трагедия. Больно.
Больно, что всё повторяется. Одни раскачивают лодку, другие усыпляют себя старой русской мантрой "всё будет хорошо"...
Спасибо за статью.

Luiza Drevsholt 24 февраля 2015 в 14:02

"...все неотвратимо летит в тартарары…"
вообще-то - интересное место для полета )))

Ирина Каминская 24 февраля 2015 в 21:02

Летим?))

Ирина Каминская 21 февраля 2015 в 21:02

Кому надо БДСМ - пусть смотрит на Левиафана, а мы постигать будем. Бунина глазами Михалкова. И своими собственными ушами ...

Оля Mezenceva 21 февраля 2015 в 10:02

Михалкову не простили, что он заставляет задумываться. Мучительно, долго.. все 3 часа пытаешься понять: что хотел сказать автор? Праздный зритель хочет хлеба и зрелищ! Так как хлеба уже предостаточно, то зрелища должны быть особенными (например, кабинет БДСМ удовольствий вместо лирики высоких чувств мужчины и женщины). А тут приходится напрягаться.... вот и учат Михалкова "как снимать надо" чтобы "налетай, торопись.. под хруст поп-корна"

Тяжело смотреть. Много смыслов. На всех уровнях - личностных, общественных, на уровне пары. Что-то напоминает Бунина.. но в основном нет. Это другая картина

Swetlana Frontzek 20 февраля 2015 в 21:02

Как точно вы подмели, Ирина! Это сон, летаргия, в которую впала одна часть населения России, в то время как другая, такая же малая, краткими лозунгами и убедительными словами раскачивала лодку. Вот и вынесло её на середину Днепра ли, Волги или моря-океяна. Вынесло и закружило в водовороте революций. Спасся тот, кто был активен и проснулся своевременно. Остальных, принявших мученическую смерть, скрыли воды. «Как же это все произошло, как случилось?» Очень просто. Ведь это вы господа оставались пассивны, потому что "ленивы и нелюбопытны".

Luiza Drevsholt 24 февраля 2015 в 14:02

Светлана, у меня возникла еще одна "догадка" - вероятно - сон тот литаргический, в коем пребывала Россия во всех его частях, за единичными жизнями, принявшими мученическую, непредательскую, ушедшими под воды - было в самом замысле "записано". Что было - кто вспомнит - тому глаз и прочее. Ценно, что мы сегодня в точке нового начала, в котором голоса одиночек возможны к услышанию и не гасят их глубины вод. Все есть в пространстве общем и едином, несмотря на "сон" привычный. Лень снесет ощущение опасности сытости и безопасности, которая тоже уже визуальна и понятна.
Вопросы за нелюбопытством и пассивностью.... Очень многие еще пребывают в этом самом пассивном состоянии, когда "водораздел" между "добром и злом" явно проЯвился...

Ирина Каминская 24 февраля 2015 в 21:02

Провидение, желая нас ... наказать+предупредить+встряхнуть+дать нам шанс+нет, всё-таки-убить+ладно, пусть ещё помучаются, помещает человеков во вневременную капсулу сна ли, яви ли, одури ли, когда подсознательное имеет шанс включиться, но не обязательно включается. Это такое пред-Тарары)) Мы называем его красиво "рубеж эпох", "излом веков" и пр. катастройки. В таком состоянии оцепенения пребывают "в минуты роковые" целые народы, внешне продолжая есть, спать и совершать коитальные движения. "Народ безмолвствует" - именно это состояние. Потому что тихо, как в прозекторской. Глаголят одни пророки. Только кто их слышит, невербальные истины косноязыко толкующих? Никто. И не нужно слушать. Вот об этом фильм, как мне кажется)

Татьяна Сарана 1 22 февраля 2015 в 16:02

"ленивы и нелюбопытны".
Читала и думала, системная закономерность во всем, не изменился ленивый и спящий человек. Ему неинтересно "засорять себе мозги", популярные фразы в обиходе - "зачем это нужно?", "меньше знаешь, лучше спишь" и "всё будет хорошо", помогают не включать мыслительный центр. Куда вынесет поток истории? Естественно плыть по течению легче, пристань только под вопросом, будет ли она ...

Ирина Каминская 22 февраля 2015 в 23:02

Удивительно системный фильм, о нём писать и писать, там такие глубины открываются, дух захватывает... Как показаны Землячка и её команда - это же надо так показать... Чтобы и тени неприязни не вызвали ... палачи. Только понимание.

Luiza Drevsholt 24 февраля 2015 в 14:02

не смотрела, ищу в инете. Спасибо, Ирина

Ирина Каминская 24 февраля 2015 в 21:02

Посмотрите обязательно, Луиза, стоит того.

Ирина Каминская 20 февраля 2015 в 23:02

Такой вот солнечный удар замедленного действия получился. Впрочем, в сознании людей всё как всегда произошло "в одночасье". Вдруг раз - и большевики...