Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

«Сын без ремня меня не понимает!», или Отчаяние одинокой матери

Сейчас родителям все сложнее понимать «этих странных детей» новых поколений, они все больше отличаются от своих мам и пап, воспитание требует все больше усилий — умственных, душевных, эмоциональных. Однако не всегда есть резервы этих сил, особенно когда ты одинокая мама. Что происходит, если ребенка наказывают физически?

«Когда ты одна, все по-другому, все сложнее: приходится обеспечивать семью, заниматься домом, растить ребенка, думать обо всем. Времени не хватает, силы иссякают, а когда сын еще и не слушается, вообще накатывает отчаяние. Мужского примера перед глазами нет, мать для него не авторитет, ведь это же мальчик. Все это, наверное, последствия безотцовщины…»

Мать-одиночка. Звучит совсем непривлекательно. Только мало кто понимает, что это означает на самом деле. Какая ответственность лежит на матери, сколько у нее обязанностей, сколько неотложных дел и срочных задач. Ее день расписан по минутам, у нее нет права на спонтанный выходной, незапланированный отдых и даже на внезапный больничный. У нее есть сын, и она должна дать ему все. И она справляется. Как, какими силами, какой ценой — известно только ей.

Только вот совершенно нет времени, сил и возможности углубляться в вопросы воспитания. Она устает на работе, домашние хлопоты отбирают последние силы. А ребенок хочет внимания, вовлеченности в его жизнь. А если что-то не складывается, то порой добивается этого любыми способами, вплоть до непослушания или вызывающих выходок. И когда начинаются жалобы воспитателей, учителей, когда сын совершенно не желает ее слушать, тогда терпение кончается и мать берется за ремень.

А что ей остается? Это просто вынужденная мера! Отца нет, сил нет, поддержки нет, понимания нет — значит, и выхода тоже… нет?

Попробуем взглянуть на ситуацию с помощью системно-векторной психологии и поискать тот самый выход, который устроил бы всех.

Когда дети «портятся»?

В 99 % случаев для этого всего три варианта.

Вариант первый. Наши внутренние установки и понимания «правильного» поведения расходятся с таковыми у ребенка в силу разности врожденных психологических свойств.

К примеру, степенный и обстоятельный педагог с анальным вектором не представляет себе, как можно делать уроки, стоя у стола и пританцовывая одной ногой. Как можно учить стих, прыгая на кровати, или заниматься двумя предметами одновременно.

В таких случаях по причине недостатка психологической информированности, по незнанию того, как проявляются различные свойства психики, зачастую мы пытаемся «подогнать» ребенка под себя. В своих попытках заставить ребенка вести себя «нормально» мы получаем вместо орла просто несчастную утку. То есть пытаемся развить в ребенке те свойства, которых у него нет, и подавляем те таланты, которые есть.

Это как раз тот случай, когда незнание ведет к плачевным последствиям.

Разность врожденных психологических свойств

Вариант второй. Ребенок рождается с определенным набором психологических свойств. Однако эти свойства ему еще предстоит развить. В самом начале этого пути данные свойства малыш проявляет архетипично, то есть примитивно, на самом начальном уровне развития.

К примеру, мальчик с кожным вектором увидел конфету, захотел и взял ее. И пока он маленький, для него одинаково приемлемо эту конфету получить в подарок, отобрать у сверстника или тихонько взять в магазине. Только в процессе адекватного воспитания он начинает понимать, как следует вести себя в условиях современного общества.

Это естественный этап взросления и формирования личности. Главное здесь — понимать, как развить имеющиеся свойства, а не затормозить и оставить их на уровне примитива.

Вариант третий. Неприемлемое, вызывающее, агрессивное или провокационное поведение ребенка нередко связано с потерей чувства защищенности и безопасности.

Ощущение безопасности ребенок получает от матери, когда та находится в уравновешенном психологическом состоянии. Подсознательное чувство, что «все хорошо», даже когда мамы нет рядом в этот момент времени. Крайне важное для ребенка ощущение, так как именно от него зависит развитие психики.

Только ощущая себя под маминой защитой, ребенок получает возможность развивать врожденные психологические свойства. Это база для формирования личности, ее роста и развития. Если мама находится в напряжении, ей плохо, тревожно, больно, то это тут же негативно сказывается и на ребенке.

Поэтому резкое изменение поведения ребенка в худшую сторону (не чье-либо мнение о ребенке, а именно объективная перемена) может служить сигналом того, что малыш теряет это самое чувство безопасности и защищенности.

(У)битое будущее

Сейчас родителям все сложнее понимать «этих странных детей» новых поколений, они все больше отличаются от своих мам и пап, воспитание требует все больше усилий — умственных, душевных, эмоциональных. Однако не всегда есть резервы этих сил, особенно когда ты одинокая мама. Что происходит, если ребенка наказывают физически? Потеря ощущения защищенности и безопасности. Остановка в развитии психики. Страх, боль, обида. Мама, которая должна служить защитой, становится источником страданий. Да, временно под таким давлением ребенок способен формально, внешне делать то, что нужно маме, даже вопреки себе. А дальше, если эпизоды физического наказания повторяются, формируется негативный жизненный сценарий.

Что это значит? Это значит, что данные ему от природы психологические свойства не развиваются, как могли бы, а останавливаются на самом низком уровне. К примеру, врожденное желание добыть, быть первым так и остается на примитивном уровне покражи или мошенничества в то время, как вполне могло быть развито до умения прилично зарабатывать или добиваться своей цели в спорте или карьере.

Врожденное острое чувство справедливости, умение разделять все на чистое и грязное не развивается в такие черты, как порядочность, честность и принципиальность, а под влиянием обиды на мать оборачивается жестокостью по отношению к другим, критиканством и гряземарательством.

Но если его направить, знать, как это сделать, он будет развиваться в самом правильном направлении. Потому что созидательная реализация — это интересней, приятней, увлекательнее, перспективнее. Другими словами, прочувствовав единожды то наслаждение, которое дает победа над собой, ребенок словно открывает для себя новый мир и уже не хочет возвращаться обратно.

Созидательная реализация

Получить золото на соревнованиях гораздо приятнее, чем давать подножки соперникам, побеждая обманным путем.

Увидеть себя на школьной доске почета — намного более сильное наслаждение, чем самоутверждаться за чужой счет, нагоняя страх на первоклашек.

Инструкция для отчаявшихся мам

Начинаем с главного: защищенность и безопасность — гарантия психологического развития ребенка. Полный отказ от физического наказания, так как это тупик. Это же касается криков и оскорблений, так как это то же самое насилие, как и битье, только психологическое, и способно нанести не меньший вред, нежели ремень. Такая позиция не означает полную безнаказанность и вседозволенность, ни в коем случае.

Каждое достижение должно быть отмечено, а каждый проступок должен иметь свое взыскание. Главное в этом деле — понимание психологической природы ребенка.

К примеру, подходящим (а значит, наиболее действенным) наказанием для кожного мальчика является ограничение его в пространстве или во времени. Обманул маму — лишился карманных денег; взял чужое без спроса — стоишь в углу вместо прогулки; не выполнил домашние обязанности — остался без планшета, и тому подобное.

Самой желанной наградой для того же кожника станет полезный материальный подарок (новый рюкзак, телефон), поездка (лагерь, поход) или развлечение (детский городок, лабиринт, аттракционы).

Дальше: эмоциональная связь с ребенком. Что это такое? Вовлеченность в его жизнь, общие эмоции, совместное проживание его проблем и радостей, взлетов и падений, трудностей и свершений, какими бы важными или нет они вам ни казались. Потеря любимого плюшевого мишки является не меньшей трагедией для малыша, чем неразделенная первая любовь для подростка.

Именно эмоциональная связь формирует высокий уровень доверия и взаимопонимания между матерью и ребенком, какими бы разными они ни были внутренне. Это дает возможность участвовать в жизни ребенка на самых разных ее этапах и быть именно тем человеком, к которому он обратится, когда ему будет нужна помощь.

Эмоциональная связь

Как этого добиться? Проводим время вместе, только вдвоем. Не месяц, не неделю, не все выходные, даже не день — час! Час только вдвоем — прогулка и душевный разговор, чтение книги и ее обсуждение, совместная готовка еды и ужин, совместная уборка игрушек и немного игр с ними же. Иногда достаточно пройтись пешком из сада или школы, чтобы поговорить о том, как прошел день, чтобы ребенок ощутил эмоциональную связь с мамой.

Особую роль играет чтение. Когда мы одновременно и вместе переживаем с героями книги их взлеты и падения, сочувствуем, когда им трудно и больно, радуемся, когда у них все удается, то именно это одновременное переживание эмоций дает нам базу для развития глубокой, прочной эмоциональной связи.

Переходим на новый уровень — разбираемся в векторальном наборе ребенка. Здесь нужны знания, да. Получить их можно на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология». Что это даст? Доскональное понимание причин каждого слова, каждой мысли, каждого желания вашего ребенка. Осознание, что им движет и как он это проявляет. Почему он ведет себя так или иначе. Что происходит в этой маленькой голове.

Вы станете понимать, кому как воздух нужна дисциплина и строгий контроль, а для кого такой подход в воспитании может закончится побегом из дома. Какому ребенку для развития необходимо горько плакать над Белым Бимом Черное ухо, а какому учиться играть на фортепиано и так далее.

Мама мегапродвинутого уровня воспитывает через вовлечение. Она разжигает интерес, показывает перспективу, создает и выращивает желание узнать больше, а потом еще и еще и тем самым направляет деятельность ребенка в созидательное русло.

Любовь к астрономии начинается с увлекательной экскурсии в планетарий, телескопа на чердаке и книг о звездах.

Страсть к танцу начинается с «Лебединого озера» в театре оперы и балета, школьной студии танцев и выступлений в Доме Культуры.

Инженерная мысль развивается с первого магнитного конструктора, кружка робототехники и выставки Hi-Tech достижений.

Где взять отца без папы?

Безусловно, окружение оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Но это окружение можно и нужно формировать самостоятельно. И здесь самым действенным инструментом становится литература. Грамотно подобранная библиотека вполне может создать тот образ, тот мужской пример из книг, к которому захочется стремиться. У ребенка должен быть герой, и чтение может его дать. Друзья, соседи, педагоги, тренеры — все те мужчины, с которыми он общается, учится, проводит время, все они в той или иной мере становятся для мальчика примером.

В любом случае мальчик растет, развивается и станет проявлять себя на том уровне, до которого успеет развиться. Человек не копирует поведение родителей, а живет своими желаниями. Если он развивается, то станет хорошим мужем, отцом, мужчиной даже и без ежедневного отцовского присутствия.

Для ребенка на первый план выходит чувство защищенности и безопасности, которое обеспечивает ему именно мама. Вспомним, что после Великой Отечественной войны, когда миллионы детей росли без отцов, выросли отличные мужчины, в том числе в советских детдомах.

Да, иногда с ребенком становится тяжело, иногда очень тяжело, тем более одной; и когда опускаются руки, кажется, что другого выхода, кроме ремня, просто нет.

На самом деле есть. И более действенный, чем ремень, и намного более простой. Это системное воспитание со знанием особенностей психики ребенка.

Можно стать настолько «коварной» мамой, что видеть ребенка просто насквозь, понимать каждое его слово, каждый каприз, каждую выходку.

Понимая, что у него в голове, можно даже «беззастенчиво и вероломно» увлечь его чем угодно — чтением, учебой, спортом, техникой, музыкой….

Увлечение

Можно с легкостью сделать его самым счастливым ребенком на свете, зная, ЧТО именно ему нужно. Все это можно. Когда есть знания системно-векторной психологии.

Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7. Поначалу мучила паническая мысль: «Как страшно все и запущено, я же не успею исправить». Успела! Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра он превратился в чуткого человечка. Камень свалился не передать какой. Всем с детками, с любыми — сюда!

Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78498 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78498 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78498человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X