Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Упоение душой. Памяти Владимира Высоцкого

Играя «Гамлета», Владимир Высоцкий говорил, что каждый человек задумывается о смысле жизни, о том, зачем он живет. У каждого возникает вопрос «Быть или не быть?» Если «быть», то для чего? Высоцкий заблуждался. Этот вопрос волнует не всех, а откровение приходит избранным...

Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег

Играя «Гамлета», Владимир Высоцкий говорил, что каждый человек задумывается о смысле жизни, о том, зачем он живет. У каждого возникает вопрос «Быть или не быть?» Если «быть», то для чего?

 Vysockiy - 1

Высоцкий заблуждался. Этот вопрос волнует не всех, а откровение приходит избранным. Он его тоже не получил, так же, как и его предшественники: Пушкин, Есенин, Маяковский... — «клейменные» крестом врожденной уретрально-звуковой связки векторов.

Я пишу — по ночам больше тем...

…признавался Высоцкий в своей «Телефонистке». Неудивительно. Звуковой вектор «не давал» ему спать по ночам. Древняя программа «слушать тишину», заложенная в природу звуковика, позволяла ему в глубоких размышлениях о постижении истин, в поисках ответов на вопрос «кто я?» и «зачем?», улавливая звуки Вселенной, складывать их в слова. Слова перемалывались в рифмы, каждая из которых, как драгоценность, навешивалась на нить собственного нерва, перетекая в стихи и баллады, где никогда не было ничего лишнего.

Высоцкий не написал ни одной поэмы. Ритмы не те, не те скорости. У него не было времени на длинные произведения. Тем ценнее его песни, в которых за 2,5 минуты проживалась целая жизнь, где сжатым смыслом и лаконичным слогом выражалось мнение людей целой эпохи, раскрывался характер, привычки и поступки персонажей, от имени которых он пел, чьей болью страдал.

Ночь для поэта самое благословенное творческое время. И самое свободное на международной линии «07» для звонков в Париж Марине, которая отказывалась общаться с подвыпившим поэтом. Вот когда телефонистка «становится Мадонной», уговаривая Влади ответить Высоцкому, «который устал... который после спектакля... который не спит...» В их отношения, длившиеся 12 лет, была посвящена вся международная телефонная служба «07».

С нею были одни миражи...

По жизненному сценарию уретральному вождю должна принадлежать самая ранговая самка. Кожно-зрительная Марина Влади — красавица из красавиц, одна из самых востребованных звезд мирового кинематографа, несомненно, продлила Высоцкому жизнь. Его отношения с ней в разные годы складывались по-разному, но это никогда не была семья в привычном смысле слова. У Высоцкого вообще никогда не было настоящей семьи, «с воскресными борщами и совместным походом в зоопарк» — ее просто не могло быть.

 Vysockiy - 2

Вокруг него, как и следует уретральному вождю, всегда было много красивых кожно-зрительных женщин, но ни одна из них, кроме Марины, не способна была так долго его удерживать. Его задачи были другими, у него были иные скорости, другой разбег, он не мог двигаться в общем потоке. Ему было необходимо раздвигать пространство, а не отсиживаться в маленьком замкнутом мирке московской или парижской квартиры или в доме столичного предместья Мезон-Лаффит.

Решив, что брак позволит ему уехать из СССР, Высоцкий переживает новое разочарование. Отъезд гражданина из Страны Советов предполагал в дальнейшем полную его изоляцию от бывшей родины. В 1970-е прочный железный занавес отгораживал навсегда покинувшую страну, не по-советски мыслящую творческую интеллигенцию, которой казалось, что окажись она — образованная, рафинированная, талантливая — по ту его сторону океана, как начнется новая светлая свободная жизнь в демократическом обществе.

Оказавшись на Западе, попав в кожную цивилизацию, где есть все и что-то еще придумать трудно, большинство «перебежчиков» опускали крылья, осознавая, что никому не нужны. «Радио Свободы» из Вашингтона имело свой ограниченный штат, место Солженицина уже было занято им самим, а для того, чтобы стать звездами международного балета нужно быть Макаровыми, Нуреевыми, Барышниковыми.

Конечно, русский опальный поэт мог бы тоже сгодиться для кликушества в мнимой борьбе за «права человека» в СССР, останься он со скандалом на Западе. А скандала не произошло. Пожелай он того сам, мог бы добиться воссоединения семьи, будучи женатым на гражданке Франции. А потом кому был нужен скандальный полупьяный русский поэт, от которого неизвестно чего можно было ожидать с его непонятными, бессмысленными в переводе текстами и чуждой западному зрителю манерой актерской игры «на нерве», при которой каждый вечер, выходя на сцену, «рвут жилы». Там другой стиль игры — западный.

Там «не захватывает дух на скоростях»

У уретрального человека мысль рваная, стремительная, такая же, как его движение. Пытаться переводить песни Высоцкого было равносильно попытке «адаптировать его мысли и способ самовыражения».

 Vysockiy - 3

В СССР Владимир Высоцкий, которого не печатали, не издавали, чувствовал себя «задыхающимся без кислорода». Оба они, Владимир и Марина, наивно полагали, что с отъездом в другую страну прекратятся его запои. С большим трудом оказавшись за границей, он понял, что ни во Франции, ни в Америке никому, кроме Марины, не нужен. Кем был Высоцкий для обнимавшего его на вечеринке в Лос-Анджелесе Де Ниро или для назначившего встречу, но уехавшего на гастроли «делать деньги», бывшего друга детства Миши Барышникова?

Высоцкий никогда не смог бы прижиться в западном кожном мире с его узаконенной демократией, где полицейские не отдают «под козырек» нарушившему правила дорожного движения любимому артисту. Где приоритетом является работа, особенно если завтра спектакль или съемочный день, а не попойка с друзьями, которых ты не видел несколько лет и вам есть о чем поговорить.

На Западе дисциплинируют деньги, являясь жестким рычагом управления всех отношений — от частных до общественных. Высоцкий со своей русской вольницей никогда бы не вписался в размеренный менталитет американцев или европейцев, никогда не принял бы основы западных ценностей, которые ему, уретральному человеку, были абсолютно чужды. Для кого ему там петь, кого поднимать своей луженой глоткой и нервным надрывом? Кто там мог понять его, ненавидящего «когда наполовину... или когда железом по стеклу». Это были не его залы, в которых пахнет французскими духами, а в антракте пьют брют.

Пророков нет в отечестве своем

Сегодня много говорят о том, что Высоцкий расшатывал устои СССР, намекая на его слабости, на брак с иностранкой... На самом же деле Владимир Семенович был единственным и последним русским поэтом второй половины XX века, который в трудный для страны коррупционный период застоя объединял людей своим словом, не разделяя по партийному, национальному или другому признаку. Песни Высоцкого были ответом на всеобщие нехватки населения СССР, они были понятны каждому. Не было такой цензуры, которая могла бы его остановить. Его не печатали, его редко приглашали на ТВ, но его не могли запретить, потому что те же запрещающие хотели слушать его песни, понимая его правоту по отношению к эпохе.

Выбранный Высоцким жанр, а тем более разнообразие тематики, были нововведением. Наличие бардовской песни в Советском Союзе — не новинка, но она не носила такой характер, который приняли концерты Высоцкого. У Юрия Визбора воспевались одни ценности — дружба, преданность, верность... Булат Окуджава покорял изяществом и филигранной витиеватостью текстов, совмещенной с особой философской эстетикой. И тот и другой, согласно особенностям собственных природных векторов, делили общество, вычленяя из него своих, тех, для кого пели.

У Высоцкого не было избранной публики. Как и подобает уретральному человеку, для Владимира Семеновича общее имело приоритет над частным. Его оральность, соединяясь с сумасшедшим звуком в поиске, объединяли словом так, как объединяет стаю уретральный вождь. Его выразительные лапидарные тексты были сродни революционным призывам, а творческий диапазон, манера исполнения вызывали восхищение и у академиков, и у слесарей, воздавая каждому по их нехваткам.

 Vysockiy - 4

Не будь у Высоцкого левых концертов, не мотайся он по стране, выступая сегодня перед шахтерами в теплом Донбассе, завтра перед сибиряками и жителями крайнего севера, а через два дня глотая обжигающий воспаленную глотку спирт с моряками, не написал бы он такого количества песен о людях самых разных профессий, умело находя в каждой из них основное зерно и романтизируя работу шахтера, судового механика, подвиг летчика или солдата ...

У Высоцкого в текстах часто встречается местоимение «мы». Оно придает особый смысл, отдавая дань нашему уретрально-мышечному менталитету, наращивая и усиливая общие нейронные связи через особое оральное слово, которым Высоцкий выкрикивал свои песни.

Он пел о людях, находящихся в состоянии риска, — именно такая ситуация была ему интересна. Человек в предлагаемых обстоятельствах, которыми является крайняя опасность, угроза для жизни, потому что всегда «на таран», без капли адреналина в крови.

Риск для уретральника — это естественное состояние. Все тексты Высоцкий писал через себя, через неуемность, бесшабашность и бесстрашие свойств собственного уретрального вектора. Сюда же можно отнести необоснованный риск, которому он подвергал себя и других сверхбыстрой ездой на автомобиле, конфликтами в театре, сложностями с КГБ... Он жил так, как будто бы каждый день был последним в его жизни, не экономя ее и «не разменивая по рублю».

Отказы властей в официальном признании Высоцкого певцом и поэтом воспринимались им как понижение в ранге. Его знал, любил и пел весь советский народ, а Министерство культуры делало вид, что такого исполнителя не существует. Балансирование на грани между дозволенным и недозволенным ради желания петь давало наполнение его уретральному вектору. Только незадолго до его смерти, наверное в предчувствии близкого ухода, Ксения Маринина и Эльдар Рязанов на свой страх и риск на «Кинопанораме» сняли «Четыре вечера с Владимиром Высоцким».

Высоцкий не был алкоголиком, но уретральный вектор, в котором нет тормозов, способен довести любую прихоть до самого высокого накала. Такими кульминациями становились запои, для выведения из которых использовались наркотики. Недостаточно изученный в те годы способ «клин клином» не дал эффекта, скорее наоборот — привел к зависимости, о которой знали только самые близкие.

Скачки между двумя доминантными векторами — из уретрального в звуковой (как мы узнаем на тренинге «Системно-векторная психология») всегда сопровождаются тяжелейшими состояниями. От пика эйфории жизнелюбия и бьющей через край жизненной энергии в уретре, когда возникает потребность к действию с размахом, когда можно бросить все, сорвав репетицию или съемку (рвануть, например, на несколько дней за десятки тысяч километров, улететь куда-нибудь на Дальний Восток, чтобы уйти в море на китобойном судне) поэта бросает в глубокую яму звуковой депрессии, выбраться из которой не помогают ни алкоголь, ни наркотики.

 Vysockiy - 5

В один из таких моментов последним действием становится полет вниз головой. Поэзия, полулегальные концерты, чтобы рассказать «о чем думаю», становились необходимым заполнением его звуковых пустот. Но их не хватало, и как результат — попытка суицида. Шаг с балкона шестого этажа мог стать для Высоцкого последним, не окажись рядом одного из друзей.

В небе висит, пропадает звезда — некуда падать

Накануне предстоящих войн, так распоряжается природа, рождается большее количество мальчиков — будущих солдат, будущих защитников, будущих героев. Это заметно по Отечественной войне 1812 года. Скольких героев прославил тогда Пушкин в своих стихах, огорчаясь, что ему, 13-летнему лицеисту, не удалось драться с войсками Наполеона.

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

Великие события рождают не только уретральных героев. Чтобы воспевать их подвиги, на свет появляются уретральные поэты, ведь «какое время на дворе — таков мессия».

Таким уретрально-звуковым поэтом был Александр Пушкин. Такое же сочетание векторов и короткая трагическая судьба была у Маяковского, певца Русской революции, у Александра Блока и Сергея Есенина, ставших свидетелями и участниками грандиозных политических перемен в России.

Для Владимира Высоцкого Великая Отечественная война оставалась неуходящей темой в его творчестве, где были «горящий Смоленск и горящий Рейхстаг, горящее сердце солдата...»

Высоцкий, как и Пушкин, на войну не попал по возрасту, но он перенял эстафету у поэтов, «не вернувшихся из боя», тех, кто «и дожить не успел» до Победы, «и допеть не успел», сложив головы на фронтах.

Не существует другого поющего поэта, который так жестко и так убедительно мог выразить свое отношение к погибшим. Он «довоевывал» за них, увековечивая в своих песнях этих людей, не способных «ни единой буквой солгать», потому что они каждый день смотрели в глаза смерти.

Многочисленная российская аудитория признала самыми значимыми людьми ХХ века, так называемыми «русскими кумирами», двух уретральников — Юрия Гагарина и Владимира Высоцкого. Кто бы мог в этом усомниться? Один так близко видел звезды, а другой стал путеводной звездой для всех наших соотечественников.

Рассмотреть более подробно свойства уретрального вектора и его представителей, увидеть глубже причины особенного отношения к обладателям этого вектора в нашей стране можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/

Корректор: Галина Ржанникова

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78519 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78519 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78519человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 22
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Евгений Агеев 1 05 февраля 2013 в 18:02

Сидел читал и думал: Ирина Каминская или нет... И как-то не похоже на ее "почерк", но снова какой-то невероятный оборот и... Точно Ирина Каминская! А потом снова сомнения :) Не она... Сомневался не зря. Но статья очень хорошая! Очень красиво и грамотно написана, читал с большим удовольствием! Тем более Высоцкий... Тем более так написать... <3

Swetlana Frontzek 11 февраля 2013 в 23:02

Женя, с Ириной Каминской, которую я всегда с радостью читаю, у нас абсолютно разные стили. Мне даже нравится с ней писать на одну тему, это своего рода творческое соперничество, позволяющее выявить новые неизвестные факты о том, о ком мы пишем, дать свою оценку событию, через призму собственного жизненного опыта. С Ириной у нас, несколько разные надстройки. Мы пишем об одном, находясь по разные стороны границы.

Альберт Дусаев 29 января 2013 в 20:01

А я не согласен с тем, что "на верху" у Высоцкого не было покровителей. Один из самых влиятельных и могущественных людей той страны, которого можно назвать Берией эпохи застоя, Ю.В.Андропов сказал однажды о Высоцком:"Пусть поёт, через него люди выпускают пар." Да, офицально Андропов не мог поддерживать Высоцкого, в силу занимаемого положения ему нельзя было выйти за рамки идеологической доктрины, но этот политик умел находить слова в поддержку талантливых людей. Так, что и не подкопаться. Можно вспомнить и другую фразу, уже в защиту другого артиста:"У КГБ вопросов к Магомаеву нет!" Звуковой вектор в политике, скрытный, загадочный, внушающий мистический страх ночной работой своей конторы. А так-же равнодушный к внешнему блеску и накопительству, в противовес кожному Щёлокову.
И ешё я не согласен, что на западе нет места уретральникам. Достаточно вспомнить известный всем линуксоидам знаменитый фак Линуса Торвальдса. Только уретральник сможет набраться смелости порвать кожную оболочку запараграфленного западного мира. И никто, включая адресаты скандального жеста, не подал на Торвальдса в суд, NVIDIA от комментариев отказались. Ведь уретральнику статус важнее денег, а статус у него есть, тем более равный статусу самого богатого в мире компьютерного гения Гейтса. Ну и со звуком у Линуса всё в порядке.

Swetlana Frontzek 11 февраля 2013 в 23:02

Не исключено, что Андропов сам, писавший стихи, мог оценить творчество Высоцкого. Если Вы рассуждаете о том, что уретральный Высоцкий был бы способен выжить на западе, значит Вы не знаете что такое запад и как там может реализоваться творческий человек с потенциалом Владимира Семеновича. Скорее всего Вы, читая, так и не поняли, кто же такой В.В. Высоцкий.

Сергий Бел 29 января 2013 в 10:01

Песня "07" написана года за два до знакомства с Мариной, она сама подтвердила это недавно в интервью, поэтому тема пьянства и пр., которое сын пытается внедрить через фильм о нём (тех, кто не знал его - молодых, не живших в СССР может и отвратит от него, но не нас, живших им и с ним в одно время). И лиризм у него был, воспринимали который даже не желавшие этого - возможно не все песни известны комментирующему или тоже зациклился на вытягивание негатива, как автор. Не скачки векторов загоняют в запои, а осознание безысходности ситуации и положения, против чего боролась его песня. И для изменения видения мира и своего места в нём в наших спасаемых душах он сделал много больше, чем малоизвестные тогда стране диссиденты и тот же Солженицын. Дух бойцов выковывался его песнями, они же стимулировали попытки самореализации в активности и ответственности за себя и других в период Перестройки. Революция в сознании многих проснувшихся произошла на базе его пения и перестроечного открытого честного говорения обо всём с называнием проблем и причин нерешения насущного, называнием лиц и смещением их. И сейчас сапогами не вытоптать душу, поддержанную в своё время им, и сейчас вселяющего в неё энергию противостояния натиску коррупционных вертикалей.

Елена Шахова 28 февраля 2013 в 16:02

Я с вами почти полностью согласна. Высоцкий для России... - значение его ещё не осознали. А обиженный НИкита, ничего, кроме своих обид не видит. Так горько смотреть на его высказывания в адрес Марины...

Ольга Чугурян 2 26 января 2013 в 15:01

я почти не знакома с творчеством Владимира Высоцкого, но песни современных уретральных звуковиков отличаются от всего остального, что поют на эстраде, кардинально. В них кроются совсем иные смысле, они глубоко проникают в сознание, цепляют так сильно, как не зацепит ни одна другая популярная песня.

Lana Lana 28 января 2013 в 00:01

У Высоцкого все на отдачу, нет другого такого исполнителя, который так не берег бы собственные нервы и голос.

Юлия Latkina 26 января 2013 в 11:01

Света, спасибо за статью. За слово наполненное чувством, взрывающее сознание, рождающее мысль, ощущения, страстное желание… и…вопросы… вопросы… вопросы. Вопросы к себе… и к миру… На которые так необходимо дать ответ…

Lana Lana 28 января 2013 в 00:01

Спасибо, Юлия! Высоцкий это такой пласт культуры, что каждый, кто о нем пишет, находит свое в каждой строке, в каждом звуке его голоса.

Dmeetriy Krahn 25 января 2013 в 20:01

Блестящий и глубокий обзор! Массу удовольствия.. ВВ был глотком воздуха, вдохнув который можно было снова погрузиться в бытовую рутину, зная что у тебя есть дома магнитофон и несколько кассет с его записями. И стихи его подолгу потом звучали в голове какой-то точкой отсчета, с которой всегда себя сравниваешь в трудные минуты. Они были неким знаменателем, который без дополнительных усилий со стороны современников и потомков объединял всех на каком-то непостижимо высоком уровне...

Елена Шахова 28 февраля 2013 в 15:02

В этом и весь оральник- проникает сразу в голову, создавая нейронные связи. У меня долгие годы звучала в голове его строчка - "Здесь вам не равнина....", потом строчка сменилась "Я поля влюблённым постелю..." и так я потихоньку выучила многие песни Владимира.

Lana Lana 28 января 2013 в 00:01

" ВВ был глотком воздуха, вдохнув который можно было снова погрузиться в бытовую рутину"
Мне кажется, что он таким и остался. В процессе написания статьи я снова слушала его песни, но даже сейчас не поднимается рука удалить их из плэйера. Так и разгуливаю в наушниках с Высоцким. Не знаю что там, то ли голос, то ли текст, то ли экспрессия чаруют.

Денис Сергеев 1 25 января 2013 в 19:01

Спасибо за статью, подняли уретрально-мышечный дух!)

Наталья Аверина 25 января 2013 в 17:01

Никогда бы Высоцкий не уехал жить на Запад.
Вожди свою стаю не бросают.

Viktor Belinskyy 27 января 2013 в 23:01

Согласен!
Жаль только, что "стая" слишком поздно оценила...(((

Lana Lana 28 января 2013 в 00:01

Что же делать? Нет пророков... Собственно, стая оценила, а вот тогдашней верхушке он мешал.

Ирина Каминская 1 25 января 2013 в 16:01

С большим интересом прочла статью, спасибо, Светлана.

"место Солженицина уже было занято им самим")))) - Да, это так, хорошо написала.

"делили общество, вычленяя из него своих, тех, для кого пели" - прекрасная мысль! Вот в чём разница между бардовской песней как таковой и Высоцким, который относил своё творчество к авторской песне. Разделяют, отделяют, это я не раз испытывала на себе, часто посещая раньше слёты и концерты самодеятельной песни. Или с нами или против нас, совершенно верно. Очень нетерпимый жанр АП был тогда, сейчас "помягчали"))

Евгения Репникова 25 января 2013 в 14:01

А Есенин успел поэмы создать) хотя жил меньше... Векторальный набор похож. Так в чем же дело?

Денис Сергеев 1 25 января 2013 в 19:01

И наверное у Есенина не было орального вектора

Viktor Belinskyy 27 января 2013 в 23:01

Да, без орального... но со зрительным... от того и лиричность, которой нет у Высоцкого...

Swetlana Frontzek 25 января 2013 в 15:01

Есенин не снимался в кино и не работал на износ в театре. Набор векторов похож, но темы разные, ритмы и скорости.