Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Вальдорфская педагогика

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Привлекательны лозунги данной методики: не ребёнок должен адаптироваться к школе, а школа к ребёнку, приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков, безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование, высокопрофессиональные и любящие школьников, свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников.

Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребёнка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике,  чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.

Разобраться в том, что несёт в себе вальфдорская педагогика — пользу или вред — поможет нам системно-векторная психология Юрия Бурлана.

 

Об истоках

В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог написал книгу «Образование ребёнка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики "Вальдорф Астория". Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом — "вальдорфская педагогика".

Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека, но так как там отсутствовал отбор по материальному и социальному признаку учащихся, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании).

Успехи первой вальдорфской школы, её педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.

Приход в 1933 году к власти нацистов привёл к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру.

 

Об основателе вальдорфской школы

Рудольфа Штайнера (1861-1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причём как в обычном, так и в духовном смысле. Он в 20 своих книгах и около 6 тысячах лекций затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.

Штайнер основал антропософию — разновидность учения о единстве человеческой души с божеством, которая ставит своей целью раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребёнка.

 

Особенности вальдорфской педагогики

Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определённые цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок.

В центре педагогического процесса ребёнок, с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития».

Вальдорфская педагогическая система «детский сад – школа» работает по следующим основополагающим принципам:

1. Приоритет духовного развития детей.

2. Учебный материал изучается эпохами (блоками), который длится 3-4 недели и позволяет ребёнку «вжиться».

3. Каждый день разделён на три части: духовный, душевный, креативно- практической.

4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребёнка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания детей они проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественность рыцарей и женственность дам).

5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», характеризующийся тем, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребёнка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребёнка.

7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, применяют до 12 лет «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно — не интересно, радостно — грустно и т.п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребёнка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.

8. Интерес ребенка — сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.

9. Преподаётся такой предмет как эвритмия— разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребёнка.

10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.

11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).

12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.

Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребёнку, создаёт комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования, ребёнок сам оценивает себя и свои достижения.

 

«Козыри» вальдорфской педагогики

Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад — школа».

В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете — физическое и творческое развитие ребёнка, воспитание, основанное на подражании и примере.

С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10-11 лет, также как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5-2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.

Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведёт один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено.

Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, т. е. воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.

Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребёнка», гуманной школой, где основа не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.

 

Немного статистики

Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.

В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.

Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее её существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.

 

Критика вальдорфской педагогики

С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг неё. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.

Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далёким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдаётся всему природному, натуральному.

Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, т. е. естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.

Воспитатели, педагоги вальдорфских школ являются сами антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребёнка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это всё дает основание противникам вальдорфской школы называть её «сектой».

Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются их желания воспитать неординарную личность, дать ребёнку необычное образование, отсутствие понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.

В отличии от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников.

Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов — ребёнку вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе — разное содержание образовательных программ, характеристики вместо оценок.

Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения — в заучивание стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия — плавные движения под музыку становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребёнка из вальдорфской школы в обычную даётся ответ: «Умный ребёнок везде будет учиться».

Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.

 

Системное заключение

В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребёнок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. Сначала социальная адаптация, а потом уже интеллектуальная нагрузка.

Другое дело, что развитием чувств у ребёнка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6-7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счёту, развитию абстрактного мышления. В 12-15 лет современный ребёнок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.

Кроме того,сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперёд и наличие одного учителя с первого по седьмой класс, который ведёт все учебные дисциплины, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.

Если раньше было больше людей только с нижними векторами и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».

Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития его способностей для успешности ученика в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку — задача педагога, но при этом он опирается на свой опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию, т. е. у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.

Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не позволяют им всем реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врождённые особенности которых вовсе не лежат в плоскости развития гибкости и грациозности.

Создание в школе, дома тепличных условий жизни для ребёнка мало способствуют его успеху в реальной жизни. Ребёнок во главе угла должен находиться только до определённой степени — важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребёнок – это ребёнок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.

В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно — Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.

Сегодня главным упрёком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся, прежде всего, для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребёнок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.

Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребёнка без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретёнными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врождённых свойств детей, действуют наощупь.

Важнейший принцип воспитания и обучения детей — формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо — не используется. Ребёнок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему даётся легко, между тем, он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребёнка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание ему не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие.

Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживётся в вальдорфской школе и уретральный ребёнок — маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.

Вальдорфская школа подходит детям с анальным и мышечными векторами — послушными, любящими делать всё в определённом порядке, усидчивым. Кожным детям будет импонировать дисциплина, чёткий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. Звуковым детям здесь будет мало развития их особого абстрактного интеллекта.

В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе — это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю бороду... Их врождённые свойства не развиваются из страха в сострадание и любовь.

Итак, родителям, прежде чем реализовать своё естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребёнок, а затем серьёзно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой. 

Автор публикации: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41076 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 20 Отправить комментарий
Ally Tiamat 11 января 2015 в 16:01

меня вот очень удивило и в статье и в комментариях то, что говоря о недостатках вальдорфской педагогики никто не сказал о соотношении их с недостатками обычных школ... по сути мы ведь выбираем, пытаемся выбрать "из двух зол", что называется. Лично я не знаю идеальной школы для своего ребенка. Мне импонирует такая методика, потому что эмоциональный комфорт кажется значительнее чем "типичные" школьные успехи. А уж вспоминая свою школу, мороз по коже. И сейчас есть осознание того, что школьные успехи далеко не важное в жизни, а вот сформированные комплексы мешают радоваться жизни, хоть она и соответствует социальным нормам.

Ольга Любченко 28 сентября 2014 в 14:09

Мой ребенок ходит третий год в вальдорфский детский сад. Этот год выпускной и мы пойдем в начальную школу 1-3 класс в Вальдорфскую. Далее скорее всего мы переведм ее в иностранный лицей или другую специальную школу, где я буду уверена в подобном внимательном отношении к моему ребенку. Почему вальдорфский сад и начальные три класса:
1. Вальдорфские педагоги, с которыми я имею счастье взаимодействовать и которых видела в других садах искренне любят свою профессию и детей, видят в них индивидуальных личностей, интересуются их личным мнением. Это для меня было важно, как для мамы тк опыт нахождения в частном саду, где вроде как должно быть априори такое отношение сделали за 2 месяца в 3 года из моего ребенка замкнутого и плаксивого. А когда я увидела как там общаются с детьми, мне стало понятно, что там и речь нет о том, чтобы ПОнять ребенка и попытаться УСлышать его. В вальдорфском же саде (и подготовительных курсах перед самим садом) мой ребенок всегда хотел оставаться еще, просилась даже на выходные

2. Как разбираются конфликтные ситуации между детьми. Для меня это тоже было важно, так как это формирует многие понятия у детей. Если произошел конфликт, ОБА ребенка отводятся в сторонку и у них СПРАШИВАЮТ у каждого, как каждый из них САМ считает что произошло. После этого задаются наводящие вопросы, цель которых показать, что ссорой никому не будет хорошо и надо договариваться. Затем ОБА ребенка просят друг друга прощения и договариваются. Не им навязывается решение, а они сами к нему приходят. Благодаря такому подходу моя дочь очень четко видит разницу между созидательными действиями и разрушительными. Для меня это тоже очень важно и проявляется положительно в семье.

3. Игрушки. Натуральные, сделанные руками. Я когда первый раз пришла в вальдорфскую группу, я не могла остаться равнодушной - мне хотелось все потрогать, подержать в руках - ракушки с моря, галечка, минералы и камни различной красоты (и полудрагоценные в том числе), подушечки с разными ароматами и внутренностями, деревянные домики, кукольная мебель, тряпичные куклы и полноценная обстановка их домиков. Вяленые из шерсти зверушки и прочая красота. Это потрясающие ювелирные работы, в которых чувствуется столько любви. С такими игрушками хочется играть и трогать. Они теплые и интересные, в них история и отношения, личная индивидуальность.

4. Праздники. Праздники урожая, праздник гномиков, рыцарей, адвент и многое другое. Готовясь к праздникам дети САМИ выпекают булочки (возятся с тестом и украшают), сажают лук и наблюдают как он растет, варят варенье. А когда им показывали как делается мука (привезли жернова, колосья и доставали зерно), я сама пожалела, что мне 34 года и я ни разу не видела как на самом деле это происходит. А какие они делают рисунки различными техниками! А какой красивый праздник фонариков-гномиков. Они сами валяют из шерсти (кто как может, воспитатели помогают) колпачки, делают необыкновенной красоты фонарики (очень простая технология бумага+подс масло, но какая красота!). А потом воспитатели для них сооружают гномичный городок (типа как мы в детстве стоили под столами себе домики) и украшают их подсвеченными кристаллами и фигурками свяленными из шерсти гномиков. В общем я могу долго рассказывать, но это надо один раз увидеть, чтобы все понять без слов.

5. Занятия в течение дня. Я почти полтора месяца ходила с дочкой для ее адаптации и все было на моих глазах. Никто не кричит, не Повышает голос. Если закончили играть, то воспитатель в виде песенки пропевает что-то типа "нам пора, убираться нам пора" и все детки (как бы они в это время ни играли, ни кричали) сразу реагируют. Это совершенно комфортная спокойная перестройка меня тоже многому научила для домашнего применения - оказывается не обязательно кричать, чтобы тебя услышали. Воспитатель объясняет спокойно почему нам сейчас надо сделать это или это, избегаю, как это принято всегда, просто приказов и ответа "потому что". Очень уважительное отношение и дети с большой благодарностью на это отвечают. Если это лепка, то лепят из теплого воска с капельками ароматного масла - это просто невероятное удовольствие. К обеду готовятся все вместе - накрывают на стол, кто-то раскладывает хлеб. После обеда все убирают посуду, моют сами и убирают стол. Нет потребительского подхода кто-то принес-кто-то унес. У меня дочка постоянно в свои 5 лет спрашивает что мне помочь на кухне, если я убираюсь в квартире - хватается за швабру :). Это заслуга только нашего садика.

6. Взаимодействие с родителями. Воспитатели поддерживают связь с родителями и если надо что-то принести из одежды запасной или какой-то вопрос или пожелание от родителей - всегда на связи. Это для меня очень важно.
Спорить можно долго что хорошо, а что плохо для собственного ребенка. Я знаю есть счастливые родители, у которых в обычном саду замечательные воспитатели, которых любят дети и дети ХОТЯТ идти в садик именно потому, что чувствуют что их там тоже любят. И первые три класса тоже хочу, чтобы мой ребенок был также уверен в себе, самодостаточен, принимал правильные решения и без каких-то комплексов. Мы нашли это в вальдорфском саду с нашими воспитателями. Я вижу как растет мой ребенок под влиянием такого отношения и мне это очень нравится.

Ольга Любченко 28 сентября 2014 в 16:09

И, возвращаясь к статье. Совершенно согласна с автором по поводу того, что Вальдорфская педагогика подходит не всем. Для этого, я считаю, совершенно четко необходимо разделять САД и ШКОЛУ. То, что в первые года важна душевная организация ребенка уже много раз говорено и написано. Поэтому считаю вальд сад и начальные классы школы - самое то, чтобы создать ребенку хороший душевный фундамент. В более старших классах, возможно, уже становится важным знание точных дисциплин, но, считаю, надо смотреть по ребенку. Знаю родителей, которые привели своего сына в 3ий класс вальд школы, потому, что он был "белой вороной" в физико-математич. школе - плохо учился, был замкнут и капризен. В вальд школе он уже через пол года стал проявлять интерес к учебе, раскрылся, стал открыт и спокоен и окончил год с успехами (в том числе и по точным наукам) - там смогли найти к нему подход. Сейчас он в 9м классе и он очень раскрепощенный уверенный в себе красивый мальчик, никогда не подумала бы, что он был забитым ребенком.
И конечно, еще раз подчеркну, большое значение имеет кто является носителем того или иного подхода - Вальд., Зайцева, Монтессори - очень многое зависит от воспитателя/педагога. Выбираем не столько подход, сколько воспитателя. А знание сист-вект анализа не освобождает нас от необходимости водить ребенка в сад/школу.

Может быть не так все просто - векторный анализ и другие подходы не всегда достаточны для того, чтобы понять что лучше для своего ребенка. Нужно брать все лучшее и уметь читать между строк, я считаю, и всему свое время - время развивать душу и время развивать знание наук.

Галина Некрасова 1 28 сентября 2014 в 23:09

В целом всё, что Вы написал интересно и во многом верно. Разве, что отсутствует понимание того, что даёт понимание психического ребёнка, того, что Вы назвали векторным анализом. Системно-векторная психология помогает врождённые свойства и способности ребёнка, а значит и то, какая методика больше походит каждому конкретному ребёнку. И в первую очередь она помогает понять, каким образом развивать данные от природы свойства. То, что вы подразумеваете под душой. Но делать это надо так, что бы не навредить, как в случае со зрительным мальчиком из физико-математической школы. Даже по тому, что вы написали понятно, что у мальчика нет звукового вектора и ему очень тяжело с малоэмоциональными детьми звуковиками, которым очень комфортно в среде себе подобных. Но свойства детей можно понять очень быстро и нет смысла подвергать детей ненужным страданиям, которые никак не способствуют развитию душевных качеств. Правильное развитие психическому задать без СВП возможно разве, что по совпадению свойств родителей и детей. Увы так бывает не всегда.
На разных этапах развития, до пубертата, ребенок имеет ранние потребности - от элементарного чувства защищенности до наработки достаточного культурного слоя. Это невозможно без понимания его психических потребностей, которые у всех разные. Так, уча зрительника физике, можно вырастить истерика, без понимания его потребности в слезах, от сострадания букашке, кошечке, бабушке... Да и в физике он не достигнет желаемых успехов Счастье, что Вы угадали с методикой, которая подходит Вашему ребёнку. Но, согласитесь, метод проб и ошибок в педагогике должен остаться в прошлом. Системно-векторная психология позволяет это сделать.

Наталья Кафтанова 02 марта 2014 в 12:03

Я не связана с Вальдорфской педагогикой, но много об этом читала, слышала и видела детей и родителей, которые более тесно общаются с Вальдорфской школой. И поэтому мне хочется несколько слов написать в защиту этой системы.
Во-первых, автору статьи скорее всего не знакома идея гуманной педагогики, над которой работали и работают величайшие педагоги всего мира и Вальдорфская педагогика является ярким примером педагогического движения гуманного воспитания личности.
По словам автора статьи, детям дается слишком много эзотерики, разговоры об ангелах и домовых, ведьмах и т.п. автором статьи не одобряются. А по-моему это отличные образы добра и зла, которые доступны и понятны детям.
А о чем сегодня говорят современные школьники из обычных школ? Пропаганда по ТВ насилия, сексуальной жизни, потребительского отношения к жизни очень прочно входит в детское сознание. Я сплошь и рядом наблюдаю, как дети используют различные грубые ругательства в своей речи и это становится у них нормой, чего не увидишь в вальдорфской школе. Все их разговоры, особенно у мальчиков в средних классах сводятся к обсуждению различных персонажей компьютерных игр.
Вместо общения и совместных игр, "гуляния" на улице, дети тупо насыщаются "современными технологиями". Современная компьютерная зависимость детей знакома до боли, я думаю, каждому родителю. И далеко не у каждого хватает сил и мужества создать достойную замену этой современной болезни.
Почитайте статью, куда отдали своих собственных детей топ-менеджеры крупнейших технокорпораций из Силиконовой долины? Люди, которые производят компьютеры всеми силами пытаются оградить своих детей от них и отдают своих кровных чад в Вальдорфские школы в Калифорнии, чтобы они не имели раннего доступа к этому технологическому прогрессу. Вот ссылка на статью
http://www.waldorf-seminar.ru/about_val/160/
А вы говорите: "Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далёким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдаётся всему природному, натуральному." Да нам всем давно уже пора начать отдавать предпочтение природному и натуральному, иначе технологический прогресс поглотит нас, сделав своими рабами!
Такого контроля со стороны учителей, что они ходят в семьи своих учеников и наблюдают там атмосферу я не заметила. Есть совместное воспитание детей учителями с родителями, совместное проживание различного опыта конструктивной деятельности, но никак не диктат и тому подобное.
А то, что современное образование переживает сейчас кризис не только в России, но и в мире это отдельная тема. И спасибо, что есть альтернативный опыт десятилетий причем мирового уровня Вальдорфской системы образования, достаточно открытой для того, чтобы учиться у них, брать пример позитивных достижений, а не голословно обвинять и критиковать.
И позитивных достижений в Вальдорфской педагогике много, начиная от того, что процент поступивших в ВУЗы детей, хорошо сдавших ЕГЭ выше, чем в средних школах, здоровых и реализованных детей больше, чем после обычных школ и много другого, чего не перечислишь в рамках этого отзыва.
А небольшая степень религиозности в здоровом ключе не помешает современным детям, многими из которых уже не ценятся такие добродетели,как уважение к старшим, к труду, смирение и служение людям, Богу, а не собственному эгоизму, интерес к учебе, помощь другим. Это, к сожалению, в современном мире становится редкостью. Так зачем же критиковать и вставлять палки в колеса тем людям, учителям и организаторам школ гуманной педагогики, которые на своем энтузиазме пытаются возродить человеческие добродетели, передать их детям, помочь им стать полноценными людьми, а не эгоистами, думающими только о собственном благополучии и удовольствии.

оля князева 24 августа 2014 в 23:08

Наталья, Вы сами написали в своем комментарии, что не связаны с Вальдорфской педагогикой и на этом бы хорошо поставить точку, но, понятно, что имхо на то имхо, чтобы быть основанным не на фактах, а на личном мнении и на том, что что-то где-то когда-то читали, слышали и на приписывании автору статьи, то есть мне, того, что Вам кажется...
Смысл статьи как раз таки и состоит в том, чтобы помочь родителям воспитать своих детей правильно, а для этого им не требуется быть фанатами методики прошлого века, нужно просто знать внутренние особенности своих детей и воспитать их людьми, причем людьми современными.
Очень жаль, что вместо Анализа методики ( того, как она работает с детьми разных векторов) Вы увидели критику. Прочтите внимательнее. Разве так критикуют и так ставят палки в колеса? Проблема в том, что родители зачастую не слышат и не хотят слышать своих детей, изнывающих от их желания (не от желания ребенка быть как все и др.его вполне естественных желаний) "возродить добродетели" с некоторой степенью религиозности...Проблема в том, что за своим стремлением найти соломинку в глазах соседа, не видим своего бревна... Попробуйте выйти из защитной стойки, тем более, что никто не нападает и Проанализировать плюсы и минусы методики для современных детей, людей не из прошлого, а из будущего.

Екатерина Семушкина 28 мая 2014 в 15:05

Наталья, как вальдорфская мама полностью с Вами согласна, оставила комментарий ниже, тк не могу молчать, видя некоторое расхождение с реальной картиной в данной статье, которая может ввести в заблуждение тех, кто заинтересовался вальдорф педагогикой.

оля князева 24 августа 2014 в 23:08

Екатерина, не молчите. Разложите по полочкам: каким образом и в какое заблуждение вводит статья?

Анастасия М. 28 мая 2014 в 18:05

Екатерина и Наталья, и все-все, кто встает на защиту! 

Мудрецы говорили "Нет у судьи большего, чем видят его глаза"

Действительно, какие еще могут быть споры, когда мы ясно видим, что обычная государственная школа сегодня объективно никуда не годится, мы наблюдаем полнейший кризис и в самом образовании, и в педагогике... Спору нет! И также мы видим, что есть альтернатива - место, где ребенку по-настоящему хорошо. Место, о котором, возможно, мы сами когда-то мечтали бы для себя, ведь еще живы в памяти все "прелести" всеобуча, не прошли обиды на строгих учителей и жестоких сверстников... Это то, что мы видим. Вопрос - что мы ЗНАЕМ о развитии ребенка, которое поможет ему занять достойное место в обществе? 

Эта статья никоим образом не преследует задачу разбить в пух и прах вальдорфскую школу. Зачем? Речь лишь о важнейшей миссии родителя - понимать свойства своего ребенка, знать, по каким законам происходит их развитие и отдавать ясный отчет о том, что есть адаптация человека в окружающем мире, соблюдения каких условий она требует и соответствие каким запросам она предъявляет. Сейчас мы видим только одно - ребенку здесь хорошо, и точка, разве еще могут быть какие-то сомнения, если мы того и хотели? 

Было бы прекраснее всего, если бы после системы вальдорофский детсад-школа мы могли бы пойти по цепочке дальше... вальдорофский вуз, вальдорофская армия, вальдорофское трудоустройство, вальдоровские поликлиники и магазины без очередей и хамства, вальдорофские корпорации без конкуренции в работе... 

Воспитательский труд родителя  требует баснословных усилий и стараний. Как соблюсти этот тонкий баланс - нельзя ни перегнуть, ни недогнуть палку, нельзя чрезмерно окутывать опекой, нельзя и попустительствовать. Нельзя травмировать суровой реальностью, но нельзя оставлять в защитном коконе комфорта. Все это - как хождение по минному полю!.. Системно-векторная психология не критикует одни подходы и не продвигает другие. Она лишь в силах дать карту этого минного поля, где мы, как родители, могли бы со всем осознанием подходить к вопросам воспитания, не останавливаясь только на том, что видят на поверхности наши глаза... 

Ольга Чебаевская 04 марта 2014 в 01:03

1) «уважать старших», «воспитывать гуманную личность», «возрождать человеческие добродетели»… И спасибо, что есть альтернативный опыт десятилетий причем мирового уровня Вальдорфской системы образования, достаточно открытой для того, чтобы учиться у них, брать пример позитивных достижений, а не голословно обвинять и критиковать.

Человеком управляет не «надо» и «давайте» («уважать старших», «воспитывать гуманную личность», «возрождать человеческие добродетели»). Человеком управляет желание: он идет за реализацией своего желания. Подавить желание невозможно, оно «не рассасывается», оно лишь сублимируется. И системно-векторная психология изучает, какие факторы влияют на формирование врожденных типов желания. Если у человека развитые вектора и если он знает способы их реализации, то его стремления и поступки всегда идут в русле развития и блага общества, т. е. поведение такого человека совершенно адекватно без всякого «надо».

2) По словам автора статьи, детям дается слишком много эзотерики, разговоры об ангелах и домовых, ведьмах и т.п. автором статьи не одобряются. А, по-моему, это отличные образы добра и зла, которые доступны и понятны детям.

Детей со зрительным вектором (т. е. детей с высокой эмоциональностью) пугать нельзя. Это тормозит развитие их зрительного вектора: он не выходит из своего исходного состояния (страх) в свою противоположность - способность к эмпатии и состраданию. А понятия о добре и зле формируются как раз на способности к сопереживанию. И для этого необходимо читать ребенку литературу, которая заставляет сопереживать персонажам, а не бояться за себя. Страх за себя противоположен состраданию к другому - это две полярные противоположности зрительного вектора.

Екатерина Семушкина 28 мая 2014 в 15:05

Вы знаете, моя зрительная дочка ходит в вальдорфский сад, и для нас это спасение после государственного и частного садов, вот уж где запугивали так запугивали, я три месяца ее откачивала от гос сада и еще полгода после частного с приоритетом на интеллекте. После прихода в вальдорф сад она стала спокойно спать, пришла в хорошее эмоциональное состояние, стала очень общительной и открытой. В саду никто их не запугивает. Сказки рассказывают далеко не только братьев Гримм! Есть и русские народные, и другие, но тоже народные сказки. Автор статьи сам не был в вальдорфском саду / школе, и это сразу видно для тех, кто знаком с системой через СВОИХ детей. Да, она в первую очередь должна изначально подойти родителям, а через них детям. Меня как раз-таки подкупает то, что там много натурального, а не бездушный китайский пластик-фантастик. Вы попробуйте с закрытыми глазами подержите какую-нибудь химозную игрушки (ту же Барби или Винкс) или игрушку, сделанную вручную, почувствуйте, что будет происходить у вас В ДУШЕ! У нас в группу ходят дети, которые и тв смотрят, и в компьютерные игры играют в 5 лет (увы), никто их не гонит и родителей не поучает. Вопрос в том, что для вас как для родителя важно в вашем и "садовом" вкладе в ребенка и его будущее счастье. И да, школа не всем подходит. Тем детям, которые сами от природы любят балду попинать и лениться, не подойдет точно, их строить и заставлять там не будут. Здесь очень много зависит и от родителей, и от воспитателей (учителей) - как и везде. Поверьте мне, вальдорфский сад - самое лучшее, что может быть для любого ребенка, если у родителей нет фокуса на интеллектуальном развии в возрасте до 6 лет. Здесь питают и воспитывают душу, формируют внутренний стержень, помогают сформироваться человеческим качествам, и все это - основа для дальнейшего благополучного физического и интеллектуального роста. Здесь учат дружить искренне, заботиться друг о друге и о природе, прислушиваться к себе, быть в контакте с самим собой, грамотно разрешать конфликтные ситуации и тп. Кстати, в вальдорф саду очень редко болеют дети, особенно по сравнению с гос садом, это говорит о здоровой психологической атмосфере. В вальдорф педагогике нет случайных людей, все, кто ее занимается, делают этот выбор осознанно, там действительно многое завязано на личности педагога. Но никто авторитетом не давит ни в коей мере!!! Мне бы самой хотелось равняться на всех вальдорф педагогов, с которыми я имела счастье общаться.
В школе тоже очень много плюсов, но и минусы есть, несомненно. Опять же все зависит от учителя, ребенка и требований родителей.
Но мне бы очень хотелось посоветовать тем, кто заинтересовался вальдофрской педагогикой НЕ читать интернет, а самому пойти посмотреть жизнь в саду и в школе, чтобы увидеть и почувствовать, подходит ли вам эта система, тк словами и разговорами передать это невозможно.

оля князева 24 августа 2014 в 23:08

"Автор статьи сам не был в вальдорфском саду / школе, и это сразу видно для тех, кто знаком с системой через СВОИХ детей". ???? Была бы у нас более развитой судебная система смело можно было бы подавать иск о клевете и получать моральную компенсацию)))

"Да, она в первую очередь должна изначально подойти родителям, а через них детям" - и где хваленная гуманность? Вектора по наследству не передаются, соответственно, родители и дети - это не яблочко от яблони, что подходит родителям, вовсе не гарантия того, что это подходит ребенку.
Классный совет: "мне бы очень хотелось посоветовать тем, кто заинтересовался вальдофрской педагогикой НЕ читать интернет, а самому пойти посмотреть жизнь в саду и в школе, чтобы увидеть и почувствовать, подходит ли вам эта система, тк словами и разговорами передать это невозможно" и айда САМИМ в этот детский сад и школу))) Так как Не должен ребенок становиться жертвой интересов своих родителей, заложником их вкусов - у него есть свои и ценности, и потребности и своя жизнь (если мама с папой не решат заново свою прожить в его шкуре).

Наталья Кафтанова 05 марта 2014 в 19:03

Ольга, могу сказать в ответ, что во-первых, дети это не совершенные создания с развитыми векторами, чьи желания без всякого "надо" идут "в русле развития и блага общества".
Во-вторых, подавлять желания, которые идут во вред самому себе и другим очень даже возможно, и более того - необходимо, не буду приводить примеры, сами легко вспомните.
В-третьих, кто вам сказал, что детей в вальдорфских школах пугают, там как раз идеальное место для чувствительных зрительников, для них там самая благоприятная атмосфера для выхода их вектора в сострадание, сопереживание и т.п., для развития их чувственной, эмоциональной сферы, лучше среды я еще не видела в нашей реальности для подобных вещей. Дело не в том, о каких персонажах детям рассказывают, дело в том, как это преподносится, с запугиванием или с интересом.
А вот, почему наши взрослые зрительники так боятся всего нового, того, что как раз конструктивно развивает, это уже вопрос самих взрослых, которые не разбираются в вопросе до конца, а страх свой так раздувают, что даже смешно со стороны, извините за прямоту...

Vera Agibalova 1 30 июня 2013 в 23:06

Я общаюсь с людьми, которые работают в вальдорфской школе, а также подтягиваю ребенка из вальдорофки по английскому языку.
Что я могу сказать... во-первых, мне в глаза так же бросилось большое количество эзотерики и понятий, типа "душа", "энергия", "Бог". я этого не принимаю, т.к., по мне, ребенок не должен воспитываться в религиозном русле. у него всегда должен быть выбор мыслить иначе. Я бы предпочла, чтобы детей обучали с агностической точки зрения, а не забивали голову эзотерикой. Это раз.
Два. Знания и оценки. Ребенок, с которым я занимаюсь - кожно-зрительная девочка. А т.к. оценок нет, она и учится тяп-ляп. Набирает много долгов по зачетам, а потом все сдает в конце года. Чем занимается в течение года - неизвестно. О самом преподавании языков я промолчу. Обычно к 4-5 классу дети говорят на английском намного лучше, нежели вальдорфские. а вся проблема в том, что им первые классы в голову вкладывают песенки, стихи на иностранных языках без перевода. как итог - слова слышали, но не знаем, что они значат, и читать не умеем.

Развитие творчества - это хорошо, но по мне, так в вальдорфской школе напрочь забыли о развитии свободной личности, которая сама выбирает: что читать, смотреть ли телевизор, пользоваться ли компьютером. С одной стороны, дети изолируются от "негативного влияния телевидения и интернета", с другой стороны - получается, что на них, кроме учителей, ничего не влияет. но как можно быть уверенным, что учитель вкладывает ребенка то, что нужно? Как можно ребенка замыкать лишь на учителях? ребенок должен иметь доступ и к другим источникам информации, он должен выбирать!

В общем я бы своего ребенка в такую школу не отдала. Лучше найти что-то среднее, менее эзотерическое и более направленное не только на творчество и развитие способностей, но и на получение знаний.

Ольга Князева 02 июля 2013 в 13:07

Я тоже видела в обычной школе вальдорфских воспитанников. Сказать, что тяжко им приходится - ничего не сказать. Родители и педагоги в полной мере испытывают все огрехи вальдорфской системы и сложности адаптации в простой школе.

Swetlana Frontzek 01 июля 2013 в 16:07

"О самом преподавании языков я промолчу"
Не знаю, как обстоят дела с английским в немецких вальдорвшуле, но русский в них - обязателен. Штайнер пришел к выводу, что русский способствует развивитию особых клетки головного мозга, которые "не задевают" другие языки. Поэтому русский , как иностранный - обязателен. Но преподавали его учителя из Вост. Европы, можно только догадываться об уровне и качестве знаний учителей и учеников.

Ирина Каминская 1 01 июля 2013 в 18:07

Надо же! Не знала об этом!

Swetlana Frontzek 30 июня 2013 в 18:06

Судя по всему выше изложенному этот метод, как все пришедшее с запада, адаптирован под Россию.
В традиционных западногерманских вальдорфских школах многое обстоит иначе.
"вальдорфской школы называть её «сектой» - только в представлении россиян и РПЦ. Попасть в такую школу в Германии очень трудно, т.к. там огромная очередь и запись на годы вперед, несмотря на то, что образование в ней не признается государственным. Кроме того, должность директора в такой школе всегда выборная из числа педагогов сроком, кажется, на 2 года.

Ольга Князева 02 июля 2013 в 13:07

Конечно, разницу в менталитетах тоже никто не отменял.

Ирина Каминская 1 30 июня 2013 в 00:06

Ольга, спасибо за подробное разъяснение. Глобализация пугает людей, они пытаются создать себе островки комфорта, под-общества, общины такие... Всё это очень интересно, но вряд ли жизнеспособно в современном мире смешения и интеграции. Системный разбор убедительно свидетельствует об этом.