Вата в голове: как повысить умственную сосредоточенность
Ритмы современной жизни, новые технологии требуют от человека быстрой обучаемости. А если голова не работает? Снижение когнитивных функций может нарастать с годами, а может произойти внезапно. Что этому способствует? Как вернуть ясность ума и повысить качество восприятия информации?
Ритмы современной жизни, новые технологии требуют от человека быстрой обучаемости. А если голова не работает? Читаешь книгу и не улавливаешь смысл. Попытка сосредоточиться на элементарных вещах вызывает головную боль и сонливость. Человек чувствует себя выбитым из жизни.
Снижение когнитивных функций может нарастать с годами, а может произойти внезапно. Что этому способствует? Как вернуть ясность ума и повысить качество восприятия информации?
Ничего лишнего
У каждого человека свой объем внимания. Оно может быть поглощено одной новой задачей или охватывать несколько привычных. Уже знакомое дело «съедает» совсем чуть-чуть сознательного контроля, а новое требует полного погружения. Когда ребенок учится ходить, каждый шаг заполняет все его сознание. А взрослый ходит на автомате, да одновременно говорит по телефону.
Сосредоточение на конкретном действии — это направление внимания только на него. Часто внимание рассеяно, и человек не способен вычленить главное. Отвлекают уведомления телефона, разбросанные на столе вещи, посторонние разговоры.
Мозг перегружен информацией, яркой рекламой. Особенность нашего времени — многоэкранное потребление. Человек отслеживает информацию с нескольких экранов — одновременно смотрит телевизор, в телефон или компьютер. Постоянные фоновые раздражители забирают часть внимания на себя и сбивают концентрацию.
Влияют и врожденные особенности восприятия информации. Одни люди способны выполнять одновременно несколько задач. Для них это естественно. Подвижные, легкие на подъем. Стремление к смене деятельности, новизне — двигатель внимания таких людей. Они не погружаются основательно, а нацелены на количество и прибыль. В стрессовых обстоятельствах высокая скорость может выливаться в суетливость, невнимательность, приводить к глупым ошибкам.
Другие люди, наоборот, усидчивые. Любят разбираться в вопросе досконально и «раскладывать по полочкам». Поэтому воспринимают информацию только последовательно — одно за другим. Аврал и белый шум вызывает у них ступор. Бардак на рабочем месте выводит из равновесия. Дергания по любому поводу, телефонные звонки мешают погрузиться в дело по-настоящему и довести его до конца.
Фокус внимания от основной задачи уходит в сторону чистоты на столе и ответов на все сообщения. Требуется время, чтобы переключаться и возвращаться обратно к главному. К тому же основной фактор умственной работы — тишина — драгоценность в большом и динамичном городе.

Стресс и внимание
Здоровый стресс, который человек может контролировать, запускает в организме механизмы адаптации. Мозг сканирует окружающий мир на поиск решения проблемы. Концентрация на пределе для того, чтобы сосредоточиться на главном.
Если «спасение» спрятано в учебнике по высшей математике, то студент в ночь перед экзаменом жадно вчитывается и разбирается в сложных формулах. А если там пусто, то удержать внимание будет трудно. Легче сосредоточиваться на том, что болит.
Когда хорошо, сытно и уютно — лень напрягаться. Это естественно. Поэтому у некоторых людей голова включается, когда «жареный петух клюнет».
Другое дело — хронический стресс. Неосознанный, неуловимый. Что-то тревожит бессознательно. Мысли прокручиваются в голове, проблема напоминает о себе вновь и вновь. Она оттягивает на себя силы, изнуряет организм, подавляет сознание. Обдумывание — это сознательный процесс.
Ярче всего это видно у детей. Если в школе ребенка обижают, унижают — на уроках сложно думать об учебе. Неуверенность в собственной защищенности и безопасности подавляет сознание, психика защищается от враждебных условий, блокируется восприятие информации. Не до математики.
Еще сильнее действуют на нас внезапные потрясения, трагические случаи. Обстоятельства, которые затмевают разум и самообладание. Даже неземное счастье может снизить способность к концентрации до такой степени, что нет возможности что-либо делать. Для кого-то это влюбленность, подготовка к свадьбе, а для кого-то выигрыш в лотерею. Мысли человека в другом месте, там, где происходит что-то сверхзначимое, и, естественно, это мешает сосредоточиться на чем-то другом.
Бессмысленная реальность
Трудности с сосредоточением могут быть вызваны депрессией и утратой смысла жизни. В такие состояния могут проваливаться даже люди с высоким интеллектом и хорошей умственной работоспособностью.
Когда-то человек искал снаружи «не знамо что» — в книгах, людях, психологии, религии, эзотерике. Но пришел к разочарованию, потере интереса к внешнему миру.
Он погрузился в навязчивый внутренний диалог, и только сильные воздействия способны вытащить его из своего футляра. Взгляд пустой, с ним разговаривают, а он не слышит. Окружающие считают его странным. Задает вопросы о вечном, на которые сложно ответить. Безразличен к материальным благам.

В голове ощущение бесконечного вакуума, скафандра, который мешает воспринимать и чувствовать этот мир. Голова не напрягается, проблемы с памятью, мало что интересно снаружи. С трудом понимается письменная и устная речь. Малейшее сосредоточение вызывает головную боль.
Комплексная тренировка внимания
Сосредоточение — это навык, и он успешно нарабатывается. Например, маленькие дети могут удерживать внимание минут пять, в школьном возрасте — уже академический час.
Самая энергозатратная деятельность — умственная работа. При распознавании звуков, смыслов и картинок мозг работает на самых высоких «оборотах».
Запустить мозговую работу помогает чтение классической художественной литературы.
Во-первых, она позволяет расширить словарный запас. На каждое слово мозг заводит «дело» и выстраивает новую нейронную сеть. При чтении знакомого сочетания букв в голове всплывает соответствующий образ и смысл, а иногда чувства и ощущения. Например, незнакомый китайский иероглиф не вызывает такой цепочки осознания.
Во-вторых, чтение синхронизирует множество отделов мозга. В бытовой речи человек использует простые предложения по типу «кто и что сделал». Ограниченность восприятия, «клиповое мышление» вызывают леность ума. Длинные, сложные предложения классических писателей увеличивают активность мозга. К простому распознаванию смыслов подключаются чувства, представления вкусов, звуков, запахов, тактильных ощущений. Включаются соответствующие отделы мозга.
Начинать стоит от простого к сложному, иначе возможен смысловой ступор. Мозг зависнет или погрузится в сон для перезагрузки операционной системы. Поэтому книга для нетренированного человека может быть отличным снотворным.
Другой доступный инструмент — устный счет с постепенным повышением сложности. Математика учит мозг работать без противоречий и принимать точные решения. Когда мы читаем одну и ту же книгу, в каждой отдельной голове образы героев разные. Но когда мы умножаем дважды два — ответ одинаков у всех. То есть мозг концентрируется на единственно правильной логической цепочке, вычленяет закономерности. Замечено, что занятия математикой по несколько минут в день ускоряют работу мышления. Можно установить приложение на телефон и считать примеры по утрам после пробуждения. Это как настройка нейронных связей «камертоном» на день грядущий.
Сбросить балласт
Лучше всего помогает вернуть способность к сосредоточению смена внутреннего состояния, разрешение вопросов, которые отвлекали внимание на другое. Сверхстресс, нерешенные проблемы, конфликты в отношениях, депрессия — все, что фиксирует мысли человека на себе, не дает полноценно жить и думать. Психоанализ все эти вопросы решает. На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» человек осознает глубинные причины своих проблем и возвращает себе способность радоваться, ясный ум и прекрасную стрессоустойчивость. Тренинг показал высокую эффективность в улучшении концентрации внимания. Он становится той ниточкой, которая вытягивает из водоворота депрессии и дает понимание смысла жизни.

Уходят навязчивые мысли и страхи, которые сжигали ресурсы внимания и памяти. Освободившуюся энергию можно направить на самосовершенствование. Тренинг дает человеку понимание, что именно мешает сосредотачиваться, и дает посильную нагрузку мозгу с первых занятий.




