Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Фильм «Иди и смотри»: забыть невозможно!

Картина вышла на экраны в 1985 году. В СССР ее посмотрели 29,8 миллионов зрителей. Широкий резонанс она имела и за рубежом. На западных зрителей она произвела столь шокирующее впечатление, что некоторых увозили на скорой помощи после сеанса. Этот фильм — молитва о мире и свободе, о справедливости и милосердии. Для каждого народа. Для каждого человека.

Смотреть его невозможно и необходимо.

Ю. Бурлан

Это слова о другом фильме, но из того же ряда. «Иди и смотри» — фильм, который смотреть больно и тяжело, но смотреть его необходимо всем. Независимо от возраста и национальности. Фильм — потрясение. Фильм — шедевр. Фильм — напоминание об ужасах войны. О том, что забыть невозможно и нельзя. Никогда!

Из истории создания фильма

Картина вышла на экраны в 1985 году. В СССР ее посмотрели 29,8 миллионов зрителей. Широкий резонанс она имела и за рубежом. На западных зрителей она произвела столь шокирующее впечатление, что некоторых увозили на скорой помощи после сеанса. И тем не менее, никто не отрицал, что столь жестокие картины войны — не выдумка режиссера, а отражение реальных событий, имевших место в оккупированной немцами Белоруссии в 1943 году. Исторический факт, что 628 белорусских деревень было сожжено вместе с жителями.

Один пожилой немец после просмотра картины сказал: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошел всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: все рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».

Фильм снят режиссером Элемом Климовым, который долгое время задумывал такую правдивую картину о войне. Во-первых, потому что он сам был свидетелем страшных событий войны, поскольку детство свое провел в Сталинграде. Во-вторых, психологическое давление оказывала современная ему холодная война и связанная с ней возможность развязывания третьей мировой войны. Хотелось сказать миру о том, что это не должно повториться.

За основу были взяты произведения белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны», «Каратели». Но основным источником для написания сценария стала книга «Я из огненной деревни», которая является документальным свидетельством тех ужасов, которые пережила Белоруссия во времена оккупации немецкими захватчиками. Книга была написана в соавторстве с Янком Брылем и Владимиром Колесником по рассказам очевидцев. Именно поэтому фильм получился максимально точным, тяжелым, без прикрас, как сама война.


Фильм «Иди и смотри» картинка

Мальчишка рвется в бой

Сюжет фильма — война глазами подростка, жителя одной из белорусских деревень. В самом начале фильма он собирается уходить из дома в партизанский отряд. Мать не пускает, убеждает пожалеть себя, но Флера горит желанием совершать подвиги, защищать Родину. С воодушевлением покидает он родную деревню, где остается мать и две его сестренки-близняшки, и прибывает в партизанский отряд.

Он рвется в бой с улыбкой на губах, как всякий мальчик, выросший в СССР — в стране с героическим коллективистским и общинным менталитетом, о котором так подробно рассказывает на тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан. Именно Великая Отечественная война показала всему миру силу этого менталитета, когда все — и стар, и млад — поднялись на защиту Родины.

Гитлер не церемонился с жителями завоеванных территорий и освободил нацистов от ответственности за любые действия по отношению к народам, населяющим СССР. Официальные директивы фюрера на этот счет приравнивали зверства фашистов к государственной политике. Но сломить дух народа им не удалось.

Одна из страниц массового героизма советских людей — партизанские отряды в Белоруссии. Все местные жители, кто мог держать ружье, ушел в подполье, в леса, чтобы уничтожать врага любыми путями, незаметно, неожиданно, иррационально — так, как может только русский человек.

«Партизан не спрашивает, сколько их — фашистов. Он спрашивает — где они, — говорит командир отряда Косач в напутственной речи перед боем. — От каждого из нас зависит, сколько она протянется — война. С каждого из нас спросят — что ты тут делал». Они не думали о себе, все их мысли были только о том, что они могут сделать, чтобы защитить Родину.

Флеру жалеют, не берут в первый бой, оставляя в лагере. Будучи совсем еще мальчиком, он льет слезы от обиды и бессилия и убегает из лагеря. В лесу он встречает девушку Глашу, тоже из партизанского отряда. Они оказываются в центре карательной операции против партизан. Первая бомбежка, контузия, острое переживание ужаса войны. Но детство пока берет верх. На следующий день в лесу с Глашей они весело бегают под дождем.

Когда кончается детство

Вернувшись в деревню, где жил Флера, они застают запустение и тишину. Дома в печи еще не остыла еда, но жителей нет. «Ушли», — решает парень. Они бегут к болоту, чтобы попасть на остров, где, как думает Флера, скрывается его семья. Но девушка, обернувшись, видит кучу тел расстрелянных мирных жителей. С трудом добираются они до суши, чтобы узнать, что семья мальчика расстреляна, а выжившие соседи скрываются на острове.

Психологически очень тяжелый момент, когда мальчик в один момент взрослеет. Детство кончилось. С этого мгновения в его взгляде застывает страдание. Режиссер нашел очень сильный прием, чтобы показать метаморфозы, которые происходят с психикой ребенка во время войны. Из цветущего розовощекого мальчишки он превращается в высохшего, морщинистого, поседевшего старика. Глядя на него, понимаешь, какой внутренний путь прошел он за эти мгновения. От счастья до страдания. От беззаботности детства к взрослой ответственности за судьбы других людей.

Ужас войны картинка

Он видит голодных односельчан, плачущих детей, гниющего заживо мужчину — говорящий труп. Только это заставляет его выйти из застилающего все личного горя от потери близких. Вместе с еще тремя мужчинами он идет искать пропитание. «Там люди с голоду дохнут…» В живых остается он один. Даже украденную корову не удается спасти. В последний раз он плачет от безысходности.

Сколько еще горя может выдержать обычный подросток? Но советские подростки в то время могли, взваливали на себя эту ношу, потому что так жили все, отдавали от себя все, что могли и даже больше. Личное растворялось в общем. Иначе откуда взять силы, чтобы продолжать жить, насмерть стоять на пути врага?

«Выходи, кто без детей!»

Дальше все воспринимается как кошмарный сон. Невероятная какофония звуков — звуковой фон фильма создает гнетущее впечатление. Хочется зажать уши, не слышать, не видеть этого ужаса, потому что это кажется нереальным, невозможным в этой жизни. Именно это испытывает мальчик. И только шире раскрываются его глаза.

Флера снова попадает в центр карательной операции в белорусском селе. Жителей с детьми сгоняют в деревянную церковь, чтобы сжечь. Но перед этим — изощренное издевательство — предлагается выйти тем, «кто без детей». Ни один человек не двигается с места. Никто не оставляет детей. Здесь срабатывает не только материнский инстинкт, когда жизнь ребенка ценнее своей собственной. Дети — это будущее, одно на всех. В СССР не было чужих детей, все дети были наши.

Только Флера вылезает из окна церкви да еще одна молодая женщина с ребенком. Ребенка тут же забрасывают обратно, а ее волокут на потеху солдатам. С ужасом наблюдает парень, как фашисты поджигают здание.

Карательная операция закончена, деревня полыхает. Нацисты покидают село, но внезапно появившиеся партизаны разбивают отряд, взяв в плен несколько немецких офицеров и их прихлебателей из местных. Эта сцена самая сильная в фильме. Она наиболее ясно показывает отличие двух миров, столкнувшихся во Второй мировой войне.

Офицерам дают высказаться. Как можно сдержаться, чтобы не поубивать всех сразу после того, что они совершили? Один из офицеров, тот, кто сказал, чтобы выходили без детей, говорит: «С детей все начинается. У вас нет права на будущее. Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее».

Косач командует окружившим пленных партизанам: «Слушать! Всем слушать!»

Слушать, чтобы понять, что иного пути, кроме как драться до победного конца, у нас нет. Иначе русского народа не будет. Зарядиться страстью праведной мести.

Русский народ на войне картинка

Но вместе с тем в русских нет жестокости. И когда одного из полицаев заставляют собственноручно убить немецких офицеров и он обливает их бензином, чтобы поджечь, то не успевает это сделать, потому что партизаны из милосердия расстреливают их, чтобы не мучились.

Флера становится олицетворением этого милосердия. Прежде чем присоединиться к партизанскому отряду, он расстреливает портрет Гитлера, валяющийся в луже. Кадры документальной кинохроники, сопровождающие эти выстрелы, заставляют нас почувствовать всю ненависть к фашизму, которую он ощущает. Перед зрителем проходят картины ключевых моментов становления нацизма в обратном хронологическом порядке: концлагеря, начало войны, Пивной путч, беспорядки… Но вдруг Флера замирает, видя портрет юного Адольфа на коленях у матери. Он смотрит в глаза его матери и, несмотря на все зверства фашистов, которые прошли перед ним, не может стрелять в ребенка.

Уроки войны

Кадры кинохроники показывают нам два мира. Первый — это Германия, которая боготворит своего фюрера, затаив дыхание, слушает его речи, забрасывает цветами. Германия, в которой в самых обычных немецких семьях работают рабы, пригнанные из оккупированных территорий Европы и СССР. Второй — СССР, где разворачивается самая кровавая и страшная война в истории человечества. То, что случилось с нашей страной и другими народами, — результат поддержки немецким народом режима, который развязал эту войну.

Хочется провести параллель с современностью, когда на территории Европы зарождается неонацизм, когда улицы городов называются в честь предателей, карателей и преступников против человечества, когда романтизируется фашизм и переписывается история. Когда полицаи и предатели, участвовавшие в карательных операциях, вдруг становятся «героями». Так с поддержки одного народа может начаться путь к большим бедам для всего человечества. Этот фильм надо смотреть, чтобы такие личности, как Гитлер, никогда не смогли бы прийти к власти, чтобы история не повторилась вновь.

Этот фильм надо смотреть, чтобы знать правду. Правду о тех, кто нес смерть и страдания, подлость и предательство. Правду о тех, кто ценой собственной жизни отвоевал для нас свободу и мир. Этот фильм надо смотреть, чтобы в современном хаосе и неразберихе информационной войны никто не смел навязывать мнение и трактовки, манипулировать чувствами и памятью о подвиге наших бабушек и дедушек.

Этот фильм надо смотреть, чтобы не забыть. Не забыть о сожженной Белоруссии и разрушенной стране, о жертвах Хатыни, о замученных партизанах и зверствах над узниками концлагерей, об угнанных в рабство детях и женщинах. Не забыть о блокадном Ленинграде и о несломленном Сталинграде, о Брестской крепости и Невском пятачке, о миллионах героев, навсегда оставшихся на полях сражений. Не забыть, чтобы это не повторилось вновь, чтобы не пришлось кровью и невосполнимыми потерями отстаивать право на будущее, право на жизнь.

Этот фильм — молитва о мире и свободе, о справедливости и милосердии. Для каждого народа. Для каждого человека.

Говорят, что войны развязывает не народ, а политики. Но все ужасы войны приходится расхлебывать всем, и простым людям, и солдатам. Поэтому мы просто обязаны не дать поддержку силам, способным разрушить мир.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Марина Голомолзина, журналист
Редактор: Ольга Крутчинская, переводчик, специалист по межкультурной коммуникации
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 53867 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

14 июня

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 53867 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
14 июня

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 53867человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 2 Отправить комментарий
Ольга Трофимюк 08 мая 2018 в 19:05

Смотрела фильм в 2010 году. Можно сказать, сдуру и случайно. Обсуждали с молодым человеком какой-то другой фильм, актеров, слово за слово...из головы вылетела фамилия Кравченко. "Ну, этот из Трех товарищей, Спецназа". Вспомнили. "Слушай, ты смотрел с ним Иди и смотри?" (я помню, как давно в одной передаче Кравченко рассказывал, как снимали). Оказалось, мы оба давно хотели, но не добрались посмотреть.
Самое сильное впечатление от когда-либо просмотренного фильма. Мы смотрели молча, в жуткой тишине.
Жуть и гениальность в том, что практически весь фильм не видно ни одного немца, а твое нутро перемолото от ужаса.

Трудно сказать, сколько времени мы ходили под впечатлением. Появился какой-то особый взгляд, встречаясь с которым, понимаешь, что речь о фильме. И оба потом признались, что если бы каждый смотрел в одиночку, то просто выключил бы, не смог смотреть. Когда кто-то разделил с тобой такие сильные переживания, это встократ влияет на душу.
Спасибо автору за статью.

Сергей Алексеев 06 мая 2018 в 17:05

Первый раз небольшую заключительную часть этого фильма я увидел в 1985. В таком же примерно возрасте что и главный герой фильма. Ничего тогда не понял, в том числе и зачем он в портрет стрелял. Возраст для просмотра был явно не подходящий. Пересмотрел фильм теперь, он настолько сильный. Такое ощущение будто всё видел собственными глазами, а звуковая дорожка просто сводит с ума звуками. Спасибо за статью. Напоминание о том чего нельзя забывать никогда.