Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Впечатлительный ребенок — счастье или проблема?

Эмоциональные дети внимательны к окружающему миру, от их даже мимолетного взгляда не ускользнет ни одна деталь. Любят яркие, красочные картинки, пейзажи, игрушки. Чуткие к запахам и к эмоциям других людей. Чтобы понять, как правильно развивать таких чутких детей, надо понять их психику...

Ранимый, нежный, впечатлительный ребенок. Глаза постоянно на мокром месте, ему всех жалко до слез: птичку, оставшуюся без корма, собачку с грустными глазами, бабушку с тростью. Плачет от недополученного поцелуя и от грустной сказки на ночь.

Страшно за него. Как же он сможет жить в таком жестоком мире такой чувствительный и эмоциональный. Как сможет выстоять и защитить себя?

Психика эмоциональных детей

Любой ребенок растет счастливым, если развитие идет в заданном ему направлении. Или несчастным, если пытаться его переделать.

Чтобы понять, как правильно развивать таких чутких детей, надо понять их психику.

Эмоциональные дети внимательны к окружающему миру, от их даже мимолетного взгляда не ускользнет ни одна деталь. Любят яркие, красочные картинки, пейзажи, игрушки. Чуткие к запахам и к эмоциям других людей.

У них богатое воображение, способное оживить игрушку, торт в виде героя мультфильма и картинку, увидеть в пустоте бабайку или невидимого друга.

Очень эмоциональные, за пять минут радостная улыбка может смениться у них слезами и обратно.

Родители часто запрещают таким детям плакать, призывают быть сильными, даже применяют жесткие меры в воспитании — и чтобы никаких слез! Но в слезах есть сила. Душа проявляет себя эмоциями, чувствами. Слезы, как смена внутренних состояний, приносят облегчение, очищение.

Слезы бывают разные: не только от страха, боли, но и от сопереживания, любви.

Такие дети с рождения всего боятся, пугаются. Им страшно зайти в темное помещение, воображение рисует там ужасные картинки. В процессе развития такой ребенок учится воспринимать мир иначе — проявляет чуткость, сострадание, эмпатию, и на место страха приходит любовь.

В процессе воспитания важно не оставить ребенка в состоянии страх, а развить его до следующих состояний.

Как развивать

  • Эмоциональная связь

Внимательность к чувствам ребенка рождает эмоциональную связь и доверие.

Когда ребенок приходит из детского сада или школы, часто спрашиваем: что ел? что делал на занятиях? какие оценки принес? Подобные вопросы позволяют сказать, что мы интересуемся жизнью ребенка. Вот и наши мамы так же делали.

Гораздо реже нас спрашивали, что мы чувствуем, о чем переживаем, грустим и чему радуемся. И складывается впечатление, что это правильно. Раньше этого было достаточно, но сегодня — мало. Разговаривать о том, что чувствует ребенок, — необходимость в современном мире.

Иногда ребенок рассказывает о своих переживаниях, а мы невнимательно слушаем, погружены в свои бытовые проблемы и собственные мысли. Не можем услышать ребенка, готового поделиться своими эмоциями. Невысказанные чувства впечатлительного ребенка вечером перед сном проливаются страхом и истериками.

Доверие родителям, возможность делиться своими чувствами, переживаниями дает ребенку ощущение защищенности, уверенности, что никто не осудит, не обсмеет, не скажет, что плакать над мелочами глупо. Для него все переживания не мелочи, не бред, не наигранность. Это его реальные ощущения, его жизнь. Безразличие к тому, что у ребенка в душе, причиняет боль и может обернуться психологической травмой.

  • Развитие чувственности

Очень важно научить ребенка различать свои эмоции, называть словом.

Чувственная сфера развивается чтением, поэтому развитие начинается со сказок. Тщательно отобранные сказки помогают ребенку преодолеть страхи. Не должно быть сцен каннибализма, как в сказках «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка». Когда мы читаем сказки, в которых персонажа съедают или хотят съесть, ребенок примеряет все на себя и ему очень страшно. Это взращивает в нем страх за свою жизнь.

Сказки на сострадание, такие как «Девочка и спички», «Гадкий утенок», «Оловянный солдатик», «Снежная королева», заставляют душу развиваться, чувствовать боль других, понимать, что есть сострадание и любовь.

Потом классическая художественная литература. Когда ребенок читает, он развивает воображение, нарабатывает словарный запас и развивает свою чувственную и сознательную форму жизни. Избавляется от страха за себя, сопереживая героям рассказов.

Таким детям подходят и занятия музыкой, они нарабатывают чуткость и чувственность.

Театральные кружки также очень полезны. Зрительные дети любят быть заметными, и в дальнейшем они будут привлекать внимание либо своим артистизмом и эмпатией, либо истеричностью, требованием любви к себе, — все зависит от того, насколько они разовьют свою способность чувствовать, любить, а затем применят ее во взрослой жизни.

Чувствам нужно учиться, так же как математике или литературе. В воспитании чувств — задачки на сострадание. Сначала на маленьких примерах постигать работу души. Каждая решенная задача на сострадание, например за героя сказки, помогает ребенку развиваться и дает ему очень приятные ощущения.

Как оградить от травм

Чувствительные дети живут эмоциональными связями. И если у родителей не получается по каким-то причинам наполнить чувственную жизнь ребенка, требующую постоянной подпитки, — он создает эти связи с плюшевыми зверями, домашними питомцами или воображаемым другом.

Эмоциональная связь с животными взамен близких, доверительных отношений с родителями часто приводит к психологическим травмам. Страшная потеря любимого «члена семьи» для таких детей часто оборачивается тяжелым ударом, часто со значительным снижением зрения. Для них это реальная потеря, как для взрослого потеря близкого человека.

Если с ребенком созданы близкие, доверительные отношения, когда он чувствует незримую, но прочную связь с родителями, способными его понять, — это является крепким фундаментом для развития и помогает избежать многих травм.

Как пережить травму

Если же все-таки произошло какое-либо событие в жизни ребенка, травмирующее его психику, надо дать ему возможность открыться, выговориться, выплакаться. Постараться понять чувства ребенка. Не уходить от ответов, поддерживать, чтобы эта боль не ушла в бессознательное, не осталась невыплаканной, невысказанной. Если сможете понять и почувствовать его страдания, ребенку станет легче.

Невыплаканные слезы в детстве останутся внутренней болью взрослого человека. Ведь чувства никуда не денешь. Рвущаяся наружу чувственность, не имея выхода, будет выражаться страхами, паническими атаками. И превращать человека в вечного ипохондрика или эмоционального инвалида с подавленными чувствами.

Какое будущее ждет чувственных детей

Детей с доверием к людям, миру, с развитым воображением и большим словарным запасом ждет великое будущее. Именно эти дети будут востребованными в обществе не только как приятные люди, чуткие супруги и родители, но и как первоклассные специалисты, способные воображать и создавать новое.

Максим Горький писал, что «лучшими будут считаться те, которые шире обнимут сердцем мир, которые глубже полюбят его». На это способны только чувственно развитые люди.

Автор публикации: Анастасия Бобыкина
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128616 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

22 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128616 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
22 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128616человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X