Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Законы детской стаи. Как помочь ребенку социализироваться

Самые большие трудности выпадают на долю тех детей, чьи родители "самовыражаются", отыскивая детям нестандартные имена...

Помните, в школе были мальчишки, которые не отзывались на свои имена? Ставшее привычным ныне имя Егор в моем поколении звучало как сверх экстравагантное. Это сегодня мы уже не реагируем на Савву, Добрыню и Елизавету. А тогда Егор превращал себя в Гарика. Не знаю, откликается он сегодня на свое имя или так и ушел на пенсию Гариком...

В школе с моими детьми в конце 80-х – начале 90-х училась Снежана. Помню, как моя дочь поделилась этой новостью с нами. В ее словах была явно просматриваемая радость от того, что ее назвали "нормальным" именем.

Она рассказала, что вместе с подружками ходила "смотреть" на Снежану. Их потрясло несоответствие заурядности облика и исключительности имени. Девочки были уверены, что за таким именем должна быть как минимум Снежная Королева, но уж никак не подруга бабы Бабарихи - Ткачиха или Повариха.

Инкубаторские цыплятки

Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана детские коллективы - это слепок доисторической человеческой стаи. Здесь ценятся сила, ловкость, отвага, и здесь - все равны. Коллективизм стаи. Тот, кто выбивается из ряда, подвергается отторжению. Внутри коллектива все дети стремятся соответствовать существующему локальному стандарту поведения.

Как бывает невозможно убедить второклассницу надеть новое и красивое, по вашему мнению, платье, только потому, что такие платья в "их школе никто не носит"! Порой ребенок не понимает и не может объяснить, почему он отказывается от предложенной куртки. А если родители слишком настойчивы, то эта куртка будет скомкана и забита в самый дальний угол, как только ребенок выйдет из зоны родительского контроля.

Наверное, многие из нас, став родителями школьников, хоть раз произнесли фразу: "Из школы принес..." Это могло относиться к манере поведения, оборотам речи, устойчивым словосочетаниям и к нецензурной лексике. Нам всем хотелось бы оправдать любой негатив на ангельском личике собственного дитя чьим-то влиянием. Но очевидно одно: дети усваивали стандарты их окружения, стремясь всеми силами быть унифицированной частицей коллектива.

Даже в детском саду малыши очень быстро улавливали коллективный дух маленького сообщества. Четырехлетняя домашняя принцесса, с радостью наряжавшаяся перед зеркалом в королеву, начинала выбирать самую заурядную одежду для детского сада. Она убедилась на своем опыте, что необычный наряд сделает из нее объект не самого доброго внимания: кто-то просто потрогает, а другой дернет или постарается оторвать бантики и бусинки... Мы, родители, с удивлением и раздражением вновь повторяли: "Откуда это?" Не понимали. Утешали себя тем, что ребенок перерастет это и станет похож на нас.

image description

"Тинэйджер" звучит гордо

Пролетают даже самые непростые школьные годы, и ребенок, к которому уже и слово-то это уже нельзя приложить, становится учеником старших классов. И тут родителей ожидает очередной шок адаптации к еще своему, но уже незнакомо чужому, сыну или дочери. Ваш "тинэйджер" больше не понимает и не принимает вашего мнения в твердой уверенности, что после сорока жизнь заканчивается. Вы в мгновение становитесь архаичным ископаемым, не способным понять, как надо жить четырнадцатилетнему человеку. А ему надо выбиться из общего ряда, утвердить свою личность любыми способами.

Кто-то хочет одеваться как поп-кумир, другой требует сногсшибательных каникул, чтобы было о чем гордо поведать: "Вы же не видели настоящие коралловые рифы... О чем с вами разговаривать?" Некоторые устраивают парад родительских достижений, когда есть чем козырнуть перед одноклассниками...

Куда исчезли вчерашние милые детки, стремившиеся быть одинаковыми, как инкубаторские цыплятки? Почему школьное пространство превратилось в стадион для соревнований в неизвестном науке виде спорта?

Как понять своего ребенка?

Помочь своим детям пройти период адаптации в жизнь должны родители. Если не они, то значит, другие люди окажут влияние на наших детей. Нет гарантии, что это совпадет с устремлениями и планами семьи и тем более пойдет ему на пользу. Поэтому всем родителям желательно знать особенности и сложности каждого периода становления ребенка. Объяснить и подсказать решение может Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Новый человек приходит в жизнь, и умиленная мама, разглядывая свое счастье, задается вопросами о том, каким он будет. Похожим на маму или папу, на дедушку с маминой стороны или на тетю со стороны папы?

Системно-векторная психология говорит о том, что каждый из нас несет в себе набор определенных желаний, врожденных свойств для удовлетворения этих желаний и потенциал возможностей, совокупность которых называется вектором.

Всего векторов восемь. Было бы легко и просто понимать человека, если бы каждый из нас обладал одним единственным вектором. Но природа щедра. Она наделяет нас разными векторами, которых всего восемь. У современного человека, как правило, бывает от трех до пяти векторов. Таким образом, личностные характеристики, цели, которые мы будем выбирать, способ движения к ним определяются векторами, их взаимовлиянием и уровнем развития.

Поэтому, даже если у кого-то глаза в точности, как у папы - цвета морской волны в девятибалльный шторм - то это не значит, что он счастливо и гордо пройдет по жизни расточником шестого разряда, как папа, мастер на все руки, которого уважает весь коллектив, обладатель анального вектора. Очень может быть, что сыночек окажется брокером на бирже ценных бумаг - там, где нужно принимать решения в доли секунды и уметь адаптироваться к постоянно меняющейся обстановке. Ведь там он реализует свои врожденные качества кожного вектора. Или зрительная девочка с подаренным ей природой чувством прекрасного будет всю жизнь подниматься по профессиональной лестнице: от рядового парикмахера к дизайнеру – стилисту.

Возрастные особенности поведения детей запрограммированы природой

Человеку отпущен короткий, но очень значимый период для развития векторов, так как развиваются они до окончания пубертата (примерно до 16 лет). Короткий, потому что всего-то чуть более пятнадцати лет, чтобы постараться подняться до высокого уровня развития врожденных свойств. Значимый, так как жизнь от трех до шестнадцати лет вмещает в себя много больше, чем в период от пятидесяти до шестидесяти. За эти годы становления нужно успеть многое, пройдя дорогу от архетипичного стайного человечка до человека социального, адекватного современному уровню развития мира.

С трех лет у ребенка появляется ощущение своей отдельности от других. Он начинает понимать, что есть «я», а есть другие люди и мир вокруг. Он по-прежнему зависим от родителей, в первую очередь, от матери, а через нее и от отца. Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Брулана, самое главное, что мы можем ему дать в этом возрасте - это чувство защищенности и безопасности, и отдать в детский сад, где он приобретет навык социализации, умения находить свое место среди других людей.

image description

Оказавшись в детском саду, малыш делает свои первые самостоятельные шаги, пытаясь вписаться в социальную группу, разобраться в ее правилах, найти в ней свое место. Он бессознательно ведет себя по первобытному принципу, как абориген древней саванны, стараясь быть незаметным на ландшафте, чтобы его не съели дикие звери. Все, что может вытолкнуть ребенка из общего ряда, становится угрозой его выживанию. Возникает эффект социальной мимикрии, когда малыши стараются слиться с социумом, стать незаметными утятами в стае таких же.

Но мало того, что кого-то природа наделила особенностями генотипа, выделяющими из стаи: рост, вес, цвет волос и кожи, походка, так еще и родители вносят свой неразумный вклад в потерю защищенности и безопасности. Мамы, когда-то мечтавшие о красивых платьях, реализуют мечты, отправляя своих принцесс в детский сад в несуразных, не по возрасту купленных нарядах. А туфли на каблуке во втором классе! Хочется пригласить этих любящих мам в инкубатор, чтобы они увидели, как цыплята расклевывают насмерть такого же, как они птенца, потому что на него нанесли каплю красной краски... Просто потому, что он другой!

Пожалейте детей!

Самые большие трудности выпадают на долю тех детей, чьи родители "самовыражаются", отыскивая детям нестандартные имена.

В 1991 году в Швеции семейная пара назвала новорожденного сына, Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116. Они были оштрафованы на 5000 крон (около 750 долларов США).*

Хорошо, когда государство пытается корректировать поведение неадекватных родителей, ведь порой детей нужно защищать от глупости безответственных пап и мам.

Имя, помогающее жить

Во многих католических странах принято давать новорожденным двойные имена – Marie-Rose, Amelie-Julia. Раньше это было связано с религиозными верованиями: ребенка охранял тот святой, чьим именем его назвали. Современные родители объясняют двойное имя проще: пусть ребенок имеет право выбора хотя бы из двух имен. Если его не устраивает одно имя, то возможно, другое придется ему более по вкусу. Демократия с пеленок.

Во франкоговорящих странах некоторые двойные имена с течением времени слились в неделимое целое: Жильбер (Gillebert), Эвелин (Evelyne). Другие используются парно, как одно имя: Жан-Пьер (Jean-Pier), Анн-Клод (Anne-Claude). Но все имена относятся к классике жанра и маленькие Марианна и Жан-Ив чувствуют себя комфортабельно в детском коллективе.

Другим примером разумного решения родителей может служить имя многократного чемпиона Канады и трехкратного чемпиона мира в одиночном фигурном катании – Патрика Шена. Мальчику, рожденному в Канаде, в семье иммигрантов из Гонконга, было дано композиционное имя Патрик Левис Вей Куан (PatrickLewisWai - Kuan). Так он не выделялся ни среди местных жителей, ни среди иммигрантов. Подросший юный талант выбрал для себя то, что оказалось более созвучно его душе. Сегодня мы знаем его под именем Патрик.

Русская культура дает широкие возможности для того, чтобы разнообразить самые обычные имена - это уменьшительно-ласкательные образования от основного имени. Существует несметное количество "домашних" имен, например, для Екатерины и Всеволода: Катерина, Катя, Катенька, Катюша, Катуша, Тата, Таша... Сева, Лодя, Влад, Севочка...

Сколько любви и нежности слышится в мамином обращении к Милочке, которая повзрослев, станет Людмилой, или к Игоряше, который с годами станет Игорем.

Не надо забывать о том, что ребенку, носящему чересчур вычурное имя, гарантировано дополнительное нежелательное внимание со стороны взрослых. Маленькая Мальвина в детском саду райцентра Псковской области будет объектом для сравнения со сказочной красоткой. И не всегда сравнение будет в пользу живой Мальвины. Четвероклассник Феофан чаще других окажется у доски. Бедняжкам обеспечен дополнительный и совершенно незаслуженный стресс каждый раз, когда к ним обращаются по имени. То есть постоянно.

Из вчерашних серых мышек в Жар–птицы

Только родители вошли в ритм школьной жизни, только немного притерпелись к сложностям периода, как происходит обвал устоявшихся отношений. "Тинэйджер" - гордое имя вчерашнего тихого пятиклассника. Больше нет желания быть как все, пришло время показать себя миру. Еще вчера школьная униформа была просто одеждой, а сегодня: "Это же ужас! Я в этой форме на пугало похож(а)..."

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает объяснение феномену превращения вчерашней куколки в бабочку. К этому возрасту заканчивается период развития, когда ребенок инстинктивно старался повысить свою безопасность и защищенность, мимикрируя в социуме. Куколка бабочки похожа на сухую веточку или жухлый листочек. Нет ярких красок, отсутствует запах. Все способствует сохранению и выживанию. В это время идет формирование и накопление качеств и способностей. Как только необходимый уровень достигнут, бабочка расправляет крылья и устремляется в жизнь. Ей надо не только сохраниться, но и размножиться. Размножение доминирует, и поэтому бабочка имеет все аксессуары для того, чтобы быть замеченной.

Поведение подростков аналогично. Они достигли в своем развитии уровня, когда сами могут обеспечить свою защищенность и безопасность, и теперь перед ними стоит новая задача - размножение. Нельзя больше прятаться среди таких же "куколок - личинок". Не заметят на ярмарке женихов и невест, и останешься один (одна). В этом возрасте еще нет понимания жизни в ее многогранности и сложности, поэтому молодая поросль всеми силами души устремлена в одном направлении - на поиски партнеров. А для этого надо выбиться из общего ряда любыми способами. Одежда - "писк моды", прическа - из Голливуда, манера говорить - из сериалов...

Иногда испытываешь сострадание, глядя на шестнадцатилетних девочек, готовых выпрыгнуть из себя, чтобы только прохожий оглянулся. Они ведь столько усилий вкладывают, чтобы взгляд зацепился именно за них, а не за Иру из соседнего подъезда. Хочется помочь им, направить молодую энергию в конструктивное русло.

Для этого необходимо нам, взрослым и заинтересованным, уяснить для себя смысл и предназначение периода пубертата и следующих за ним лет. Ведь наши дети рождены для счастья и обязанность родителей научить их строить жизнь и отношения с другими так, чтобы это приносило радость, а не горечь разочарований. Понимание происходящего снижает уровень стресса, облегчает жизнь и родителям, и детям.

Современный уровень развития "тинэйджера" вполне достаточен для восприятия базовых знаний Системно-векторной психологии на тренинге Юрия Бурлана, который они могут пройти с 14 лет с согласия родителей. Ну, а тем мамам и папам, дети которых еще не достигли подросткового возраста, знание о векторах поможет сбалансировать собственное состояние, что является наиважнейшим моментом в формировании чувства защищенности и безопасности у ребенка. Кроме этого, они начнут глубоко понимать и психику ребенка, а значит, смогут правильно развить его свойства в этот короткий, но такой ответственный период до окончания пубертата. И не потерять с ним связь в переходном возрасте.

Начните с бесплатных онлайн-лекций по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Светлана Красильникова, экономист
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 71767 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

11 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 71767 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
11 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 71767человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X