10 фактов о воспитании подростка
В процессе взросления, до подросткового возраста, у нас развивается психика и происходит наработка навыков и умений. После 15 лет мы также приобретаем новые навыки и умения, но уже менее эффективно...
В процессе взросления, до подросткового возраста, у нас развивается психика и происходит наработка навыков и умений. После 15 лет мы также приобретаем новые навыки и умения, но уже менее эффективно. Развиваясь психически на достаточном уровне, мы ощущаем равновесие между внутренним и внешним, чувство безопасности и защищенности. А до 15 лет это чувство дается нам от родителей.
В пубертате все, что созрело внутри, требует выхода наружу, и, совершая действие снаружи, подросток пытается уже самостоятельно вызвать на себя ощущение безопасности и защищенности. Когда навыков еще особенных нет, а он пытается их использовать снаружи, то ощущение безопасности не формируется. Но, по крайней мере, он отрывается от мамы с папой, начинает брать ответственность за свою жизнь на себя.
Очень часто это выражает себя тем, что подросток «тренируется» на родителях. Например, кожный подросток приходит домой в 12 часов и отвечает на вопросы мамы: «Не твое дело». Анальный начинает критиковать своих родителей, таким образом используя свои способности критического мышления. Это нормальный процесс. Чем точнее ребенок выращен, тем меньше он экспериментирует на родителях.
Кроме того, в пубертате появляются позывы к брачным играм. Девочку штормит влечением — она побежала за мальчиком, променяла на него мать родную. Мальчику снесло голову сексуальное развитие — забросил учебу, бегает за девочками. Взрослые негативно воспринимают эти естественные изменения: был же хороший, послушный, а теперь плохой, непослушный, за девкой бегает. Это неправильно.
Еще недавно наши дети не могли выйти из-под опеки взрослых очень долго. Замуж по воле родителей выходили. А сегодня: «Нет, не твое дело! Куда ты лезешь, ты ничего не понимаешь, ой, замолчи, пожалуйста! Я люблю его, понимаешь?» И ничего мы не поделаем.
Раньше дети были ограничены двором и школой, все было проще. Сейчас их диапазон перемещения и встреч с другими людьми намного больше. Есть интернет — добавочная реальность, в которой рамок нет, он бесконечен. Более того, родители туда не допущены. Во дворе мы его найдем за будкой, мы знаем тот ландшафт, который сами проходили. Но в интернете мы беспомощны: далеко не каждый родитель способен адекватно адаптировать интернет в той же мере, что и дети. Это еще сильнее разделяет, пугает нас.
Отношения с подростками должны быть доверительными. Такие отношения строятся годами, в течение многих лет, а не в последний момент в пубертате. И не панибратские отношения, какие умеет создавать кожно-зрительная женщина, а именно доверительные.
Страх не способствует формированию доверительных отношений. Из-за своего страха мы начинаем оказывать давление на ребенка, и это вызывает еще большее отчуждение у него. Спасут ли ваши страхи ребенка от ошибок? Нет, только еще хуже станут отношения. Поэтому доверие необходимо…
Продолжение конспекта на форуме:
https://www.yburlan.ru/forum/obsuzhdenie-zanjatij-vtorogo-urovnja-gruppa-1642-400.html#p51381
Записала Светлана Чуева. 5 января 2014 года
Объемное понимание этой и других тем складывается на полном устном тренинге по системно-векторной психологии.
Корректор: Ирина Щербакова