Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Берегись автомобиля, или Психоанализ народной любви к покраже

Понятно, что помогать людям — это хорошо. Но как быть, если это помощь не по закону или за чужой счет? Почему-то только русские люди начинают сомневаться: кто этот человек — обычный вор или благородный вершитель справедливости?

Все мы помним фильм «Берегись автомобиля» и его главного героя — страховщика Юрия Деточкина. В свободное от работы время Деточкин крал автомобили у людей, которые «жили не по средствам», продавал их, а все деньги перечислял в детские дома. Он искренне верил в то, что своими действиями помогает правосудию и восстанавливает баланс справедливости, ведь автомобили он крал у жуликов, воров и спекулянтов.

История сюжета фильма очень примечательна: в его основу легла легенда о «советском Робин Гуде», которая в разных городах передавалась из уст в уста, однако не имела реального прототипа. Таким образом сам народ посредством устного творчества выразил свое отношение к социальным перекосам, появившимся в те годы в советском обществе.

Взяв за основу сюжета эту народную легенду, режиссер Эльдар Рязанов и кинодраматург Эмиль Брагинский ответили с помощью искусства кино на запрос народа, его сокровенные чаяния. Этот фильм, с одной стороны, имел психотерапевтический эффект — вселял надежду на восстановление пошатнувшейся общественной справедливости: взяточники и расхитители социалистической собственности должны быть наказаны!

С другой стороны, сюжет имел и подводные камни. Недаром первоначально сценарий был забракован Госкино «из опасения, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угонять друг у друга машины». И это были реальные, а не надуманные опасения, ведь в те годы искусство кино имело огромное влияние на людей, являясь воплощением советской идеологии, предлагая наглядные примеры как для всенародного подражания, так и для всеобщего осуждения.

Понятно, что помогать людям — это хорошо. Но как быть, если это помощь не по закону или за чужой счет? Почему-то только русские люди начинают сомневаться: кто этот человек — обычный вор или благородный вершитель справедливости? Раскрыть это противоречие и расставить все по своим местам нам поможет тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Фильм «Берегись автомобиля»

«Свободу Юрию Деточкину!»

Чтобы главный герой не стал примером для подражания, авторы фильма не оставляют для него надежды на помилование: Деточкина осуждают и сажают в тюрьму. Такой конец фильма как бы говорит: закон необходимо соблюдать. Вот только статьи уголовного кодекса не всегда совпадают с велениями нашей загадочной русской души.

Головой мы понимаем, что сюжет фильма неоднозначен, но при этом сочувствуем Деточкину всем сердцем. Мы даже закрываем глаза на то, что последней жертвой угона становится не спекулянт, а профессор, уважаемый человек. Хотя в этом был режиссерский, возможно, неосознанный намек на истинное положение дел. Пересматривая фильм не один раз, всякий раз мы хотим, чтобы Деточкин оставался неуязвим и никогда не был пойман. Не слыша голоса разума, мы надеемся, что его оправдают и не посадят в тюрьму, а отпустят с миром, по-отечески пожурив. Вместе с нами в сердце своем оправдывает его и следователь Максим Подберезовиков, его главный оппонент. А народ в зале суда кричит: «Свободу Юрию Деточкину!»

Логика подсказывает, что если каждый, как Деточкин, начнет вершить справедливость по своему собственному разумению — это разрушит общество. Поступки главного героя фильма «Берегись автомобиля» — это лишь имитация справедливости и, что еще страшнее, полное оправдание беззакония. Но мы продолжаем симпатизировать Юрию Деточкину, видя в нем… самих себя.

Загадка русской души

Наше отношение к фильму «Берегись автомобиля» и его главному герою четко объясняет системно-векторная психология. Если бы этот фильм посмотрел западный человек, он никогда бы не сомневался: по закону вор, грабитель, разбойник должен быть пойман и наказан, его попытка преступить закон не имеет оправдания. Поэтому место Деточкина в тюрьме — он должен отвечать за противоправные действия. Ведь нарушая закон, он наносит ущерб всему обществу.

«Берегись автомобиля»

Логично? Однако русские люди совершенно нелогично уже более полувека продолжают снова и снова оправдывать своеобразную «справедливость» и «благотворительность» героя фильма «Берегись автомобиля». Системно-векторная психология полностью раскрывает эту удивительную разницу в восприятии одних и тех же событий и явлений. Главная причина — кардинальное отличие отечественного и западного менталитетов.

На Западе, с его кожным менталитетом, процветают закон и порядок. У нас, в России, уретрально-мышечный менталитет, в котором более важными категориями оказываются справедливость и милосердие, и в иерархии ценностей они выше кожного закона. Поэтому мы и жители стран Запада (Европы и США) никогда не поймем друг друга, пока не осознаем разницу между нами при помощи системного мышления.

Кто занимается благотворительностью

Что же такое истинная благотворительность, подразумевающая оказание помощи тем, кто в этом нуждается? Искреннее сочувствие людям, забота о других, бескорыстная помощь нуждающимся, занятия волонтерством свойственны в первую очередь людям с развитым зрительным вектором. У обладателей зрительного вектора в развитом и реализованном состоянии мы можем наблюдать активную включенность в жизнь других людей и бережное отношение к человеческой жизни как к наивысшей ценности.

Сегодня такие развитые зрительные люди у нас на глазах. Это актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун с их фондом «Подари жизнь!», модель Наталья Водянова и ее фонд помощи детям «Обнаженные сердца», Константин Хабенский, Ольга Будина и многие другие. Помощь этих людей бесценна: они не только помогают решить проблемы конкретных людей, но вселяют в наши сердца надежду, веру в добро, дают нам наглядный пример бескорыстной отдачи другим вместо эгоистичного потребления для себя. Общественная деятельность этих людей вызывает искреннее уважение и восхищение, для многих оказываясь заразительной — побуждает и всех нас принять эстафету помощи нуждающимся.

Это настоящая благотворительность, существующая исключительно в рамках закона. Эти люди используют для помощи другим как свои личные средства, так и собранные при помощи различных специально организованных акций, благотворительных концертов и других легальных способов.

А теперь вернемся к вопросу, заданному в начале этой статьи. Надеюсь, после нашего небольшого системного разбора ответ на него ясен, однозначен и больше не вызывает внутренних сомнений: вор, который украл, должен отвечать за свое преступление по закону. Ведь чтобы общество было здоровым и нормально функционировало, необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается на уровне государства — в настоящее время пока только при помощи закона и культуры.

Кто занимается благотворительностью

Прикоснуться к новому пониманию себя, людей и происходящего в России и мире, найти ответы на многие волнующие вопросы можно уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология».

Автор публикации: Елена Янушко, педагог-исследователь, автор развивающих методик для дошкольников
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78329 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

13 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78329 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
13 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78329человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Татьяна Сосновская 23 ноября 2017 в 00:11

Этот фильм - запрос общества на восстановление справедливости, против жуликов и мелких махинаторов, начинавших разлагать изнутри спаянное единой идеологией советское общество.