Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Фильм «В космосе чувств не бывает». Как вернуть звуковика на орбиту жизни

— У меня синдром Аспергера. Я не могу измениться.
— У тебя нет синдрома Аспергера. Ты можешь измениться.

Он сидит в бочке уже 8 часов. Мать криком, отец деньгами пытаются выманить его оттуда, но тщетно: он не выйдет — «вражеская территория». И только брату Саму удается найти к нему подход. Добрая и светлая драма-комедия «В космосе чувств не бывает» (Швеция, 2010 год) о 18-летнем Симоне с синдромом Аспергера понравится людям с чувствительным сердцем и поможет тем, у кого близкие люди замкнулись в себе.

Симон: «Не трогайте меня! У меня синдром Аспергера»

— Си-и-имо-о-о-он!!! В последний раз говорю: вылезай оттуда!!!

Почему он такой? Почему прячется в бочке? Не оттого ли, что мать пытается найти взаимопонимание с сыном с помощью крика? Это точно не поможет. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» определяет у таких людей, как Симон, звуковой вектор в психике, который дает своему обладателю необычайно чувствительный слух. Кричать на него — значит еще больше загонять в бочку, во внутренний космос, без шанса выбраться наружу.

Только звуковики страдают аутизмом и его разновидностью — синдромом Аспергера.

…для постановки диагноза аутизма должна присутствовать триада симптомов: недостаток социального взаимодействия (сложно понять чувства и эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет адаптацию в обществе), недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

 

Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Уровень развития сопереживания (эмпатии) может быть определяющим фактором в постановке того или иного диагноза. При чрезмерно низких показателях эмпатии возможен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера. [1]

Согласно системному пониманию болезни, частая причина развития аутизма и синдрома Аспергера — нарушение звуковой экологии в детстве, когда на ребенка кричат или в доме постоянно шумно. Или когда употребляют слова, уничижительные по смыслу, — «идиот», «придурок», «зачем я тебя родила?». Тогда звуковой ребенок закрывается, теряет связь с внешним миром.

В зависимости от наличия других векторов проявляются неосновные симптомы: гиперактивность, повышенная чувствительность к прикосновению, стереотипное поведение, агрессия, направленная на окружающих и на самого себя, эмоциональная нестабильность.

Симон вполне адаптирован в обществе: работает уборщиком в парке, читает книги о времени и Вселенной, любит фильмы про космос, играет в баскетбол. В условиях тишины и стабильного графика, который создал для него Сам, забрав из родительского дома, он вполне успешно способен контактировать с внешним миром. Правда, у него свое, звуковое, понимание мира, в котором нет чувств и все подчиняется строгой логике и порядку.

«Некоторые думают, что я идиот, но я не идиот. Я просто хочу, чтобы все было так, как всегда. Я не люблю изменения».

 

«Если не делать все в правильное время, в правильной пропорции и под правильным углом, мы сойдем с нашей орбиты».

 

«Мне нравится космос. В космосе нет проблем, нет непонимания, нет хаоса, потому что в космосе нет чувств».

Фильм «В космосе чувств не бывает» фото

Однако проникновение хаоса в жизнь разрушает хрупкую стабильность Симона. От Сама уходит девушка, которая устала от пунктуальности, граничащей, на ее взгляд, с идиотизмом, бесчувственности и эгоцентризма его младшего брата. Для Симона это означает только одно: его строгий график под угрозой, теперь некому мыть посуду.

Но вместе с тем слом стереотипов становится ступенькой к налаживанию коммуникации с миром. Не зря у звуковика высокий IQ: у Симона созревает план найти Саму новую девушку, которая бы не кричала, не ругалась и идеально подходила брату. Это значит, что она должна быть точно такой же, как брат. Применив научный подход (анкета, опрос, фото), Симон подбирает несколько кандидатур.

Поиск заставляет его сосредотачиваться на людях, распознавать их реакции и эмоции. У него появляется интерес к ним. Он сравнивает свой мир и мир других людей и видит, что они не похожи.

Разобраться в людях ему помогает брат, человек с анально-зрительной связкой векторов. Симон любит Сама, потому что Сам любит и понимает Симона.

Сам: «Правильных ответов не бывает. Все дело в чувствах»

— Он не такой, как я. У него нет синдрома Аспергера. Он в 937 раз лучше меня.

Сам, по словам своей девушки Фриды, «слишком добрый». Он не может оставить проблемного брата наедине с родителями, которые не могут с ним справиться. Страдают все, поэтому Сам решает взять брата к себе. Как еще может поступить человек со зрительным вектором, у которого сочувствия хоть отбавляй? Но выходки Симона разрушают его личную жизнь — Фрида уходит.

Нет, он не обвиняет брата. Ценность семьи в анальном векторе высока, как и доброта в зрительном. Но и забыть любимую девушку тоже трудно. Сам тоскует. Ему не нужна другая. Попытки Симона найти ему новую возлюбленную, да еще научным путем, лишь раздражают его.

Он-то знает, что нет ничего значимей чувств, потому что именно в чувствах заключается смысл жизни для человека со зрительным вектором. А чувства невозможно запрограммировать, подчинить влиянию ума. Сам живет по велению сердца, наступая на горло собственной песне ради брата, который нуждается в нем.

Он, как человек, который хорошо чувствует и понимает людей, знает, что в пару притягиваются разные люди. «Лучше быть со своей противоположностью. Мы разные, но мы нравимся друг другу», — объясняет он Симону, когда тот предъявляет ему «досье» на девушек, которые похожи на Сама. И тогда Симон вспоминает о Дженнифер, которая не ответила ни на один из его вопросов правильно.

Дженнифер: «Не цепляйся за время. Так не случится ничего неожиданного»

— А я думала — это судьба.

— Судьба — это выдумка людей, чтобы найти смысл жизни. Все можно просчитать и предопределить.

Она не похожа на Сама и, тем более, на Симона. Она вообще ни на кого не похожа. Она — мисс непредсказуемость и спонтанность. Ее эмоции меняются в одно мгновение, ставя Симона в тупик: вот она смеялась от счастья, а вот уже плачет. Она — кожно-зрительная девушка с большим и добрым сердцем и прекрасной улыбкой на лице.

Ее невозможно обидеть. При первой встрече Симон ударил ее по лицу, потому что она коснулась его. По той же причине она слетела со скамейки и искупалась в озере, когда Симон оттолкнул ее. Но ей все как с гуся вода. Она непостоянна: дает обещание не трогать юношу, но тут же нарушает данное слово.

Она спит на скамейке, потому что тусовалась всю ночь, и не придерживается графика. Ее обед наступает тогда, когда она хочет есть, а не по сигналу таймера. В ее доме, настоящем храме зрительной девушки, полно ярких красок, цветных картинок на стенах, ненужных, но таких милых вещей. Здесь правит хаос, беспорядок, столь чуждый ясному уму аскетичного звуковика. Она любит жизнь глазами и сердцем.

Они такие разные, но почему же они вместе?

Фильм «В космосе чувств не бывает». Как вернуть звуковика на орбиту жизни фото

Векторальные братья

— У меня синдром Аспергера. Я не могу измениться.

— У тебя нет синдрома Аспергера. Ты можешь измениться.

Люди со звуковым и зрительным векторами — векторальные братья, потому что принадлежат одной квартели информации. Они противоположны по свойствам, но нуждаются друг в друге. Звуковик — интроверт, зрительник — экстраверт. Первый любит одиночество, второй — живет среди людей. Два сапога пара: абстрактный и образный интеллект, сознательная и чувственная формы жизни. Картина «В космосе чувств не бывает» — яркая иллюстрация этой системной идеи.

Они встречаются, потому что их тянет друг к другу. Зрительника привлекает таинственность и глубина звуковика. С ним не страшно, потому что он хорошо слышит ночью, когда глаза зрительника — его главная эрогенная зона — не видят в темноте. Звуковик же зачастую нуждается в зрительнике, чтобы тот вытянул его из внутреннего необъятного космоса наружу, на орбиту жизни, экстравертировал, как это случилось с Симоном.

Брат помог ему прийти в равновесие. Сам не нуждался в четком графике, но придерживался его ради брата. Глубина эмпатии, сочувствия показывает высокую степень развития его зрительного вектора.

«Сам помогает мне соблюдать расписание. Это важно для соблюдения баланса. Если ты приходишь не вовремя, все превращается в хаос».

 

«У меня нет друзей, кроме Сама. От чувств одни проблемы».

Дженнифер окончательно вытянула его наружу, из его бочки — космического корабля, на котором он одиноко бороздил просторы Вселенной. Она показала, что мир может быть изменчивым, и этого не нужно бояться. Она раскрыла ему мир чувств. Важно и то, что она была женщиной: мужчина идет вслед за женщиной, когда дело касается эмоциональных связей. Ведь у женщины лучше получается быть открытой и искренней.

— Ты объясняешь так, что я понимаю. Только ты и Сам можете это.

Он смог понять и почувствовать потребность другого человека, потому что научился слушать и слышать его. Он не нуждался в эмоциях, как ему казалось, но понял, что для его брата и Дженнифер эмоции необходимы. Он устроил им незабываемое первое свидание, чтобы отношения могли начаться («нужен романтический толчок») — ужин под звездным небом с живой музыкой и фейерверком. Так, как любит зрительный человек.

Сам сказал Дженнифер о брате:

— Он заботится только о себе.

— Это не правда, — ответила она.

Уже неправда…

«Иногда самое лучшее может получиться из худшего. Тоже баланс в некотором роде. Возможно, нужен особый ум, чтобы понять эти физические законы. Возможно, нужно иметь синдром Аспергера. Возможно, в космосе все-таки есть чувства».

Фильм «В космосе чувств не бывает» актеры фото

Концовка неожиданная. Свести девушку с братом не получилось, но Симон уже не хотел, чтобы Дженнифер исчезла из его жизни, хотя по инерции все еще не хотел, чтоб она касалась его.

— Ты не чувствуешь, что я уже делаю это? — спросила она, легко касаясь пальчиком его руки.

На лице Симона впервые в жизни появилась улыбка. Впрочем, смотрите сами.

[1] https://cyberleninka.ru/article/n/rasstroystva-autisticheskogo-spektra-klassifikatsii-opredelenie-ponyatiy-simptomy/viewer

Автор публикации: Марина Алексеева
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 35963 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 35963 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 3
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Марина Голомолзина 18 сентября 2020 в 11:09

Три раза посмотрела. Оставляет такое светлое послевкусие ))

Виктория Винникова 10 сентября 2020 в 21:09

Спасибо за рекомендацию. Пошла смотреть фильм!

Ирина Серова 10 сентября 2020 в 21:09

Спасибо! Очень впечатляюще описаны состояния героев. Захотелось посмотреть фильм!