Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Истина против лже-истории. Кому свет, кому потемки

Далеко не каждый человек, от очевидца событий до ученого, нашего современника, способен воспринимать исторические события в отрыве от собственного чувственного восприятия, морали и убеждений. Один из примеров такой интерпретации – история Древнего Ирана или Державы Ахеменидов...

Историки говорят, что знание о жизни предков учит нас не повторять их ошибки, не переживать заново социальные катастрофы, распознавать истинные причины событий и социальных явлений. Однако, как показывает реальность, опыт прошлого не всегда срабатывает – то ли от банального незнания, то ли по причине ошибочного истолкования исторических событий.

Для начала следует разобраться в понятиях истории и ее интерпретации, которые не равны между собой. История как цепочка событий, произошедших в определенный период времени, – это факты как они есть, без наблюдателя. А интерпретация истории – как раз то, что доходит до нас в виде архивов, сведений и прочих материалов для анализа. Это понятие относительное, претерпевшее искажение наблюдателем.

Далеко не каждый человек, от очевидца событий до ученого, нашего современника, способен воспринимать исторические события в отрыве от собственного чувственного восприятия, морали и убеждений. Один из примеров такой интерпретации – история Древнего Ирана или Державы Ахеменидов.

Древний Иран

История повествует о военных и политических успехах царей Ирана: Кира II и его сына Камбиcа II. От них берет начало становление Державы Ахеменидов, самого крупного государства на Ближнем востоке VI века до н.э.

Кир был умным политиком и талантливым полководцем, прославившимся завоеванием территорий от границ Египта до северо-западных границ Индии. Он погиб в битве с кочевым племенем массгетов на восточном берегу Амударьи. Камбис II, наследовавший трон отца, продолжил его военную и политическую деятельность в Египте.

Переворот и смута

Однако в этом периоде в истории Ирана наибольшего внимания заслуживает другое событие. 11 марта 522 года до н.э. в Иране произошло восстание, в результате которого брат Камбиса Бардия провозгласил себя наследником трона. Сам Камбис на пути в Персию погиб при невыясненных обстоятельствах. Нового царя поддержала мидийская знать и часть войска.

Но знатные иранцы, в числе которых был Дарий, представитель младшей линии Ахеменидов, не признали власть Бардии и организовали заговор против нового царя. Осенью 522 года до н.э. заговорщики проникли в крепость, где жил Бардия, убили его и провозгласили царем Дария, впоследствии более известного как Дарий I Великий. Став царем, 28-летний правитель около года подавлял восстания, вспыхнувшие во всех частях государства, в Вавилонии, Персии, Мидии, Египте и др. Никто не знал, что сохранить Державу Ахеминидов и восстановить стабильное положение в присоединенных странах удастся только через год. В дальнейшем его реформы и дальновидная политика прославят Иран еще в течение 200 лет.

Дарий I

Дарий сумел создать новую административную систему, которая усилила роль государственного управления, во всех областях – сатрапиях – был реорганизован сбор податей, в захваченных странах увеличено число регулярных войск. В этот же период персы имели господствующее положение на море.

Дарий I точно понимал значение важнейших побед для своего государства. На высоте 105 метров на скале Бехистун до наших дней сохранилась одна из удивительных реликвий Древней Персии. Это высеченная клинописная надпись, украшенная барельефом Дария I и иранских богов. Ученые смогли расшифровать значение Бехистунской надписи только в XIX веке.

Надпись повествует о походе Камбиса в Египет. О том, как Камбис, перед тем как отправиться в Египет, приказал убить своего брата Бардию. О том, как некий жрец Гаумата стал выдавать себя за Бардию и захватил престол. О бесследной смерти Камбиса. Там же говориться о заговоре против Гауматы, про его убийство и последующее становление Дария в качестве главы государства.

Бехистунская надпись. Царь или самозванец?

Некоторые современные историки считают, что Дарий был самозванцем, и именно он убил брата Камбиса, настоящего Бардию, чтобы захватить престол. Остается только догадываться, какая из этих версий истинная.

Если допустить, что Дарий I пришел к власти, убив настоящего Бардию, законного наследника престола, то многие из нас назовут его поведение преступным. Однако, как бы то ни было, Бардия (или лже-Бардия) привел страну к восстаниям и беспорядкам, к смуте и хаосу. В то время как Дарию удалось не только сохранить территорию державы Кира II, но и упрочить государство.

Где истина?

В современном мире, переполненном политической напряженностью, информационными войнами, навязанными извне революциями, бесконечным переписыванием истории, мы не всегда можем определить, по какому же критерию следует оценивать руководителя государства. Как разобраться в политической жизни внутри страны и за её пределами? Как понять, на чьей ты стороне в информационной войне? На стороне рубящих под собой сук разрушителей или патриотов и созидателей? На что обращать внимание, выбирая кандидата в представители власти на выборах?

image description

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это следующим образом.

Каждый человек видит мир через себя согласно своей врожденной природе, своим векторам, которые могут присутствовать в человеке в практически любых сочетаниях и формируют его личность, предпочтения в профессии, интересы и увлечения. Восприятие мира и своего места в этом мире зависит также о того, насколько развиты и реализованы наши врожденные свойства и таланты.

Например, люди, у которых есть кожный вектор, подвижные, ловкие, гибкие и телом, и душой могут развить в себе дисциплинированность и способность соблюдать законы, инженерный талант или любовь к спорту.

Человек с анальным вектором – хранитель традиций. Его ценности - это семья и дети. В работе он профессионал, уделяет внимание деталям и способен довести любое дело до идеального результата.

Люди со зрительным вектором, впечатлительные и любознательные, могут развить в себе чувство красоты, понимание искусства, любовь ко всему живому: к растениям, животным, другим людям. В зависимости от сочетания с нижними векторами, они могут реализовать свой зрительный потенциал в профессии врача, артиста, художника, фотографа, психолога. На пике своего развития зрительник может испытывать любовь ко всему человечеству, таких людей мы обычно называем гуманистами.

Люди со звуковым вектором, в отличие от зрительных людей, со стороны кажутся безэмоциональными. Они склонны к одиночеству. Чувство красоты и любовь для них мало значат по сравнению с внутренним желанием познать смысл жизни, строение Вселенной. Этот врожденный интерес может перерасти в увлечение наукой.

Бывает и так, что наши врожденные свойства не получают должного развития. В этом случае ценностей, свойственных развитому состоянию вектора, для нас не существует, они не ощущаются как что-то важное и значимое.

Например, обладатель кожного вектора, развивший в себе способность к ограничению, ценит дисциплину и закон, ставит себе цели и добивается результата. Такой человек ценит эти качества и в другом. А не получив развития, то есть оставшись в архетипичном состоянии, кожный человек не может себя дисциплинировать, не подчиняется контролю, стремится хапнуть что плохо лежит, поживиться за чужой счет, склонен к жадности и корысти. Обладатель анального вектора, который в потенциале может стать самым настоящим патриотом, в своей противоположности вместо любви к своему народу может испытывать ненависть к чужому. Человек, не развивший свой зрительный потенциал, не будет сочувствовать и сопереживать чужому горю, он будет жалеть только себя.

Почему мы так оцениваем?

До окончания пубертата, то есть до 15-16 лет мы развиваем заложенные в нас способности. Становясь взрослыми, мы начинаем их реализовывать, адаптироваться в социуме. Бессознательно мы оцениваем других людей через свою собственную систему ценностей, что называется «мерим по себе».

image description

Таким образом человек с анальным вектором, оценивая Дария I, наверняка возмутится тем, что тот пришел на трон незаконным путем, тогда как по праву, после пропавшего без вести Камбиса, трон должен был получить Бардия. Он осудит Дария, который нарушил традицию наследования престола.

А человек со зрительным вектором, узнав как царь Персии расправился с главарями бунтовщиков, ужаснется от жестокости и сочтет его негуманным деспотом и тираном.

Мы видим себя в других и склонны бессознательно требовать от других быть такими же, как мы сами. Однако если оценивать результаты правления Бардии и Дария в контексте пользы для государства, то становится легко отличить настоящего царя от самозванца.

В период царствования Бардии страна окунулась в беспорядки и смуту и оказалась на грани распада, в то время как Дарий сумел сохранить Державу Ахеменидов в прежних границах и стабилизировал ситуацию путем усиления государственного аппарата. А деятельность любого правителя можно адекватно оценить, ответив на один главный вопрос: сумел ли он сохранить целостность своего народа и государства? Это его основная задача. И спрос с него только по одному критерию: выполнил он эту задачу или нет.

Историю пишут победители, это несомненно. Самозванцы же ее переписывают. Государственное устройство, созданное Дарием, работало не только при его правлении, но и соблюдалось более века после его смерти. Это произошло во многом благодаря его победе над смутой, важность которой была увековечена на вершине Бехистунской скалы. Обращаясь к истории, его соотечественники вспоминали, какой урок извлекла Персия, оказавшись однажды на грани разрушения.

Дарий I, который сумел стабилизировать ситуацию в стране, погруженной в восстания и смуту, и преобразовал государство, сделав его сильным и процветающим, не сомневался в значении истории. Именно поэтому он увековечил в Бехистунской надписи историческую память о сохранении самого мощного и крупного на Ближнем Востоке государства VI в. до н.э.

Забыть - значит самоуничтожиться

Историческая память – это одно из важнейших государствообразующих понятий любого народа. Для россиян, белорусов и украинцев таким общим признаком самоидентификации является Победа в Великой Отечественной войне, победа над фашизмом, над человеконенавистнической нацисткой идеей.

Поддерживать в себе историческую память – это значит не дать себя уничтожить.

Подмена понятий, обесценивание исторической памяти, которые активно применяются в информационной войне, направлены на дезориентирование в умах, потерю уважения к своим корням, общую деморализацию населения.

С какими целями это делается, видно по сегодняшней Украине, где экономические показатели в течение двух лет после майдана упали ниже уровня 90-х годов. А с чего все начиналось? С подрыва исторических ценностей, подмены героев, «промывания мозгов» националистической идеей со школьной скамьи по отношению к самой незащищенной части населения – к детям.

Когда пишут о деспоте и тиране Сталине, о том, что люди шли на фронт только под дулом пистолета «смершевцев», – это раздувание фактов и манипулирование теми бессознательными аспектами, о которых написано выше. Это делается, чтобы лишить людей разума, способности самостоятельно мыслить и критически оценивать факты.

Когда в сравнительных категориях на одну доску ставят Сталина и Гитлера – это наглый оговор. В СССР времен Сталина в одном государстве уживались более 100 наций без разрушительных идей превосходства одной расы над другой. А мир, который советские люди завоевали, освободив и свою страну, и Европу от фашизма, был не только в интересах народов, проживающих на территории СССР. Мир был завоеван для всех: и для французов, и для чехов, и для многих других людей самых разных национальностей из самых разных стран.

Как не повторять ошибки

История может научить нас не совершать ошибки предков. Это становится возможным, когда мы осознанно отделяем исторические факты от интерпретаций, и стремимся самостоятельно разобраться в происходящем. Обладая системным пониманием событий, зная психическую природу их непосредственных участников и самих себя, мы значительно повышаем свою способность видеть любую ситуацию объективно, легко отличая манипуляции разрушительных информационных воздействий от реальности.

В своих лекциях Юрий Бурлан уделяет большое внимание событиям, сформировавшим Россию такой, как она есть, и парадоксам нашего отношения к своей истории. О том, как сформировался наш российский менталитет и каковы его особенности, почему только россиянам бывает свойственно стыдиться своей страны, а также о том, что мы можем сделать сейчас для своего счастья и счастья нашей страны, можно узнать уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь: https://www.yburlan.ru/training

Источники:

  1. История Востока. Том 1. Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. и др. М., 2002 – С. 688
  2. Материалы тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор публикации: Максим Девицин, IT-специалист
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35849 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 6 Отправить комментарий
Виктория Винникова 21 июля 2016 в 19:07

Максим, спасибо. Очень глубокая по смыслам статья!

Максим Девицин 24 августа 2016 в 23:08

Спасибо, Виктория!

Галина Некрасова 20 июля 2016 в 18:07

История наука субъективная. Была до сих пор. Хорошо, что появилось средство очистить её от личностного восприятия, а значит от ошибочности оценки личностей и событий. Спасибо за статью.

Максим Девицин 20 июля 2016 в 21:07

Спасибо за отзыв!

Александр Лобанов 20 июля 2016 в 14:07

Спасибо за уникальную статью, Максим. Сейчас подмена фактов и переписывание истории - самый верный путь к распаду общества, даже самого сплочённого.

Максим Девицин 20 июля 2016 в 21:07

Спасибо!