Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Эх, я, еще я, еще много-много я! Зависимость от селфи

Сначала к селфи относились с усмешкой, как к несерьезному, хоть и попахивающему самолюбованием, развлечению молодежи. И что плохого в том, что молодые люди фотографируют себя, а затем помещают «себяшки» в интернет? Это один из способов самовыражения, развития творческих способностей...

Я, снова Я и еще много раз Я. Это Я в постели. А вот Я в ванной. Это Я до и после секса. Я на крыше поезда. Я под мостом. Я с друзьями. Я грущу. Я радуюсь. Я во всех своих проявлениях. Сделал фото, нажал на кнопку телефона и вот уже весь мир знает, что Я ЕСТЬ! Весь мир знает, что я красивый, обаятельный, куражный и бесстрашный. Facebook, Twitter, VKontakte... Сколько лайков я набрал сегодня? Кто и как прокомментировал мои фото? Меня одобряют, значит, я существую. Чем еще привлечь внимание?

Сначала к селфи относились с усмешкой, как к несерьезному, хоть и попахивающему самолюбованием, развлечению молодежи. И что плохого в том, что молодые люди фотографируют себя, а затем помещают «себяшки» в интернет? Это один из способов самовыражения, развития творческих способностей. А еще доставляет удовольствие, повышает самооценку и расширяет общение. А что касается тщеславия, так кому же оно чуждо? Особенно в таком возрасте.

Но в последнее время эпидемия селфи стала распространяться с фантастической скоростью, заражая миллионы людей, независимо от возраста, профессии и социального статуса. А после того, как в попытке сделать экстрим-селфи, начали гибнуть подростки, психологи с тревогой начали говорить о появлении очередной зависимости. Появился новый термин – селфит – один из видов психологического расстройства, при котором человек либо переоценивает себя, либо, наоборот, недооценивает.

Способ самовыражения, вопрос тщеславия или диагноз?

Так что же такое селфи – невинное развлечение или опасный симптом? И кто эти люди, что переместили свою жизнь в просторы интернета и выпускают в сеть сотни своих изображений? Что ими движет, и какие потребности они удовлетворяют таким образом?

Рассмотрим этот вопрос с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как говорит СВП, все вариации психических свойств людей базируются на восьми группах свойств, которые названы векторами. Наличие того или иного вектора, а также сочетание векторов в конкретном человеке определяет его потребности, желания, характер, поведение, поступки.

Согласно системно-векторной психологии, завсегдатаями интернета являются обладатели так называемых звукового и зрительного векторов.

image description

Ночь, тишина, интернет

Человек со звуковым вектором полностью сосредоточен на себе. Природа заложила в глубины его бессознательного желание к поиску смысла, познанию самого себя, постижению законов мироустройства. То, о чем большинство людей даже не задумывается, звуковика беспокоит больше всего. С такой прошивкой он родился. Кто я? Зачем я родился? В чем смысл всего этого? И даже если звуковик не задает этих вопросов себе прямо, нечто изнутри, неясное и неудовлетворенное, как жажда, толкает его на поиск ответов.

Полная сосредоточенность на себе делает такого человека замкнутым эгоцентриком, считающим себя выше других. Человек-одиночка, молчун. Он избегает шумных компаний, разговоров, живого общения. Он любит тишину и уединение – так ему лучше думается. Ему легче писать, чем говорить.

Интернет с его социальными сетями как будто и создан для звуковых людей с их абстрактным интеллектом для удовлетворения ими своих звуковых потребностей. Сидит наш звуковик ночь напролет, зависая на различных порталах в поисках смыслов и удовлетворяя потребность найти родную душу через общение в соцсетях.

Но вряд ли звуковика можно обвинить в селфомании. Он не будет выкладывать свои фото пачками. Ему это не интересно. Мнение других людей для него не является важным в принципе. Скорее, звуковик всерьез зависнет на играх, создавая свою параллельную реальность.

Необъятный мир моей крохотной Вселенной

Уличить в селфомании можно другого постоянного обитателя сети интернет – человека со зрительным вектором.

Человек со зрительным вектором, как никто другой, чувствует все оттенки красоты окружающего мира и воспроизводит ее всевозможными способами: рисуя картины, моделируя одежду и интерьеры, создавая будоражащие душу фотоснимки, и пр.

Природа снабдила зрительника способностью к формированию эмоций в широчайшем диапазоне, от первобытного страха смерти до всеобъемлющей любви. Зрительный человек ненасытен как в получении эмоций, так и в их проявлении. Он живет ими. Никто так, как он, не способен к созданию эмоциональных связей с другими людьми, к сопереживанию. И никто так остро, как он, не нуждается в их получении. В этом зрительник является полной противоположностью человека со звуковым вектором.

Неудивительно, что именно он, зрительник, первым стал использовать технологические возможности интернета и современных средств коммуникаций как окно не только для поиска информации и общения, но и для демонстрации себя людям – как прямой – через выкладывание своих фотографий, так и косвенной – через размещение в сети результатов своего творчества.

Если меня некому любить, буду любить себя сам

Можно ли говорить о том, что одной из причин размещения своих многочисленных фото в сети является самолюбование? Наверное, можно. Но кто из нас поклянется, что не любит разглядывать свои фото и на групповых снимках не находит прежде всего себя? Дело в том, что между самолюбованием, свойственным многим из нас, и нарциссизмом проходит тонкая грань, которую системно-векторная психология Юрия Бурлана разбирает в деталях.

Что может побудить зрительного человека к постоянному изготовлению все новых селфи? Только нехватки в наполнении своих врожденных желаний. Ведь смысл селфи не только в выкладывании своих фото на всеобщее обозрение, но и в получении обратной связи в виде одобрения или восхищения. Другими словами, в получении внимания от других людей. А это значит, что в жизни этого внимания, признания (и, если смотреть еще глубже, – любви) катастрофически не хватает.

image description

Дело в том, что базовое чувство безопасности зрительный человек получает, когда знает, что его видят, его не забыли, его любят. Не получая этого в достаточной мере, зрительник испытывает бессознательный страх и начинает… всеми способами выбивать из окружающих то, что ему нужно. И если в кругу семьи он может истерить, плакать, раскачивать близких на проявления чувств, то в социальной сети он делает это через выкладывание очередной порции селфи.

Таблетка для счастья

Особенно селфимания распространена среди подростков. Люди нового поколения уже не видят себя без новых способов коммуникации. Социальные сети - их все. Блоги - стали способом самовыражения. Визуальные доски в Pinterest с подборками тематических фотографий, видеоканалы с роликами о том, что они ели на завтрак и как собираются утром в школу, - потоки пользовательского контента захлестнули интернет. Есть те, кто создает этот контент, есть те, кто его потребляет, и, конечно, те, кто высмеивает, отрицает и ненавидит. Так, например, Tumbler-girl - это уже понятная всем характеристика для неразвитой зрительной самовлюбленной девочки, которая живет напоказ, всеми способами демонстрируя и культивируя свою уникальность.

Одновременно мы видим, как такие подростковые аккаунты становятся востребованными среди таких же детей, как они. Появляется аудитория, приходят рекламодатели. Засветить свой товар в новом ролике популярного видео-блоггера подростка становится действенным способом достучаться до целевой аудитории.

Так блоггинг превращается в целую индустрию, к процессу подключаются мамы, которые хотят, чтобы их чадо стало популярным, продвигая его в социальных медиа. Здесь свое берет уже кожный вектор, ориентированный на добычу денег таким способом. Подход неразвитой кожи - хочу ничего не делать и получать за это деньги. Снимать ролики и быть крутым, как ведущий +100500. Хочу быть классной, как Оксана Самойлова, которая не работает, но имеет миллион подписчиков и живет красивой жизнью. Перед глазами подростков, живущих в интернете, сотни примеров такой «сладкой жизни». Все, что тебе нужно - это первые 100 тысяч подписчиков, а потом тебя заметят, - получая такое сообщение, подростки стараются всеми силами продвинуть «себя». И делают это, как могут.

Демонстрируя себя, мы пытаемся доказать другим, что мы существуем, что у нас все «круто». Ребенок, страдающий от неразделенной школьной любви, пускается во все тяжкие. И вот мы видим серию постов о том, какая у него яркая и интересная жизнь. Пойти в зоопарк, чтобы сделать селфи с кенгуру, пойти на концерт, чтобы выложить новый пост, - жизнь на показ не так проста, как может показаться.

Ты - то, что ты постишь. Для подрастающего поколения такая демонстративность - это один из способов социализоваться. Нет пионер лагерей, нет ценности в красных дипломах, нет организованных мероприятий для массового привлечения подростков к социально полезной деятельности, но есть интернет, который живет по законам общества потребления и принципам индивидуализма. Уже не стыдно хвалить себя и говорить только о себе. Активное ранжирование среди сверстников вкупе с перекосами воспитания толкают делать селфи в самых невероятных местах и экстремальных условиях, что оборачивается реальными травмами и смертями.

Селфимания наоборот

Повальная селфимания в полной мере отражает все происходящие в обществе процессы. Жители мира потребления, сегодня мы не настроены на отдачу наружу – мы хотим получать, получать и еще раз получать в себя. И в случае со зрительными людьми это работает только в одну сторону - дайте мне внимания.

Общество жестко диктует нам, что плохо, а что хорошо, выстраивает наши ценности таким образом, что привлекать внимание к себе считается очень круто. В условиях стандартизации и доступности технологий сделать это эффектно и ярко часто равно рискнуть жизнью в поисках удачного кадра. И только научившись самовыражаться с пользой для других, мы увидим вместо потока селфи, бесполезных блогов и трагических смертей новую реальность и людей, красивых не по форме, а по содержанию.

Автор публикации: Людмила Калачева, кандидат биологических наук, преподаватель ВУЗа
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35792 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 5 Отправить комментарий
Любовь Шалюга 12 октября 2015 в 21:10

Невероятная статья! Раньше я смотрела на селфиманию - как на очень нелепое занятие, своего рода нарциссизм. А, оказывается, это проявление нехватки эмоциональных связей в жизни, в первую очередь, подростков. Оказывается, это альтернатива эмоциональных раскачек в зрительном векторе...

Елена Горшкова 08 октября 2015 в 14:10

Замечательная статья! Алгоритм анализа социальных явлений с точки зрения СВП позволяет увидеть причины, дать характеристики действующим лицам и, главное, - обозначить выход для решения проблемы. Такой исходно безобидной социальной забавы молодежи, как "селфи", которая все больше разрастается в проблему с трагическими последствиями. СВП позволяет не теряться в догадках - почему? - а анализировать системно, осознанно. Восхищаюсь, как это сделано в статье. Спасибо!

Дмитрий Патрин 08 октября 2015 в 02:10

Сейчас я вижу людей, которые делают селфи на светофорах, и скучаю по тем временам, когда они просто ковырялись в носу.

Оксана Васильева 08 октября 2015 в 02:10

Эти в носу никогда не ковырялись)))...они по-прежнему сидят дома, на диванах))))

Эва Болбачан 08 октября 2015 в 01:10

Людмила, срасибо огромное за статью. По многим причинам. Это не просто ценнейшая информация, за которую многие умы отдали часть себя, только бы понять этот удивительный феномен - селфи, особенно, когда стало очевидно, что это не безобидное развлечение. Системно становится понятно, что это зов психического, а не нарцисстическая блажь.
Думаю, многие родители обеспокоены активной самофотодеятельностью детей, в свете гибели подростков при попытке запечатлеть себя поэффектней. Ответ прост. Наполнять зрительный вектор, выносить чувства наружу в виде сострадания и любви. И тогда 300 селфи будут просто не нужны, эмоциональная амплитуда качнется в сторону отдачи эмоций, а не получения лайков .