Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Элина Быстрицкая. Часть 1. «Сын полка»

«В популярной песне поется: «Мне часто снятся те ребята…» Мне всю жизнь будут сниться мои раненые, мои передвижные, на колесах, госпитали, окровавленные бинты, кровь на белых халатах», — напишет Быстрицкая в своих мемуарах. Ее зрительная восприимчивость и мощная память навсегда сохранили эти трагические картины, увиденные девочкой-подростком на войне...

Уже в мирное время Элину Авраамовну наградят орденом Отечественной войны II степени, медалями за участие в Великой Отечественной войне и даже значком «Сын полка» — звания «Дочь полка» просто не существовало. Потом к ним добавятся другие государственные награды за ее роли и вклад в советскую элитарную культуру, в создании которой Элина Быстрицкая принимала непосредственное участие.

Свобода выбора и воли Элины Быстрицкой

Когда началась Великая Отечественная война киевлянке Эле Быстрицкой исполнилось тринадцать лет. Её отец Авраам Петрович Быстрицкий был военным врачом, мама помогала в госпитале. Дочь, вопреки воле родителей, не хотела оставаться дома и отправилась на курсы медсестер. Маленькая, хрупкая девочка выглядела первоклассницей, и только успешно сданный по медицине экзамен решил её судьбу. Тринадцатилетняя медсестра начала работать в госпитале.

В её возрасте девочки с косичками и в аккуратных платьицах изящным почерком пишут в тетрадках школьные сочинения о любимых литературных героях. А кожно-зрительные непоседы гоняют с соседскими мальчишками по крышам и понарошку перевязывают «дворовым бойцам» «смертельные раны». У Элины «перевязочная практика» началась в настоящем госпитале, а ее пациентами были тяжело раненные бойцы Красной Армии.

На лекциях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан поднимает очень важный вопрос выбора. Казалось бы – раз не мы решаем когда, где и у кого родиться, то что может от нас зависеть? «Человек сам выбирает своё окружение, и оно, в свою очередь, оказывает влияние на человека. Чем старше он становится, тем шире палитра выбора и возможность смены окружения», — подчеркивает Ю. Бурлан.

Выбор, совершенный Элиной Быстрицкой, когда она еще не достигла пубертата, следует отнести к высочайшей степени развития психики женщины со зрительным вектором.

«В популярной песне поется: «Мне часто снятся те ребята…» Мне всю жизнь будут сниться мои раненые, мои передвижные, на колесах, госпитали, окровавленные бинты, кровь на белых халатах», — напишет Быстрицкая в своих мемуарах. Ее зрительная восприимчивость и мощная память навсегда сохранили эти трагические картины, увиденные девочкой-подростком на войне.

image description

После Победы семнадцатилетнюю Быстрицкую принимают сразу на второй курс медицинского техникума. Родители уверены, что дочь продолжит семейную династию врачей, а Элина мечтает о театральном институте. Закончив с отличием медтехникум и проучившись год в педагогическом, она сдает экзамены в киевский театральный институт.

Диапазон самовыражения женщины со зрительным вектором полностью зависит от степени развитости его свойств. Присущий ей корневой страх смерти сублимируется в переживание за других. На войне у юной Элины не было времени бояться за себя. Рядом рвались снаряды, а раненные нуждались в заботе и помощи. Под таким давлением ландшафта происходит смена внутренних состояний через включение другого в себя. Тогда уходят страхи, а эмоции, присущие зрительной женщине, рождают сострадание, сопереживание, эмпатию.

Простить и признать

За несколько послевоенных лет Элина Быстрицкая прошла путь от сестры милосердия и студентки пединститута до актрисы театра и кино.

В театральный ВУЗ Элину привел папа. «Объясните, пожалуйста, моей глупой дочери, что ей не следует поступать в ваш институт», — обратился отец к директору. Девушка разрыдалась. Хрустальная мечта учиться в театральном, выношенная и выстраданная, разбилась вдребезги.

Это потом она будет благодарна отцу за его мудрый поступок. А в тот самый момент Авраам Петрович поставил дочь перед выбором, и судьба будущей актрисы оказалась в ее собственных руках. Природное упрямство и целеустремленность всегда помогали Быстрицкой добиваться своего.

Через много лет отец простит свою непокорную дочь и признает её право на выбранную ей самой профессию. Актриса очень убедительно и с большим успехом сыграла роль врача, а фильм, снятый классиком кино Фридрихом Эрмлером, принес в советский кинематограф новую тему. На экране впервые показаны будни советской интеллигенции. Не мышечные рабочий или колхозник становятся главными героями «Неоконченной повести», а инженер кораблестроитель и врач — люди со звуковым и зрительным векторами.

Время «ткачих», «свинарок», «пастухов» и пафосно-помпезных тем уходило в прошлое. Звуковикам, а за ними и зрительникам, как людям искусства, полагается быстрее остальных ощущать нехватки общества и стремиться к их наполнению новыми современными формами, которые нередко вступают в конфликт с закостенелой партийной элитой, зацикленной на старых идеологических догмах. Эти бои у Быстрицкой еще впереди, а пока её ожидало новое серьезное испытание.

image description

От фронтовички до ведьмы

В киевском театральном институте Элина готовилась к выступлению, сконцентрировавшись на «Поэме о Ленине», которую ей предстояло читать со сцены через несколько минут. Углубившись в себя, она не заметила, как к ней подкрался сокурсник.

«Очнулась я от жуткой боли. Медведев, студент второго курса, какой-то свистулькой дунул мне прямо в ухо. Еще в детстве у меня была болезнь ушей, ее кое-как вылечили, но они так и остались очень чувствительными на любые громкие звуки. От свиста меня буквально пронзила острая боль» [Э. Быстрицкая «Встречи под звездой надежды»].

Реакция была мгновенной. Элина врезала Медведеву так, что тот отлетел в сторону, а сама шмыгнула на сцену.

Из системно-векторной психологии известно, что звуковикам свойственно погружение в себя и они очень восприимчивы к любым звукам, особенно резким и неожиданным.

Студент, решивший неуклюже подшутить над девушкой, скорее всего обладатель орального вектора. «Оральник всегда знает, как нанести звуковику психологическую травму. Он любит тихо подойти и громко крикнуть ему в самое ухо», — рассказывает на занятиях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан.

«Охота на ведьм»

Медведев не простил Элине затрещины и принялся раздувать скандал на пустом месте, втягивая в него, по мере необходимости, все новых свидетелей, разукрашивая событие дополнительными фактами.

Врать человек с оральным вектором умеет убедительно и вдохновенно. «Соврет — не помрет», — говорят в народе. Почему это происходит? Оральник чувствует природные нехватки людей и точно определяет жертву, которую принимается оговаривать.

Успех Быстрицкой, уже снявшейся в остросюжетном художественном фильме «В мирные дни», был причиной зависти студентов. Не каждой второкурснице доверили бы большую женскую роль в кино. К тому же Элина была красавицей, скромной девушкой, разборчивой в отношениях, не прощавшей обмана или измены.

Она бросила школу в тринадцать лет, после войны закончила медучилище и даже один курс педагогического института, и все же не имела систематизированных знаний. От этого Быстрицкая ощущала внутреннюю неуверенность, считала себя неучем среди начитанных сокурсников и педагогов. Ее желание быть лучшей на курсе и с отличием закончить ВУЗ забирало у студентки много времени для дополнительных занятий и чтения.

Звуковой и зрительный вектора требовали своего наполнения. Будущая актриса избегала пустых студенческих вечеринок, отклоняла любые ухаживания и каждую свободную минуту занималась самообразованием. Благодаря чему за ней закрепилась слава неприступной гордячки.

Удостоившийся оплеухи Медведев своей природной психикой оральника догадался: на Элину нужно воздействовать оговором. Этот древний метод использовался во все времена и во всех странах. Причины его лежат в самой кожно-зрительной женщине, которая и живет «не как все» и «пахнет феромонами на всю Ивановскую», одних привлекая, других отталкивая.

У слушающих оральника каждое его слово фиксируется на подсознательном уровне. Медведеву удалось так проиндуцировать товарищей, что они поверили в недостойное поведение выпускницы Киевского театрального института комсомолки Элины Быстрицкой. «Охота на ведьму» была объявлена.

image description

Вскоре на «охоту» вышел весь институт, требуя отчислить Элину из ВУЗа и выгнать из комсомола. Студенты и некоторые преподаватели перестали здороваться «с обожженной оговором» Быстрицкой, обходя ее стороной, как прокаженную.

Некоторые особо идеологизированные члены коллектива связали «происшествие со свистком» с «делом кремлевских врачей-вредителей» и заодно обвинили Быстрицкую в «сионистском заговоре». Элина по-зрительному пригрозила суицидом в случае своего отчисления.

Чувство зависти присутствует в любом творческом коллективе, где преобладают кожно-зрительные люди. Неразвитые свойства кожного вектора способны вызвать неприязнь и ревность к сопернику, а зрительные пустОты провоцируют истерики.

В институте, к счастью, нашлись разумные головы и не стали выгонять студентку накануне выпускного государственного экзамена, передав рассмотрение «персонального дела» в комитет комсомола. В комитете Элине предложили положить на стол комсомольский билет.

«Комсомольский билет я получала на фронте, попробуйте у меня его забрать», — возмутилась Быстрицкая. Желающих связываться с бывшей фронтовичкой не нашлось. Дело спустили на тормозах, впечатав строптивой студентке выговор, а через два месяца и его сняли. Этот случай закрепил за Элиной славу красавицы с характером.

«Сталин умер, но дело его живет!»

Была еще одна веская причина коллективной нервозности в обществе. Все эти события, связанные с отчислением, пришлись на весну 1953 года. После неожиданной кончины «Вождя всех народов» страна частично впала в ступор, частично в истерию. Воспоминания людей, переживших смерть обонятельного Сталина, свидетельствуют о том, что его утрату оплакивал весь СССР. Ужас внушала неизвестность и неопределенность, ждали новой войны. С уходом главы государства, народ утратил главное, что у него было на протяжении 30 лет — чувство защищенности и безопасности.

На фоне отсутствия уверенности и стресса от непонимания, как жить дальше без Сталина, у людей возрастала неприязнь друг к другу. Стабилизация тяжелых коллективных психологических состояний в древние времена происходила через ритуальный акт каннибализма, позже через условное жертвоприношение - «сожжение на костре» кожно-зрительной женщины. В киевском театральном институте эта роль была отведена Элине Быстрицкой.

Читать продолжение...

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог, член Международной ассоциации журналистов
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 40808 человек
11 декабря
Уже идут 40808 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
11 декабря
Уже идут 40808человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19
Комментарии 3 Отправить комментарий
Vadim Trofimov 15 марта 2016 в 19:03

Глубокий системный анализ замечательной актрисы нашего времени! Ждём продолжения! И хотелось бы прояснить вопрос. Вот КЖС, свойства её понятны, но тут добавляется Звук. К тому же, наполненный. Что же, мы видим всё ту же КЖС, только с дополнительными свойствами Звука? Что-то теряется, что-то добавляется? Но ведь. Звук ведущий? Насколько в такой связке остаётся КЗ свойств? Разве это не Звуковик со Зрением? Разве это не совсем другой человек? Можно ли из наличия множества векторов в человеке выделять именно КЗ как основу, рассматривая все остальные вектора как дополнение? Правильно ли говорить о КЗ со Звуком или КЗ с Анальностью, к примеру? Разве такое смешение не сильно влияет на КЗ? Может, Быстрицкая всё же без Звука, только развитая и культурная? Ведь со Звуком она - Звуковик со всеми вытекающими последствиями, где от КЗ мало что остаётся? Я как-то считал, что при наличии доп. свойств КЖС перестаёт быть КЖС. Можно ли прояснить вопрос? Благодарю!

Яна Сокульская 20 апреля 2016 в 00:04

Если есть вектора, то и свойства никуда не деваются. Поэтому эту замечательную во всех смыслах женщину можно поставить на пьедестал "МУЗЫ ВОЖДЯ". Более того, если звук наполнен, то остальные вектора тоже проявляют себя. Вот и неудивительно, что Быстрицкая проигрывала сценарий реализованной кожно-зрительной женщины. Хотя, конечно, добавочные вектора могут сильно изменить портрет, а могут и нет) Все очень индивидуально. Многое зависит от давления ландшафта, воспитания, состояния векторов и т.д.
Я вот сама кожно-зрительная со звуком. Несмотря на сверхдоминантный звук, не накрашенной не выйду. Часто надеваю платья, колечки, бусики. В общем всё то, что так любят КЗ. И из музыки слушаю не только рок, но и душевные песенки звёзд эстрады. Вот такое противоречие. Вот чем награждает полиморфное сочетание!)) Это только начало.

Анна Ровенчак 15 марта 2016 в 09:03

Светлана, прочитала на одном дыхании! Ждем с нетерпением продолжения...