Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Как жить, если чувствуешь себя особенным? Фильм «Дорога перемен»

Как жить, когда не покидает ощущение, что ты должен сделать в этой жизни что-то важное и значительное, но совершенно не понимаешь, что именно? Годами ищешь ответ — и не находишь. Пытаешься жить как все — и не получается.

Действие фильма «Дорога перемен» (англ. «Revolutionary Road») режиссера Сэма Мендеса переносит нас в Америку 50-х годов. Мы видим красивую супружескую пару и вроде бы счастливую семью. Вот только завораживающий саундтрек не оставляет надежды на хороший конец… Этот фильм задает вопрос о счастье и дает ответ — безжалостный и безнадежный: белый дом на холме, семья, дети, достаток, друзья — все это не сделает тебя счастливым, если ты не похож на других.

Ненастоящее счастье

Нет в нас ничего особенного, не было и никогда не будет.

Фрэнка и Эйприл Уиллер, в исполнении Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет, считают особенными. Окружающие с любопытством наблюдают за «молодыми Уиллерами с Революшинери роуд». Многие завидуют. Только очень скоро становится очевидно, что «миленький домик» — это всего лишь декорация и за красивым фасадом скрывается пустота. Потому что главной актрисе этой пьесы под названием «Семейная жизнь» надоело играть неинтересную роль. Она еще продолжает когда-то начатую игру, но уже понимает, что ее жизнь ненастоящая…

Потрясающая актерская игра впечатляет и заставляет глубоко сопереживать героям. Тем не менее зрители воспринимают сюжет фильма и поступки главных героев по-разному, ведь все мы видим мир через себя… Кто никогда не ощущал душераздирающее отчаяние от отсутствия любви, не понимает поступков Фрэнка — он кажется слишком эксцентричным. Кто никогда не ощущал отсутствие смысла жизни, ту самую «безнадежную пустоту», не могут понять причины странных поступков Эйприл, называя их «горем от ума». В комментариях зрителей к фильму можно встретить мнение, что она просто стерва: муж старается для нее, а она недовольна.

Кто такие «особенные люди»?

Что же происходит с героями фильма на самом деле? Раскрыть это точно и безошибочно можно, только понимая особенности их психики. Такие знания дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Эйприл и Фрэнк — полиморфы, обладатели нескольких векторов психического. Более сложное устройство психики и ее больший объем задают человеку большие желания. В потенциале такие люди способны решать сложнейшие жизненные задачи и даже стать во главе эволюции человечества; и конечно, могут создать очень глубокие и счастливые отношения в паре. Но только в случае, если осознают себя и свои желания, по-настоящему понимают партнера со всеми его особенностями. Сегодня это уже возможно, было бы желание.

Но у героев фильма, живших семьдесят лет назад, такой возможности еще не было… Можно сказать, что Эйприл и Фрэнк опередили время. Как жить, когда не покидает ощущение, что ты должен сделать в этой жизни что-то важное и значительное, но совершенно не понимаешь, что именно? Годами ищешь ответ — и не находишь. Пытаешься жить как все — и не получается.

Фильм «Дорога перемен» фото

Зрительная любовь

— Может, просто скажешь, что ты чувствуешь, Эйприл?
— Я ничего не чувствую…

Фрэнк — обладатель зрительного вектора, для которого любовь — смысл жизни. Фрэнк постоянно твердит: «Я знаю только то, что я чувствую». Потребность любить и быть любимым проявляется в непрерывной мольбе к Эйприл: «Люби меня! Люби меня! Люби меня!» Но его любовь к ней эгоистична, требовательна. Он постоянно устраивает разборки по поводу отношений.

Фрэнк восхищается красотой и умом жены. То, насколько она не похожа на других, видно на фоне других женщин их круга — Милли (жены Шепа, друга Фрэнка) и глупенькой секретарши, с которой Фрэнк заводит интрижку.

Фрэнк изо всех сил пытается соответствовать Эйприл, старается быть хорошим мужем и страстно желает вернуть то счастье, что было в начале их отношений, но с годами иссякло. Но ничего не получается, потому что он не понимает ее, не осознает того, что желания Эйприл не такие, как у остальных, и лежат вне области материального.

То, что с избытком сделало бы счастливой другую женщину, недостаточно для нее. «Фрэнку проще, — делится Эйприл с другом. — Он знает, чего хочет. Женат, двое детей. Ему достаточно».

Не получая от любимой жены тепла, ласки, поддержки, он чувствует разочарование: столько сил и часов работы было вложено в этот дом, в благополучие семьи — и все зря? Чтобы почувствовать себя мужчиной, Фрэнк идет на измену, а затем признается в этом жене. Надеясь вызвать у Эйприл хоть какие-то чувства, пусть даже ревность, он добивается обратного эффекта. Эйприл признается ему, что больше ничего не чувствует.

Устав от бесплодных попыток понять, что же происходит с Эйприл, почему она одержима этой «навязчивой проклятой фантазией», Фрэнк в конце концов предлагает ей обратиться за помощью к психиатру. Она так и остается загадкой для него…

Муза или домохозяйка?

Я видела совсем другое будущее. Не могу забыть его. Не могу уехать. Не могу остаться…

Эйприл, красивая, чувственная, умная, необыкновенная, способна стать музой-вдохновительницей для своего мужчины. Когда-то Фрэнк был очарован именно этими ее качествами. Она же в свою очередь поверила, что он необыкновенный. Однако скоро становится понятно, что их брак не равный: Эйприл обладает большим объемом психического и огромной силой желания, ведь она, помимо зрительного, обладает еще и звуковым вектором.

Фрэнк со временем остепеняется, его начинает устраивать налаженная жизнь. Однажды он признается, что все, что он когда-то говорил и во что она поверила — это «всего лишь болтовня», чтобы произвести впечатление… Он пытается убедить красавицу-жену, что желание продать дом и уехать в Париж навсегда — это не очень реалистично, поиграли и хватит.

Но Эйприл упорно не хочет отказываться от мечты. Женщина, опередившая время, она уже не может быть просто женой и матерью, она хочет большего, хотя сама пока точно не знает, чего именно. Совершенно ясно только одно: ей не место в фартуке на кухне… В поисках смысла Эйприл по-зрительному поверила в то, что перемена места — это правильное решение и даст возможность начать все сначала. Но со временем стала по-звуковому одержима этой идеей…

Повышение по службе Фрэнка и беременность Эйприл — повод поставить точку в этом вопросе и продолжать жить как прежде. Но Эйприл несчастна. Она честно признается мужу в том, что эта обыденная жизнь и роль домохозяйки не кажутся ей настоящими, она чувствует себя в ловушке. Первая беременность лишила ее шанса стать актрисой, вторая была лишь попыткой «доказать самим себе, что первый ребенок не был ошибкой», а третья лишила надежды уехать и изменить жизнь…

Фрэнка же приводит в ужас то, что она ставит под сомнение не только их любовь и семью, но даже детей. Ему не нужна такая муза, ему нужна «нормальная женщина».

Очень точно показан и взгляд того времени на сексуальность. Женщина уже готова к большему, готова получить наслаждение от секса, но все происходит настолько быстро, что у женской сексуальности просто нет шансов развернуться...

Эйприл и Фрэнк фото

Попытки понять друг друга

Фрэнк неоднократно пытается поговорить с Эйприл, но она упорно избегает разговора о чувствах. Ведь ее волнует вовсе не отсутствие чувств, а отсутствие смысла. Фрэнк больше не в силах жить в неизвестности и проявляет настойчивость — в результате разбирательства перерастают в скандалы, которые еще больше накаляют отношения.

Ему невдомек, какие страдания испытывает в эти моменты звуковая Эйприл. На протяжении всего фильма она умоляет его: «Давай просто помолчим», «Давай сейчас не будем говорить об этом», «Дай мне минуту тишины», «Ты все говоришь, говоришь, говоришь! Как тебя можно заставить замолчать?». Но он не внимает ее просьбам, не понимая их важность, считая просто женскими капризами или желанием уйти от ответа.

Не осознавая ее истинных желаний и причин странного поведения, Фрэнк не придумывает ничего лучше, как начать соглашаться с ней. Считая идею уехать в Париж утопией, «дурацкой детской затеей», он тем не менее соглашается на эту авантюру — и Эйприл, загоревшаяся этой идеей, вдруг оживает.

Эйприл увлечена подготовкой к переезду и радуется как ребенок. Они снова счастливы. Она повторяет как заклинание, что Фрэнк — удивительный человек, ему еще предстоит найти свой талант. Он снова слышит такие желанные слова: «Я люблю тебя!»

Но чем ближе дата переезда, тем становится очевиднее, что он не собирается выполнять свое обещание. Чтобы оправдать себя, он «устраивает» Эйприл беременность, которая становится «уважительной причиной» отменить переезд. А вместе с повышением по службе вдруг открывается еще одна правда: оказывается, его неинтересная работа, в которой отсутствует всяческое творчество, вовсе не ненавистна, а вполне его устраивает. Даже нравится, только раньше он не признавался в этом Эйприл.

Звуковое сумасшествие

Если быть психом — это искать смысл жизни, то мне плевать, даже если мы оба чокнутые. А тебе?

Что именно творится с Эйприл, может понять только такой же звуковик. Поэтому именно «гость из психушки» Джон Гивингс безжалостно, но предельно честно озвучивает то, что происходит с нашими героями. Обладатель докторской степени по математике, он в конце концов оказался в психиатрической лечебнице и потерял способность к абстрактному мышлению вследствие лечения электрошоком: «Они хотели избавить меня от эмоциональных проблем, а избавили от математики…»

Джон понимает Эйприл по равенству свойств, она это чувствует: «Мне кажется, что он единственный человек, который понимает, о чем мы говорим. Может, мы такие же психи, как Джон?»

Для Джона Уиллеры тоже были последней надеждой: ища смысл, сам он оказался в психиатрической больнице — так, может, у них получится? Узнав о том, что поездка в Париж отменяется, он разочарованно восклицает: «Я самый расстроенный ублюдок из всех!»

Встреча с Джоном становится для Фрэнка и Эйприл роковой — он «зрит в корень» и описывает ситуацию как она есть. Его не обманешь и не заткнешь. Джон выкрикивает им в лицо жестокую правду, не оставляя пути к отступлению, к которому они уже были готовы — просто оставить все как есть и жить дальше, как все живут. Он не оставляет им возможности продолжить «игру в миленький домик», окончательно лишая этой иллюзии. Сумасшедший звуковик зачастую бывает очень убедителен и индуктивен, подталкивая к решительным действиям.

Оставшись одни, Эйприл и Фрэнк смотрят друг на друга новыми глазами, и мы слышим их приговор друг другу:

— Ты — пустая, никчемная оболочка женщины!
Ты — просто мальчишка, который рассмешил меня однажды на вечеринке.

С момента, как правда открыта, Эйприл словно умирает. Она одновременно теряет надежду изменить жизнь и способность жить как раньше. Она окончательно понимает, что из ловушки, в которую она попала, нет выхода.

Уиллеры фото

Однако, так ли необычна эта история? Ну кто из нас хотя бы раз в жизни не шел на жестокий компромисс с самим собой, отказываясь от мечты? Создатели фильма на компромисс не пошли. Трагический конец приоткрывает перед нами звуковую бездну отсутствия смысла. На следующий день Эйприл не станет.

Выход

«Можно быть счастливыми и здесь…», — уговаривает Фрэнк свою любимую. Можно, если точно знаешь, что нужно для счастья. Если изменения начинать внутри, а не снаружи.

Такие замечательные — молодые, красивые, умные, мечтающие, мыслящие, казалось, они просто не могут не быть счастливыми. Но они не знали рецепт своего «особенного» счастья, и в результате «безнадежная пустота» сделала свое разрушительное дело…

Когда человеку дано больше других, спрос с него тоже больше. Все твои особенные свойства и таланты даны тебе не просто так, они требуют реализации. Не только для себя и своих близких — для всех людей. Иначе тебя ждет страдание. Поэтому поиск смысла жизни — это не блажь и «горе от ума», это необходимость, возможность выжить для звуковика.

Мир изменился, сегодня больше возможностей найти свою любовь и реализовать свои таланты. И женщины в разных сферах жизни стремительно догоняют мужчин, реализуя себя в обществе.

Вот только звуковые заменители — математика, музыка, философия, программирование, технологии — уже не наполняют современных людей, так же как когда-то математика не смогла наполнить и защитить от сумасшествия звукового Джона Уиггинса. Только понимание себя и других людей, раскрытие единой психики человечества — гарантия счастливой судьбы. Если этого не сделать, мы будем снова и снова видеть вокруг несчастных людей, мечущихся каждый в своей «безнадежной пустоте».

«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана — навигатор на пути к смыслу и счастью. Стоит только подключиться. Результатов тысячи.

Автор публикации: Елена Янушко
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 71954 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

11 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 71954 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
11 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 71954человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 7
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Ilona Tsibizova 23 августа 2022 в 21:08

Спасибо за статью, очень понравилась! Фильм смотрела два раза, актерская игра впечатляет. Книгу тоже читала, интересная.

Татьяна Кузьмина 06 сентября 2019 в 22:09

"До отчаяния, до абсурда неумение жить, как все"

Светлана Рычина 25 августа 2019 в 22:08

Сумасшедше классный фильм. :) Теперь это ещё больше ощущаю. С большим интересом следила за развитием сюжета, но системно не стала разбирать. А теперь после этой статьи ещё раз посмотреть захотелось. Действительно ведь, муж без звука был, и героиня действительно в ловушку попала. Хорошо, что не стали сглаживать конфликт в конце, к сожалению, это реалистично.

Светлана Рычина 25 августа 2019 в 22:08

Написала и вспомнила, кстати, ещё один фильм - "Хорошая девочка" с Дженифер Энистон. Там девушка тоже мучалась в городке своем в атмосфере бессмысленности. Потом встретился ей такой же сумасшедший звуковик, и понеслось. Только вот сейчас для меня системно этот сюжет раскрылся, а до этого не понимала, почему, если фильм не особенно понравился, все же чем-то зацепил. Видимо правдой жизни. Так что альтернативная история, то, что могло бы произойти с Френком и Эйприл, если бы сценаристы решили сгладить конфликт - как раз в "Хорошей девочке"

Екатерина Янович 25 августа 2019 в 18:08

Спасибо автору за глубокий и детальный разбор. Многое отозвалось

Jojo Mymind 25 августа 2019 в 10:08

Давно лежит этот фильм в "закладках". После такого раскрытия буду смотреть. Сейчас нам сложно представить роль звуковой женщины в таком браке, без реализации и равенства свойств с мужчиной. В том смысле что это бывает скорее от незнания, а не от того что женщине негде себя применить, а тогда это было особенностью времени.

Екатерина Гусарова 25 августа 2019 в 09:08

Когда смотрела этот фильм, так понимала героиню. Думала: боже, как можно жить среди глупых людей, в бессмысленной возне будней, улыбаться искусственно и не понятно зачем все это.. Спасибо большое за статью!! Очень здорово вы фильм раскрыли