Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Не швабра, а мачта корабля. Все о моем счастливом детстве

Бурная фантазия совсем отрывает его от реальности. С другой стороны, педагоги твердят о том, как полезно развивать у ребенка воображение, образное мышление, творческие способности. Так что же делать, собственно, акцент на реалиях или фантазиях? Есть ли здесь противоречия или повод для беспокойства?

Мечтатель, выдумщик, фантазер, он может витать в облаках весь день. Все его игрушки непременно говорящие, все куклы — принцессы, все лошадки — единороги. Говорят, что такой ребенок слишком наивный, слишком доверчивый, слишком добрый. Говорят, что ему трудно будет в жизни.

Бурная фантазия совсем отрывает его от реальности. Немало найдется желающих воспользоваться его наивностью в своих корыстных целях. Разочарование в людях не заставит себя ждать. Уж лучше сразу понимать, что нельзя ездить на радуге и летать на зонтике, что люди бывают и мерзавцами, а дети злыми и жестокими. Пусть будет к этому готов. Не так ли думают зачастую прагматичные взрослые реалисты?

С другой стороны, педагоги твердят о том, как полезно развивать у ребенка воображение, образное мышление, творческие способности. Так что же делать, собственно, акцент на реалиях или фантазиях? Есть ли здесь противоречия или повод для беспокойства?

Зрительные дети

Фантазия — свойство психики человека со зрительным вектором. Врожденное, но, как и любое другое свойство, оно может быть развито только в детском возрасте до периода окончания пубертата.

Способность мыслить образами, картинками, красками дает маленькому зрительнику возможность четко представлять себя на месте героя литературного произведения, героя театральной постановки, персонажа фильма или мультика.

Такой ребенок может проживать каждое событие вымышленной истории, чувствовать каждую эмоцию главного героя, полностью погружаться в атмосферу происходящего. Именно такие дети нередко выдумывают себе воображаемого друга, с которым общаются, играют, заботятся о нем, считая его таким же настоящим, как они сами. Особенно когда в реальной жизни ощущается недостаток эмоциональной связи с родителями.

Буйство фантазии зрительного ребенка, кроме того, обусловлено необычайно широким спектром эмоциональной амплитуды — от вселенской печали до безудержного восторга. И способностью переключаться между эмоциями в долю секунды. Смех и слезы практически одновременно вполне наблюдаемое состояние для зрительника.

Сознание и чувственность

Человек — это сознательная и чувственная форма жизни. Чувственная форма жизни развивается через воображение. Когда мы развиваем образность, мы развиваем чувственность.

Когда ребенок со зрительным вектором читает книгу, каждое слово он воспринимает как картинку, так как именно он наделен от природы особенным мышлением — образным. Поток его мыслей похож на киноленту, где каждый отдельный кадр он представляет себе во всех деталях. И вот эта самая способность формировать у себя в голове целостный образ персонажа, сюжет произведения, действие развивается у зрительного ребенка через чтение. Кино, мультфильмы, аудиосказки, компьютерные развивашки не могут дать такого эффекта, так как дают уже готовый образ, придуманный кем-то другим.

Самым действенным средством для развития чувственности является литература. Но не любая литература, а правильная — классическая детская литература, направленная на сострадание, сопереживание героям произведения. Именно во время чтения идет интенсивное развитие фантазии. Ребенок в деталях представляет себе персонажей, события, сюжет, переживает за них, ощущает каждую эмоцию, воображает себя в роли действующих лиц, видит себя отважным рыцарем, прекрасной принцессой, храбрым путешественником, доброй волшебницей.

Счастливое детство картинка

Развиваясь в окружении хороших книг, ребенок растет в прекрасном мире благородных качеств: отваги, верности, доброты, справедливости, любви и сострадания, перенимая их для себя, даже если они не встречаются в окружающей его действительности.

Кроме того, проживая с героями книг все перипетии их жизненного пути, разделяя их горести и трагедии, лишения и невзгоды, ребенок учится состраданию. Это значит — идет мощное развитие чувственной сферы малыша. Он формирует навык понимать и проявлять свои чувства по отношению к другому человеку.

Красота в глазах смотрящего

В 2002 году около ста писателей, представляющих пятьдесят четыре страны мира, были приглашены в Норвежский институт Нобеля. Они должны были определить сто самых выдающихся литературных произведений. Более половины писателей проголосовали за «Дон Кихота» Сервантеса, который стал лучшей книгой всех времен. И неспроста. Ведь если бы человечество вдруг решило переселиться на другую планету и с собой можно было бы взять лишь одну книгу, то стоило бы выбрать именно Дон Кихота.

Эта книга учит нас видеть мир таким образом, чтобы жить в этом мире нам было приятно. Помните того чудаковатого Дона Кихота? Он тоже кажется слегка витающим в облаках и не замечающим многие не самые лицеприятные, хоть и реальные вещи. Дон Кихот видел во всем ту красоту, которую представлял себе. Он был счастливейший из всех людей, потому что жил в удивительном и чудесном мире — мире своей фантазии. В каждой скотнице он видел прекрасную даму, в каждом бродяге — отважного рыцаря: воображение делало его счастливым.

Все наши ощущения во многом зависят от наших состояний, от навыков воспринимать окружающий мир. Мы смотрим на одно и то же, но чувственно воспринимаем увиденное по-разному. Люди с анальным вектором в состоянии фрустраций, к примеру, видят гадость, потому что воспринимают мир через собственные страдания, а кто-то видит красоту, потому что так устроено его мировоззрение. И от этого зависит наше качество жизни, способность радоваться.

По сути, возможность увидеть в сером мире что-то волшебное, в простом прекрасное — залог счастья. Девяносто процентов информации из окружающего мира мы получаем через зрение. Именно развитое воображение, способность мыслить образами становится основой для творчества, креативности, нестандартных решений, находчивости.

Конечно, сейчас кто-то скажет, что речь о том, чтобы не замечать уродливого вокруг и довольствоваться малым, но это не так. Речь о развитии образности и фантазии. Обладая такими качествами, взрослый зрительник может создать коллективную реальность для всех остальных. Замечая красоту в окружающей действительности, обращая на нее внимание других людей, он делает ее более значимой и для других. Видеть в швабре мачту корабля вполне нормально для зрительника, а тем более для зрительного ребенка, который интенсивно развивается.

Так должен видеть каждый человек. Это закладывается в детстве. Это не делает ребенка наивным и витающим в облаках. Воображение не отрывает нас от реальности, но позволяет нам видеть ее красоту. И это не мешает ребенку защитить себя там, где это необходимо. По сути, это инструмент для выживания.

Развитие свойств зрительного вектора состоит не в ограничении фантазии или «приземлении» витающего в облаках ребенка, а в направлении и формировании его воображения в нужном направлении.

Зрительные дети картинка

Так, глядя на одну и ту же ситуацию, разные зрительники могут видеть разное. Один заметит мятую одежду и скомканные волосы, а другой — горящий взгляд и легкую улыбку вдохновения на лице увлеченного своим делом человека.

Умение видеть красоту во всем — это умение находить наслаждение от каждого мгновения своей жизни. Ведь недаром говорят, что пчела даже на свалке найдет душистый цветок, а муха среди цветущего луга отыщет свою кучу. Способность во всем «найти цветок» — это искусство быть счастливым человеком.

Автор публикации: Диана Гадлевская
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 5639 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

6 июня

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 5639 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
6 июня

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 5639человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0 Отправить комментарий