Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Почему дети дерутся

«Было бы желание (подраться), а повод всегда найдется!» — слегка перефразированное известное выражение точно акцентирует внимание на первичности самого желания драться. А уж наличие или отсутствие видимого повода — дело десятое, что мы можем наблюдать сплошь и рядом.

Дети дерутся, почти все, что ни для кого не секрет. Даже самые маленькие — и те норовят устроить минипотасовки, не говоря о более взрослых. Иногда это превращается в настоящую проблему для родителей, решить которую они хотели бы, да не знают, как подступиться. Пытаются обсуждать ее на родительских интернет-форумах, в ответ получают противоречащие один другому советы. Обращаются к психологам, но и те не вносят особой ясности своим поиском мотивов в диапазоне от недолюбили-недоласкали до перелюбили-переласкали. Ну а некоторые папы, и таких немало до сих пор, без всяких советов знают, что лучшее средство воспитания — это «витамин Р», и не мудрствуя лукаво хватаются за ремень по старой недоброй анальной традиции.

Действительно, не имея точных ориентиров, сложно понять, почему на самом деле ребенок дерется, а значит, приходится вслепую бороться со следствием, что как минимум неэффективно. Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» дает нам эти ориентиры и помогает, не прибегая к посторонней помощи, самим точно расставить приоритеты и использовать самые адекватные возможности повлиять на детей в случае необходимости. Итак, разберемся с системной точки зрения, почему ребенок дерется.

«Было бы желание (подраться), а повод всегда найдется!»— слегка перефразированное известное выражение точно акцентирует внимание на первичности самого желания драться. А уж наличие или отсутствие видимого повода — дело десятое, что мы можем наблюдать сплошь и рядом. У детей такое желание изначально присутствует на базе заложенного природой глубинного психического механизма — стремления к ранжированию — и активизируется при первых же контактах с другими детьми.

В контексте человеческих взаимоотношений механизм ранжирования легко просматривается через иерархию первобытной стаи, которая выстроена по принципу значимости видовой роли для функционирования стаи как единой жизнеспособной развивающейся системы. На вершине пирамиды — уретральный вождь с абсолютным правом распределения добычи между членами стаи, за ним — обонятельный советник, звуковой идеолог, оральный глашатай, кожные командиры и так далее. Видовая роль определяется через заданные человеку от рождения свойства и желания для ее выполнения, то есть вектор. Ранг — это и есть «право на поклевку», очередность и размер куска при дележе добычи, и интересен он самцу не сам по себе, а как возможность прокормить свою самку, получая взамен оргазм. Так что «cherchez la femme», за каждым действием мужчины ищите женщину, без нее он и пальцем не пошевелил бы.

Со времен первобытной стаи за пятьдесят тысяч лет произошло фантастическое развитие человечества и изменение среды обитания, но «право на поклевку согласно табели о рангах» продолжает действовать в современном обществе, которое и поныне остается сплошь иерархическим на всех уровнях. В общем случае ранжирование происходит у мужчин, а через них уже опосредованно ранжируются женщины (генеральша — жена генерала). Впрочем, есть здесь свои исключения из общего правила и нюансы, о которых в другой раз.

У взрослых, в зависимости от векторов, есть масса приемлемых способов повышения статуса, например, карьерный рост, спортивные результаты, успешность в бизнесе (для кожных) или признание профессиональных достижений, почет и уважение (для анальных) и так далее. А детям еще только предстоит ими овладеть, причем не без помощи родителей, которые должны направить их в соответствии с врожденными свойствами, ведь при рождении ребенок имеет векторный набор в архетипичном (то есть первобытном) состоянии. Это точка отсчета, с которой начинается его психофизическое развитие, происходящее вплоть до окончания пубертатного возраста.

Очень важный период после младенческого, проходящего в основном на руках у мамы под ее защитой и в условиях некой природной «неприкосновенности», начинается буквально с первых самостоятельных шагов малыша; и в этой связи мне вспомнился эпизод из дачной жизни наших с сестрой «трех богатырей». Старшему из них в ту пору стукнуло три с половиной, среднему два, а младший богатырь в возрасте около года передвигался поначалу только ползком и, пребывая в четвероногом состоянии, явно пользовался привилегиями — старшие бесята (кузены), умиляясь, гладили его и звали Никитушкой. Идиллия длилась недолго: младший лишился своего особого статуса, как только освоил прямохождение и вошел в общие игры-потасовки. Как будто кто-то невидимый одним щелчком включил механизм того самого ранжирования, которое движет мальчиками с самого нежного возраста.

Доступные малышам способы определения ранга самые примитивные: отнять, ударить, укусить, другие им пока неизвестны. Бессмысленно за это ругать или наказывать, поощрять, разумеется, тут тоже нечего. Постепенно ребенок начнет ощущать свое природное место в коллективе и применять приемлемые способы повышения своего ранга.

Поэтому так важно, чтобы ребенок в возрасте от трех до шести лет посещал детский сад, осваивая азы общения и вырабатывая иммунитет. Известно насколько легче такие дети адаптируются в школе, чем дети с домашним дошкольным воспитанием, на которых в первом классе сваливается все одновременно: и новая система отношений с посторонними взрослыми, и иммунный удар, и ранжирование с другими детьми.

Системно понятно, что домашними чаще всего оказываются зрительные и звуковые детки. Именно на них с приходом в школу обрушивается весь оруще-дерущийся ужас, где они служат живой мишенью для издевательств учеников и нападок учителей. Перекос в сторону верхних векторов, происходящий в результате усиленного развития интеллектуальных способностей в ущерб нижним векторам таких детей, развивающимся в «стайных» играх с их сверстниками, приводит к дисбалансу и значительно усложняет их адаптацию.

Отдавая своих детей в детский сад, вы тем самым предоставляете им лучшие возможности для своевременного и сбалансированного развития, как физического, так и психического.

По мере роста и взросления ребенка расширяется и усложняется круг его общения: в школе, на занятиях в секциях, кружках, во дворе, летом на даче — чем больше вариантов, тем лучше. Не ограничивайте его, не запрещайте водиться ни с уретральным гиперактивным заводилой, ни с шепелявым болтуном — любителем матершинки, щедро выбалтывающим шестилеткам первичную информацию о сексе. Все это абсолютно естественные и необходимые вещи, такие же, как синяки и царапины – а как же без них!

Детская дворовая стая — эта особая школа жизни, в некотором смысле повторяющая модель первобытной со всеми ее элементами, где внимательный системно мыслящий наблюдатель заметит много интересного. Вот из подъезда вылетает пулей уретральный вождь — глаза горят, одежда нараспашку. Его тут же окружает стая быстрых поджарых кожных и замедленных рыхловатых анальных мальчиков, мигом забывших про запреты мам и свои обещания не играть с этим Васькой-заводилой. Рядом с ними худенькие длинноногие кожно-зрительные санитарки и дневные охранницы, которые не отстают ни на шаг от ватаги мальчишек. Чуть позади, слева от вождя, маячит обонятельный «советник», с вечно забитым носом и кислым выражением лица, а справа звуковичок, слегка не от мира сего, тут же оральный болтун и хохотун — все всегда на своих местах и никак иначе.

В этой стае все почти так же, как в настоящей первобытной, но не совсем, поскольку сама поклевка все-таки обеспечена родителями. Поэтому ранжирование происходит в условиях игровых или «учебных, приближенных к военным», что и позволяет примериться, приноровиться, ощутить и через отношение других понять и уточнить свой условный ранг.

Говоря о ранжировании в первобытной стае, следует помнить, что поскольку оно непосредственно связано с добычей, с ее дележкой, то есть с охотой и войной, то в первую очередь это относится к носителям кожного вектора, именно для их видовой роли существенно оказаться в чинах повыше. Уретральный ранг высший от природы и не требует подтверждения, мышечные воины живут как единый организм и получают общую долю в общий котел, а анальные получают поровну за свою работу в тылу. Но помимо выполнения видовой роли на благо всей стаи у каждого самца есть потребность в продолжении рода. И единственная причина, по которой бьются мужчины внутри стаи,— это борьба за свою самку.

Мальчики точно так же пробуют биться «за самку», совершенно того не осознавая. За дракой один на один изначально скрывается этот глубинный подтекст, на который впоследствии наслаиваются и конфликты с кожными любителями всех ограничивать и конкурировать, устанавливая свои правила игры, и анальное «друг за друга горой», и уретральное «защитить девочку», и мышечное «стенка на стенку» или «двор на двор». Единственное исключение представляют собой кожно-зрительные мальчики — они новое явление на ландшафте, без архетипа и права на поклевку, а потому не склонны к «мужским играм» (о них можно прочитать в статье «Рекомендации родителям по воспитанию кожно-зрительных мальчиков»). Постепенно добавляются и отрабатываются новые разнообразные способы взаимодействия детей друг с другом, более конструктивные, соответственно количество драк уменьшается, а основания для них становятся все более серьезными. Человек взрослеет, но тот бесценный период, который часто называют «детство золотое», остается с ним со всеми своими вовремя пройденными (или непройденными) этапами адаптации ландшафта, отпечатанными в его психическом развитии (или неразвитии), и служит основанием для всей дальнейшей жизни. Разобравшись с тем, почему дети дерутся, не сложно придти к выводу о том, что задача родителей не отучать или поощрять драться, а правильно направлять и развивать ребенка в соответствии с его векторами. Именно этому посвящена большая часть тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Корректор: Галина Ржанникова

Автор публикации: Марина Мурина, архитектор
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 71806 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

11 апреля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 71806 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
11 апреля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 71806человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 10
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Natalia Kashirina 22 мая 2014 в 11:05

Вот и я своего Анально-Орально-Кохно-Зрительного в сад отдала. Тяжело конечно адаптироваться в этой дикой стае, но пройденный тренинг все поставил на свои места. Мое негативное восприятие обычного детского сада как такового и всех этих мальчишечьих драк вообще изменилось. Теперь я реально и вижу и ощущаю пользу от этой детской возни, драк. Если не они сами, сейчас все это проработают, то кто? Это их жизнь. Жизнь с смамого рождения в их руках, а мы лишь помошники, создающие лучшие условия, окружение для развития и роста.

Jevgenija Podloucká 15 августа 2014 в 22:08

Воспитатели нашего детского сада были на семинаре по детской психологии и были удивлены, когда им психолог советовала не вмешиваться в мальчишечьи драки, до слова: «пока не течет кровь, не вмешивайтесь»,- сказала психолог. Да, иногда хочется вмешаться, но особенно после тренинга понимаешь, что тем им сделаешь медвежью услугу.

Марина М 07 октября 2011 в 12:10

..."вроде читаю не на кожно зрительную не на уретральную девочку не похожа)"....

Тоже поначалу свою кожно-зрительную связку не видела в упор - где Я, а где эти тонконогие КОЗЫ))))
На тренинге даже спорить пыталась, потому как начитавшись форума и статей, конечно же сложила свое предварительное и, как оказалось неточное, представление о собственных векторах!

Фокус в том, что кожно-зрительная связка может присутствовать в полиморфе наряду с другими векторами, что дает более сложную и многообразную картину.

Кто бы проводил все эти тренинги, если бы можно было донести всю полноту знания через печатное слово - понаиздавали бы тонны книг и отдылали бы на печи)))

Гость 05 октября 2011 в 22:10

А вот мне интересно, я в детстве играла с мальчиками в войнушку в качестве санитарки, мне мама для этого специально даже сшила повязку и санитарскую сумку в которой были настоящая зеленка и бинты) , а вроде читаю не на кожно зрительную не на уретральную девочку не похожа)

Гость 12 августа 2011 в 23:08

А если девочка может и с подружками тихо сидеть на лужайке и в куклы играть и в принцесс, а потом вдруг сорваться и присоединиться к стае мальчишек и бегать с ними по дворам ? Потом во взрослом возрасте эта девочка может и с подружкой посудачить (о мужчинах, естественно), но и одновременно руководить большим коллективом мужчин, в среднем старших ее по возрасту лет на двадцать... Кто тогда она ?

Марина М 14 августа 2011 в 00:08

Каждый вектор в человеке проявляется своими свойствами и в сочетаниях с другими векторами определяет весь диапазон его возможностей. Больше векторов - шире диапазон.

Марина М 20 июля 2011 в 20:07

Скорее это особый тип девочек, которые в детстве не в дочки-матери играют, а с мальчишками носятся во дворе. Вам Евгения Алексеева уже ответила, кто они по векторам. Это в общих чертах.
А вообще было бы интересно поподробнее разобраться в этом вопросе - приходите на тренинг, задавайте вопросы Юрию Бурлану))

Гость 19 июля 2011 в 21:07

а как же быть с девочками, которых дерут мальчики? девочки же не ранжируются? или это особый тип мальчиков, которые дерут всех и мальчиков и девочек?

Евгения Алексеева 19 июля 2011 в 16:07

С мальчишками с детстве бегают, а так же дерутся два типа девочек - уретральные и кожно-зрительные. Чтобы определить, относится ли это к вам, добро пожаловать на тренинг!

Rezeda 16 июля 2011 в 12:07

Как здорово написано и расписано (понятно для любого человека) и всё это - из пройденного на тренинге и проверенное всеми, прошедшими тренинг, на собственных воспоминаниях и наблюдениях. Детство - личное прошлое каждого из нас.. А дети - наше общее (человечества) БУДУЩЕЕ. Спасибо за статью, Марина. Всё так живо вспомнилось и ещё лучше улеглось.