Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Почему ребенок не подчиняется

Для матери нет ничего важнее ее ребенка. Хочешь для него только добра, а получается… не очень.

Есть две основных причины, по которым ребенок отбивается от рук и не слушается:

  1. воспитание и условия жизни не соответствуют его природным психическим свойствам;
  2. отсутствие у ребенка ощущения защищенности и безопасности.

Разберем эти два аспекта более подробно.

Почему ребенок не подчиняется - картинка 1

Как будто чужой ребенок

Свойства характера детей часто несхожи со свойствами родителей. Даже в многодетных семьях, где те же родители, те же условия жизни, братья и сестры ведут себя по-разному и каждый по-своему воспринимает мир.

Мама замечает, что ее родные дети очень отличаются, но не всегда знает, какой подход найти к каждому из них.

В животном мире все просто — у кролика всегда рождаются кролики: они выглядят как кролики, ведут себя как кролики и по-кроличьи оправдывают возложенные на них ожидания природы. У человека же все значительно сложнее. Внешне ребенок может быть похож на родителя, но внутри — будто пришелец с другой планеты! «Не перепутал ли аист адрес, когда доставлял это чудо?»

Действительно, врожденные психические свойства — векторальный набор — у каждого из детей свой. Поэтому одинаковые действия мамы по отношению к ребенку могут иметь разный эффект: один растет послушным, другой становится неуправляемым. Для одного шлепок по месту ниже спины не нанесет никакого урона, другому же это может изменить судьбу.

Непослушание тоже бывает разным

Итак, мы разобрались, что дети приходят в нашу семью с разными свойствами — и гиперподвижные «жаворонки»-моторчики, и вечно сонливые «совы», и бесстрашные сорванцы, и ранимые, нежные трусишки.

Задача родителя распознать, из каких именно ингредиентов состоит психическое ребенка и как с ним взаимодействовать так, чтобы вырастить нормального человека.

Психические свойства настолько отличаются, что дети с разным набором векторов даже не подчиняются по-разному!

1. Гиперактивный, подвижный и шустрый ребенок с кожным вектором способен вывести из равновесия любого родителя. Бывает, что он так и лезет на рожон, добиваясь того, чтобы на него накричали или шлепнули. Делает назло, чем доводит родителя или педагога до белого каления. Крикнет что-нибудь провокационное, покажет язык и убежит — но недалеко, чтобы можно было его догнать и дать взбучку.

Как ни удивительно — так ищет удовольствия кожный ребенок. Травмированный кожный ребенок.

Почему ребенок не подчиняется - картинка 2

Такой способ получения удовольствия формируется, когда психика подвергается определенному стрессу. Шлепки, битье (пусть и в целях обучения), унизительные слова о настоящем или будущем статусе: «вырастешь — дворником будешь!», «растяпа, бестолочь — из тебя не будет толку» и т. п., — это то, что приносит боль амбициозному от природы ребенку с кожным вектором. Чтобы ее погасить, организм выделяет опиаты, и вот именно к этим опиатам происходит привыкание. Ребенок постепенно переучивается и получает наслаждение не от нежных прикосновений к тонкой, гладкой коже, а от эндорфинов, которые получает во время наказания — физического или словесного. И это — на всю жизнь.

При правильном подходе в воспитании кожного ребенка родители раскрывают в нем талант к самодисциплине, спорту, социальному лидерству, умение планировать и добывать ресурсы.

2. Великий Нехочуха проявляется в ребенке с анальным вектором в психике. Маленький ворчун отказывается идти в садик, складывает накрест ручки и надувает губы — всем видом он показывает, что обижен, не согласен, упрямо будет стоять на своем. Дальше идет на повышение — ребенок становится агрессивным, решает вопросы с помощью кулаков, от него также может доставаться и домашним питомцам.

Что для ребенка с анальным вектором является стрессом? Поторапливание там, где он предпочитает совершать работу медленно и вдумчиво, будь то рисование или горшок. Несправедливое в ощущениях ребенка отношение родителей: обделили, недодали поровну среди братьев и сестер, незаслуженно наказали.

Важно не торопить такого ребенка и дать ему возможность довести дело до конца. Это касается и разговоров — не перебивать, дослушать все, что он хочет вам рассказать. Хвалить за позитивные действия, ведь ребенок с анальным вектором стремится быть хорошим, и в норме он очень покладистый и послушный.

При правильном подходе ребенок проявляет интерес и склонность к учебе, талант к скрупулезному труду, становится мастером на все руки и обожает свою семью.

Это только два примера. Существует восемь векторов психики, которые в разных комбинациях дают целую палитру особенностей в поведении человека.

Но есть вещи, которые негативно либо позитивно влияют на любого ребенка.

Ощущение безопасности и защиты

Чувство защищенности и безопасности ребенок получает дома от родителей (в первую и главную очередь от мамы) и в школе. Школа сегодня оказывает даже большее влияние на развитие ребенка, чем семья.

Чувство безопасности — базовое при развитии любого ребенка вне зависимости от его векторального набора. Это почва, на которой будет произрастать уникальный потенциал ребенка. Семечко — психика — может быть разным, но для каждого обязательным условием является грунт. От него зависит, насколько сильными будут корни и здоровым само растение.

Состояние мамы в первую очередь является таким условием. Оно напрямую влияет на поведение ребенка и его жизнеощущение. Нерешенные внутренние вопросы, раздражительность, укоренившая усталость, словно паразиты, подтачивают силы и самой женщины, и ее ребенка, ведь дети отлично считывают настроение мамы, даже если они еще малыши. Ощущая, что что-то не так, что гарант безопасности — мама — не стабильна, дети утрачивают чувство защищенности.

При длительном отсутствии чувства защищенности и безопасности у детей возникают проблемы в поведении: кожники склонны тянуть к себе все чужое, что не приколочено; дети с анальным вектором — выдирать ножки жучкам, мучать животных, обижать, бить других детей; уретральные капитаны — бежать с корабля, сжигая за собой мосты (могут поджечь дом и уйти жить на улицу). Есть еще зрительные дети, склонные к самым настоящим эмоциональным истерикам. Есть и звуковики, уходящие вглубь себя вплоть до того, что по-настоящему не слышат, что кто-то к ним обращается.

Школа также оказывает большое влияние на ощущение безопасности ребенком. Если в классе над кем-то издеваются, ребенок ощущает страх и нежелание посещать школу, даже если его самого не обижают.

По схожим причинам может «исчезнуть» способность к изучению того или иного предмета. Если, например, учитель, тоже не понимая особенностей ребенка, будет создавать для него стрессовую ситуацию.

Душевная связь

Если чувство безопасности и защищенности — это почва, на которой произрастает психика ребенка, то душевная, эмоциональная связь — это уход и полив.

Чтение сказок на ночь, общий стол, походы в театр… А еще разговоры по душам, простые и искренние. Когда каждый может поделиться тем, что он думает и чувствует, не будучи осужденным.

Почему ребенок не подчиняется - картинка 3

Эмоциональная связь выстраивается планомерно и крепнет со временем. Она способна сделать родителей настоящими друзьями для ребенка, позволит доверять маме и папе и душевно раскрываться.

Из гадкого утенка в лебедя

Ребенок пришел в наш дом, под нашу опеку, защиту не навсегда. Как сделать это время максимально счастливым для него и для нас, чтобы продлить эту связь на всю жизнь?

Мы не можем поменять состав души ребенка, но повлиять на ее качества и вырастить из гадкого утенка прекрасного лебедя — это возможно для каждого родителя, который овладел знаниями тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

…Сборы в садик для сына часто заканчивались подзатыльниками, битьем, криками… Дочери к тому моменту было два года. Это была жуткая психопатка. Когда я начинала подходить к ней, она начинала орать: «Я не хочу!!!» Упиралась и делала все назло. На прогулке она гуляла одна, лазая на окраине. Когда я к ней подходила, она убегала от меня и кричала: «Не трогай меня!»

...Кто бы мог подумать, насколько изменятся мои дети, когда маме станет лучше. Мои дети изменились до неузнаваемости. Мой сын, вечно забитый и нелюдимый, стал веселым парнем — хохочущим, баловнюшей, очень социализованным, активным, предприимчивым. Теперь он делится со своими друзьями конфетами, с упоением конструирует с ребятами из Лего. Также в этом сентябре в садик пошла Нинулечка. И как раз в тот период я просто летала от любви и счастья. Как же мне повезло! Ребенок пошел в садик без единой слезинки. До сих пор она ходит в садик с радостью и с интересом. Доченька превратилась в ласковое солнышко…

Ольга Б., Екатеринбург

…А уж как доставалось маленькой дочке, которую угораздило родиться не яблочком, а помидором, и которую я не понимала ВООБЩЕ в ее несчастные 3 года. Видела свое полное бессилие перед трехлетним монстриком, которая доводила меня за 5 минут до белого каления и смеялась, когда я ее порола… Ушла тяжелая и долгая обида на мать, прекратились истерики, раскачки, с мужем наладились отношения. Ну про ребенка и писать нечего, я прекрасно понимаю свою чудную кожно-зрительную девочку! И конечно же, и пальцем ее никто не трогает. И даже в перерыве между тренингами я родила еще одну))…

…Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль: «как страшно все и запущенно…я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!» Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка…

Корректор: Анна Мороз

Автор публикации: Майя Рожко
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 17415 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 17415 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X