![](.././sites/default/files/pokolenie-1-preview_big.jpg)
«Поколение дворников и сторожей» – откуда оно взялось и куда ушло. Часть 1
Говоря о ситуации, предшествующей появлению феномена русского рока, вспоминается один из выпусков «Ералаша», где мама говорит сыну: «Не водись с Прошкиным! Он тебя научит плохому!» Материнский запрет мальчуган воспринял с точностью до наоборот и вконец измучил несчастного Прошкина, преследуя его по пятам и теребя: «Прошкин! Ну, научи плохому!»
Таким вот «Прошкиным» стал для советской молодежи западный мир и, в частности – рок-музыка.
Феномен русского рока как ответ на звуковую нехватку советской молодежи 80-х
СССР. Конец 70-х – начало 80-х. До горбачевской перестройки остается еще несколько лет, но воздух уже пропитан ожиданием надвигающихся перемен. Хотя, казалось бы, кому и зачем они нужны – эти перемены? Государство пестует своих граждан как заботливая мать – кормит, одевает, учит, лечит. Не забывает и о пище духовной: самые лучшие отечественные и зарубежные фильмы, литература, музыка – всем этим в полной мере могли наслаждаться советские люди.
С одной стороны, это способствовало эмоциональному и духовному наполнению, но с другой – создавало ложное впечатление, что вся современная западная культура и сама жизнь имеет столь же высокий уровень, как то, что попадало на наши телеэкраны и книжные полки. Особенно у молодежи тех лет, благодаря которой возникло такое самобытное культурное явление конца XX века, как русский рок.
Говоря о ситуации, предшествующей появлению этого феномена, вспоминается один из выпусков «Ералаша», где мама говорит сыну: «Не водись с Прошкиным! Он тебя научит плохому!» Материнский запрет мальчуган воспринял с точностью до наоборот и вконец измучил несчастного Прошкина, преследуя его по пятам и теребя: «Прошкин! Ну, научи плохому!»
Таким вот «Прошкиным» стал для советской молодежи западный мир и, в частности – рок-музыка. Именно западные образцы дали молодым советским музыкантам пищу для переосмысления, чтобы затем явить нечто новое, способное зародиться только на русской почве.
![«Поколение дворников и сторожей»](https://www.yburlan.ru/sites/default/files/Images/pokolenie-1-1-na_russkoy_pochve.jpg)
Предыстория
Прежде чем начать системный разговор о тех, кого Борис Гребенщиков назвал «поколением дворников и сторожей», скажем несколько слов о западной рок-культуре. Сразу после Второй мировой войны весь западный мир вошел в новый период, который системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет как кожную фазу развития. На смену так называемой анальной фазе с ее патриархальными устоями, монументальностью, стабильностью и постоянством приходит бесконечное разнообразие форм – как в человеческих отношениях, так и в искусстве.
Среди безусловно положительных веяний новой эпохи стоит отметить возросшую ценность каждой отдельно взятой жизни, и на этой волне все более заметны становятся те, кто до недавнего времени никак не проявлял себя в социуме, а на заре человечества вообще был обречен на смерть, едва родившись.
Это совершенно особый тип мужчин с кожно-зрительной связкой векторов. Нежный и чувствительный по натуре, неспособный убить даже букашку, не то что мамонта на охоте или врага на поле боя – такой мужчина был абсолютно бесполезен в первобытной стае, и участь кожно-зрительного мальчика была незавидна. Или погибнет, или съедят.
Постепенно в человеческой стае зародились первые ростки гуманизма, ритуальный каннибализм остался в прошлом, появилась медицина, кожно-зрительные мальчики начали выживать, однако видовой роли, которая позволила бы им прочно занять свое место в обществе, они так и не наработали по сей день.
![«Поколение дворников и сторожей». История русского рока](https://www.yburlan.ru/sites/default/files/Images/pokolenie-1-2-po_sey_den.jpg)
В середине XX века в Америке и Европе произошло небывалое – такие необычные молодые мужчины начали объединяться в неформальное сообщество. Они называли себя «дети цветов», провозгласив пацифизм и «свободную любовь». Так появилось движение хиппи, собравшее в своих рядах не только кожно-зрительных мальчиков, но и молодежь обоих полов со звуковым вектором, которые стали идеологами новой философии и субкультуры.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что звуковой вектор наделяет своего обладателя стремлением постичь суть вещей и явлений, музыкальным и литературным талантом; а не в самом лучшем состоянии обладатели звукового вектора отличаются презрением к материальному миру и окружающим людям с их «простыми человеческими радостями». Именно для таких молодых звуковиков участие в движении хиппи стало способом выразить свой протест обществу потребления, и именно благодаря им на свет появилась рок-музыка.
Кризис смыслов
«Ну, хорошо, – скажет читатель. – С западной молодежью все понятно, а нашим-то чего не хватало?» Да в принципе, того же самого, учитывая, что у советского благополучия имелась и обратная сторона.
Во второй половине XX века СССР все еще продолжал жить ценностями эпохи, которую системно-векторная психология называет анальной фазой развития. Для нас она закончится только в 90-е, и наши герои сыграют здесь далеко не последнюю роль, но не будем забегать вперед.
Пока что жизнь течет относительно размеренно. Каждый, кто успешно закончил среднюю школу, может поступить в любое учебное заведение, не заплатив ни копейки, правда, уже ощутимой проблемой становится невозможность реализовать свои таланты в полной мере. Места, которые по праву должны были принадлежать молодым и талантливым, нередко занимались по принципу кумовства.
Любой, кто помнит время, о котором идет речь, не даст соврать: в идею построения первого в мире коммунистического государства, где, согласно терминологии Юрия Бурлана, главенствовали бы принципы близких нам ментально уретрального милосердия и справедливости, давно уже никто не верил – ни простые граждане, ни партийная верхушка.
Да, с телеэкранов и правительственных трибун продолжали звучать патетические лозунги. Но если для молодежи начала века они были прямым призывом к действию, наполнявшему жизнь высоким смыслом, то их дети и внуки не могли отделаться от ощущения фальши и пустоты. Особенно остро это чувствовали молодые люди со звуковым вектором.
![«Поколение дворников и сторожей». Русский рок](https://www.yburlan.ru/sites/default/files/Images/pokolenie-1-3-so_zvukovym_vektorom.jpg)
«…И наши отцы никогда не солгут нам.
Они не умеют лгать,
Как волк не умеет есть мясо,
Как птица не умеет летать», –
пел Борис Гребенщиков в той самой песне, где назвал себя и своих современников «поколением дворников и сторожей».
«…Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей,
Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз.
Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей –
Тех, которые так переполнили доверху нас!»
– вторил ему другой глашатай поколения Юрий Шевчук.
Говоря о том, почему самые развитые в интеллектуальном и чувственном смысле молодые люди своего времени ощущали себя чужими на позднесоветском «празднике жизни», стоит отметить еще и тот факт, что молодость – время музыки и танцев. Это вполне естественное, природное явление, связанное с поиском пары, но для звуковика и здесь необходим особый, высокий смысл. Иначе – зачем все?
Как понятны теперь веяния того времени, его настроения и мысли. Спасибо автору за интереснейший материал. Жду продолжения!
как узнаваемо все описано. Я как раз из того поколения, когда уже чувствовалась эта фальшь в лозунгах.
Спасибо автору за статью! Ждем продолжения с интересом. Действительно, русский рок был очень своеобразен, и оказал немалое влияние на молодых звуковиков, живущих в на пост-советском пространстве того периода