Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Психологическое образование сегодня - заговор против старины Фрейда

Психологи не дают советов. Психологи не лечат «психов». Они оказывают психологическую помощь здоровым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогают увидеть решение проблемы, так как сам человек погряз в ней, словно болоте, и не может найти выход.

 

- Я хочу стать психологом, что для этого надо сделать? - огорошила меня вопросом старшеклассница Маша.

- Буду всем давать советы, как они должны поступать, - уточнила она.

Да-да. Именно такое представление у нее сложилось о профессии психолога после просмотров популярных телешоу. Выслушивать чужие проблемы и говорить, что делать. Не пыльная работа. Модная. Участники передач при этом отзывы о психологе всегда оставляют самые положительные, ведь все их проблемы разрешаются с необыкновенной легкостью.

psih obr1

Жалко было разочаровывать Машу. Не обучают на факультете психологии тому, как надо с экранов телевизоров учить людей жить правильно. Как и многому другому не учат, более важному и значимому для работы психологом.

Однако в психологическом образовании постулируется принцип: кто хочет, тот добьется, у кого не получается, тот недостаточно хочет. В приемных комиссиях уверяют, что перед абитуриентами, выбирающими психологический факультет, открыты все двери.

Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

 

Как стать психологом?

Количество факультетов, выпускающих дипломированных психологов растет год от года. В одной Москве с 5-6 факультетов в классических университетах в 1980-е годы их число выросло до восьмидесяти.

Для поступления в вуз абитуриенту надо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, иногда требуют сдать историю России, иностранный язык или даже физику — по решению конкретного образовательного учреждения.

В связи со вступлением в силу Болонских соглашений теперь будущему психологу предстоит сначала освоить программу бакалавриата, потом поступить в магистратуру. Причем бакалавр-психолог не может занимать должность психолога, он не является специалистом.

Большим спросом пользуется второе высшее психологическое образование, а также аспирантура.

 

Зачем идут учиться на психологов?

Мотивы, побуждающие выбрать профессию психолога, совершено разные. По большому счету, всех студентов можно разделить на три группы:

— те, кто осознанно выбрал профессию (из желания помочь людям, разобраться в себе, в окружающих, научиться влиять на поведение другого человека); отзывы о психологе такого типа в дальнейшем будут наиболее положительными;

— те, кто случайно попал на факультет (не добрал проходные баллы на другой факультет, стал жертвой родительской прихоти);

— те, кто пришел ради получения корочек.

Казалось бы, каждому — по потребностям. Между тем, большинство студентов уходят после получения психологического образования неудовлетворёнными.

psih obr2

Лишь последняя группа полностью удовлетворяет своё желание — заветные дипломы получают практически все студенты, так как действует принцип: не бывает плохих студентов, бывают плохие преподаватели, которые не подобрали нужный ключик к каждому студенту, не реализовали главный тезис новых образовательных стандартов — не учли их индивидуальные особенности.

Какие могут быть «двойки» и отчисления, если студент послушно ходил на все занятия? На психологическом факультете с замечательными преподавателями? Лишние проблемы никому не нужны.

В итоге получаем дипломированных специалистов, у которых, кроме присвоенной квалификации психолога, нет ничего другого для данной профессии. А в результате отзывы о психологе становятся только хуже, ведь необходимость в психологической помощи растет, но отвечать поставленным задачам психолог не в силах.

 

Чему учат на психфаке?

Психологи не дают советов. Психологи не лечат «психов». Они оказывают психологическую помощь здоровым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогают увидеть решение проблемы, так как сам человек погряз в ней, словно болоте, и не может найти выход.

Обучают трем основным направлениям в работе психолога:

1. Защите от наступления проблем (как проводить диагностику, профилактику, предпринимать превентивные меры).

2. Поддержке в трудный период (например, как применять разного рода терапии).

3. Коррекции поведения.

Готовят к тому, что психолог в своей деятельности может совмещать роли преподавателя, исследователя, практика.

Преподаватели работают над развитием таких личностных качеств студентов психологических факультетов, как усердие, логическое мышление, любовь к людям, стрессоустойчивость, эмпатия.

Знакомят с этическим кодексом психолога и главной заповедью «Не навреди». Объясняют, что нельзя быть психологом на все руки, нужно выбрать себе узкую нишу и там совершенствоваться, при этом помнить, что если после окончания вуза перестать учиться — умрешь как специалист.

 

Учение и труд не все перетрут

Студенты, поступающие с целью познания психологии, разочаруются в содержании образования. Основной упор в классическом обучении делается на изучение всяческих теорий, концепций, парадигм. Тонны макулатуры из прошлого, которые расширяют кругозор и повышают умение работать с информацией, но не имеют значимого отношения к действительности.

Диагностические методы — проективные методики, тесты, опросники, анкеты, шкалирование — мало помогают в том, чтобы предотвратить возникновение проблем, определить грани возможных рисков в развитии конкретного человека. Приходится работать с последствиями, при этом, не зная глубинных причин возникших сложностей.

psih obr3

Стать самому себе психологом тоже не получается — одно из приоритетных правил психологов: хочешь избавиться от своих проблем — обратись к коллеге.

Все открытые вопросы, пустоты, оставшиеся после окончания вуза, преподаватели настойчиво советуют закрывать самим и смириться с тем, что работающий инструментарий для психологической практики надо нарабатывать самому.

Негативные отзывы студентов о психологическом образовании, в которых они говорят о неразберихе и хаосе в высшем психологическом образовании, преподаватели объясняют просто: хороший студент занимает позицию «обучающегося мудреца» и воспринимает непорядок в психологии, отсутствие точных ответов на актуальные запросы семьи, общества, личности как нормальную ситуацию. Она формирует в будущих психологах необходимый навык из массивного потока информации выделять полезную.

Если кому-то что-то не нравится — значит, они не смогли справиться с учебной нагрузкой, нет у них необходимых качеств и навыков для постижения науки, поэтому те и сваливают всё на плохих преподавателей и саму психологию как науку.

Смешно слышать подобные оправдания педагогов, когда о недостатках, а часто и бесполезности психологического образования говорят отличники по жизни, закончившие и психологический факультет с красным дипломом.

«Советую прочесть пару умных книг, изучить восточную философию, иностранные языки — это гораздо продуктивнее, чем идти на психфак и платить деньги за пустое образование. Поверьте моему многострадальному опыту. Учитесь на чужих ошибках...».

 

Обманулись, обожглись

Студенты психологических факультетов, которых туда занесло ветром обстоятельств, тоже полны разочарования.

Аппетит к освоению профессии психолога так и не просыпается во время обучения. Скучно, вяло, неинтересно. Глупое времяпровождение. В процессе практики выясняется, что работать психологом не так уж легко, кроме того, далеко не престижно и высокооплачиваемо.

Такие «недопсихологи» бегут осваивать другие профессии, переводиться на другие факультеты, искать другую работу или оказывать психологическую помощь так, что клиенты в испуге разбегутся.

psih obr4

Итак, к сожалению, количество выпускаемых специалистов не переросло в их качество. Если раньше рост социальных проблем в России оправдывали недостаточным числом психологов, то сейчас говорят о несоответствии содержания психологического образования требованиям общества, уровню злободневных задач.

 

Как улучшить психологическое образование?

Проблему неквалифицированных и некомпетентных психологов ректора психолого-педагогических вузов, известные деятели в психологии предлагают решать следующими методами:

— создать твердый стандарт профессии,

— сократить количество психологических факультетов,

— ввести новые модули в психологическом образовании,

— сделать преподавание психологии практико-ориентированным, за счет уменьшения аудиторных часов и введения практики с первого курса,

— ввести обязательным вступительным экзаменом иностранный язык, чтобы будущие психологи могли сами изучать труды зарубежных психологов в оригинале, без искажения перевода,

— отдать предпочтение тренинговым формам обучения, вместо привычных лекций и семинаров,

— лицензировать психологическую деятельность,

— ввести профильные экзамены для возможности оказывать психологическую помощь населению,

— проводить в обязательном порядке супервизию в деятельности психолога (то есть получать профессиональные отзывов о своей работе от коллег),

— разработать систему повышения квалификации после окончания вуза...

В общем, всеми силами подтянуть российское психологическое образование под международные стандарты. При этом забывают три больших Но:

1. За границей не все так идеально, как нам представляют. И за границей точно также не могут справиться с ростом социальной напряженности, ростом количества суицидов и прочими проблемами.

2. Менталитет российского народа существенно отличается от народов других стран. То, что подходит западному человеку, не подходит нашему.

3. Меняют форму, но не содержание образования. В отсутствии реальной картины происходящих внутри личности процессов, в ворохе различных представлений и теорий изменить качество оказываемых психологами услуг, как и качество психологического образования, невозможно.

psih obr5

 

Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Понятно, что современное психологическое образование остро нуждается в переменах, способных коренным образом повысить его качество, уровень оказываемых психологических услуг населению, с тем чтобы положительные отзывы о психологе преобладали и оказывались следствием реальной помощи человеку.

Возвращаясь к вопросам: «А как это сделать? С чего начать», — мы предлагаем начать с главного: прежде всего, с перестройки на действенную методику работы с человеком.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет уйти от многочисленных теорий, разночтений и расплывчатого понимания происходящего с человеком. Системно-векторная психология позволяет точно дифференцировать людей по их врожденным свойствам (векторам), понимать глубинные причины их поступков, знать все вплоть до жизненного сценария конкретного человека.

Системно-векторная психология впервые объясняет и предлагает действенные способы работы с такими проявлениями человека как суицидальные мысли, страхи и навязчивые фобии, обиды, депрессии, отсутствие чувства радости и удовлетворения от жизни и даже помогает справиться с рядом психосоматических заболеваний.

Не «лечить» птичку методами, подходящими кошечке, и надеяться, авось, подойдет. Не прикрываться правом на ошибку — такого права у психолога нет, а, подобно хирургу, проводить математически точные манипуляции и получать ожидаемый результат.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не дает общих шаблонов, она дает точное понимание психики каждого человека. Системное мышление позволяет психологу не полагаться, как раньше, только на собственные ощущения при работе с конкретным клиентом, а четко понимать, кто обратился к нему за помощью и как ему можно помочь.

Помоги себе сам — этот принцип впервые реализуется в системно-векторной психологии. Люди, овладевшие знаниями системно-векторной психологии, свидетельствуют об уходе самых разных тяжелых состояний, причем эффект стойкий и длительный. А также о том, что системно-векторная психология стала для них эффективным способом работы с любыми своими состояниями и даже для помощи близким людям.

psih obr6

Любой человек, в определенной мере овладевший знаниями по системно-векторной психологии, сможет заблаговременно определять риски и вовремя их снижать. Не ждать, когда ребёнок выпрыгнет из окна и разобьётся насмерть, а заранее определить состояние звукового вектора и поговорить с ребёнком на его языке. 

Помимо этого, системно-векторная психология Юрия Бурлана открывает широчайшие перспективы для развития психиатрии, педагогики, социологии и целого ряда других областей знания, касающихся человека и функционирования общества.

Качественное изменение психологического образования и повышение уровня психологической помощи — это не заоблачная мечта и не эфемерный проект. Это то, что сегодня может стать реальностью с использованием знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана. 

Автор публикации: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41305 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 11 Отправить комментарий
Ирина Маслянко (Харченко) 06 апреля 2013 в 00:04

Если есть жажда знаний, если есть база (а базой я считаю любовь к книге, к классике - Толстой, Чехов, Цвейг, Золя, Бальзак и десятки других непревзойдённых корифеев "душеописателей"), то никакие психфаки не страшны. А то я столкнулась на вышеупомянутом факультете с повальными невежеством и безграмотностью будущих спецов. Уж не знаю, компьютерный ли век тому виной... Сама я ещё в прошлом веке школу закончила, когда в почёте были книги... Я и сейчас читаю каждый день. Вот, посчастливилось набрести на этот портал, - прямо второе рождение переживаю, почти эйфорию. И всё же не жалею, что отучилась пять лет заочно на психфаке, да и работаю по специальности. Рада, что психоанализ не заглох, а получил дальнейшее развитие в трудах Толкачёва и Бурлана.

Natalia Ganieva 11 декабря 2012 в 12:12

Я, частно практикующий клинический психолог, также когда то столкнулась с описанными проблемами (неразбериха с обучением в ВУЗе, нестандартизированная частная практика, ЗП психолога, все это имеет место быть), впрочем как и в любой науке нет системного подхода, и все таки хочу сказать - кто хочет, тот добьется, у кого не получается, тот недостаточно хочет...........Ищите и обрящете.

Svetlana Naumova 25 сентября 2012 в 21:09

знакомая ситуация, описанная в статье. У меня есть диплом психолога. училась очно, по желанию, себе помочь и людям... Но, как и описано в статье, на факультете мы писали под диктовку в тетрадках педагогику Сухомлинского и цитировали на психологии Юнга, а практика - ну, я все ждала когда же будет эта практика.. она была, но настолько мало, и оторвано от реальности в целом, со всеми ее гранями и сложностями, что мое желание с первого пункта на 3 курсе съехало на третий пункт причины получения образования - корочки! после выпуска работала психологом, не долго, на жизнь не хватало, и было понимание, что помогать людям я как-то не особо в состоянии, все общие советы. сейчас чувствую гораздо большее понимание себя, людей и жизни в целом, с помощью системно-векторной психологии, и наполнение, так как это еще и, в каком-то смысле, духовное познание, не только научные, теоретические выкладки..

Vera Agibalova 19 сентября 2012 в 10:09

Меня больше другое веселит. Знаете ли вы систему бакалавр-магистр? она подразумевает под собой, что человек после того. как получил степень бакалавра, может поступить в магистратуру ЛЮБОГО факультета. т.е. был физик - пошел на историка, был филологом - стал юристом. И так с любом факультетом. В этом году моя подруга без проблем поступила после филфака в магистратуру психфака. После 2 лет обучения она будет считаться магистром психологии. И сразу же встает вопрос: она и ей подобные ведь не учились те 4 года, которые положен бакалаврам-психологам. значит, у нее будет пробел в тех знаниях, которые получали 4 года. Но при этом она станет магистром психологии и будет работать с людьми. И тут я не понимаю. как? как такое возможно?

Swetlana Frontzek 16 сентября 2012 в 01:09

Для психолога знакомство с Системно-векторной психологией открывает неограниченные горизонты в работе и позволяет ее применение во всех сферах и областях жизни.

Юрий Аленко 15 сентября 2012 в 11:09

Здравствуйте, Ольга! Вы написали очень интересную и довольно таки сложную статью.  Читать ее интересно, за что хочется сказать отдельное спасибо! Если судить об уровне преподавания психологии на психологическом факультете Санкт-Петербургского университета им. А.А. Жданова, мне показалось, что на факультете люди в панике. Знакомая из Тулы попросила меня узнать, где в Питере она могла бы получить образование по психоанализу? Выяснил, что таки на факультете психологии Питерского университета такого профиля нет! Во как! Но чем тогда заняты профессора и доценты, преподающие предмет психологии студентам? Такое впечатление, что целостной картины миры в области психологии у профессоров Питерского университета нет. Есть, правда, некий Восточно-европейский институт психоанализа. Когда я проводил разведочные звонки, я не догадался спросить о том, известна ли им Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Ну, тем не менее, спасибо и за то, что даже целый институт определен психоаналитическим. И у меня возник такой простенький образ. Можно представить состояние психологической науки в современном мире, подобным состоянию астрономии до Коперника и Джордано Бруно. Существует мнение и такое, что о том, что Земля круглая, знал еще Аристотель. Но не в этом суть. А суть в том, что системно-векторная психология Юрия Бурлана – открытие, аналогичное открытию о том, что Земля не на трех китах стоит; что не Солнце вокруг Земли, а таки Земля вокруг Солнца обращается. Каждое такое открытие делает более ясной, полной картину мира. Но разве Джордано Бруго не сожгли в свое время на костре инквизиции за ересь? Точно так и любое новое течение воспринимается клерикалами в штыки. Но в наше время Интернет не дает оставаться в неведении. Конечно, порно навсегда заклеймило Интернет как помойку. Однако Интернет предлагает онлайн-тренинг, и очень близко то время, когда люди пройдут, наконец, ЛикБез, приобретая системное видение мира на тренингах Юрия Бурлана. И жить станет легче, жить станет веселее.

Ольга Князева 15 сентября 2012 в 17:09

Юрий, увы, и ах. Думаю мало кто слышал про системно-векторную психологию Юрия Бурлана, хотя именно для профессионалов тут такое не паханное поле деятельности...

Елена Смирнова 15 сентября 2012 в 10:09

Стать психологом? Конечно - отдельный кабинет, спокойная атмосфера, чай, кофе... Главное - выслушать клиента. Приблизительно так думаю многие из тех, кто решается выбрать эту профессию. А как же клиент? Ведь выслушать его может любой, хоть собственное отражение в зеркале...

Ирина Каминская 16 сентября 2012 в 00:09

Многозначительные термины, сигара опять же)) Думаю, после фильма "Опасный метод" количество психологических новобранцев существенно увеличится.

Ирина Каминская 14 сентября 2012 в 15:09

Я знаю несколько человек с психологическим образованием, для всех них желание стать психологом было вызвано своими личными проблемами и больше ничем. Человек идёт сначала сам по психологам, ему не помогают, потом он решает войти в круг посвящённых, дабы "помочь себе сам" и идёт на психфак. Дальше проблемы интереснейшим образом множатся и усложняются.

Галина Некрасова 14 сентября 2012 в 16:09

Согласна, Ирина. Многие, и я не исключение, идут в эту профессию с желанием разобраться в себе. Но, к сожалению, запутываются ещё больше. Ни один пройденный тест ничего мне не объяснил. Элементарно было непонятно, почему темперамент у меня, мягко скажем непостоянный. Вчера я вела себя, как флегматик, философски созерцая поведение других и собственные мысли... Сегодня я сангвиник, легко общаюсь, шучу, танцую... Завтра я в полнейшей меланхолии... К окончанию ВУЗа пришла в депрессии, сдав госэкзамен бросила всё. Даже диплом не нужен. Можно было восстановится, но зачем? Ради корочки? Тратить силы и время на то, что никто никогда не увидит?
С нашего курса никто не работает по специальности. У многих неудавшиеся браки, у некоторых депрессии, которые они бесперспективно лечат антидепрессантами. Мне жалко потраченных лет и сил.
Сейчас, после тренинга я в полной гармонии с собой. Этого не даст ни один психологический ВУЗ.