Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Реквием по мечте. Новое звучание старого шедевра

Начинается фильм с неприятной и тягостной сцены: сын-наркоман выносит из дома телевизор. Старый покореженный ящик, последняя мамина радость, сегодня послужит средством получить деньги на новую дозу. Ни мамины страх и слезы, ни укор во взгляде соседок не имеют для Гарольда никакого значения. Лишь черная душевная пустота и мрак, накрывшие капюшоном бессмысленности, заполнить которые может лишь медленно пузырящаяся на ложке жижа...

«Это всё сон. А если не сон, всё будет хорошо. Не волнуйся, Сэймур. Всё уладится. Вот увидишь, всё кончится хорошо»

С этих слов начинается один из самых мрачных фильмов в истории кинематографа. Фильм накрывающий зрителя пеленой безысходности. История о людях, которые любили, мечтали и надеялись. О тех, кто не нашел другого пути к своей мечте, кроме наркотиков, осевших в их глазах туманом отчужденности. Об отчаянно бежавших на звук сладкой мелодии, но услышавших черный реквием по мечте.

Для целого поколения этот фильм стал культовым. Его смотрели, пересматривали, обсуждали, спорили, пересматривали вновь. Одни восхищались, другие ругали. Одно можно сказать точно: ни один зритель не остался равнодушным.

Совершенно иное звучание и понимание этот фильм приобретает, если рассмотреть его через призму Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Я верила в тебя, Гэри

Начинается фильм с неприятной и тягостной сцены: сын-наркоман выносит из дома телевизор. Старый покореженный ящик, последняя мамина радость, сегодня послужит средством получить деньги на новую дозу. Ни мамины страх и слезы, ни укор во взгляде соседок не имеют для Гарольда никакого значения. Лишь черная душевная пустота и мрак, накрывшие капюшоном бессмысленности, заполнить которые может лишь медленно пузырящаяся на ложке жижа.

Какое значение имеют упреки работника ломбарда, если вся жизнь не имеет смысла? Окруженный пустотой бытовых желаний окружающих, убитый ощущением бессмысленности самой жизни, Гарольд испытывает лишь страдания колоссального объема. Душа хотела света и не нашла его… Да и разве возможен выход из такого состояния?!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что существует восемь наборов психических свойств человека, определяющих все его желания и возможности, которые называются векторами: кожный, звуковой, зрительный и другие.

Главный герой фильма Гарольд - обладатель звукового вектора. Такие как он не могут найти смысла жизни в чем-либо материальном: их мало волнует почет, слава, карьера, деньги, семья. Настоящее врожденное желание их души - раскрыть загадки мироздания, постичь тайны Вселенной, понять, зачем "Я" в этом мире и зачем вообще мир.

«Смысл в чем-то другом, далеком от моего маленького тела», – думал он. «В чем-то, что я не смогу охватить своим сознанием». Интуитивная догадка о присутствии чего-то большего и огромная пустота, скопившаяся за годы бесплодных поисков, привели однажды выпускника колледжа, музыканта и любимого сына, к наркотикам.

Если раньше звуковики искали и находили ответы на свой скрытый в бессознательном вопрос о смысле жизни в философии, точных науках, религии, литературе, музыке, то сегодня этого стало недостаточно. Не дают они ответов. А вопрос никуда не уходит. Он продолжает терзать ум и душу обладателя звукового вектора, причиняя ему невыносимые страдания. Пытаясь заглушить боль, пытаясь выйти за пределы сознания, звуковики иногда приходят к наркотикам. Они дают им ложное ощущение наполненности и удовлетворенности, снимают напряжение и боль. И медленно, но верно убивают звуковое желание.

Отчаянно цепляясь за наркотики, за те ощущение, которые они давали, звуковик Гарольд неосознанно жаждал найти ответы на мучавшие его вопросы о смысле и глушил боль от пустоты ненайденных ответов…И не заметил, как превратился в жалкого наркомана, ворующего у матери.

Показать на экране потерю смысла жизни, застывшую в глазах звукового героя, идеально получилось у звукового актера Джареда Лето. Обладая тем же вектором, что и Гарольд, он смог прочувствовать его страдания как свои. Он смог придать образу глубину и ненаигранную искренность. Он в буквальном смысле прожил его жизнь на экране. Поэтому зрители верят каждому его слову, каждому жесту, каждому движению души. У нас не остается ни малейших сомнений: все так и было, все так и есть.

image description

Я мог бы изменить свою жизнь с тобой

Мэрион и Гарольд - красивая пара. Их любовь – это, пожалуй, единственная искра света в мрачной картине Дарена Аронофски. Это - связь, построенная не столько на влечении, сколько на интеллектуальной и эмоциональной близости. На равенстве свойств звукового вектора, совместном поиске смысла.

Кожно-звуко-зрительная Мэрион и кожный звуковик Гарольд могли часами пускать самолетики с крыши небоскреба, вглядываясь в бесконечность близкого неба, разговаривать о смысле жизни, о своем будущем.

- Когда ты говоришь, мне хорошо, очень даже, - шептала она.
- Я мог бы изменить с тобой свою жизнь, - отвечал он.

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно звуковая пара в потенциале способна построить отношения высочайшего уровня. Ощутить неземную любовь, которая сильнее самых теплых чувств. Он, она и бесконечность. Связь, в которой не нужны слова, хватает взгляда, вздоха, мысли.

Любовь в звуке - это духовная связь, когда двое ощущают мысли и чувства другого как свои: страдания, боль, наслаждение, мысли. Это одна душа на двоих, когда ее желания - это мои желания, а мои желания - это ее желания.

Мэрион и Гарольд могли быть счастливы в бесконечном путешествии одного на двоих сознания. Просто находиться рядом друг с другом, молча смотреть в глаза любимому. Слышать мысли друг друга. О такой любви мечтает каждый. Они променяли её на наркотики. Разорвав неделимую душу на жалкие искорки тающего света.

- Всё будет как раньше, Мэрион. Вот увидишь, - шепчет он.

В ответ–лишь пронзительный крик разорванной в клочья души, заглушаемый толщей воды.

Когда-нибудь, мама, у меня будет всё

Еще один яркий персонаж - герой Марлона Уайанса- Тайрон. В одной из вырезанных сцен Тайрон рассказывает о том, что в 8 лет он потерял маму. В жизни ребенка мама играет ключевую роль. Вплоть до окончания пубертата именно мама является источником защищенности и безопасности для ребенка. Особенно для такого, как Тайрон.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана называет такого человека обладателем кожно-зрительной связки векторов, самым беззащитным и уязвимым среди мужчин, единственным не имеющим видовой роли, а значит, и права на поклевку, то есть на место в социальной иерархии. Такому от природы слабому мальчику тяжелее, чем всем остальным, реализовать себя в жизни. Поэтому такой ребенок особенно нуждается в поддержке родителей и направлении его развития в нужное русло.

image description

Кожно-зрительный мальчишка очень рано остался совсем один в злачном районе Нью-Йорка. Уже будучи взрослым наркоманом, он с улыбкой отдавался воспоминаниям о матери:«Я всегда вспоминаю её. Помню, что она всегда улыбалась. Она всегда трепала меня по голове, когда укладывала спать. И от неё приятно пахло, очень приятно. Нельзя было оторваться. Как от наркоты».

В фильме не рассказывается о жизни Тайрона и о том, как он подсел на наркотики. Но системно-векторная психология позволяет представить это самому. Постоянный страх, корневая эмоция зрительного вектора, не оставлял мальчишке шансов. Выбор был небогатый: стать для всех белой вороной или погрузиться в наркотики вслед за звуковыми друзьями. Наркотики подавляют любую эмоцию. В том числе и страх.

Во время одного из «приходов» Тайрон вспоминает свою маму. Сидя у неё на коленях он шепчет:

- Когда-нибудь, мама, у меня будет всё.
- Тебе ничего не нужно, милый. Только люби свою маму…

Заработать это «всё»Тайрон решает с помощью продажи наркотиков. Вместе с другом Гарольдом, днем и ночью разбавляя и продавая наркотики, он движется навстречу своей мечте. И всё больше и больше и сам погружается в наркотики.

Что мне осталось?

Другой интересный персонаж фильма – это Сара Голдфарб, одинокая вдова и мама Гарольда. Последней отдушиной в этой жизни для неё являются ток-шоу и шоколадные конфеты. «Верь в себя», - доносится с экрана телевизора. Верить в себя… что еще остается одинокой анально-зрительной женщине, мужа которой забрала смерть, а сына - наркотики.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что весь смысл жизни для такой женщины заключен в счастливой семейной жизни с любимым мужем и детьми, которыми она бы могла гордиться.

Мы видим, как Сара с теплотой смотрит на старое фото семьи в полном составе. Любимый муж, выпускник-сын, еще не подсевший на наркотики, и она такая любимая и красивая в красном платье. Сердцем она там, в прошлом, когда у нее все было. А будущее? Иногда она мечтает, что у них с сыном все еще наладится. И у Гарольда будет жена и дети, а у нее внуки. И вновь будет семья. И ее жизнь снова обретет смысл.

Однажды ей поступает приглашение на телешоу. Мечта всей жизни совсем рядом. Она придет на телевидение в любимом красном платье, расскажет о себе, о своем сыне. И всё обязательно будет хорошо. Но чтобы влезть в платье, ей нужно сильно похудеть. Не обладая должной дисциплиной, чтобы сидеть на диете, она быстро подсаживается на таблетки, перебивающие аппетит, в основе которых содержится амфетамин.

Чувство эйфории и легкости дарит ей крылья. Она танцует и улыбается. А наступающее вслед за приемом амфетамина чувство опустошенности заставляет увеличивать дозы.

«Что мне осталось? Зачем мне заправлять постель и мыть посуду? Я одна. Отца уже нет. Ты ушел. Мне не о ком заботиться. Что делать, Гэри? Я одинокая, старая. Я не нужна им. Мне нравится моё чувство. Нравится мечтать о красном платье, о тебе, о твоем отце. Я вижу солнце и улыбаюсь».

Эти слова тяжестью ложатся на сердце Гэри, знающего о наркотиках лучше, чем кто-либо. Но слезы боли и сочувствия к матери сразу же глушатся новой дозой.

Звуковик, уходя в наркотический дурман, доходит до сенсорной депривации. Состояние меняется настолько, что он перестает что-либо ощущать. Полностью замыкается внутри себя. Он больше не ощущает других людей, воспринимает мир снаружи как иллюзию.

Поэтому страдания матери не трогают Гарольда, он видит их как сквозь стекло, как картинку в компьютерной игре.

image description

Они мечтали…

Герои этого фильма мечтали, любили. Верили.

Не жалея ног бежали навстречу своим мечтам. Счастью. Но за поворотом их ждал обрыв в бесконечное одиночество, боль и отчаяние. Нескончаемое падение, сопровождаемое криками боли, похоти и оскорблений.

Они хотели быть счастливы, но, как и многие другие, бежали в темноте. Бег в темном лабиринте часто заканчивается падением.

«Реквием по мечте» не зря стал знаковым для целого поколения. Многие пересматривают его, любят слушать музыку из этого фильма. Он и сейчас остается популярным. И это не случайно. Ведь он отражает состояние большой части звуковиков всего мира. Тот же бесконечный бесплодный поиск чего-то неназванного, ускользающего. То же ощущение бессмысленности и пустоты обыденной жизни. Зрителям близки поиски героев фильма, их душевные состояния. Они будто видят в персонажах самих себя. Именно поэтому фильм продолжает находить отклик в сердцах миллионов людей.

«Реквием по мечте» оставляет ощущение безысходности, пустоты, черноты. Но на самом деле из этого тупика есть выход. Сегодня больше не нужно двигаться на ощупь. Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает совершенно новый взгляд на проблему. Понять настоящие желания звукового вектора, которые звуковики пытаются заглушить наркотиками. И реализовать эти желания. Обрести тот смысл, которого так жаждет звуковик всю свою жизнь.

И тогда не придется больше страдать от депрессии и прибегать к наркотикам, просто не будет возникать таких желаний.

 

Маленький, тихий мальчик Серёжа вырос в наркомана без цели в жизни. Как-то раз друг привел меня на занятия по СВП. Прошел я половину первого курса. Убежал. Юрий говорил такие вещи, которые лично меня, моё маленькое «большое Я» обижало, ранило, заставляло усомниться в своей единственности и уникальности. Правда жить после побега стало еще тяжелее. Словно забравшись на огромный холм, увидел диво-дивное. Сорвался обратно вниз, а пока летел, поклялся себе, что доберусь туда...
На тот момент я, будучи еще совсем молодым человеком 18-ти лет, уже практически полностью потерял интерес к жизни. Вся жизнь казалась мне одной большой глупостью. Изредка появлялись какие-то интересы, которых хватало очень ненадолго. Я чувствовал свое огромное отличие от других людей, казалось, что отличаюсь от них несоизмеримо больше, чем они отличаются между собой. Из-за постоянного непонимания их действий и поступков, образа жизни и мышления, жизненных целей и приоритетов, которые казались мне мелкими и ничтожными, я пришел к мысли о том что мне никогда удастся найти хоть немного похожих на меня. Тем более я сам себя совсем не понимал, поэтому даже и вообразить похожего на меня человека было невозможно.

Начни познание себя на бесплатных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйся здесь: https://www.yburlan.ru/training/registration-zvuk

Автор публикации: Сергей Сергеев, специалист международной логистики
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41251 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 3 Отправить комментарий
Lena Theofanidou 15 июля 2016 в 16:07

Интересная статья! Вот-вот, как раз была из тех кто просматривал этот фильм снова и снова. И пыталась понять, что же в нем так манит. Как глоток свежего воздуха! =)) За Джареда Лето особое спасибо =) С подросткового возраста слежу за его творчеством музыканта, актера и т.д. Сейчас, изучая СВП, очень интересно определить его по векторам! Звук мы не проходили еще, но подозревала его наличие)) Суперская получилась у Вас статья =)

Карина Кашапова 12 июля 2016 в 12:07

Серег, круто получилось! Язык на высоте!)
Помню своё ощущение от этого фильма - как будто ходишь рядом с пропастью и заглядываешь в неё, так хорошо сыграли, что жутко становится, показали то звуковиков, а значит и меня тоже !
Отдельное спасибо за слова про зрительного мальчика - есть один человек среди знакомых, никак не могла понять, почему он без звука и так плотно сидит на легких наркотиках. Теперь вот сложилось !!

Сергей Сергеев 12 июля 2016 в 21:07

Спасибо, Карин.
Фильм эпохальный. Подкупает своей правдивостью и реалистичностью. Многие звуковики нашли в этой картине зарисовки собственных терзаний...