Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Сальвадор Дали: гениальный театр абсурда. Часть 3

О Гале ходили легенды. Мужчин она притягивала, как магнит. Они покорялись ей, а когда она их оставляла, они теряли не только любимую женщину, но и свой талант.

Часть 1 - Часть 2 

 

Градива, Елена Прекрасная, божественная Гала

О Гале ходили легенды. Мужчин она притягивала, как магнит. Они покорялись ей, а когда она их оставляла, они теряли не только любимую женщину, но и свой талант. Гала (Елена Дьяконова) училась в гимназии с сестрами Цветаевыми, была одной из самых образованных женщин своего времени, к чьему мнению прислушивались, принимая его всерьез.

Попытка отца повлиять на 25-летнего Сальвадора и освободиться от этой «сомнительной особы» вызвала у художника не просто гнев. Отец был изгнан из мастерской и, в свою очередь, отлучил сына от семьи, переписал завещание далеко не в его пользу, запретив ему приезжать в родное поместье. Всю свою жизнь добропорядочный Сальвадор Дали-старший не мог смириться с выбором Дали-младшим женщины, уничижительно называя Галу «ла мадам».

Кожно-зрительная звуковичка Елена легко сходилась с нужными людьми. Ее первой победой стала изданная книжка стихов одного близкого друга — поэта Смержицкого. Но молодое дарование не оценило той помощи, которую ему оказала Дьяконова, и со всем зрительным снобизмом отказалось от нее.

Нанесенная неверным любовником-поэтом рана была слишком глубока, настолько, что Елена решилась на самоубийство. Был это шантаж суицидом, свойственный истеричным женщинам со зрительным вектором, или искреннее желание расстаться с жизнью, наглотавшись снотворного, сейчас уже не важно. Для Елены это был хороший урок, в дальнейшем многое изменивший в ее жизни. Спас ее вернувшийся прежде времени домой отчим. Затем девушка была отправлена на лечение в Швейцарию.

 

В поисках гения

Прежде чем начать долгий путь навстречу своему Пигмалиону, Елена, вспомнив о Галатее, поменяла свое имя на звучное греческое Гала с убеждением, что оно принесет ей успех. Она остригла косы и быстро, по-кожному, отплатила Юрию Смержицкому, к тому времени уже довольно известному в Москве поэту, которого охотно печатали и принимали в высшем обществе, сокрушив его творческую судьбу и сломав ему жизнь.

Гала от имени вымышленного провинциального поэта, не существующего на самом деле, разослала по редакциям письма, в которых Смержицкий «уличался» в плагиате. Это возымело действие: издатели насторожились, и двери редакций, а следовательно, и лучших домов Москвы захлопнулись перед поэтом, позднее спившимся от горя и завершившим свои дни в желтом доме.

Мечта найти своего гения и стать для него музой повела Галу-Елену по жизни дальше. Рано поняв, как пользоваться собственными чарами и обаянием (точнее тем, что системно-векторная психология определяет как феромоны кожно-зрительной женщины, вызывающие у противоположного пола сексуальное влечение) вкупе с особой манерой изысканно и откровенно (с определенной степенью прикрытости) одеваться и высокой эрудицией, покорявшей талантливых и образованных мужчин любых национальностей и возрастов из литературно-художественных кругов, куда юная Елена проникла, поселившись в Париже, она начала беззастенчиво использовать эти свои природные способности, не останавливаясь ни перед чем.

Сны, в которые верила Гала, впечатлившись, как многие зрительники, «Толкованием сновидений» Фрейда, убедили ее в том, что когда-нибудь она обязательно станет знаменитой, невзирая на отсутствие каких-либо явных талантов, и поможет ей в этом мужчина, в чью музу она превратится. С тех пор Гала начала поиск того, кто разделит с ней свою славу.

Зрительные женщины умеют поверить в то, что дает им пищу для фантазии и иллюзий, которыми многие из них способны жить всю жизнь.

Точно зная, что ей необходимо, по-кожному организованная и дисциплинированная, Елена-Гала знакомится с молодым французом, не слишком уверенным в себе, пишущим под псевдонимом Поль Элюар. Накануне Первой мировой войны он даже издает небольшой сборник, который делает его известным в литературных кругах Парижа.

От Поля Элюара требуются только стихи, стихи, стихи. Все остальное зависит от гибкости, предприимчивости и активности кожно-зрительной Галы. Она не спешит со свадьбой, стараясь как можно дороже продать свою свободу. Цена, которую она за нее назначила, — стать женой и музой поэта-гения, а не очередного неудачника. Однако их планы о женитьбе нарушает война.

Необстрелянные юнцы, призванные на фронт со школьной скамьи, молодые новобранцы, среди которых было много начинающих и уже сложившихся поэтов, писателей, художников (таких, как Гийом Аполлинер, автор идеи сюрреализма, из-за тяжелейших ранений не доживший до ее воплощения; Луи Арагон, санитаром вынесший на своих плечах не одного раненого с поля боя), попали в настоящую мясорубку на главном сражении — Амьенской операции, где участвовало около 400 тыс. человек со всех континентов, от офицеров с Туманного Альбиона до китайских кули.

Первая мировая и погибшие на ней, особенно на франко-бельгийской границе под Амьеном, революции начала ХХ века, гражданские войны в России и Мексике дали толчок для создания нового, авангардистского направления в искусстве, ставшего полной противоположностью изяществу в стиле L'Art Déco.

Безумие и ужас пережитого выплеснулись на страницы литературных и полотна художественных произведений. Разорванные снарядами тела, вывернутые наизнанку человеческие и скотские внутренности, грязь, смрад и боль срывали последние одежды привлекательности и святости, обнажая больное людское подсознание, оповещая народы голосом Ницше о том, что Бог умер.

Поля Элюара призывают на фронт. Стресс войны и серьезные потрясения, перенесенные влюбленным в Галу поэтом, полностью блокировали его творческую инициативу. Он перестает писать.

Перед невестой с обширными амбициозными и меркантильными планами замаячила  катастрофа. Мечта стать музой гения готова была раствориться в воздухе. Элюару нужна была сильная встряска, и пока на Западном фронте все обходилось без перемен, Гала пригрозила жениху, что покинет его, если тот не вернется к литературной деятельности, потребовала от него, «обленившегося в окопах от безделья», каждодневного написания поэтического шедевра.

Трепетность лирического военного стиха была очень востребована. Именно это, как хороший кожный торговец, уловила Гала. Она если и готова получать от Поля нежнейшие письма, то обязательно в стихах, которые сразу после их получения можно, например, отнести в редакцию с тем, чтобы назавтра они появились на первых полосах парижских газет рядом со сводками с Западного фронта и списками погибших.

Гала становится менеджером своего жениха Поля Элюара. Опыт продвижения пока еще мало кому известного поэта уже есть. Гала, хорошо ориентируясь в ситуации, понимая, что от писателя и литературного критика Андрэ Бретона, основоположника течения сюрреализм, зависит успех Элюара, а значит, и будущей мадам Элюар, которой она готовилась стать в скором времени, самым неожиданным и заранее спланированным образом, по принципу «рояля в кустах», знакомит обоих мужчин.

Встреча с Бретоном, устроенная не без хитрого умысла Галы, написанное им предисловие к новому сборнику стихов, а затем и участие в группе сюрреалистов, к которым поспешил примкнуть Поль Элюар, а значит, и Гала, позволили ей хорошо разбираться не только в современных творческих течениях, но и изучить все подводные камни, чтобы в будущем своевременно предупредить о них Сальвадора Дали.

При помощи невесты Элюар становится самой многообещающей литературной звездой Парижа, их свадьба с Галой явилась «хитом сезона». Поэзия — искусство хрупкое и эфемерное, без смешения несущих «лед и пламень» звукового и уретрального векторов не всякий поэт способен творить, всегда взрывая умы. Поль Элюар, получив признание и не умея много трудиться, уже готов почивать на недавно обретенных лаврах.

Не об этом мечтала Гала. Она интенсивно занимается поисками вдохновения для мужа, находя его в самых неожиданных местах: в пригородах Парижа, на праздниках, в дорожных приключениях и даже в визитах к гадалке. Зрительному вектору Поля снова нужна встряска, и она ему обеспечена.

Позднее, много лет спустя, когда жизнь сведет Галу с Сальвадором Дали и у того после длительного пребывания супругов в Америке наступит творческий кризис, она примет единственно правильное решение и вернет художника на родину в Испанию, на северо-восточное побережье Средиземного моря, в крошечный городок Кадакес, где обновленный Дали напишет свои лучшие и самые известные картины, трансформируя собственным видением уникальные ландшафты дикой Коста-Брава.

А пока под чутким руководством кожно-зрительной жены Элюар выпускает новый сборник стихов, весь тираж которого расходится за считанные недели. Помимо этого он номинирован на престижную премию «Король поэтов».

Церемония вручения премии проводилась в одном из самых модных клубов Парижа, и Гала, готовясь блистать на ней, уже предвкушала исполнение своего давнишнего сна — оказаться на сцене с мужчиной, который по достоинству оценил ее вклад в его личный успех и публично объявит Галу своей покровительницей и музой.

Каково же было ее недоумение, когда Поль Элюар слова благодарности за собственные литературные достижения в ответной речи перед собравшимися обратил не к ней, Гале, а исключительно к собственной матери.

Анально-зрительный мужчина, при всей своей любви к другой женщине, в первую очередь помнит о матери, так как именно она на всю жизнь остается для него самым главным человеком, у которого он «от пеленки смердящей до зловонного савана» получает чувство защищенности и сбалансированности.

Поль Элюар совершил самую большую ошибку своей жизни, которая стоила ему и семьи, и карьеры.

 

От короля поэтов к королю сюрреализма

Современники считали Галу женщиной-вамп, потому что она, покидая своих мужчин, якобы забирала у них талант. Об этом же в один голос твердят сегодняшние психологи, искусствоведы, историки и даже экстрасенсы с эзотериками. Каждый из них выстраивает свою версию поведения роковой Галы-вамп, не замечая того, что легко наблюдаемо через системно-векторную психологию.

Если не углубляться во все увлечения, которых было множество, а проследить основные, лежащие на поверхности романы Елены Дьяконовой, то не трудно определить, что все мужчины, чьи творческие судьбы, как принято думать, разрушила Гала, из нижних векторов имели анальный.

Их, людей с ригидной психикой, склонных к самокопанию, перфекционизму, неуверенных в себе, сомневающихся в своих способностях, живущих прошлыми заслугами, отсутствующей потребностью к обновлению и пугающей необходимостью к переменам, любое нововведение вводило в ступор. Они были вполне развиты в верхних векторах — звуке и зрении, следовательно, не были лишены талантов и способностей.

Гала, желая помочь им реализоваться в литературе, как Юрию Смержицкому и Полю Элюару, или живописи, как Максу Эрнсту, была для каждого из них нянькой, вдохновительницей, кожно-зрительной боевой подругой в состоянии «война», создавала условия для творчества, обивая пороги редакций и галерей, нарабатывая полезные связи, находя и знакомясь с нужными людьми. Она являлась их двигателем со своей мощной моторикой, а для хорошо развитых свойств ее гибкого кожного вектора не существовало никаких препятствий.

Гала легко расставляла приоритеты согласно интересам, достигая непростых целей, существуя и обогащаясь за счет тех, из кого пыталась вылепить гения и кто, забывая о ее роли в своих достижениях, не догадывался поставить ее на одну ступень с собой.

Взамен она требовала не так уж много. Она ожидала оценки своего труда, удовлетворения своих амбициозных, честолюбивых желаний. Однако никто из ее протеже не усматривал в своем успехе и творческой реализации колоссальный вклад Галы.

Пожалуй, единственным, кто это понял, был Сальвадор Дали. Великого короля сюрреализма сотворила из него Елена Дьяконова. Приняв на себя все заботы, все бытовые неурядицы и безденежье первых лет их совместной жизни, вызывая на себя огонь всех противников, завистников, злопыхателей, родственников первого мужа Поля Элюара, а затем отца и многочисленных членов семейства Дали.

Исследователи творчества Сальвадора Дали и его биографы выстраивают различные сентиментальные версии любви «с первого взгляда и до последнего вздоха», якобы присущей этой паре. Конечно, нельзя отрицать «любви земной» у обоих зрительников — Галы и Сальвадора, все же их отношения явились самым настоящим природным альянсом уретрального вождя и кожно-зрительной самки, возвышавшихся над стаей многомиллионных поклонников таланта художника.

Заметив в скромном юноше, моложе ее на 11 лет, склонность к актерству и вычурности, Гала включилась в эту игру и помогла ему создать образ параноика, которого с детских лет небезуспешно разыгрывал сам Сальвадор, когда ему хотелось привлечь к себе внимание, развлечься или увильнуть от обязанностей. По сей день идут споры о том, был ли Дали психически здоровым или сюжеты его картин прорастали из густого бурьяна его подсознания. Художник сам ответил на этот вопрос: «Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос, где у меня кончается притворство и начинается искренность».

Читать другие части:

Сальвадор Дали: гениальный театр абсурда. Часть 1

Сальвадор Дали: гениальный театр абсурда. Часть 2

Сальвадор Дали: гениальный театр абсурда. Часть 4

Автор публикации: Светлана ФРОНТЦЕК, системный психолог.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35554 человек
16 октября
Уже идут 35554 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
16 октября
Уже идут 35554человек

До начала тренинга осталось:

14 дн. 10 : 59 : 19
Комментарии 2 Отправить комментарий
Светлана Цилюрик 1 30 января 2014 в 01:01

я читала статью и восхищалась талантливостью Светланы Фронтцек, не менее чем самими гдавными героями статьи, может быть немного высокопарно покажется, но улыбка удовольствия от прочтения не сходила у меня с лица ни на один момент)! Спасибо, Светлана, за ваши статьи!

Elena Shapoval 28 января 2014 в 08:01

В древнегреческом мифе Пигмалион сотворил свою Галатею, и силой его любви она ожила. В жизни женщина - первопричина всего, что делает мужчина. Все достижения мужчин только ради женщин. Выбирает мужчину тоже женщина. До тренинга воспринимала все с точностью до наоборот. Теперь отношения мужчины и женщины приобрели совершенно новые звучания. И это объясняет многие события жизни, дает понимание самой сути этих отношений, а, значит, уберегает от ошибок и страданий. Спасибо, Светлана. Замечательный цикл статей о Сальвадоре Дали, заставляющий увидеть все другими глазами.