Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Стиг Ларссон. Часть 1. Как избавиться от журналиста?

Что гламурная Швеция только для шведов, да и то не для всех. Тем, кто отличается инакомыслием там не место. Их лишают работы, им угрожают по телефону, их уничтожают физически. На грязных вокзалах торгуют наркотиками, а в заброшенных заводских цехах и подвалах насильно удерживают «русских» девушек, предварительно отобрав паспорта с просроченными визами...

В начале 90-х вся страна, затаив дыхание, смотрела фильм Петра Тодоровского «Интердевочка», сопереживая фрекен Таньке, попавшей в Швецию — государство с высочайшим уровнем жизни и социальным обеспечением, как Алиса в Страну чудес.

Никому, включая режиссёра, и в голову не приходило, что за блестящим фасадом шведского благополучия с зеркальными торговыми центрами, красивыми автомобилями, уютными кафе и стрижеными лужайками перед игрушечными домиками кроется мутная жизнь стокгольмских подворотен, в которых неонацисты избивают чужаков, а экстремисты стреляют в честных журналистов.

Что гламурная Швеция только для шведов, да и то не для всех. Тем, кто отличается инакомыслием там не место. Их лишают работы, им угрожают по телефону, их уничтожают физически. На грязных вокзалах торгуют наркотиками, а в заброшенных заводских цехах и подвалах насильно удерживают «русских» девушек, предварительно отобрав паспорта с просроченными визами.

Тогда мало кому было известно, что через Швецию шёл самый большой северный трафик живого товара для сексуальных наслаждений, портами приписки для которого становились публичные дома Гамбурга, Амстердама, Парижа, Антверпена...

Именно такую Швецию, без глянца и лоска, где дети и женщины могут безнаказанно подвергаться насилию, где во многих семьях до сих пор согласны с фашистской идеологией превосходства арийцев, открыла миру трилогия «Миллениум», написанная Стигом Ларссоном, и увидевшая свет месяцы спустя после неожиданной кончины автора 9 ноября 2004 года.

Кто не с нами, тот против нас

Стиг Ларссон — шведский журналист, писатель, борец за права женщин, противник нацистского движения, охватившего маленькую скандинавскую страну с начала 80-х, автор трилогии «Миллениум», в которую вошли книги «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнём» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки».

Трилогия сделала писателя и публициста Стига Ларссона известным всему миру, а заодно обнажила закулисье шведского социума, о котором у большинства населения планеты складывалось вполне идиллическое представление.

Оказалось, что за витриной шведского процветания проблем не меньше, чем в любой другой европейской стране. Просто там не принято выносить сор из избы, демонстрировать внутренние проблемы, подвергая их публичному осмеянию и критике.

Запад есть запад, и те, кто не готов подчиняться плётке кожного закона, неминуемо окажется изгоем отторгнутым обществом. На таких фаталистов обратят внимание если не спецслужбы, то те, кому эта личность противостоит. И здесь ещё большой вопрос у кого под колпаком оказаться лучше — у спецслужб или у ультраправых.

Бабушка рядышком с дедушкой

Стиг Ларссон родился 15 августа 1954. Родителям едва исполнилось 17 лет. Никакого представления о том, как растить ребёнка у несовершеннолетних мамы и папы не было. Новорождённого Стига забрали в деревню бабушка и дедушка. Именно им, а особенно деду, коммунисту и антифашисту, который во время Второй мировой войны находился в трудовом лагере для лиц, представлявших угрозу национальной безопасности Швеции, будущий писатель был обязан бескомпромиссной патриотической твёрдостью, антифашистскими взглядами и полным безразличием к материальным благам.

image description

Когда Стигу исполнилось 8 лет от сердечного приступа умер дедушка. Бабушка, не зная, как и на что жить дальше, отправила внука к родителям. В городе мальчику пришлось отказаться от привычных занятий, которые он с радостью выполнял, помогая дедушке охотиться, рыбачить, чинить велосипеды и моторы. Это был небольшой заработок, позволявший старикам сводить концы с концами.

Для Стига, ребёнка с анально-звуко-зрительной связкой векторов, привыкшего к тишине, красоте северного пейзажа и размеренности деревенской жизни, окунуться в трескотню города, поселившись в тесной квартирке с родителями и братом, людьми, которых он почти не знал, было невыносимо. Работающие родители мало интересовались старшим сыном.

Он был предоставлен себе и в 16 лет поспешил покинуть семью и обосноваться в крошечной комнатке общежития. Любознательный юноша, находящийся в звуковом поиске смысла жизни, не отягощённый эмоциональной привязкой к семье, легко влился в молодёжную среду таких-же ищущих.

Главные герои «Миллениума» Микаэль Блумквист и Лисбет Саландер тоже не обременены родительским вниманием. Не случайно в трилогии нет ни одного полноценного, положительного образа матери. В жизни любого ребёнка мать играет важную роль. А для анального её отсутствие самым негативным образом может сказаться на его дальнейшем жизненном сценарии.

«Абсолютно неотразимый интеллектуал»

Так отзывалась о Стиге Ларссоне Ева Габриэльссон, его верная подруга, с которой он познакомился на молодёжном митинге противников войны во Вьетнаме. Ощущая свои звуковые нехватки, Ева и Стиг увлеклись троцкизмом, модным по тем временам маоизмом и другими политическими течениями. Однако быстро разочаровались, узрев в них чисто формальную сторону. Послевоенная молодёжь во всём мире бурлила, занимаясь поисками своего места в жизни.

Скандинавия, как и весь западный мир, санкционировала создание формальных политических организаций с поверхностной идеологической основой, позволяющих отвлечь молодёжь от более глубоких внутриполитических проблем. Участие в митингах и троцкистских кружках больше походило на детскую игру в революционеров и демократов под управлением обонятельных дядей, не сводивших нос с активистов.

Эти мероприятия стали поздней альтернативой фашистскому движению, распространившемуся в 30-40 годах по всем без исключения странам Старого Света. Демократические молодёжные группы со временем перерождались в экстремистские группировки и партии, носившие откровенный нацистский характер. С капитуляцией гитлеровской Германии фашизм в Европе никуда не делся.

Он ушёл в глубокое подполье, чтобы в 80-х с новой силой проявить себя расистскими настроениями, а в 90-х ростом правого экстремизма. В такой маленькой стране, как Швеция, где, можно сказать, каждый знает каждого, жизнь любого гражданина не являлась тайной. От внимательного и наблюдательного Стига все эти перерождения из демократов в нацистов, расистов и экстремистов не укрылись, став темой его журналисткой работы.

Стиг Ларссон не умеет писать!

Капиталистическая Швеция делала первые шаги к социальной защите своих граждан. Ларссон и Габриэльссон стали одними из первых студентов, получившими право на высшее образование за государственный счёт. Ева выбрала и закончила архитектурный факультет. Стигу так и не удалось получить диплом журналиста или литератора, но, обладая феноменальной памятью, он достиг высокого уровня самообразования.

Начитанность в самых разных областях от политики до контрразведки, от военных стратегий до манифестов западных экстремистов, сделала его экспертом по целому ряду тем. Широта знаний Ларссона в вопросе неонацизма привлекала к нему для консультаций сотрудников спец-агентств и следователей.

Ради заработка перепробовав много профессий, он продолжал писать для различных газет в Швеции и в Англии. В 1979 году Стиг поступает на работу в ТТ-ПРЕСС, крупнейшее пресс-агентство Швеции, на должность редакционного секретаря.

«Стиг Ларссон не умеет писать!», — под таким предлогом руководство ТТ-ПРЕСС отказывалось перевести его в штат, где он на разных должностях проработал 20 лет. Всё это время он не переставал писать на все темы, которые его интересовали.

Запоздалая слава

К российскому читателю книги С. Ларссона попали в разгар кризиса 2009-2010 годов. Они имели такой успех, что издатели обсуждали только одну проблему: перегрузку типографий, которые не успевали допечатывать тиражи «Миллениума».

image description

Востребованность и популярность книг Стига Ларссона объясняется талантливо созданным образом уретральной девушки Лисбет Саландер, которая противостоит дискриминации и насилию над женщинами. Уретральной раздачей милосердия и ожидаемой справедливости автор через свою героиню наполняет глубокие психологические нехватки читателей во всём мире.

При жизни Стиг обращался во многие издательства с просьбой публиковать его книги, но те, зная Ларссона как бескомпромиссного журналиста, за которым охотились ультраправые, под разными предлогами отказывали писателю. Животный страх за собственную жизнь пересиливал даже привычное для кожного мира желание хорошо заработать на тираже.

Ларссон, работая главным редактором в газете «Экспо», открыто выступал в прессе против экстремизма, нацизма, насилия, коррупции, превышения власти в своей стране. «Экспо» и стал прототипом журнала «Миллениум», для которого писал Микаэль Блумквист — главный герой трилогии.

Стиг неоднократно подвергался угрозам и нападкам, его имя и личные данные попали в список тех, с кем собирались расправиться шведские неонацисты. Сердечный приступ, от которого в 50-летнем возрасте скончался писатель, возможно, избавил его от такой же страшной расправы, которая была уготована украинскому писателю и журналисту Олесю Бузине. Как мы видим, практика разборок профашистов с неугодными журналистами, которую мы наблюдаем на Украине сегодня, не нова.

Ларссон одним из первых увидел в Интернете глобальную опасность. «Для расистских групп киберпространство — просто мечта, — убеждал Стиг своих оппонентов. — Создавая свои сайты, они ничем не рискуют». В книге «Девушка с татуировкой дракона» писатель предупреждает читателя о том, куда может привести отсутствие контроля и единого закона в Интернете. Результаты мы наблюдаем сегодня в виде информационных войн, активности левых радикалов, пропаганды ненависти и насилия.

Сегодня виртуальная реальность победила, она сотворила из Стига Ларссона героя «Миллениума».

Читать продолжение…

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог, член Международной ассоциации журналистов
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41101 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 3 Отправить комментарий
Оля Mezenceva 21 февраля 2016 в 03:02

Да, читая Миллениум понимаешь, что автора там очень много. И что все, что он описывал - документалистика. Читая вторую и третюю книгу просто налицо явные факты. И с российскими девочками тоже. Очень хорошо все показано.

И Лисбет... тоже явно переписан образ с реальной героини. Ларссон помогал многим подросткам из "нехороших" семей. Помогал, устраивал, защищал их права.... вот, что значит хорошее воспитание до 8 лет. Человека вырастили

Татьяна Сазонова 19 февраля 2016 в 12:02

Смотрела фильм. После этой статьи захотелось прочитать книгу. Спасибо.

Lana Fr. 19 февраля 2016 в 19:02

Есть несколько фильмов, каждый из них по-своему хорош. "Миллениум" — это трилогия, четвертую книгу, по оставшимся черновикам, написал журналист, которого Ларссон не слишком жаловал.