Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Коллективный детский суицид нового поколения

Чем оправдать детский суицид? Весь ужас в том, что мы не просто не представляем себе истинные причины подросткового суицида, мы подчас не знаем даже, кто на самом деле живет рядом с нами под кодовым названием «сын» или «дочь».

Есть лишь убийства на свете, запомните.

Самоубийств не бывает вообще.

Е. Евтушенко

 

Самоубийство — последний акт в невыносимой жизненной драме. Последняя точка в давящей пустоте невыразимого отчаяния. Пытаясь понять самоубийцу, мы оправдываем его поступок неизлечимой болезнью, тяжелой утратой, несмываемым позором. Чем оправдать детский суицид? Чем оправдаться перед 9-летним мальчиком с петлей на шее? Что размозжить в себе, чтобы вернуть дочь, шагнувшую из окна? Нет оправдания и нет понимания. В подростковых самоубийствах всегда виноваты мы, взрослые. Ежегодно мы умываемся в крови полутора тысяч детей-самоубийц. Пытаются совершить самоубийство 4000 наших детей. Беспомощные потуги, именуемые профилактикой подросткового суицида, не стоят упоминания по причине их абсолютной неэффективности, о причинах которой ниже.

detskij suicid-1

Когда произошло непоправимое, возникает вопрос — чего недодали? Чего не хватало ребенку? Неблагополучная семья все объясняет. Благополучная — значит, от скуки, с жиру, от дурости. Нам бы их проблемы! Весь ужас в том, что мы не просто не представляем себе истинные причины подросткового суицида, мы подчас не знаем даже, кто на самом деле живет рядом с нами под кодовым названием «сын» или «дочь». Навязший в зубах еще со школы конфликт отцов и детей уже давно не благостный Тургенев. Это бездна между поколениями, куда летят наши дети, не желающие жить вместе с нами на этой земле. Шквал подростковых суицидов захлестнул Россию в начале 2012 года. Отчего мы пожираем своих детей? Попробуем разобраться.

Причины подросткового суицида, или Как рыбке долететь до середины Днепра?

Психически мы и наши дети принадлежим к разным видам, как рыбы и птицы. Принять эту аксиому очень непросто. Особенно в России, где гиперопека детей до зрелого возраста — норма жизни. Мы говорим: «Мой ребенок» — подразумеваем: «Такой же, как я». Меж тем психика каждого человека имеет четко выраженную уникальную структуру. Необратимые дегенеративные изменения этой структуры приводят к подростковым суицидам. Следовательно, и профилактика суицида у детей и подростков должна строиться с учетом индивидуальной структуры психического, полученной человеком от рождения, степени ее развития до пубертата и реализации после.

Системно-векторный психоанализ доказательно демонстрирует кардинальные различия психики родителей и детей через восьмимерную матрицу психического бессознательного. Уникальное сочетание из восьми возможных наборов желаний и необходимых для их наполнения качеств личности определяет жизненный сценарий человека и по наследству не передается. Ненаполнение истинного желания может привести к самым нежелательным последствиям вплоть до слома всей матрицы и развития желания к суициду. Дифференцировать составляющие психического своего ребенка или, говоря терминами системного анализа, определять его векторальный набор крайне важно для правильного развития, воспитания и счастливой жизни наших детей. Своевременная системная диагностика негативных состояний психики помогает избежать суицида.

detskij suicid-2

Нижние вектора проявляются в самом раннем детстве. Так, уже до года системно мыслящая мать может с уверенностью определить, анального или кожного ребенка послала ей судьба. Затем в зависимости от индивидуальных особенностей определяются признаки других, в том числе и верхних векторов, прежде всего зрения или звука. Таким образом, системное знание помогает не только адекватно пройти пороги раннего детства, но и основательно подготовиться к драме пубертата. Это та самая соломка, которую стелют заранее, системно это возможно.

Меня не похвалили. Я повесился

В общем смысле задача развития ребенка в детстве — это достойно выйти на пубертат. Именно в подростковом возрасте человек выводит наружу весь букет своих векторов в том развитии, которое мы, родители, обеспечили ему в детстве. Развить вектора после окончания полового созревания будет уже невозможно, поэтому так важно успеть за эти 12–15 лет дать максимум по каждой векторальной нехватке. Это альфа и омега профилактики суицида среди подростков. В особых случаях срок, имеющийся в распоряжении родителей, сокращается и до 9 лет. Промедление смерти подобно тут в буквальном смысле слова.

Когда мы говорим о желаниях и нехватках, об их наполнении, речь не идет об исполнении любой едва возникшей прихоти. Имеются в виду только истинные желания в психическом данного ребенка. Например, в анальном векторе это будет желание довести начатое до конца, желание чистоты, порядка, систематизации (например, игрушек), возникнет нехватка положительной оценки труда (похвалы). В коже истинными желаниям будут движение, перемены состояний, соревновательность, тактильные ласки, возникнут нехватки режима, разумного ограничения.

Только из перечисления видно, насколько различны желания у психически разных детей, а ведь это всего лишь малая толика в двух нижних векторах! Наполнение таких желаний не каприз, а жизненная необходимость. Игнорирование истинного желания ребенка для него крайне мучительно и приводит к недоразвитию вектора, а значит, к провалу в архетип и, как следствие, к слому жизненного сценария вплоть до детского суицида. Мелочей здесь нет, потому что именно в раннем детстве кроются причины суицида среди подростков, а не в том, пустили или нет вчера на дискотеку, купили или нет третьего дня новый телефон.

detskij suicid-3

Психология суицида системно

Начнем с группы наибольшего риска — ребят со звуковым вектором. Анально-звуковой ребенок без ярко выраженных врожденных патологий развития — мечта современной занятой мамы. Он тих, малоподвижен, занят собой, не отвлекает и не докучает. Казалось бы, живи и радуйся такая мать. Но нет мира под оливами. Мама спешит, а малыш копошится, мама кричит, а малыш, похоже, не слышит, или слышит, но не реагирует… Да он просто игнорирует маму! По попе! По затылку! Не больно, боже упаси, слегка! Здесь шлепок всего лишь тактильное подкрепление лозунга: «Быстрей, давай, давай! Что ты плетешься?» Форсируем и звуковой эффект, кричим: «Я тебя спрашиваю!»

Такая вот ежедневная рутина. Есть ли смысл искать здесь причины суицида подростков, малышу-то пока три-пять лет? Безусловно, есть. Потому что именно здесь причины и лежат, а не под фонарем сегодняшнего апокалипсиса, где мы пытаемся их найти, а находим лишь свои рационализации: сын покончил с собой, потому что девочка отказалась идти с ним в кино. Девочка виновата. Начинать профилактику суицида в школе поздно, недопустимо поздно, накопление причин покончить с собой начинается гораздо раньше.

Детский суицид без причины — признак родителя-дурачины

Надоедливая рутина для кожной мамы может стать муками ада для анально-звукового малыша, все глубже и глубже погружающегося в звуконепроницаемую ракушку, все безнадежнее увязающего в ступоре. Пока он мал, он не умеет четко выразить свои истинные желания, а понять их без системного знания сложно. Да и что это за желание — сидеть на попе, когда «я в его возрасте целыми днями гонял во дворе». Быстро уже завязал шнурки и вперед марш-марш! Бывает не то что за день — неделями ребенок не слышит ни одного ободряющего слова, ни одной жизненно необходимой ему похвалы.

Родители всегда недовольны. Они-то быстро завязывают шнурки, а этот… Не за что хвалить такого. В подростковый возраст ребенок войдет с устойчивым желанием совершить «суицид без причины», а по сути — избавиться от себя, такого негодного, несовершенного, чтобы не слышать постоянные визги и вопли в свой адрес. Первый неудачный опыт общения с противоположным полом станет лишь последней каплей, переполнившей чашу анально-звукового терпения.

detskij suicid-4

Обратная ситуация — кожный малыш и анально-звуковая мама. Верткий и шустрый мельтешащий ребенок — постоянный источник раздражения для неспешной, самоуглубленной мамаши. Шлепок за шлепком ребенку приходится привыкать к боли, адаптироваться к ней. Кожный вектор — гений адаптации на ландшафте, даже боль может научиться принимать как удовольствие. А что делать? Остается мазохизм. Иногда кажется, что кожный ребенок проказничает специально, будто напрашивается на шлепок. Не кажется — так и есть.

Другая сторона кожного архетипа — воровство. Провал в архетип при отсутствии в коже адекватного запрета (а звуковой мамаше не до адекватных запретов, молчи и не бегай — главное) проявляется мелкими кражами. Цап — и нет того, что должно быть на месте. Шлепок! Снова кража. Так до бесконечности. Вернее, до пубертата. Вор приходит в школу. Ловят за руку. Сценарий на неудачу в действии. Вечером узнает мама и снова будет лупить! Неудачник! Лучше в окно. Любая адаптация не безгранична, даже кожная. А начиналось с невинного шлепка за утащенную без спросу конфетку. Сколько случаев подросткового суицида берут начало в банальных, рутинных родительских затрещинах! Случаи намеренного издевательства над ребенком, садизма родителей рассматривать не будем как очевидные.

Когда единственный выход — упасть в пустоту за окном

Основной процент детей, совершивших самоубийство, — звуковые. Истинная нехватка в звуковом векторе — тишина. Современный город мало оставляет возможностей для наполнения такой нехватки. Родители вносят свою лепту криками и руганью по поводу и без такового. Ругань может даже не быть направлена на ребенка, родители могут орать друг на друга, для звукового ребенка это в равной степени непереносимо, он может потерять слух на физическом уровне, а может стать вторичным аутистом. Крики дома — первый шаг к суициду у подростков-звуковиков.

detskij suicid-5

Выход видится в компьютере, в сети. Уткнулся — и нет ничего вокруг. Однако здесь-то и подстерегает ловушка! Когда компьютер превращается в самоцель, происходит подмена смыслов. Вместо сосредоточения на решении какой-то позитивной задачи подросток сосредотачивается на пустоте, которая может заполниться чем угодно. Звуковые дети легко объединяются в группы, часто деструктивные, если находится лидер, предлагающий идею. Нередко таковой идеей становятся наркотики. Проблема подростковой наркомании выходит за рамки данной статьи, но упомянуть о ней, как об одной из важнейших причин суицида среди молодежи, необходимо.

Под влияние наркотиков попадают прежде всего звуковые и уретральные дети, а также те, кто носит в себе оба этих вектора. Применение наркотиков само по себе может трактоваться как отложенный суицид, программа на самоуничтожение. Звуковик уничтожает свое тело, чтобы избежать несравнимо большей боли — душевной. Уретральник — потому, что не видит границ. Последние сгорают на наркотиках особенно быстро. Если вы воспитываете уретрального звуковика, следует быть особо настороженными в плане суицида в подростковом возрасте. О воспитании уретрального ребенка подробно рассказано на портале. Главным аспектом профилактики суицида у уретральных подростков является создание вокруг них первой системной стаи — семьи, где уретральник хоть и маленький, но вождь.

Я умру, а все останутся

Особо остановимся еще на одной разновидности подростковых самоубийств. Такие самоубийства совершают дети с не слишком развитым зрительным вектором или зрением в страхе. Системно-векторный анализ рассматривает зрительный вектор в развитии из страха за себя — в страх за других, то есть в любовь. Когда зрительный подросток достигает половой зрелости, он из детского состояния «любите меня» должен перейти в состояние «люблю».

Если зрительный вектор развит хорошо, постарались родители, такой переход происходит мягко. Подросток испытывает шквал влюбленностей, постоянно находится в невероятном круговороте симпатий, познает первую любовь. Для многих это время запомнится на всю жизнь. В случае недоразвития зрительного вектора, причиной которого может быть устрашение в детстве, в частности чтение страшных сказок, подросток не может испытать любовь ни к кому, кроме себя.

detskij suicid-6

Он видит, что люди вокруг любят друг друга и имитирует попытки, но не получает желаемого. Его не любят. Или ему кажется, что любят мало. Воображение зрительника не имеет границ. Косой взгляд, не то выражение лица, а дальше фантазер дорисует, что угодно. Такие фантазии часто являются причиной суицидов среди молодежи. Нередко зрительники имитируют самоубийство, заведомо не собираясь доводить дело до конца. Это наивысшая форма требования любви к себе — шантаж. Самоубийца-шантажист ходит по лезвию бритвы, иногда его расчет не срабатывает и спасти его не удается. А хотелось только попугать. Сам в страхе и выносит наружу только страх.

Зрительный ребенок может броситься вниз с крыши из чувства страха перед наказанием за какой-то (часто воображаемый!) проступок. Девочке показалось, что она беременна. Мальчик решил, что отец флиртует с его девушкой. Страх оказаться в неразрешимой ситуации, выглядеть некрасиво толкает мнительного ребенка на крайнее средство. Любовь — истинная нехватка только в зрении, если зрительник не получает любви, а главное, не умеет ее отдать, он несчастен до самой крайней степени, а значит, способен на суицид. Зрительные суициды обставляются с театральным эффектом — красивыми подарками родственникам, посмертными записками с сердечками, иногда событие даже запечатлевается на видео.

Любите меня, пока я жива

Что значит любить ребенка? Марина Цветаева сказала, что любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. Трудно сказать лучше. Видеть своего ребенка не отличником Петей и не спортсменом-разрядником Вовой, даже не собой в улучшенной редакции, а видеть его психическое в системе векторов. Любить ребенка значит отдавать ему по истинным нехваткам в каждый вектор, а не откупаться подарками. Любить ребенка значит ограничивать его, когда это нужно, а когда нужно — возлагать на него ответственность за других, хвалить, если он достоин похвалы, налагать разумный запрет на того, кому запреты необходимы.

detskij suicid-7

Истинная любовь к ребенку, а не кликушество гиперопеки — самая лучшая профилактика суицида среди подростков. Задача родителей — успеть за миг в десяток лет развить человека так, чтобы он мог полностью реализоваться в жизни и стать таким, каким его задумал Бог, то есть счастливым. Тренинг «Системно-векторная психология» делает эту титаническую задачу увлекательной игрой. Играйте по правилам Творца.

Корректор: Евгения Лицкая

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 68605 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 68605 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 3
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Ольга Куслап 08 мая 2018 в 00:05

Прочла на одном дыхании! За детей страшно, конечно...

Дарья Маколова 17 февраля 2017 в 21:02

Какой текст сильный...!
Спасибо (

Мария Грибова 16 октября 2014 в 13:10

Замечательная статья. спасибо!