Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Владимир Высоцкий. Часть 3. Путь к театру

Методом «пальцем в небо» Высоцкий и его не разлей вода «васечек» Игорь Кохановский выбирают Инженерно-строительный институт — МИСИ...

Часть 1. Детство: дом на Первой Мещанской в конце
Часть 2. Юность: на Большом Каретном

Родители хотели, чтобы Володя стал инженером. Тогда эта профессия была очень популярна, на место в техническом вузе претендовало от 3 до 20 человек. Советский инженер — это пусть невысокий, но стабильный заработок, перспектива получения отдельной квартиры, уважение и гарантии. Мечта Владимира Высоцкого — театр. Но отец категоричен: чтобы иметь кусок хлеба, нужно идти в технический вуз, остальное — блажь. Методом «пальцем в небо» Высоцкий и его не разлей вода «васечек» Игорь Кохановский выбирают Инженерно-строительный институт — МИСИ.

На вступительных благополучно списывают сочинение (четверки), с честью выдерживают математику (пять!), и вот Володя и Игорь — студенты, будущие специалисты по землеройным машинам. Теперь можно и расслабиться. Сначала отправляются в Прикарпатье, потом на традиционную у тогдашних студентов картошку в колхоз. Время течет весело, бурно, без числа сочиняются друг на друга шуточные стишки и эпиграммы, ребята купаются в реке, смеются до одурения, гуляют до утра, а утром — на поле, собирать урожай.

Я ловлю в далеком отголоске / Что случится на моем веку (Б. Пастернак)

Как-то на лугу увидали стреноженных лошадей. Володя распутал одну лошадь и взобрался на нее. Лошадка пошла мелкой рысцой, этого наезднику показалось мало, он вдарил голыми пятками по бокам кобылки, та пустилась галопом, а незадачливый седок кубарем покатился в траву. Лежал неподвижно: сильно ударился спиной. Затем встал и, едва разогнувшись, сказал: «Надо еще раз попробовать. Она уже начала меня слушаться». Восторги товарищей (слава богу, не убился!) прервал спокойно: «Ничего страшного. Вон же она, не уходит, ждет меня». Лошадь и впрямь выжидающе стояла поодаль. Высоцкий снова взобрался. Лошадь под ним послушно пошла шагом, потом мягко взяла рысь.
Объехав круг почета, Володя спешился удовлетворенный:
— Неудобно без седла ездить.
— А ты раньше разве ездил?
— Нет, — засмеялся, — просто, думаю, в седле было бы удобней.

В МИСИ Высоцкий выдержал один семестр. Чертежи для зимней сессии готовили в новогоднюю ночь на кухне на Первой Мещанской вместе с Кохановским. Засиделись, спать уже не хотелось, выпили шампанского, сварили кофе, закурили. И тут на Кохановского «нашло». Он вдруг увидел, что чертеж Высоцкого выполнен «как курица лапой», и залился громким смехом. Володя тоже улыбнулся особенной своей улыбкой, затем взял чашку с кофе и медленно-медленно стал поливать кофейной гущей свой чертеж.
— Обалдел? — вскричал Игорь.
Но было поздно.
— Есть еще полгода, попробую в театральный. А это не мое. И тут же разразился рифмовкой, которую через минуту уже орали хором:

А коль во МХАТ не попадем,
Раздавим поллитровочку,
Васек в солдатики пойдет
Носить ружье-винтовочку.

Высоцкий подал заявление об отчислении. Нина Максимовна примчалась в деканат, умоляла отговорить сына от опрометчивого шага. Декан честно пытался остановить Высоцкого: «У вас явные способности к математике». Не помогло. Не мог Владимир Высоцкий делать то, чего не хотел, не мог и не хотел занимать чужое место.

Я согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды

Началось время массированной актерской подготовки. Высоцкий возобновил занятия в театральной студии Богомолова, где дневал и ночевал, нарабатывая сценические навыки. Зимой 1956 года он отчислен из МИСИ, а летом уже поступил в Школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТе. Сам. Без протекций и ходатайств. На вступительных экзаменах читал из «Клопа» Маяковского, монолог Баяна: «Да не шевелите вы нижним бюстом, вы же не вагонетку, а мадмуазель везете». И получилось!

Поступление было отмечено друзьями поездкой в Хосту. В первый день на море разыгрался шторм. Но купаться так купаться! Высоцкий щегольским сальто сигает с волнореза прямо в разбушевавшуюся стихию.
— Васечек, когда ж ты научился?!
Восторг друга стоит разбитого о камни поджарого живота, Высоцкий смеется:
— Хочешь научу?
— Нет уж, я не по этой части…

В Школе-студии Высоцкий начал одержимо набирать актерскую и общую гуманитарную подготовку, «делал» тело — качался, танцевал, занимался гимнастикой. Казалось бы, получил то, что хотел. Но не все так безоблачно. Бывали и срывы. Естественная для уретральника внутренняя вольница не желала подчиняться кожным ограничениям актерских тренировок — строгой дисциплине, жесткому расписанию, раз и навсегда заведенным правилам. Об этом наглядно свидетельствуют записи в протоколах собраний преподавателей кафедры мастерства актера.

1956 г.: Высоцкий очень недисциплинирован, на истории партии мешает занятиям; развязен, пропустил 4 занятия, на танце внимателен, но зажат, плохо поддается исправлению, без увлечения занимается манерами, вызывают беспокойство его голос и манеры.

1957 г.: Кажется способным, делает успехи, но его лимитирует дурной вкус, очень устоявшийся, очень небольшой плохой голос, это органический недостаток, старается на танцах, но данные плохие, нет чувства меры, перебарщивает в движениях, но при этом добивается похвал, так как много юмора и обаяния, дает совершенно другую органичность, да есть ли она у него вообще?

1958 г.: Из педагогических соображений роль Порфирия в «Преступлении и наказании» дается Высоцкому. Нужно постараться выявить его на серьезном драматическом материале [1]. Это предложение профессора И. М. Тарханова.

Другая драма

Я люблю твой замысел упрямый,
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Б. Пастернак

Третий курс — решающий. Здесь становится окончательно понятно, сможет студент стать актером или нет. С органикой уретрального Высоцкого преподавателям было не все ясно, никак не вписывался этот студент в гибкий, адаптивный кожный сценарий: танцевал не очень, манеры грубоваты, дисциплина хромала, взаимодействие на сцене так себе, читает страстно, но это, скорее, монолог, театр одного актера. Берет обаянием, юмором, характером, но где пластичность, изящество, доведенная до автоматизма техника, присущая любому развитому в коже? Этого у Высоцкого не было.

Системно понятно, в чем было дело. Органика Высоцкого, биомеханика движений его тела были иные, чем у кожных актеров. Его телом прорастали две не смешиваемые доминанты: уретральный и звуковой векторы психического бессознательного. Это требовало особых ролей, позволяющих актеру привнести в сценический образ свою подлинную человеческую природу, проявить глубинные свойства своего психического — уретральную страсть и звуковое погружение.

Уретральный актер, строго говоря, не играет героя, он становится им. Оттого так сложно отделить актера Высоцкого от самых запоминающихся его ролей: Дона Гуана, Глеба Жеглова, Хлопуши, Гамлета. По той же причине уретральный С. Безруков без видимых усилий вошел в роль Высоцкого — и телесно, и психически, а до этого безошибочно сыграл Сашу Белого, Пушкина, Есенина, Иешуа — своих векторальных братьев, разбросанных во времени и пространстве, но схожих в структуре психического бессознательного.

Долгие годы непризнания, отказов, вычеркивания из титров, унизительно малюсеньких и дурацких ролей без слов или «кушать подано» придется пережить Владимиру Высоцкому, прежде чем звуко-зрительному таланту Юрия Любимова удастся разглядеть и постичь в нем то, что другие принимали за ординарность. Подбирая роли, вытекающие из внутренней природы актера, Любимов легко превратит «недостатки» Владимира Высоцкого в достоинства и, выделив ему подобающее уретральному вожаку место в кожной труппе, отстроит от него театр. Высоцкий отдаст по-уретральному, сторицей — всесоюзной славой и международным признанием единственного в своем роде Театра на Таганке, Театра Высоцкого.

Но вернемся к Порфирию Петровичу. Роль эта, как видно из замечания И. М. Тарханова, была выбрана не случайно. Преподаватели не раз упрекали Высоцкого в излишней эстрадности, буффонаде, недостаточной серьезности для МХАТовской школы. «Вы законченный сатирик», — говорили ему и давали небольшие характерные, чаще возрастные роли. И вдруг Достоевский, центральный персонаж, глубокая, психологически многослойная роль — следователь Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании». Для Высоцкого это было настоящим экзаменом на профпригодность. И он показал, на что способен.

Глубоко и точно понимать, как и почему проявляются в поведении человека свойства тех или иных векторов в разных жизненных ситуациях, можно с помощью системного мышления. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/

Читать продолжение…

Список литературы:

  1. Высоцкий. Исследования и материалы. Молодость. Том 3, Cтр. 46, 110, 168, 176
Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 41305 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 7 Отправить комментарий
Луиза Древсхольт 15 октября 2014 в 14:10

какое счастье, когда понимаешь головой и ощущаешь сердцем - что такое явление Владимир Высоцкий и в становлении его, как по нотам верным, сыграли свою роль две кожно-зрительные гостьи из будущего - мачеха и учительница литературы и передали, как из рук в руки Звуко-Зрительному Юрию Любимову, ушедшему совсем недавно от нас. Сколько связей и развязей невидимого мира складывающемся в едином бессознательном, выходит наружу вот такими уникальными личностями и через них же, всем другим, нам, есть возможность раскрыть нашу сущность и единство целого ментального...
опять много нового))) спасибо, Ирина...

Ирина Каминская 15 октября 2014 в 17:10

Казалось, Любимов будет вечным... "Матёрый человечище" - это и про него тоже. Из дня сегодняшнего трудно представить себе, чему приходилось противостоять этому человеку ежедневно из года в год. Если бы не он, мир никогда не узнал бы актёра Владимира Высоцкого, не услышал бы единственного в своём роде Гамлета, Лопахина, Свидригайлова. Уретральное прочтение этих образов даёт новое понимание того, "что хотел сказать автор".

Луиза Древсхольт 17 октября 2014 в 02:10

Вот так - из крупинки к крупинке человеческих жизней "матерых человечищь" - маяков времен, развитых и реализованных среди остальной крупы, складывается общечеловеческое психическое, строя будущие состояния человечества. Но увидеть это и раскрыв, дать всем, найти простые слова для проникновения в самое сердце любого человека, дают системные знания - это ли не чудо как и эти статьи-раскрытия?!.

Ирина Каминская 17 октября 2014 в 11:10

Раскрытие знания - всегда чудо. Наверное, это единственное чудо и есть) Системное понимание поднимает над мысленной суетнёй, начинаешь видеть главное, суть. Это подарок. Только природа безусловных подарков не делает ведь. Каждому по вере, а от каждого? По степени осознания?

Луиза Древсхольт 21 октября 2014 в 17:10

дааа... от каждого по мере осознания! интересно, может ли быть мера осознания? Ведь это как войдя в воду нельзя быть чуть мокрым? Может быть не достаточно однго осознания? чего-то не достает...

Ирина Каминская 21 октября 2014 в 23:10

Думаю, есть мера осознания. Потому что всё идёт рывками (у меня, например))) Постоянно что-то ВДРУГ открывается глубже. Как по голове ударяет. Или проваливаешься, знаешь, так бывает перед засыпанием, вдруг - бах! - и летишь в пропасть, в яму)) А потом вот ну никак не понимается что-то, ну вообще ни в какую, бьёшься, бьёшься как в бетон. Впадаешь в сомнения, в отключку какую-то. Всё кажется ерундой, пустыми хлопотами. И снова, уже отчаявшись почти, получаешь "по кумполу" - НА! и валяешься какое-то время без всяких желаний)) Так что, мера есть! Это вера, которая выше знания.

Луиза Древсхольт 07 января 2015 в 01:01

значит, у каждого своя мера))) она и открывается системно-векторной психологией - это точно...