Загадка детского непослушания и ее отгадка
Каждый хотя бы раз сталкивался в интернете с коллажами из серии «ожидание vs реальность», посвященными материнству: на одной половине лучащаяся умиротворенной улыбкой женщина играет с аккуратным веселым малышом, а на другой — нервная, замученная тетка в отчаянии кричит на непослушного отпрыска, скачущего среди хаоса как маленькое исчадие ада. Немалое количество мамочек знает по себе, что это вовсе не игра воображения. Им доводилось лично испытывать тяжкое чувство беспомощности, возникающее, когда собственный ребенок не слушается. Когда между вами словно бы порвался контакт, который позволяет вести его за собой, направлять в нужное русло.
Человеческий детеныш рождается совершенно беспомощным. Его существование невозможно без неусыпной заботы матери, она — гарант его выживания. Поэтому в первые годы жизни он не просто ориентирован на маму, а связан с нею невидимой психологической пуповиной, практически объединяющей их в одно целое.
Так как же описанный выше диссонанс может возникать между теми, кто в силу этой природной связи является буквально продолжением друг друга?
Родственник единорога
Разговаривают две мамочки 3–4-летних детей.
— Мы свою зовем вместе заняться чем-нибудь активным, а она: «Оставьте меня в покое, не заходите ко мне, я просто хочу тихо поиграть одна в своей комнате», — делится первая.
— Везет же, — с завистью отвечает вторая, — а я вот мечтаю, чтобы мой хоть немного занял себя сам и дал мне капельку тишины и покоя, а он носится как укушенный и требует, чтобы я участвовала во всех его занятиях, по крайней мере в качестве зрителя.
Идеальный ребенок — как единорог. Его не существует. Потому что всякий родитель представляет его по-своему. Наделяет теми качествами, которые присущи ему самому. Поэтому нередко идеальным ребенком представляется ребенок удобный, который являлся бы копией своих родителей и не доставлял особых хлопот.
Безусловно, желая ребенку только хорошего, родители воспитывают его в своей системе ценностей, поскольку это единственное, что они знают. Однако порой обескураженно видят, что ребенок не только не следует в заданном направлении, но и как будто делает все наоборот. Как же так, вроде не идиот, но ты ему про аккуратность, а он все разбросал и убежал, ты его торопишь, а он застывает на месте, ты просишь собраться, а он витает в облаках…
Наверное, он это нарочно, чтобы позлить родителей, иначе чем можно объяснить такое непослушание?
Человек бессознательно стремится делать только то, что приносит ему наслаждение. А наслаждение получает, когда использует свои врожденные свойства и удовлетворяет заложенные в психике желания. Эти свойства и желания в каждом векторе свои. Психика небиологична, и векторы не передаются по наследству, поэтому ребенок и родитель могут оказаться психологически совершенно не похожими друг на друга.
В этом случае ребенок просто не в состоянии выполнить то, что от него требуют, поскольку его сущность абсолютно иная. Он не делает назло, он всего лишь такой, каким появился на свет, просто не такой, как мама. Попытки взрослого обтесать его под себя ни к чему не приводят, так как психика дается человеку от рождения и изменить ее никто не в силах.
Сообщающиеся сосуды
Фундамент человеческой психики — чувство защищенности и безопасности. У женщины оно возникает, когда рядом есть мужчина, на которого можно положиться, а ребенок получает его от мамы. Если женщина испытывает со стороны мужчины агрессию или пренебрежение, если между ними напряженные отношения, если она растит ребенка одна, не имеет достаточной материальной поддержки или находится в тяжелых жизненных обстоятельствах, чувство защищенности и безопасности утрачивается. Мама должна транслировать это ощущение ребенку и быть для него незыблемой опорой. Но насколько надежная из нее опора, когда психологически она сама еле стоит на ногах?
Если в один из сообщающихся сосудов добавить краску, вода изменит цвет и во втором. Так же и в системе «мать — дитя». Чувство незащищенности и связанный с ним стресс неизбежно передаются ребенку. Даже если мама не вполне осознает, что с ней происходит, или старается «держать лицо» и не подавать виду, что ей плохо, ребенок ориентируется не на слова или мимику, а на мамино психологическое состояние, которое он не в силах осмыслить или описать, но ощущает как свое собственное.
Психика гораздо глубже и объемнее сознания. Стресс переводит ее в режим выживания, в котором она всеми силами стремится сохранить себя, при этом контроль сознания снижается.
Даже взрослому человеку трудно преодолевать стресс, сохраняя разумность и рациональность. А сознание ребенка еще только формируется, оно пока маленькое и слабенькое. В состоянии стресса оно и вовсе отступает на второй план, а на первый выходит психика, в которой нет никаких ограничителей, есть только «я хочу!». Поэтому ребенок ведет себя иррационально и не слушается указаний мамы. Да ей и самой в подобной ситуации иррациональное поведение может быть свойственно тоже.
В стрессе эти двое становятся невосприимчивы друг к другу и теряют способность позитивно взаимодействовать.
Испытание материнством
Даже если с чувством защищенности и безопасности у женщины все в порядке, появление ребенка полностью меняет ее жизнь. И разные женщины переживают это по-разному. Мало того, что забота о малыше требует физических сил. Психика также заявляет о своих потребностях, которые имеют огромное значение для состояния мамы.
Мама с анальным вектором — домоседка, хранительница очага. Семья и дети — это ее сверхценность, поэтому посвятить себя им для нее довольно естественно.
А вот кожный вектор жаждет частой смены впечатлений, но с ребенком, особенно маленьким, это бывает недоступно — по крайней мере, в том же объеме, как до его появления. Поэтому на кожную мамочку размеренная повседневность — постоянная привязка к дому и детям, их распорядку дня, маршрутам прогулок — может действовать угнетающе.
Каждый вектор вносит свою лепту. Например, анально-зрительное сочетание векторов рождает стремление к особенной чистоте и порядку в доме, достигать которого при наличии рядом шустрого малыша не всегда удается. А кожно-зрительная мама мечтает о спонтанности и разнообразии впечатлений, которые сложно бывает реализовать с детишками на руках.
Для психики звуковой женщины материнство и вовсе становится серьезным испытанием, так как ей надолго приходится забыть о таких жизненно важных для нее вещах, как тишина и уединение.
Еще не так давно в масштабах истории женщину могла удовлетворить роль жены, матери и хозяйки, теперь же этого становится недостаточно. Объем психики с каждым поколением растет, возбуждая у женщины желание к социальной реализации в соответствии со своими врожденными задатками — в карьере, профессии, творчестве, общественной деятельности. В полной мере сочетать это с материнством удается далеко не всем и не всегда.
Когда психологические нужды не удовлетворяются, возникает сильное внутреннее напряжение, фрустрация, душевный дискомфорт. Они передаются и ребенку — сообщающиеся сосуды, помните?
Это тяжелое бремя для психики, и она стремится всеми способами от него избавиться. Если у человека тяжко на душе, меняется и его восприятие действительности. Все становится не то и не так, действия окружающих раздражают. Человек непроизвольно пытается получить хотя бы временное облегчение, выплеснув негатив претензиями, криком, отказом считаться с желаниями других людей, при этом на первом рубеже оказываются именно родные и близкие, дети и родители.
Для большинства взрослых обуздать свое раздражение — задача очень трудная, для ребенка — практически невыполнимая, он для этого еще морально не созрел. Поэтому в подобном состоянии он руководствуется не наставлениями мамы, а непреодолимой потребностью психики снять напряжение. Это проявляется упрямством, капризами, игнорированием требований взрослых. Непослушанием.
Контакт!
Неужели родители и дети обречены быть заложниками обстоятельств, в которых стресс, плохие психологические состояния, разница в психических свойствах рождают конфликт между ними?
При наличии системных знаний — конечно, нет!
Самое сложное в любой проблеме — это непонимание причин происходящего. Когда причины становятся ясны, можно двигаться к решению.
Центральной фигурой здесь является мама. Как правило, она не ассоциирует поведение ребенка с собственным стрессом или неудовлетворенностью.
Женщине кажется, что ее состояния усугубляются непослушанием ребенка, в то время как это непослушание проистекает из ее состояний. Обнаруживая эту взаимосвязь, женщина способна испытать большое облегчение, так как она дает иррациональному детскому поведению логичное объяснение. Это возвращает почву под ногами.
Теперь можно правильно приложить усилия и направить их прежде всего на восстановление собственного психологического комфорта.
Зная, как устроено ее бессознательное, женщина может установить, какие нехватки возникают в ее психике в период материнства и чем их можно было бы заполнить, чтобы не чувствовать себя несчастной. Ей легче определить, какая именно помощь ей нужна и как использовать высвобождающееся время и силы с максимальной для себя пользой, а не затыкать ими бытовые дыры, оставаясь все такой же угнетенной и подавленной.
Понимание себя и причинно-следственных связей между собственным душевным состоянием и качеством взаимодействия с другими людьми (прежде всего со своими детьми) значительно повышает стрессоустойчивость.
Все это выводит маму из негатива и дает ей возможность сосредоточиться на ребенке не только в части его физических нужд, но и в плане осознания его психологических потребностей. Когда ей становятся ясны его врожденные свойства и желания, начинает вырисовываться и подход, благодаря которому ребенок с готовностью идет на контакт.
...Рождение троих детей не приносило материнского счастья. Своим больным состоянием я калечила детей. Калечила их душу и психику. Мой шестилетний сын практически не говорил, а когда что-то произносил, было непонятно. Младший ребенок был просто невыносим. Обладая крепкими голосовыми связками, он сводил меня с ума. Как будто специально, зная мои слабые места, он невыносимо кричал. Он кусался, царапался и постоянно дрался, закатывая истерики. Самая старшая в момент пубертатного периода стала интересоваться компаниями, которые употребляли наркотики. Убегала из дома. Понимала ли я, что это мои действия довели до этого? Отвечу — нет. Я вообще не понимала, что происходит. Думаю, если бы в свое время со мной не поделилась подруга видеоотзывом тренинга по системно-векторной психологии, конец был бы очевиден. Сейчас у нас полная идиллия и понимание друг друга. Дочь оборвала свои сомнительные связи. В учебе заметно подтянулась. Она расцвела и стала невероятно красива и жизнерадостна. Средний сын говорит, понятно излагает свои мысли и чувства. Младший стал уравновешенным, спокойным, в нем нет той агрессии, которая была, истерики прекратились. Не побоюсь этого слова, Юрий Ильич спас мою душу, а с ней и души моих детей…
…Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет семь. Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка… Камень свалился, не передать какой… А до СВП при тех состояниях — хоть в окно… НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!…
...Всегда интересовалась психологией, всегда считала себя знатоком человеческих душ и, говоря честно, в людях ошибалась довольно редко. Но при этом видела свое полное бессилие перед трехлетним монстриком, которая доводила меня за 5 минут до белого каления и смеялась, когда я ее порола… Я ЕЕ ПОРОЛА. Обожая свою дочь, я не могла ничего с собой поделать. Ни я, ни муж не могли с ней справиться, она никого не слушала, никакие слова и доводы не воспринимала. На тренинг я возлагала огромные надежды. Результат получила после первого раза. Я прекрасно понимаю свою чудную кожно-зрительную девочку! И конечно же, и пальцем ее никто не трогает…
…Замечала и замечаю, что мы, мамы, часто высказываем друг другу свою озабоченность: ребенок дерется — не знаю, что делать… ребенок плачет, не знаю, как успокоить… ребенок как будто специально меня раздражает и хочет, чтоб его избили… мой ребенок не хочет ходить в школу… у меня странный ребенок — не играет и не общается со сверстниками… и много других, подобных этим, высказываний. Забегая немного вперед, хочу сказать, что уже сейчас можно без страха за будущее своих детей вырастить и воспитать их счастливыми, довольными жизнью и благодарными своим родителям за их воспитание. Это понимание ко мне пришло только с личным опытом использования знаний тренинга «Системно-векторная психология…
Корректор: Анна Мороз