Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Боязнь воды: как осознать причины и обуздать страх

В психологии известно множество фобий, связанных с водой. Одних людей преследует страх глубины и неизвестности, другие избегают попадания брызг или дождя на лицо...

«Захожу в воду, вся сжимаюсь, не хватает воздуха — ощущение, будто задыхаюсь. Неконтролируемая боязнь воды, особенно когда она подступает к лицу! Если ноги не достают до дна, то начинается паника».

«Боюсь темных и мутных водоемов. Кажется, что в воде акула».

«Страх, что кто-то затащит под воду. Тело сковывается, и начинаю тонуть. Плаваю на мелкоте. Чувство позора перед друзьями и близкими за несостоятельность. Высмеивают — такой большой и не умеет плавать».

«Мою голову под душем, вода попадает в нос и уши, охватывает паника. Боюсь воды, как огня».

Как проявляется страх воды

В психологии известно множество фобий, связанных с водой. Одних людей преследует страх глубины и неизвестности, другие избегают попадания брызг или дождя на лицо.

Есть случаи, когда человек боится захлебнуться водой из кружки. Воображение может рисовать различные сценарии — от нападения морских чудищ, запутывания в водорослях, до водоворотов и наводнений.

Во всех ситуациях люди описывают похожие симптомы:

  • учащенное сердцебиение;

  • проблемы с дыханием, одышка;

  • повышенное потоотделение;

  • сухость в рту;

  • дрожь или судороги в мышцах;

  • головокружение и обморочное состояние;

  • онемение рук или ног;

  • потеря ориентации в пространстве.

Расследование причин

Большинство страхов, связанных с водой, — следствие плохого опыта в детстве. Боязнь воды, фобия могла развиться после несчастного случая — захлебывания при купании, перевернувшейся лодки, ныряния в опасном месте. Кто-то пережил судороги при плавании или неудачные шутки типа хватания за ноги под водой.

Ребенок тонул или очень серьезно захлебывался. Попавшая в носоглотку или дыхательные пути вода вызвала цепную реакцию страха за свою жизнь.

И каждый раз в ответ на неприятные ощущения от попадания воды в нос, на лицо психика запускает реакцию спасения.

Возможно, утонул кто-то из близких людей. Рассказы об этом или увиденный собственными глазами утопленник глубоко врезались в память.

Но не всегда есть очевидная причинно-следственная связь. Человек не помнит травмирующих событий, а водоемы обходит стороной. Все может быть намного глубже, чем представляется на первый взгляд.

Потеря чувства безопасности

Ощущать себя в безопасности — базовое желание любого ребенка, да и взрослого человека. Это аналогия счастья, когда ничто не угрожает жизни. Хотя бы психологически есть опора, уверенность — все будет хорошо, в случае опасности меня спасут.

Такое чувство защищенности ребенку дают родители. А что, если папа учил плавать, говорил, что держит, а потом отпускал и малыш захлебывался. Ребенок оставался один на один с незнакомой стихией. Он пугался, а папа снисходительно доставал его из-под воды и посмеивался.

Или мама, уставшая за день, с раздражением купала перед сном. Малыш выскальзывал из рук, уходил под воду и нахлебывался. Вода попадала в нос, возникали перебои в дыхании — страх смерти связался с этим эпизодом.

А в целом спровоцировать страх могут различные ситуации, в которых ребенок теряет ощущение защищенности: крики родителей, напряжение в семье, стресс мамы.

Недоверие к самым близким людям рождает недоверие к миру в целом и к воде в частности. Семья в детстве — это проекция отношений с обществом в будущем. Не почувствовав безопасность в родительских руках, сложно рассчитывать на помощь от других людей. Поэтому мир воспринимается враждебным и опасным, и страх может принимать любые формы.

Боязнь воды фото

В группе риска

За ширмой всех видов фобии стоит страх смерти. Психика человека устроена так, что стремится сохранить жизнь любой ценой. Сложнее всего это получается у людей со зрительным вектором.

Про них говорят: у страха глаза велики. Именно глаза, так как это люди с чувствительным зрительным восприятием. Они эмоциональные, впечатлительные, с близко стоящими слезами и частой сменой настроения.

Они рождаются с повышенным страхом за собственную жизнь. Часто это выливается в страх темноты, когда воображение рисует монстров на стене, а из-под кровати в любой момент может схватить за ноги волк. Страхи возбуждаются в темноте, когда глазами не видно. Тогда включается воображение и дорисовывает «из мухи слона».

При правильном развитии ребенок научается выносить свои эмоции и страх наружу. Постепенно слезы о себе и истерики, свойственные таким детям, замещаются чувственными переживаниями о других людях — о маме, папе, бабушке и т. д. Ребенок жалеет, сочувствует неприятностям других людей, как собственным. Так страх смерти за себя перерождается в сострадание, сопереживание и любовь к другим людям.

Иногда этого перерождения в детстве не происходит, страх смерти словно застывает в психике.

Прервать развитие можно запретом на проявление эмоций, например если родители запрещали ребенку плакать. Не поплакав за себя, он не смог научиться плакать за других. Слезы — это естественная реакция зрительного ребенка. Для него запрет плакать — это запрет чувствовать.

Возможно, в целом обстановка была пугающая. Ребенку некому было рассказать о переживаниях. Часто бывает, родители на грани развода, даже если нет скандалов, дети считывают бессознательно их состояние.

Длительное нахождение в травмирующей обстановке, тревога и испуги, неумение преодолевать их самостоятельно могут вылиться в любой страх. Ведь эмоции никуда не деваются, они подавляются и вытесняются в бессознательное. А оттуда уже прорываются фобиями, паническими реакциями, тревожными состояниями.

Чаще всего с годами страх смерти только разрастается, ведь психика сканирует жизнь на опасные ситуации — набирает опыт, картинки, истории, которые могут привести к гибели. Если фокус внимания смещен на боязнь утонуть, человек склонен набирать как можно больше предостережений на эту тему.

Архив пугалок, связанных с водой, может хранить сцены наводнений, трагических кадров на водоемах из новостей, сцены из кинофильмов, таких как, например, «Титаник» или «Челюсти» с акулой-убийцей.

Яркие пугающие впечатления могут быть из детской литературы. Например, боязнь глубины, воды, темной или мутной, подпитывается сказками. Они дают испуганному воображению образы ведьм, чертей, водяных, чудищ болотных.

Не каждый маленький ребенок способен без ужаса читать «Русалочку» Г. Х. Андерсена, особенно про жилище подводной ведьмы. Так, путь к ней лежал через горячий пузырившийся ил и водовороты, которые увлекали за собой на глубину все, что встречали на пути.

Боязнь глубины воды фото

Жилье окружали склизкие полипы: «…ветви их были длинными осклизлыми руками с пальцами, извивающимися, как черви; полипы ни на минуту не переставали шевелить всеми своими суставами, от корня до самой верхушки, хватали гибкими пальцами все, что только им попадалось, и уже никогда не выпускали обратно… точно железными клещами, держали они своими пальцами все, что удавалось им схватить: белые остовы утонувших людей, корабельные рули, ящики, скелеты животных, даже одну русалочку. Полипы поймали и задушили ее. Это было страшнее всего!»

Детское сознание только формируется и способно всерьез воспринимать прочитанное или увиденное. Ребенок по-настоящему оживляет куклу или мягкую игрушку, и литературные образы для него — реальность.

Поэтому вытесненный ужас от «склизких полипов» может вылиться в страх водорослей, а илистые пузыри и водовороты чудиться в водоемах с мутной и непрозрачной водой. Такова особенность людей со зрительным вектором: то, что не видно глазу, дорисует воображение.

Как перестать бояться воды

Стабильные результаты по избавлению от страхов и фобий дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. В процессе психоанализа на поверхность из бессознательного выходят пугающие образы, как будто грязная пена вскипает. Образно говоря, снимаешь ее ложкой, рассматриваешь и удивляешься — как этого можно бояться?

Да, тогда в детстве все принималось за чистую монету. Злая ведьма тогда была реальностью, как и Дед Мороз. А сегодня так же пугаться воображаемой нечисти нет необходимости. Сознание выросло, восприятие мира изменилось.

При этом недопустима и самонадеянность. Даже опытные тренеры по плаванию предостерегают своих учеников от заплывов на дальние расстояния без сопровождения катера и сигнального буя. По статистике тонут в основном хорошие пловцы.

Психоанализ позволяет обрести разумное взрослое восприятие жизни. Оно включает в себя доверие к миру, а значит, и здоровое чувство безопасности в воде.

В процессе психоанализа боязнь воды трансформируется в желание плавать и у тех, кто тонул или захлебывался.

Наталья Чаус в детстве пережила падение в реку:

«Помню, что я пыталась барахтаться в воде, но она будто затягивала меня в свои глубины. Отчетливо запомнила, как я открыла глаза и увидела всю ту муть, которая меня окружала под водой. На поверхность я уже не пыталась выплыть, сопротивляться больше не было сил, тогда я просто расслабилась и... с той истории остался панический страх перед глубиной. Пока я видела дно, я могла как-то пытаться плыть, но как только дна не было видно, со мной случалась паника, я начинала задыхаться, сердце стучало, будто пыталось вылететь из груди, а хуже всего, я тут же разучивалась плыть…»

После тренинга Наталья решила испытать свой страх на прочность:

«…Пришла в бассейн и просто начала плыть, доплывая до глубины, пыталась прислушиваться к своему состоянию, все было тихо, ни паники, ничего из тех состояний, что меня держали долгое время. Начала делать всякие выкрутасы в воде, и не боюсь, совсем не боюсь...

Ооооо, что же случилось со мной в тот момент… меня прорвало, я начала плавать как сумасшедшая... не останавливаясь, нарезая круги, ставя свои собственные рекорды. Походы в бассейн продолжались, и когда я действительно поняла, что больше не боюсь, во мне появилось еще одно освобождение…»

Читать полный текст результата

Боязнь воды фобия фото

Анна Хохлова из Владивостока тоже получила неожиданный результат:

«…Плавать я могла лет с 15, но заплывать туда, где пальцы ног не касаются дна, уже не могла. Сразу сковывала паника, представлялись картинки, как страшные морские существа касаются тела, опасные медузы выпускают свои стрекательные нити, утопленники и заброшенные корабли смотрят вверх и ждут новых пловцов.

В общем, стоило только ощутить, что дна нет, сразу сбивалось дыхание, руки начинали хаотично двигаться, тело резко разворачивалось в сторону берега, и я со страхом плыла назад. Была в этом и боязнь утонуть, что унесет далеко-далеко.

Еще я очень боялась нырять. Даже с маской не опускала голову в воду — боялась дна и морских обитателей. Меня пугал сам подводный мир. Надо было обязательно, чтоб голова торчала над водой, только тогда купание было возможно...

Итак, три года после тренинга.

Теперь я ныряю на глубину 3–4 метров на задержке дыхания. Очень люблю морские подводные виды. Огромное сожаление, что эта красота была мне раньше недоступна. Это другой мир, который всегда был рядом.

Теперь я занимаюсь в бассейне, сносно плаваю брассом и могу на одном вдохе проплыть весь бассейн (25 метров) под водой. И это огромное удовольствие: чувствовать свое тело в трехмерном пространстве воды. Как я раньше без этого жила!

Теперь я учусь ходить в море на сапе. Мои ноги не трясутся, я держу равновесие, плыву стоя, работаю веслом хорошо, очень нравится ощущать, как тело подстраивается под волны.

Я совершенно другой человек с этими новыми увлечениями, и я бы не поверила, что смогу все это, если бы мне рассказали лет пять назад…»

Читать полный текст результата

Страх глубины фото
Автор публикации: Ольга Васильева
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 19630 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 19630 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X