Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Двойка в дневнике сына - как правильно пройти адаптацию к школе?

Первоклассник не хочет идти в школу. Ребенок боится оставаться в классе без мамы, устраивает истерику. Малыш дерзит учителю, дерется с одноклассниками. Кто-то теряется при устных опросах, не выходит на перемены и сидит один в уголке.

 

Как правило, если родители стали читать статьи про то, как адаптировать ребенка к школе – значит столкнулись с серьезными проблемами. Мы не хватаемся за голову и не ищем ответ, пока жареный петух нас не клюнет. Сама жизнь толкает нас к поиску ответов.

adaptatsiya1

Первоклассник не хочет идти в школу. Ребенок боится оставаться в классе без мамы, устраивает истерику. Малыш дерзит учителю, дерется с одноклассниками. Кто-то теряется при устных опросах, не выходит на перемены и сидит один в уголке.

Что происходит с детьми после первого сентября?

 

 

ВСЕ ПО ГРАФИКУ

 

Школьные психологи объясняют вышеперечисленные симптомы адаптацией ребенка к новым условиям, к новым требованиям, которые ему предъявляет общество. Не все дети оказываются к этому готовы, всем нужно разное время, чтобы привыкнуть.

Оптимальным сроком адаптации считается срок от двух до шести месяцев. При этом под адаптацией понимается приспособление ученика к условиям окружающей его среды. Выделяют следующие составляющие адаптации:

  • -физиологическую (учитывается, как развит организм ребенка в соответствии с возрастными нормами, его состояние здоровья);
  • -психологическую (развитие познавательных процессов, мышления, сформированность мотивации к обучению, воли);
  • -социальную (выработаны ли навыки общения, умение взаимодействовать в коллективе, выполнять правила).

Два главных фактора определяют успех адаптации к школе: личная готовность ребенка к школе и готовность школы к обучению ребенка. Первоклассник сталкивается с новым распорядком дня, новыми правилами, новым коллективом, новой учебной нагрузкой.

Причем учебный материал первого полугодия во многом совпадает с теми знаниями, которые ребенок получил в старшей группе дошкольного учреждения или на подготовительных курсах.

Считается, что в сложный период адаптации вводить новые знания не нужно, а важно научить по-другому относиться к самому обучению. В детском саду ребенок усваивал знания непроизвольно, в игровой форме, а в первом классе должен осознавать учебную задачу.

adaptatsiya2

 

ОТЛИЧИТЬ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ

Причины негативных изменений в поведении первоклассника, таких как депрессия, чувство страха и неуверенности, нежелание идти в школу, агрессивность, заторможенность, в основном объясняются специалистами как:

  • -неготовностью ребенка к школе на личностном уровне (не развита мотивация, воля, познавательные процессы, не сформированы навыки общения, плохое физическое здоровье);
  • -недочетами в работе учителя начальных классов;
  • -неправильной позицией семьи, ее низким культурным уровнем, материальной необеспеченностью.

Кроме того, подчеркивается, что на прохождении периода адаптации накладывает свой отпечаток кризис семи лет. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Ребенок начинает мыслить по-взрослому.

Как только вы столкнетесь с конкретной проблемой, вы услышите от педагогов и школьного психолога лишь общие слова поддержки, просьбы подождать, потерпеть, любить чадо, уделять ему внимание, а также сетования на то, что вы что-то недодали, недосмотрели. Никаких точных причин, объясняющих поведение именно вашего ребенка, не последует. Вы останетесь по большому счету один на один со своей бедой.

Отправитесь бороздить просторы интернета в поисках пути решения проблемы, изучать подобный чужой опыт. Авось поможет. Классический пример:

Мой сын пошел в первый класс. Мы ждали, что будет трудно, но не думали, что настолько. В детский садик мы немного ходили, так как у ребенка были проблемы со сверстниками, воспитателями, тяжело переносил разлуку со мной, сидел и горько плакал. Перед школой мы настраивали сына на позитив, как велели детские психологи, ходили целый год на подготовительные курсы. Консультировались у психолога, психотерапевта, невролога, детского психиатра, в общем, весь набор.

Говорят, что характер, темперамент такой, что привыкнет, что я его избаловала, что проблема в повышенной тревожности и отсутствии коммуникативных навыков. Только результат нулевой: сын боится заходить в класс, боится оставаться там без меня, от детей шарахается и по-прежнему плачет. При этом в плане учебы все в порядке, все понимает, запоминает, охотно делает уроки. Класс - хороший, учительница – замечательная.

adaptatsiya3

Пока остановились на том, что я буду стоять за дверью класса, хотя одноклассники моего дразнят за то, что он все перемены стоит со мной. Пытаюсь вне школы подружить его с ними, но руки уже опускаются.

Отзывы других родителей пестрят рассказами о похожих случаях, что, должно быть, немного успокаивает мать, но не решает трудностей с ребенком. Многие форумчанки стали упрекать ее в том, что она не водила сына в детский сад. Конечно, они правы, но время прошло, а матери теперь что делать? Ходить на уроки с первоклассником, пока он привыкнет? Стоять под дверью класса? Принимать самой успокоительные средства и давать их ребенку?

 

 

ДОБРАТЬСЯ ДО СУТИ

 

Совсем в другом свете видится дезадаптация в школе после прохождения тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Знание врожденных свойств (векторов) помогает понять, какие дети попадают в группу риска и что нужно делать, чтобы им помочь.

Сразу ясно, что в приведенном примере речь идет о мальчике с анальным вектором. Послушном, очень привязанном к маме, домоседе по своей природе. Для него перемены в жизни - всегда болезненны, он нелегко привыкает к новой ситуации, так как для него ценно прошлое. Ему всегда раньше было лучше, чем сейчас, чем будет в будущем. У него хорошо развиты познавательные процессы, он в состоянии обрабатывать много информации, раскладывать ее по полочкам, выяснять неточности и закрывать пробелы в своих познаниях. Он мыслит глубоко. Усидчивый, спокойный, старательный.

Задача родителей создать ему ощущение «мой дом – моя крепость», при этом адаптировать к обществу. Обязательно отдавать в детский сад, чтобы он выработал навыки общения. Он будет преданным, надежным другом. Просто ему тяжело принимать самостоятельные решения, начинать новые знакомства и воспринимать все новое - тут поддержку должны оказать родители, особенно мама. Не повышать на него голос, хвалить за успешное действие и подталкивать к общению, выходу из собственной пещеры, показывая, как хорошо там.

В сложившейся ситуации маме надо пересматривать свое отношение к ребенку. Ее пассивность перед любыми трудностями (отчего они не стали ходить в детский сад), гиперзабота лишили сына уверенности в собственных силах. Правильно будет найти ему друзей в школе, а матери – четко понять, чего она хочет для своего ребенка, осознать причины своего поведения. Неужели она хочет, чтобы сын рос «маменькиным»? Нужно спокойно (на анальных детей нельзя повышать голос – они впадут в ступор), объяснить ему, что такое школа, что и как там происходит, последовательность своих действий, когда она придет его забирать. Обязательно хвалить его за успехи (заслуженно).

Анального ребенка не заинтересуешь материальными выгодами, он остро нуждается в одобрении окружающих, добрых словах. Один из самых его больших страхов - страх публичного позора, и то, что его в классе высмеивают, дразнят, крайне негативные для него переживания. Неудачный первый опыт знакомства со школой он пронесет через всю жизнь, как и глубокую обиду на одноклассников, учительницу, родителей, не сумевших найти ключ к его сердцу.

Нужно создать анальному ребенку ситуацию успеха в классе. Например, поручить ему выучить стихотворение и похвалить при всех учениках класса, отметить его выдающиеся способности, что, на самом деле, так и есть.

Дети с анальным вектором становятся будущими медалистами, отличниками. Блестящие возможности к учению им заданы, а вот как они реализуются, во многом зависит от нас, взрослых.

 

 

АХ, ВОТ ПОЧЕМУ!

 

«Родители, диагностируйте своего малыша у психолога заранее, тогда вы избежите многих проблем в будущем!» - призывают нас.

В некоторых случаях эта мера помогает, но это общие рекомендации, известные всем родителям, - о том, что первоклассник должен быть физически и психологически подготовлен к переменам в его распорядке дня, к выполнению учебных заданий, к многоплановому общению. Родные люди обязаны быть рядом с ребенком, подставить плечо в трудную минуту.

Да, всем советы ясны как божий день, но мало кто их соблюдает - в этом видят педагоги главную проблему дезадаптации школьников. На самом же деле, причины более глубокие, когда нет конкретных советов и объяснения, почему их важно выполнять, то родители, зачастую полностью погружённые в карьеру и быт, ничего не меняют в своем отношении к детям. Доводят ситуацию до критической.

adaptatsiya4

 

 

РАСКРЫВАЕМ ТАЙНЫ

 

Педагог Г.С. Коротаева в своей статье «Адаптация к школе» условно делит первоклассников по степени адаптированности на три группы. Практические наблюдения становятся более понятными, если рассмотреть их через увеличительное стекло системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

 

 

ЛУЧШЕ ВСЕХ

 

"Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя".

Дети с кожным вектором, которые быстро умеют приспосабливаться к новым условиям, находить подход к людям, быстро отвечают на вопрос педагога. Для них жизненные перемены – в радость. Кожники вырастут дисциплинированными, ответственными, пунктуальными, если развивать их свойства.

Они легко могут ограничивать свои желания. Стремятся воплотить амбиции, быть первыми. Трудности возникают с теми кожными детьми, чьи родители пренебрегали режимом дня, не устанавливали четкие границы дозволенного, били их, тогда они становятся хулиганами класса, регулярно опаздывают, постоянно отвлекаются.

 

 

ДОХОДИТ КАК ДО ЖИРАФА

 

Дети второй группы "не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя".

В эту категорию попадают ученики с анальным вектором. По привычке они продолжают играть на уроке, как в детском садике. Только спустя шесть месяцев они адаптируются к изменившейся обстановке. Привыкают к новым правилам, к коллективу. Обида - проявление анального вектора. Истерики, слезы – характерны для детей со зрительным вектором. Эмоциональных, чувствительных, восприимчивых.

adaptatsiya5

В такой ситуации родителям и педагогам нужно не подгонять, не унижать ребенка, хвалить, не кричать. Анальным детям хочется признания, одобрения со стороны взрослых, особенно учительницы. Важно, чтобы у него появились товарищи. Часто среди них оказывается кожный ребенок, который впоследствии подталкивает анального к активным действиям уже внутри коллектива.

 

 

НА ГРАНИ ФОЛА

 

В третью группу попадают те дети, у которых возникают значительные сложности с адаптацией, на которых жалуются учителя, и сами родители не понимают их поведения.

Так, реакцию активного протеста явно демонстрируют дети с уретральным вектором. «Хамит, не слушается учителя». Они завоевывают свое место под солнцем бесстрашием, смелостью, напором. Дерзкие, активные, энергичные, без авторитетов в голове. Часто происходит перетягивание одеяла власти над управлением классом между уретральником и учителем.

Мудрая учительница умеет направить энергию ребенка-вождя в правильное русло. В данном случае ошибкой со стороны учителя будет доказывать свою правоту, пытаться приструнить ребенка, подавить его. В этой войне не будет победителей. Пострадают все. Любое понижение в ранге уретральника, высмеивание его, вызывает бурю гнева и ярости. И реакцию ухода «на рывок».

Часто учителя жалуются на «остряков» в классе. У такого ребенка рот не закрывается. Он готов говорить всегда, нашлись бы свободные уши. Шутит, врет, сплетничает - лишь бы его слушали. Ребенок с оральным вектором, который мыслит говорением. У него вербальный интеллект, поэтому педагогу нужно давать оральному ребенку законный повод выступать перед всем классом, например, поручать доклады.

В группу детей, демонстрирующих реакцию пассивного протеста и так называемую реакцию тревожности и неуверенности, попадают ребята со звуковым вектором. Какие-то они не такие. Не от мира сего. 

adaptatsiya6

Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально, на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм".

Звуковик направлен в себя, он интроверт. У него богатый внутренний мир. Он сосредоточен на своих мыслях, переживаниях, и ему требуется время для того чтобы переключиться на происходящее во внешнем мире. Громкий шум, крики создают агрессивную среду обитания для чувствительного уха маленького звуковичка. Он нуждается в тишине. Если не давить на него, создать дома атмосферу спокойствия, то успехи в учебе не заставят себя ждать.

В категории риска может оказаться и замкнутый, нелюдимый, незаметный обонятельник и кожно-зрительный мальчик, женоподобность, восприимчивость которого иногда вызывают насмешки одноклассников и превращают его в козла отпущения класса. Важно понимать, что дети в начальной школе подобны первобытной стае, в коллективе они ранжируются по видовым ролям, ведут себя по животному образцу: выживает сильнейший. Изначально в детских душах живет неприязнь к ближнему, а вот любви, состраданию, человечности их нужно научить. Школа – то самое место, где дети из маленьких дикарей становятся, прежде всего, настоящими людьми.

Итак, как будет проходить школьная адаптация, зависит от врожденных свойств ребенка и от того, насколько мы, взрослые, будем готовы создать благоприятные условия для развития природного потенциала и оказать ребенку компетентную помощь при возникновении проблем.

Автор публикации: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35785 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 17 Отправить комментарий
оля князева 26 августа 2014 в 14:08

Кто должен адаптироваться: ребенок к школе или школа к ребенку? На мой взгляд, это крайние позиции. На деле и школа адаптируется к новым детям и дети адаптируются к новым условиям. Когда перегиб в одну или другую сторону мы и получаем нередко большие прорехи в воспитании детей. Так, если школа без барьеров, то есть с ребенка пылинки сдувают, чтобы нигде деточка не напряглась, не сломалась - итог - нет развития у ребенка, его психическое практически консервируется. Зачем ему прикладывать усилия, если и так все на блюдечке? Без того, что ребенок проходит через какие-то трудности, барьеры - не только опыт появляется как их проходить (мы все же детей для реальной жизни по сути должны готовить, а не к аквариуму), но и внутренние новообразования. Вспомните, как происходит рост того же растения - через тернии к солнцу, так и с человеком (думаю, в своем опыте найдете примеры, когда справившись с трудностями в жизни Вы стали умнее, мудрее и они вам на пользу пошли). Другая крайность - не создавать институтов для помощи детям в прохождении барьеров в жизни, выживет сильнейший - тоже не годится. Слишком многих мы потеряем для общества, слишком многие останутся за бортом хорошей жизни.
Что касается вопроса: чему учит школа? И жизни в том числе. Хотя, конечно, есть над чем работать. Но цель, по сути, и у родителей, и у школы, и у общества - вырастить детей развитыми реализованными людьми, так только они могут быть гарантией светлого безопасного будущего.

Sonique Igumnova 25 октября 2012 в 23:10

Почему то ни у кого не возникло мысли, что здесь что-то не правильно. Я не про статью, там все изложено с позиции специалиста, который должен решать поставленные задачи, давать советы по ситуации. Никто не задается вопросом, почему все наши дети "должны" переживать глубочайший стресс, терять здоровье, поступая в школу. Вам не кажется, что это в самой школе что-то не так, коль скоро наших детей зачастую нужно ломать через колено, чтобы приспособить, адаптировать к этой системе? Ради чего? Ради того, чтобы с тонкостью бульдозера сделать ребенка удобным для самой этой системы? Чтобы сидел ровно, внимательно слушал и ставил точку в конце предложения (и ни дай бог на 2 мм дальше, чем по ПРАВИЛАМ!) А взамен-то что? Психические расстройства, нежелание учиться и аутизм? Я - пас! Я очень люблю своих детей.

Анастасия М. 04 сентября 2014 в 17:09

Sonique Igumnova, пока мы будем выносить себя, свою семью, детей за скобки - не видать нам счастливого будущего. Конечно, каждый хочет, чтобы вся окружающая реальность сама переламывалась через колено с одной лишь целью - подстроиться под наши нужды и неприкосновенную индивидуальность. Но никто, вернятно, не рисует счастливое будущее своих детей на необитаемом острове в полном одиночестве и одичалости, где никто бы никому не был должен и чтоб никакой жесткой системы, верно?

Вы пеняете системе за давление ПРАВИЛ - но, скорее всего, одновременно рассчитываете на то, что общество будет соблюдать необходимые правила по отношению к ребенку, когда он выйдет в настоящую жизнь. Что, если кто-то посмеет отобрать у него завтрак? Поставить подножку, ударить? К чему взывать? К правилам поведения, к закону и порядку! Кто будет обеспечивать закон и порядок для нашего блага, если мы сами в первую очередь считаем своим нерушимым правом ставить точку в предложении так, как нам вздумается, и никак иначе? Та самая злобная система учит ставить точку в нужном месте, а сверх того, учит людей быть людьми и жить среди людей. Выход один - понять изнутри, как устроен мир в целом и каждый в отдельности.

А что до трудности адаптации ребенка в школе - то далеко не школа здесь первичный фактор. Куда бОльшая ответственность лежит именно на родителях - какой они сделают вклад в воспитание и развитие ребенка, чтобы он был готов хотя бы просто напросто находиться в классе среди других тридцати таких же как он. Если у него от этого глубочайший стресс, потеря здоровья и психические расстройства, то, вероятно, что-то важное было упущено еще в дошкольный период развития. Системно-векторная психология уделяет огромное внимание разбору проблемы воспитания детей, безошибочного и гармоничного развития их свойств, которое в дальнейшем поможет им с легкостью и удовольствием выходить за пределы уютного домашнего гнезда, быть способным проживать свою жизнь среди людей, быть адаптированным, желаемым и востребованным - а не мечтать каждый день только о том, как бы вернуться поскорее в тепличные условия родительского дома, единственного места, где он чувствует, что нужен, любим и защищен от суровой реальности окружающего мира, в котором мы все с вами живем.

Наталья Баскакова 27 августа 2012 в 15:08

школа недаром так называется педагогическими джунглями.
но проходить через них необходимо каждому

Ирина Каминская 22 августа 2012 в 20:08

Мечтаю о том времени, когда системно-векторная психология будет обязательным предметом в школе! И для учителей тоже.

оля князева 26 августа 2014 в 14:08

Мечты часто сбываются. Вопрос только когда.

Елена Шахова 1 18 августа 2012 в 11:08

Соседский мальчик ходил в школу как на каторгу. Практически еженедельно при приближении к школе его тошнило. Мама с трудом отводила сына в школу.
И так 4 года. Вот такая реакция на первую учительницу. Не перевели. До сих пор в этой школе и учится.
Какие страхи он вынесет во взрослую жизнь....

оля князева 26 августа 2014 в 14:08

Психосоматика в чистом виде, впрочем, как и психологическая безграмотность этой мамы и первой учительницы...

Ирина Каминская 22 августа 2012 в 20:08

Ужас какой... Мои обе натерпелись от первых мучителок. Сочувствую.

Клара Евдокимова 17 августа 2012 в 16:08

Будущим учителям обязательно нужны знания по системно-векторной психологии! Это поможет им и в собственной семейной жизни, и вообще по жизни и, конечно, на работе - в школе. Правильно воспитывать детей, находить к ним верный подход.

Ирина Киреева 16 августа 2012 в 12:08

Самое печальное, что педагоги и родители знают об индивидуальном подходе к воспитанию, знают, что все дети разные, но редко действительно это знание применяется. Сложно перестроить себя. Мне кажется, что начинать надо с учителей и родителей. Изменятся они - и не будут так остро стоять детские проблемы. Радует, что все больше взрослых задумывается над вопросами психологии. www.12bal.com

Ольга Князева 1 16 августа 2012 в 18:08

Индивидуальный подход зачастую действует только на словах, да и он не может действовать без системных знаний, мы будем воспринимать ученика через себя и лепить личность по собственному разумению.
Только системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет дифференцировать людей, отличать "кошечек от собачек" и воспитывать их соответственно.

Наталья Аверина 15 августа 2012 в 23:08

Как это важно - дифференцировать детей по свойствам, а не "грести всех под одну гребенку"! Хорошо бы это знать и родителям, и учителям. Сколько проблем можно избежать!

Татьяна Клищенко 1 15 августа 2012 в 16:08

Эти знания просто необходимы и родителям и учителям. Только дифференцированный подход способен облегчить адаптацию ребенка в новых для него условиях. А у нас пока всех под одну гребенку стараются подровнять.

Ольга Князева 1 16 августа 2012 в 18:08

Часто родители только в крайних случаях идут искать ответы, как правильно воспитывать детей, обычно " мы сами знаем". Гордость, высокомерие, энциклопедичность знаний, опыт - все это мешает получить новые, работающие системные знания.

Татьяна Анненкова 15 августа 2012 в 00:08

Школа - навсегда больное место. Не хочется писать банальностей: вот если бы все учителя... Но это действительно то, что не хватает - знания Системно-векторной психологии со всей ее глубиной и тонкостями. Каждый был ребенком и учился в школе, и нас заставляли делать многое, не свойственное нашей природе не воспитывая и обучая нас, но тормозя наше развитие.

Ольга Князева 1 16 августа 2012 в 18:08

Школа - по сути, место для социализации и получения образования ребенка. Когда же оно превращается в "больное место" - это вина целиком взрослых.