Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Как стереть границу между добром и злом, не привлекая внимания

Человек — существо подражательное. В особенности ребенок, который в период своего становления естественным образом нуждается в наличии знаковых фигур, олицетворяющих одобряемые обществом модели поведения...

— Удивлюсь, если это окажется не очередная поделка, очерняющая и обесценивающая наших добрых сказочных героев, — подумала я в ответ на предложение посмотреть новый российский фильм «Баба Яга спасает мир».

Что ж, удивиться не получилось. Уже из названия фильма ясно, что сопереживать в нем предлагается персонажу, которому в народном фольклоре всегда отводилась отрицательная роль.

Подумаешь, просто кинематографический ход, нетрадиционный ракурс, способ зацепить внимание избалованного зрителя. Так могут отнестись к подобной трактовке взрослые.

Однако кинокартина снята для детей, еще не обладающих зрелым сознанием и воспринимающих происходящее на экране вне критической оценки.

Соблазнительно думать, что детский фильм — это просто развлечение. На самом деле это средство формирования личности, значение которого нельзя недооценивать. Поэтому в художественном творчестве, адресованном детям, акценты должны быть расставлены четко, граница между добром и злом обозначена с полной определенностью.

С ног на голову

Так вот, Баба-яга.

Ну, представлена она положительным персонажем, что тут плохого? Значит, в полку «хороших» прибыло, ура!

Нет, не прибыло, а перевернулось с ног на голову. Потому что Иван-царевич здесь в обмен на молодильное яблочко вступает в сговор с Кощеем, переходя тем самым на сторону врага.

А уж подбор актеров не оставляет Иванушке никаких шансов на восприятие его героем.

На основе русских народных сказок внешность Бабы-яги можно кратко охарактеризовать как безобразную и отталкивающую. При этом в фильме Бабу-ягу играет шикарная Людмила Артемьева, которая даже в гриме замшелой старухи выглядит весьма неплохо, а уж после того, как по сюжету попадает в современный мир и начинает пользоваться его благами, и вовсе входит в столь свойственный ей неотразимый образ женщины с шармом.

Из сказок нам известно, что Иван-царевич — это младший царский сын, добрый молодец в поисках суженой. В картине его роль исполняет 55-летний Ян Цапник, немолодой, рыхловатый, не обладающий особой мужской статью и ассоциирующийся с юным царевичем примерно никак. Кольчуга и меч в его арсенале смотрятся чужеродно; стоя на поле боя против Кощея, он горбится и сутулится, внешне проигрывая даже ему, и в целом выглядит и ведет себя как совершенный рохля.

Таким образом, в фильме сделано все, чтобы персонаж, олицетворяющий силы зла, был представлен весьма импозантным, а традиционный герой — вызывающим недоумение.

Вообще дело не только и не столько в сюжете данного конкретного фильма, сколько в самой тенденции к разрушению светлых образов, живущих в российском культурном пространстве. В ту же тенденцию укладывается и фильм «Последний богатырь», в котором один из главных столпов русского героического эпоса Добрыня Никитич изображен злодеем. И новый «Чебурашка», где вместо милейшего, всегда готового любому оказать дружескую поддержку Гены глазам зрителя предстает персонаж грубый и жестокий, который вышвыривает Чебурашку вон и начинает по-настоящему взаимодействовать с ним, только когда выясняется, что того можно использовать для решения личных проблем. Теперь схожая участь постигла и Ивана-царевича…

Да, перечисленные фильмы формально заканчиваются победой добра. Но это как те ложечки, которые нашлись, а осадочек остался: репутации добрых героев нанесен урон.

Как стереть границу между добром и злом фото

Кто-то скажет: ведь это не реальные люди, а всего лишь элементы художественного вымысла. А разве подобное не происходит в отношении реальных людей? Десятилетиями мы наблюдаем парад обесценивания того, что связано с величием нашей страны, очернения тех, кто жизнь посвящал ее сохранению и движению в будущее. Отцы первой в мире социалистической революции, изменившей путь развития человечества, объявляются преступниками, а созданное ими государство — кровавым режимом. В забвение отправляются пионеры-герои, а между Сталиным и Гитлером так и норовят поставить знак равенства.

Стирая грань между добром и злом

Люди складываются в народ, когда они воспитываются на единых понятийных рядах, на общем представлении о мире, на однозначном понимании добра и зла и почитании общих героев.

Являются ли эти герои реальными историческими личностями или собирательными образами, как персонажи общепризнанных литературных произведений и народных сказок, сущность их в том, что они готовы бескорыстно жертвовать собой ради блага других. Уважение к ним дает людям возможность чувствовать свою связь с едиными корнями и принадлежность к сплоченному едиными ценностями обществу.

Лишить корней, разорвать единство, стирая грань между добром и злом и дискредитируя героев, — это вполне себе средство психологического воздействия. Чем больше устоев будет разрушено, тем меньше будет факторов для объединения людей и взаимопонимания между ними. Поэтому процессы разрушения с реальных фигур распространяются также и на вымышленных. Какие такие герои? Нет у вас никаких героев, даже сказочных, извольте взглянуть на экран, что они там вытворяют — смотреть стыдно. А в нынешнюю медиа-эпоху про что не снят фильм — того, считай, и не существует.

Когда силы добра опорочены, с кем остается иметь дело, как не с силами зла? И дело, получается, иметь можно, если к тому располагают обстоятельства и соображения выгоды. Вон, Мальчиш-плохиш не даст соврать.

Выбор между добром и злом уступает место умению грамотно оценить перспективы ситуативного партнерства. Да и сама граница между ними размывается, подводя к мысли, что никакого добра и зла не существует, есть лишь прагматизм момента.

Человек — существо подражательное

В ситуации с фильмом «Баба Яга спасает мир» немного успокаивает то, что картина очень слабая, в душу зрителю не западет. Однако при полном безразличии властных структур к содержанию произведений, выходящих в детский кинопрокат, могут найтись те, кто станет делать то же самое ярко и талантливо, переводя количество в качество. А людям с несформированными ценностными ориентирами можно выдать за добро все что угодно, вплоть до ядерных бомбардировок мирных городов, как это уже произошло с японской молодежью.

Равно как и за зло.

Человек — существо подражательное. В особенности ребенок, который в период своего становления естественным образом нуждается в наличии знаковых фигур, олицетворяющих одобряемые обществом модели поведения. Если перед глазами не будет положительных героев, в их ранг обязательно будут возведены яркие отрицательные личности.

Как стереть границу между добром и злом человеку фото

Раньше в этом плане можно было положиться на государство, систему школьного образования и социальную согласованность. Реалии сегодняшней жизни другие. Они возлагают на родителей гораздо более серьезную задачу и ответственность. Конечно, в нынешнюю информационную эру невозможно полностью изолировать ребенка от информации, способной оказать на него негативное психологическое воздействие. Но можно и нужно показать ему, что значит быть настоящим человеком, на подлинных героических примерах, которыми полна наша история, классическая художественная литература, народное творчество. Так ребенок научится различать полезные и вредные для души вещи и делать между ними правильный выбор, не позволяя заморочить себе голову.

«Очень хочу поделиться своим результатом, связанным с воспитанием деток. Ведь «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана кардинально меняет отношение к процессу воспитания и взаимодействия с ними)))»

Марлен Павленко, провизор, Краматорск, Украина

«Только благодаря знаниям, полученным на тренинге «Системно-векторная психология», безошибочно понимаю, в каком направлении надо развивать ребенка...»

Елена Когырева, менеджер, Нижний Новгород

Автор публикации: Татьяна Коноплич
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 89166 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 89166 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 2
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Александр Галкин 18 июня 2024 в 08:06

30 лет назад, когда территория бывшего СССР была на переходе с анальной социалистической эпохи в кожную капиталистическую этому можно было удивляться: интернета у нас нет, информации мало, все дети смотрят одни и те же мультфильмы и читают те же книги. Сейчас же вырастут люди, чей кругозор в полученной информации может не пересекаться друг с другом пластами, как то один смотрит условные аниме, другой манги читает, а третий советскую классику. Очевидный кожный индивидуалистический "разрыв". Не плохо, не хорошо, как есть.

Оля Пушинина 02 июня 2024 в 07:06

Когда смотрела нового "Чебурашку" (правда, мне было 20), возникло другое впечатление. Нам показали анальника со зрением, обиженного на жизнь и на дочь, дочь тоже обижена на отца (за то, что тот бросил ее), и, конечно, от обиды он вышвыривает Чебурашку. Сначала относится не очень, но потом Чебурашка начинает положительно влиять на окружающих. Дочь смогла оправдать отца, да и он сам осознал, как его поступок на ней отразился. Смог справиться наконец-то с гибелью любимой жены, потому что его черствость была порождена и этим тоже. И старуха Шапокляк как-то задумалась о том, что у нее внутри происходит....

Хотя, возможно, ребенок это все воспримет иначе.... Не знаю.... Может быть, не с прям раннего детства этот фильм показывать, а когда ребёнок системные знания от родителей уже перенял....