Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Аутизм. Часть 1. Причины возникновения. Воспитание ребенка с аутизмом

  • Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

  • Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

  • Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом

  • Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции

  • Часть 6. Роль семьи и окружения в воспитании аутичных детей

Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», родители порой не в силах вместить всю эту боль, растерянность, чувство вины и беспомощность, которые обрушиваются на них в одночасье. Словно через глухую вату в ушах звучат вопросы психиатров «вы будете оформлять инвалидность?». Какую инвалидность, кому? Кто инвалид, мой ребенок? Разум отказывается верить в происходящее.

В памяти еще свежи воспоминания о его появлении на свет. Родился в срок, с нормальным ростом и весом, из роддома встречали с цветами. Родился обычный, здоровый малыш, радость для всей семьи. Как все дети, начал держать головку, сидеть, вставать и ходить. Когда и что пошло не так?

Конечно, он немного отличался от других детей – предпочитал уединение, мало контактировал даже с близкими, но ведь люди бывают разные! Неужели это повод констатировать, что мой ребенок никогда не сможет жить полноценной жизнью, быть нормальным членом общества?

И начинаются лихорадочные поиски специалистов, методик, лекарств, молитв, просвещенных старцев и знахарок с хорошей репутацией. Где-то же должен быть выход? Существует же какое-то объяснение тому, что происходит с моим ребенком? Где искать этот ключ?

Особенности ребенка с аутизмом. О чем нужно знать

Объяснение происходящему действительно есть, и родители интуитивно правильно чувствуют: ответ в том, что «все люди разные». Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает людей по психологическим особенностям и объясняет, что дети с диагнозом аутизма, обладают особым типом психики, т.н. звуковым вектором. Их особенность в том, что у таких детей сверхчувствительный слух. Они не просто слышат лучше других, но и крайне болезненно реагируют на громкие звуки.

Защитная реакция психики

Так, если будучи беременной, мать танцует на дискотеках, посещает концерты или включает очень громко музыку перед ребенком, если родители скандалят в присутствии малыша, то это наносит тяжелую травму психике ребенка со звуковым вектором.

Получая такие травмы, он закрывается от внешнего мира, уходит в себя и теряет способность контактировать. Такова защитная реакция незрелой психики ребенка на болевое воздействие. Уходя в себя, он уже не воспринимает обращенную к нему речь и не может нормально развиваться.

При этом страдает не только звуковой, но и другие вектора ребенка. Ведь каждый человек является обладателем как минимум двух, а чаще 3-4 векторов. У каждого вектора – свой набор врожденных желаний и свойств, нуждающихся в развитии. Посмотрим с точки зрения системно-векторной психологии, как это отражается на поведении ребенка.

Особенности развития. Если ребенок не может усидеть на месте

Так, кожный вектор сообщает ребенку большую двигательную активность, интерес к пользе и выгоде, что при правильном развитии позволяет ему рождать инженерную мысль, с увлечением что-то конструировать. Но звуковая травма и аутизм как ее последствие вносят искажения и в развитие кожного вектора ребенка: вместо творческого созидания мы наблюдаем двигательную расторможенность, невозможность сосредоточиться. В тяжелой форме аутизма такой ребенок просто беспорядочно двигается по комнате, берет и тут же бросает предметы. Специалисты называют это «полевым поведением». СВП помогает понять его причины.

Понимая сущность вектора, мы добираемся до причины отклонений поведения. Это дает возможность направить природные свойства вектора в нужном ключе, помочь развитию ребенка. Так, вместо успокоительных гиперактивному ребенку с кожным вектором можно предложить конструктор, задачи на счет и частую смену заданий. (Подробнее в следующих статьях, а также уже на вводных лекциях по СВП).

Упрямство и заторможенность

Ребенок с анальным вектором, при правильном развитии, обладает невероятной усидчивостью и способностью к сосредоточению, он делает все медленно, но тщательно и аккуратно. Аутизм вносит разрушительный вклад и в развитие анального вектора: перед нами предстает ребенок, который часами совершает одни и те же действия, малоподвижен, крайне упрям и воспринимает в штыки даже попытку предложить ему новый вид пищи.

Есть ли выход из этой ситуации? Как помочь ребенку выбраться из состояния такой глубокой интроверсии, которая становится несовместима с нормальной жизнью в обществе?

Воспитание ребенка с аутизмом. Учитываем потребности

Обладая знаниями системно-векторной психологии, мы можем очень точно понимать потенциал и психические особенности ребенка и знать, какое воздействие будет для него благоприятным, а какое лишь усугубит ситуацию.

С обладателем звукового вектора разговаривать нужно тихим, спокойным, доброжелательным голосом. Он лучше других способен определять интонации и гораздо охотнее обратит внимание на тихие звуки, а вот шум и повышение тона - это для него болевые воздействия.

Для гармоничного развития звуковика необходимо обеспечить такую среду, в которой отсутствуют громкие звуки. А вот тихая классическая музыка – наоборот, помогают ему сосредоточиться.

Обращаясь к ребенку, имейте в виду, что ему необходимо гораздо больше времени, чтобы отреагировать, как бы выйти наружу из состояния погруженности в себя. Поэтому не стоит его торопить или повышать голос, чтобы «докричаться». Ему важен полный психологический комфорт и безболезненное окружение, чтобы этот «выход наружу» вообще состоялся.

Если помимо звукового, у ребенка присутствует кожный вектор – ему нужно предоставить возможность работы с сенсорным материалом (форма, фактура, размер) и постепенно через подражание взрослому обучать конструированию. Также для кожных детей важна физическая активность, одно лишь сидение на диване с пособиями не позволит ему развиваться адекватно.

Звуковика с анальным вектором ни в коем случае нельзя торопить. Иначе упрямство и протестные реакции будут только усиливаться. Такой ребенок с трудом воспринимает смену привычного распорядка, любая смена заданий или активности должны происходить постепенно.

Именно с детьми этого векторального набора связаны многочисленные истории родителей о том, что диагноз ребенка заподозрили в результате попытки вывезти дитя на отдых или в условиях, когда семья сменила место жительства. Анально-звуковой ребенок с аутизмом в этой ситуации реагирует крайней формой протеста, отказывается есть и спать на новом месте. Такие дети весьма консервативны, приучать к посещению новых мест или употреблению новой пищи их нужно постепенно.

Как максимально развить потенциал вашего ребенка

На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, вы сможете досконально разобраться в особенностях психики своего ребенка. Почему он так себя ведет, в каком подходе нуждается. Это позволит минимизировать негативные реакции ребенка и даст возможность обрести ключик от его внутреннего мира, выработать единственно правильный подход к обучению и воспитанию именно вашего малыша с учетом всех его природных особенностей.

Опыт применения системно-векторной психологии доказывает, детям с аутизмом можно помочь! Смотрите видео-отзывы, о снятии диагноза аутизма у детей рассказывают родители, прошедшие тренинг Юрия Бурлана:

Отзывы специалистов, работающих с детьми аутистами, можно почитать по ссылкам: https://www.yburlan.ru/results/review335 и https://www.yburlan.ru/results/review21043

О том, как помочь своему ребенку достичь максимального раскрытия своих способностей, вы сможете узнать на лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатный цикл вводных лекций по этой ссылке.

 

  • Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

  • Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

  • Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом

  • Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог проекта "Особый ребенок"
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
Уже идут 35965 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 
Комментарии 1 Отправить комментарий
Ольга Ермакова 19 августа 2015 в 10:08

Всегда очень сочувствую родителям, у которых такая беда... Евгения, спасибо за статью, за то что так конкретно описали причины аутизма. Это вселяет надежду, потому что когда известны причины, аутизм больше не кажется бессмысленным и непреодолимым страданием для родителей и ребенка. Становится понятным, как обращаться с маленьким звуковиком и как создать условия для правильного развития ребенка.