Аутизм. Часть 1. Причины возникновения. Воспитание ребенка с аутизмом
-
Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям
-
Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции
-
Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом
-
Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции
-
Часть 6. Роль семьи и окружения в воспитании аутичных детей
Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», родители порой не в силах вместить всю эту боль, растерянность, чувство вины и беспомощность, которые обрушиваются на них в одночасье. Словно через глухую вату в ушах звучат вопросы психиатров: «Вы будете оформлять инвалидность?» Какую инвалидность, кому? Кто инвалид, мой ребенок? Разум отказывается верить в происходящее.
В памяти еще свежи воспоминания о его появлении на свет. Родился в срок, с нормальным ростом и весом, из роддома встречали с цветами. Родился обычный, здоровый малыш, радость для всей семьи. Как все дети, начал держать головку, сидеть, вставать и ходить. Когда и что пошло не так?
Конечно, он немного отличался от других детей — предпочитал уединение, мало контактировал даже с близкими, но ведь люди бывают разные! Неужели это повод констатировать, что мой ребенок никогда не сможет жить полноценной жизнью, быть нормальным членом общества?
И начинаются лихорадочные поиски специалистов, методик, лекарств, молитв, просвещенных старцев и знахарок с хорошей репутацией. Где-то же должен быть выход? Существует же какое-то объяснение тому, что происходит с моим ребенком? Где искать этот ключ?
Особенности ребенка с аутизмом. О чем нужно знать
Объяснение происходящему действительно есть, и родители интуитивно правильно чувствуют: ответ в том, что «все люди разные». Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана различает людей по психологическим особенностям и объясняет, что дети с диагнозом аутизма обладают особым типом психики, так называемым звуковым вектором. Их особенность в том, что у таких детей сверхчувствительный слух. Они не просто слышат лучше других, но и крайне болезненно реагируют на громкие звуки.
Защитная реакция психики
Так, если, будучи беременной, мать танцует на дискотеках, посещает концерты или включает очень громко музыку перед ребенком, если родители скандалят в присутствии малыша, то это наносит тяжелую травму психике ребенка со звуковым вектором.
Получая такие травмы, он закрывается от внешнего мира, уходит в себя и теряет способность контактировать. Такова защитная реакция незрелой психики ребенка на болевое воздействие. Уходя в себя, он уже не воспринимает обращенную к нему речь и не может нормально развиваться.
При этом страдает не только звуковой, но и другие вектора ребенка. Ведь каждый человек является обладателем как минимум двух, а чаще 3–4 векторов. У каждого вектора — свой набор врожденных желаний и свойств, нуждающихся в развитии. Посмотрим с системной точки зрения, как это отражается на поведении ребенка.
Особенности развития. Если ребенок не может усидеть на месте
Так, кожный вектор сообщает ребенку большую двигательную активность, интерес к пользе и выгоде, что при правильном развитии позволяет ему рождать инженерную мысль, с увлечением что-то конструировать. Но звуковая травма и аутизм, как ее последствие, вносят искажения и в развитие кожного вектора ребенка: вместо творческого созидания мы наблюдаем двигательную расторможенность, невозможность сосредоточиться. В тяжелой форме аутизма такой ребенок просто беспорядочно двигается по комнате, берет и тут же бросает предметы. Специалисты называют это «полевым поведением». Тренинг «Системно-векторная психология» помогает понять его причины.
Понимая сущность вектора, мы добираемся до причины отклонений поведения. Это дает возможность направить природные свойства вектора в нужном ключе, помочь развитию ребенка. Так, вместо успокоительных гиперактивному ребенку с кожным вектором можно предложить конструктор, задачи на счет и частую смену заданий. (Подробнее в следующих статьях, а также уже на вводных лекциях тренинга.)
Упрямство и заторможенность
Ребенок с анальным вектором, при правильном развитии, обладает невероятной усидчивостью и способностью к сосредоточению, он делает все медленно, но тщательно и аккуратно. Аутизм вносит разрушительный компонент и в развитие анального вектора: перед нами предстает ребенок, который часами совершает одни и те же действия, малоподвижен, крайне упрям и воспринимает в штыки даже попытку предложить ему новый вид пищи.
Есть ли выход из этой ситуации? Как помочь ребенку выбраться из состояния такой глубокой интроверсии, которая становится несовместима с нормальной жизнью в обществе?
Воспитание ребенка с аутизмом. Учитываем потребности
Обладая системными знаниями, мы можем очень точно понимать потенциал и психические особенности ребенка и знать, какое воздействие будет для него благоприятным, а какое лишь усугубит ситуацию.
С обладателем звукового вектора разговаривать нужно тихим, спокойным, доброжелательным голосом. Он лучше других способен определять интонации и гораздо охотнее обратит внимание на тихие звуки, а вот шум и повышение тона — это для него болевые воздействия.
Для гармоничного развития звуковика необходимо обеспечить такую среду, в которой отсутствуют громкие звуки. А тихая классическая музыка — это то, что, наоборот, помогает ему сосредоточиться.
Обращаясь к ребенку, имейте в виду, что ему необходимо гораздо больше времени, чтобы отреагировать, как бы выйти наружу из состояния погруженности в себя. Поэтому не стоит его торопить или повышать голос, чтобы «докричаться». Ему важен полный психологический комфорт и безболезненное окружение, чтобы этот «выход наружу» вообще состоялся.
Если, помимо звукового, у ребенка присутствует кожный вектор — ему нужно предоставить возможность работы с сенсорным материалом (форма, фактура, размер) и постепенно через подражание взрослому обучать конструированию. Также для кожных детей важна физическая активность, одно лишь сидение на диване с пособиями не позволит ему развиваться адекватно.
Звуковика с анальным вектором ни в коем случае нельзя торопить. Иначе упрямство и протестные реакции будут только усиливаться. Такой ребенок с трудом воспринимает смену привычного распорядка, любая смена заданий или активности должна происходить постепенно.
Именно с детьми этого векторального набора связаны многочисленные истории родителей о том, что диагноз ребенка заподозрили в результате попытки вывезти дитя на отдых или в условиях, когда семья сменила место жительства. Анально-звуковой ребенок с аутизмом в этой ситуации реагирует крайней формой протеста, отказывается есть и спать на новом месте. Такие дети весьма консервативны, приучать к посещению новых мест или употреблению новой пищи их нужно постепенно.
Как максимально развить потенциал вашего ребенка
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы сможете досконально разобраться в особенностях психики своего ребенка. Почему он так себя ведет, в каком подходе нуждается. Это позволит минимизировать негативные реакции ребенка и даст возможность обрести ключик от его внутреннего мира, выработать единственно правильный подход к обучению и воспитанию именно вашего малыша с учетом всех его природных особенностей.
Опыт применения системных знаний доказывает: детям с аутизмом можно помочь! Смотрите видеоотзывы, о снятии диагноза аутизма у детей рассказывают родители, прошедшие тренинг Юрия Бурлана:
Отзывы специалистов, работающих с детьми-аутистами, можно почитать по ссылкам: https://www.yburlan.ru/results/review335 и https://www.yburlan.ru/results/review21043.
О том, как помочь своему ребенку достичь максимального раскрытия своих способностей, вы сможете узнать на тренинге Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатный цикл вводных лекций по этой ссылке.
-
Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям
-
Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции
-
Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом
-
Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции
Корректор: Наталья Коновалова
Всегда очень сочувствую родителям, у которых такая беда... Евгения, спасибо за статью, за то что так конкретно описали причины аутизма. Это вселяет надежду, потому что когда известны причины, аутизм больше не кажется бессмысленным и непреодолимым страданием для родителей и ребенка. Становится понятным, как обращаться с маленьким звуковиком и как создать условия для правильного развития ребенка.