Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Аутизм. Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

  • Часть 1. Причины возникновения. Воспитание ребенка с аутизмом

  • Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

  • Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом

  • Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции

  • Часть 6. Роль семьи и окружения в воспитании аутичных детей

В этой статье мы разберем наиболее частые вопросы, которые беспокоят родителей детей с диагнозом аутизма в связи с их воспитанием. Как реагировать на протесты ребенка участвовать в том или ином действии? Как помочь ему адаптироваться к изменениям распорядка дня? Как развить его навыки и снизить агрессивные реакции? Ответить на эти и другие вопросы поможет более глубокое понимание психических особенностей детей с аутизмом с помощью знаний с тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

В системном понимании аутичный ребенок, как и любой другой человек, от рождения имеет несколько векторов. Среди них, безусловно, доминирует звуковой вектор, через который ребенок и получает первичную психотравму, приводящую к формированию аутизма.

К сожалению, развитие и наполнение других векторов при аутизме тоже существенно искажается. Травмированный звуковой вектор оказывает существенное влияние на развитие всех остальных врожденных качеств и свойств ребенка. Поэтому аутичные дети, при одинаковом диагнозе, имеют индивидуальный, различный набор симптомов.

Используя системные знания о векторах, можно понять природу сопутствующих аутизму симптомов и особенностей поведения ребенка и обеспечить наилучший, дифференцированный подход и оптимальные условия реабилитации для каждого конкретного ребенка.

Консервативность и зависимость

Анально-звуковое сочетание векторов при аутизме дает свою характерную картину развития ребенка. Справиться с таким набором симптомов и установить продуктивный контакт с ребенком в этом случае родителям бывает очень непросто. Поведение ребенка изобилует огромным количеством протестов, посещение новых мест и даже введение нового прикорма становится настоящей пыткой.

Связано это прежде всего с наличием анального вектора. В норме он придает своему обладателю консерватизм, приверженность дому, привычным вещам и укладу жизни. Ребенок с анальным вектором ведо́м и очень привязан к маме. Ему сложно начинать новое дело, он тяжело адаптируется и очень нуждается в поощрении и терпеливом отношении. Он медлительный, зато основательный. Связано это с тем, что его свойства призваны обеспечивать качество выполняемой работы. Любая спешка при этом выбивает ребенка из спокойного ритма, и он еще больше замедляется — впадает в ступор. Что бы он ни делал, его нельзя подгонять.

На неправильный подход (давление) ребенок реагирует обидой и упрямством, а физиологически — запором. Очень часто это сопровождается отказом идти на горшок и другими проблемами приучения к горшку.

Если анальный вектор не получает должного развития своих врожденных свойств (в случае аутизма это именно так), то природные особенности ребенка приобретают патологическую форму. Рассмотрим, как это можно преодолеть, используя системный подход.

Особенности поведения, протест против всего нового

Чтобы лучше понимать корни проблемного поведения ребенка, давайте посмотрим, как могут проявлять себя искажения в развитии анального вектора при аутизме.

Маленький аутист с анальным вектором в грудном возрасте часто имеет проблемы с кормлением. Мамы отмечают, что поза ребенка напряженная или, наоборот, слишком вялая и расслабленная, ему трудно взять грудь. Возникают частые срыгивания, у ребенка формируются запоры.

Позже, когда ребенок научится ходить, родители отмечают крайнюю неповоротливость в движениях, плохую координацию, позднее освоение любых моторных навыков. В поведении наблюдается заторможенность, летаргичность, ребенок часами может заниматься одним и тем же ритуальным, повторяющимся действием.

image description

Попытки прервать его занятие и переключить на что-то другое вызывают резкий протест. Если, помимо анального вектора, в векторальном наборе такого ребенка присутствует еще и кожный, то наблюдаем перепады активности: от заторможенности и вялости — к гиперактивности и расторможенности.

Огромные трудности возникают при первых же попытках введения прикорма. Ребенок отвергает новые виды пищи, возникает приверженность к очень узкому кругу еды, которую приемлет дитя. Даже в самой обстановке кормления ребенок создает определенный ритуал — например, соглашается есть только из определенной тарелки или только в определенной комнате и ни в каком другом месте.

Ритуалы — это вообще симптом, характерный именно для анально-звукового аутиста. Даже здоровый человек с анальным вектором консервативен, привязан к привычной обстановке, чтит традиции. При аутизме такие особенности принимают вид болезненной зацикленности, тяжелых симптомов, которые усугубляют социальную дезадаптацию ребенка.

Ребенок жестко следует привычному режиму и распорядку дня — это то, что в условиях стресса хоть как-то стабилизирует и успокаивает его. Любые изменения воспринимает с категоричным протестом, так как они тут же выводят его из состояния хрупкого равновесия. Такие дети выбирают ритуальный маршрут прогулок и принуждают родителей следовать ему день ото дня.

Проявляется крайний негативизм ко всему новому: приход в дом незнакомого человека воспринимается в штыки, даже новую одежду ребенок принимает не сразу. Неизбежное посещение новых мест (например, необходимость посетить больницу или подобрать обувь для ребенка в магазине) сопровождается криком, протестом, агрессией или самоагрессией у ребенка.

У анально-звукового аутиста агрессия вообще возникает легко — в ответ на любое переживание, связанное с несоответствием ситуации его природным потребностям. Такие дети нередко демонстрируют жестокость к животным и людям, даже к членам семьи, ломают игрушки. Позже, когда ребенок начинает устанавливать минимальный контакт с окружающими, он может использовать агрессию как средство установления контакта: например, кусает ребенка, с которым хочет вступить в игру.

Одна из причин жестокости — обида на маму, другая — отсутствие эмоциональной связи с другими людьми, непонимание их действий. Почему возникают такие реакции и как помочь ребенку их преодолеть — подробнее эта тема разбирается уже на одной из бесплатных онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология».

Потребность в чистоте и порядке

Именно у анально-звуковых аутистов можно наблюдать так называемый «феномен тождества». Он выражается в стремлении ребенка к болезненному упорядочиванию вещей в доме: даже пульт от телевизора должен лежать на полке именно под таким углом, и никак иначе. Если кто-то сдвинул вещь с привычного места, ребенок обязательно поправляет ее.

Все это также тесно связано с особенностями анального вектора. Он задает своему обладателю потребность к систематизации и упорядочиванию (знаний, вещей — всего), аналитический ум. За отсутствием нормального наполнения этих свойств в конструктивной деятельности ребенок как бы добирает удовольствие в свои желания таким доступным ему способом. И будет так проявлять себя, пока мы, понимая его особенности, аккуратно и постепенно не предложим ему деятельность, которая наполнит его больше. Так, наблюдается и особая потребность в чистоте — например, такие дети выражают протест при попадании капель напитка или крошек еды на одежду. Понятия «чистый» и «грязный» имеют ключевое значение для человека с анальным вектором. При правильном развитии ребенок стремится к чистоте и порядку, при тяжелых отклонениях появляется противоположная склонность.

Мама и чувство безопасности

С матерью у такого ребенка особые отношения. В раннем детстве наблюдается очень тесная симбиотическая связь, ребенок не отпускает мать ни на секунду, ее отсутствие вызывает негативные, протестные реакции (малыши с анальным вектором самые зависимые от мамы). Позже такое отношение может сменяться на прямо противоположное — неприятие матери и агрессия в ее адрес (следствие ошибочного подхода в воспитании ребенка).

Пока такой ребенок растет в привычной обстановке и жестко устанавливает правила, которым родители вынуждены следовать, его состояние относительно стабильно. Диагноз такому ребенку нередко ставят после вынужденного переезда на новое место жительства, госпитализации или первой попытки родителей вывезти ребенка на курорт. Такая резкая смена обстановки вызывает у анально-звукового аутиста целый набор невротических и психотических симптомов, нарушение вегетативных функций и даже регресс уже приобретенных навыков.

image description

Рекомендации по соблюдению звуковой экологии

Прежде всего, следует помнить, что первичную психотравму ребенок получил именно в звуковом векторе. Поэтому все возможные негативные звуковые воздействия в жизни ребенка должны быть сведены к минимуму. Музыку следует включать только очень тихо, желательно классическую. Лучше оградить ребенка от шума такой бытовой техники, как фен, пылесос или блендер.

Любой разговор на повышенных тонах или несущий оскорбительные смыслы губителен для психики ребенка, даже если не относится к нему напрямую (например, родители выясняют отношения между собой). Только после того, как в доме установлена некая «звуковая экология», можно говорить о специальных воспитательных мерах, которые помогут в воспитании анального звуковика.

Когда у аутичного ребенка присутствует анальный вектор, основополагающим условием его воспитания становится стабильность и предсказуемость окружающей обстановки и распорядка. Без этого ребенок теряет ощущение защищенности и безопасности, из-за чего и проявляет всевозможные протестные реакции вплоть до агрессивных тенденций. Фактически он сам таким образом стремится сохранить для себя стабильную и предсказуемую обстановку.

Но ведь жизнь всегда вносит в наши планы свои коррективы. Невозможно сохранить одни и те же ритуальные условия на долгие годы, да это и не отвечает понятию социальной адаптации ребенка. Как же облегчить этот процесс для анального звуковика? Как помочь ему легче принимать новые условия и обстоятельства?

Пища и бытовые условия

Порой приверженность анально-звукового аутиста только к определенному виду пищи просто сводит родителей с ума. Нередко можно услышать истории о том, что в свои 5 лет такой ребенок ест только однородные каши для грудничков. Нетрудно представить, какой ущерб получает организм такого ребенка, ведь из подобного рациона невозможно почерпнуть нужный для этого возраста набор витаминов и микроэлементов. Поэтому, пока ребенок не адаптируется к нормальному для своего возраста пищевому рациону, очень важно дополнительно применять рекомендованные специалистами витаминно-минеральные комплексы.

Вводить новую пищу в рацион такого ребенка следует постепенно, начиная с микродозы. Задача состоит в том, чтобы вкус стал привычным и обыденным для него. Текстуру пищи тоже следует менять постепенно: если пока ребенок употребляет только однородную массу, то с помощью блендера можно постепенно изменять степень помола, чтобы частицы пищи становились чуть более крупными с каждым разом.

Безусловно, категорически недопустимо торопить анального звуковика, особенно во время еды. Пусть кормление длится столько, сколько удобно ребенку. Прием пищи должен происходить в спокойной, тихой обстановке. Если ребенок проявляет приверженность к какому-то необычному месту кормления (например, на балконе) и категорически отказывается есть в других условиях, то переводить его в кухню или столовую следует не сразу. Возможно, его любимый сок он не откажется выпить и там.

С помощью любимых видов пищи постепенно побуждайте ребенка принимать пищу в положенном для этого месте. Помогут вам в этом привычные для ребенка предметы, связанные с кормлением, — любимый нагрудник, единственная кружка, из которой ребенок согласен пить и т. д.

Что касается одежды и предметов быта, можно опереться на врожденное стремление анального ребенка к упорядоченности и постепенно обучать его, на какой полке лежат футболки, куда нужно сложить книги, а куда — краски и карандаши. Такие дети с удовольствием поучаствуют с мамой в процессе раскладывания вещей по полкам после стирки и глажки. В результате самому ребенку потом будет намного легче найти определенную вещь на своем привычном месте.

Отдельная история у анально-звуковых аутистов связана с горшком. Нередко у таких детей бывают запоры, как следствие возникает избегание горшка или брезгливость. Главное условие: никогда нельзя торопить анального ребенка, когда он сидит на горшке, а тем более наказывать его за грязные штанишки. В этом вопросе только терпение родителей и спокойное, невозмутимое их отношение к происходящему способны помочь ребенку преодолеть его затруднения.

Что касается одежды, протесты в анальном векторе относятся именно к ее новизне. Кожному ребенку может быть непереносима именно фактура непривычной ткани, ее прикосновение. Но для анально-звукового аутиста имеет значение именно сам факт, что вещь новая, непривычная. Справиться с этим можно постепенно: сначала определить для новой вещи место в шкафу, потом несколько раз примерять ее на любимого мишку и т. д.

image description

Предсказуемость пространства и времени

Новые люди, новые обстоятельства, новые маршруты поездок. Жизнь не стоит на месте, и нельзя закрыться в четырех стенах и надеяться на то, что развитие ребенка станет адекватным. Как помочь анальному звуковику выйти в мир? Как научить его спокойно адаптировать неизбежные изменения, без которых невозможна сама жизнь?

Единственный способ — максимально сделать все новое в жизни ребенка предсказуемым, то есть ожидаемым и запланированным. Помогут в этом специальные методы, например создание наглядного плаката с распорядком дня.

Плакат «Мой День» родители могут изготовить самостоятельно, но порой он встречается и в продаже, в специализированных магазинах, где продаются всевозможные развивающие пособия. Если вы покупаете готовый плакат, над его видоизменением все равно придется немного поработать.

На таком плакате должны быть некоторые стационарные, неизменяемые изображения (приемы пищи, умывание, сон и т. д.). Остальные режимные моменты (например, прогулка утром или свободное время вечером) выполнены в виде прозрачного окошка, куда при необходимости можно вставить фотографию или картинку.

Придется также запастись целым арсеналом рисунков или фото тех мест, обстоятельств или людей, с которыми ребенок гипотетически может столкнуться. Например, для прогулки это может быть фото парка, речки, детской площадки, игрового центра. Для свободного вечернего времени — изображение телевизора (просмотр мультиков), игрушек или фото друзей семьи, которые могут заглянуть к вам в гости в это время.

Еще с вечера нужно готовить ребенка к событиям предстоящего дня. Вместе с ребенком заполните пустые прозрачные окошки соответствующими изображениями. Следующий день должен быть для ребенка наглядной и понятной, предсказуемой цепью событий. Например, после умывания и завтрака мы идем в парк, затем обед и дневной сон, а вечером придет в гости дедушка, перед сном — просмотр мультфильма и вечерний душ.

В течение всего дня обращайте внимание ребенка на плакат. Напоминайте, какое действие будет следующим. На практике уже многими родителями проверено, что такой метод помогает свести к минимуму протесты ребенка даже при посещении таких малоприятных мест, как больница. Главное, чтобы анальный малыш знал об этом заранее.

При создании благоприятной обстановки для развития ребенка с возрастом аутисты начинают лучше понимать речь. Когда наглядность уже станет не так важна, можно просто проговаривать с ребенком события предстоящего дня и затем в течение дня неоднократно напоминать их последовательность.

Смена места жительства и поездки на отдых

Самая стрессовая ситуация для анально-звукового аутиста — это смена места жительства. Она может быть связана не только с переездом семьи, но и с вынужденной госпитализацией ребенка или выездом на отдых. В таких условиях привычный мир ребенка рушится, ему не на что опереться.

Принимать решения о смене места жительства лучше только тогда, когда ребенок уже относительно готов к адаптации подобных изменений. Если, работая с плакатом «Мой День», вам уже удалось добиться нормальной реакции ребенка на различные обстоятельства и условия, то можно попробовать ненадолго выехать на отдых (например, на выходные).

image description

Принцип, который используется в этом случае для успешной адаптации ребенка, можно определить как «уголок родного дома». Да, родителям придется везти за собой объемистые баулы, но тут уж ничего не поделаешь.

Хотите, чтобы ребенок на отдыхе нормально ел? Берите с собой любимый нагрудник и посуду, к которой привык ребенок дома. Чтобы избежать проблем со сном, нужно брать с собой постельное белье ребенка, которым он пользовался в домашних условиях. Все предметы, которые помогут вам в новом месте воссоздать атмосферу родного дома, сыграют огромную позитивную роль. Ну и конечно, не забудьте взять из дома горшок ребенка — это святое! Купленным на отдыхе новым горшком он может наотрез отказаться пользоваться.

Такой же принцип адаптации следует использовать при переезде семьи на новое место жительства. Но в этом случае лучше осуществлять «переселение» постепенно. В первый раз в новую квартиру лучше прийти с ребенком всего на пару часов, поиграть. Заранее отправьте туда знакомые для него игрушки. В следующий раз можно будет захватить с собой все необходимое, чтобы попытаться покормить ребенка в новых условиях. Через время попробуйте оставаться с ним там на дневной сон. Когда ребенок с радостью будет проводить в новом доме длительное время — можно переселяться насовсем.

Увы, но к ситуации вынужденной госпитализации ребенка практически невозможно подготовиться заранее. Тем не менее врачи обычно разрешают взять с собой постельное белье ребенка, посуду и небольшое количество игрушек и книг. Это — ваши ключи, с помощью которых можно минимизировать стресс от пребывания ребенка в больнице.

И, конечно же, мама (главный человек для малыша с анальным вектором) обязательно должна быть рядом. Категорически настаивайте на совместном пребывании малыша с матерью в одной палате. Если есть возможность оплатить отдельную палату маме с ребенком — обязательно сделайте это. Помимо стресса от новой обстановки и больничных процедур, ребенку совершенно ни к чему еще и дополнительный стресс от множества новых лиц вокруг.

Понять ребенка — значит помочь ему

В этой статье приведены некоторые наиболее частые ситуации, с которыми сталкиваются родители детей-аутистов, но анально-звуковое сочетание векторов лишь одно из возможных. У одного человека может быть 3–4 вектора и даже больше.

Чтобы понять все нюансы поведения ребенка, важно глубже понять его особенности. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана впервые дает возможность понимания причин формирования этой болезни и объясняет все грани проявлений ребенка с аутизмом, что с ним не так, в чем конкретно он нуждается, позволяя на совершенно новом уровне понять своего ребенка. Эти знания позволяют родителям научиться самим справляться с возникающими сложностями, придают сил, помогая в таком непростом деле, как воспитание ребенка-аутиста.

Узнайте об аутизме то, что вам нигде и когда больше не расскажут. Зарегистрируйтесь на вступительные (бесплатные) лекции «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана прямо сейчас.

Читать продолжение...

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог проекта «Особый ребенок»
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 78808 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

30 мая

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 78808 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
30 мая

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 78808человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 2
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Диана Гадлевская 23 октября 2015 в 14:10

Поразительные подтверждения изложенного в статье наблюдаю в жизни, просто вижу такого мальчишку. Некоторые примеры имеют стопроцентное совпадение, даже примеры!
Огромное спасибо автору за проделанную работу. Перспективы медицины с использованием знания системно-векторной психологии только лишь вырисовываются.

Ольга Муховикова 14 декабря 2015 в 03:12

Некоторые черты(проблемы) описанные в видео частично вижу в своем 5-летнем сыне.