Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Трагедия в Ивантеевке: что делать, чтобы предотвратить. Советы психолога

Мы стараемся защитить школу от внешнего врага. А если враг находится внутри головы самого школьника, помогут ли эти меры защиты?

5 сентября 2017 года ученик 9 класса Михаил пришел на урок информатики с оружием, самодельными бомбами и твердым намерением расправиться с одноклассниками, а потом убить себя. На учительницу, которая пыталась его выставить из класса за неподобающий вид, он напал с кухонным топором и травматическим ружьем. Часть одноклассников успела закрыться в подсобке, остальные пытались выпрыгнуть в окна второго этажа.

По счастливой случайности убитых нет. Учительница с огнестрельным ранением и открытой черепно-мозговой травмой и переломы у троих ребят, выпрыгнувших из окна.

Как часто наше общество будут сотрясать подобные истории? Где гарантия, что очередной такой стрелок не появится в вашей или нашей школе? Что делать, чтобы предотвратить трагедию?

Родители боятся отпускать в школу своих детей. Учителя боятся приходить на занятия и поворачиваться к детям спиной, когда надо написать что-то на доске. Дети продолжают троллить друг друга в соцсетях и в реальной жизни.

К каждому ребенку охрану не поставишь. Школу и так уже практически превратили в учреждение закрытого типа: турникеты, чипы, охрана. Родителей пускают внутрь только по паспорту. Осталось поставить металлодетекторы и натянуть колючую проволоку. Мы стараемся защитить школу от внешнего врага. А если враг находится внутри головы самого школьника, помогут ли эти меры защиты?

Боюсь, что нет. Недавний случай в Минске подтверждает это: студент Владислав Казакевич 8 октября 2016 года устроил резню в торговом центре. За день до этого, когда студент Казакевич с тем же намерением пришел в родной вуз, его одногруппников от расправы спасла простая случайность: бензопила, с которой он пришел резать людей, не завелась. Не получилось в аудитории – пошел в торговый центр.

Сейчас, как обычно, пытаются найти виноватого. Охранник, родители, психологи, психиатр, учительница, директор… Виноватых, конечно, найдут и накажут. Но общество трясет: налицо огромная проблема. Если мы сейчас не поймем, что происходит, вскоре мы окажемся в мире, в котором вынуждены будем бояться друг друга везде – на улице, в транспорте, в магазинах, ведь потенциально опасным может оказаться кто угодно – даже ребенок.

Трагедия в Ивантеевке

Никому не нужный

Михаил был странным. Но странный – это ведь не диагноз, так ведь? С ним вроде бы работал школьный психолог по поводу суицидальных мыслей, потому что обнаружилось, что подросток состоял в группе смерти. Но ничего угрожающего жизни ребенка не обнаружил.

Его аккаунт в соцсети пестрит оружием. Но кто из мальчишек не любит оружие? Также он писал депрессивные посты. Но кто из современных подростков не размещает у себя на страничке депрессивные посты? Так что, ничего особенного?

Особенности есть. В классе у него не было друзей. И в школе не было. И даже в соцсетях не было. Вообще, одноклассники старались его не замечать. Родители «приучали» его к самостоятельности и тоже в его жизнь не вмешивались. Даже когда в начальной школе одноклассники разбили ему третьи очки, отец сказал: «Разбирайся сам». Парень не был нужен никому. И даже электронный дневник, который он вел и в котором писал обо всем, что его волнует, никто не читал.

Мог стать гением, а стал злодеем

Ведь этот девятиклассник был не отморозок какой-то из маргинальных слоев, наоборот, далеко не дурак. Мысли, часть из которых вообще записал на английском, манера выражаться, вопросы, которые он ставил, его замкнутость и отстраненность от окружающих выдают в нем наличие звукового вектора.

Ребенок со звуковым вектором. Кому-то это фраза ничего не скажет, а человек, знакомый с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, поймет все. И то, что он всегда отличался от одноклассников, что был замкнут и как бы не от мира сего, и даже то, что одноклассники его травили в школе, а родители с детства не понимали.

Такой ребенок при правильном развитии свойств его звукового вектора мог бы стать победителем школьных олимпиад, а потом окончил бы вуз и своими идеями и трудом внес бы огромный вклад в отечественную науку и экономику, и стал бы гордостью для своих родителей и школы.

Но этого с ним уже не случится. Потому что неверные ориентиры в воспитании уже не дадут ему развиться в полноценного члена общества. Хотя, кто знает, шансы, хоть и небольшие, у него еще пока есть. Как говорит системно-векторная психология, векторальные свойства ребенка могут быть развиты до окончания пубертата, а Михаил пока еще стоит на его границе.

Но винить родителей уже не имеет смысла, они сами в каком-то смысле – пострадавшая сторона. Если бы они знали, как воспитывать такого особенного ребенка со звуковым вектором, все, возможно, сложилось бы по-другому.

А вот о школе и ее роли в этой трагедии хотелось бы поговорить отдельно.

Каждый сам за себя

Он всем рассказывал о своем намерении. Своими словами, постами в интернете, интересами, своим поведением, он буквально кричал о помощи. Но никто не понял его и в очередной раз не обратил внимания.

Трагедия в Ивантеевке: мог стать гением, а стал злодеем

Детский коллектив, если взрослый не объединит его на основе общей цели и совместной деятельности, объединяется по архетипичному принципу против самого слабого – класс начинает травить его или того, кто чем-то не похож на остальных. Мишу травили в классе с начальной школы. То, что учителя с младших классов «не замечали» этой травли и изоляции ребенка, говорит об огромной проблеме в нашей системе образования.

Ученик предоставлен сам себе, он «потребитель образовательных услуг». Учитель поставлен в положение «продавца знаний», а никак не воспитателя человеческих душ. Дружные призывы и робкие попытки увеличить учителям зарплату ни к чему не приводят, так как в обществе продолжает жить иллюзия возможности «индивидуального счастья». Каждый хочет быть счастлив сам по себе, а если кому-то плохо, то «это его проблемы» и «я здесь ни при чем».

В школе необходимо учить детей «жить среди людей»

Главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе считает, что психические расстройства и аномалии психического развития присутствуют у 60% дошкольников и 70-80% российских школьников. Это он еще у взрослых не считал!

Мы же не можем к каждому ребенку приставить по психологу! Школьные психологи тонут в отчетах и статистике, они по уши заняты психологической диагностикой, трудозатратной и совершенно неэффективной. Понятно, что надо менять всю систему образования и воспитания подрастающего поколения.

От учителя требуют только показатели, показатели, показатели. Но в современной реальности научиться чему угодно можно и в интернете, а вот стать человеком – только среди других людей.

Самый первый и самый заметный признак психологических проблем у ребенка – это дезадаптация в школьном коллективе. Это сразу заметно учителю, который работает с классом. Только вот созданием этого самого школьного коллектива нужно специально заниматься!

Чиновники от образования и сами педагоги, хотя бы из чувства самосохранения, должны понять, что первоочередная функция школы – воспитание личности. Личность формируется только в коллективе.

Необходимо заново создавать систему воспитательной работы в школах, не заорганизованную, живую, соответствующую современному динамичному времени, которая бы объединяла ребят не на неприязни к ближнему, а на основе созидательных целей. Для этого нужно использовать наработанный педагогический опыт, а также новейшие достижения современной педагогической и психологической науки.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально показывает механизмы, принципы и способы формирования коллектива, а также позволяет понимать изнутри психику детей, особенности их взаимодействия с родителями и сверстниками, дает возможность коррекции психических нарушений на самом раннем этапе их возникновения.

Понять, где в классе идет нормальный процесс ранжирования, а где безжалостная травля. Объединить ребят для начала на совместном приеме пищи, а потом на совместном позитивном действии. Вовремя подтолкнуть, направить, оградить ребенка от негативных факторов – все эти задачи становятся понятны и выполнимы для учителя, обладающего системными знаниями.

Трагедия в Ивантеевке: почему школьники стреляют

Например, ребенок с уретральным вектором, за которым идет весь класс, может стать для учителя в классе врагом или помощником номер один. Этот ребенок – природный вождь, и поэтому общение с ним нужно выстраивать так, чтобы он был союзником. То есть напоминать ему об ответственности за всех: «Если не ты, то кто же?»

Подсказать родителям, что мальчика с кожно-зрительной связкой векторов не надо отдавать на хоккей, где его не будут считать за мужика, а записать на фигурное катание или в театральную студию, где все девочки будут от него без ума. А мальчика с анально-звуковой связкой (как у нашего героя) ни в коем случае нельзя оскорблять (так как свойство анального вектора – это обидчивость и хорошая память) и кричать на него (так как звуковой вектор дает особую чувствительность к звукам и особенно негативным смыслам). А нужно, наоборот, справедливо хвалить его за успехи, создавать ему звуковую экологию дома и ограждать от криков и шума. В школе давать задания повышенного уровня трудности, и тогда такой ребенок школу будет любить, а не ненавидеть.

Системно-векторная психология позволяет найти к каждому ребенку индивидуальный подход, не упуская главного – его способность жить среди других людей.

Что делать родителям?

Школьная система не перестроится по мановению волшебной палочки или по приказу сверху. Учителя не станут вдруг чуткими и понимающими. Понятно, что у всех свои заботы, работа, бизнес. Но чужие дети – это люди, среди которых придется жить нашим детям. Мы не сможем изолировать своих «хороших» от чужих «плохих».

Поэтому если вы умный родитель, вы будете учить своих детей в школе делиться конфетами и бутербродами, помогать друг другу в учебе, защищать девочек и малышей, отвечать за все, что происходит в школе. Будете ходить на родительские собрания и совместно придумывать мероприятия не для того, чтобы еще лучше развлечь своих ненаглядных отпрысков, а чтобы увлечь их чем-то полезным и интересным. Будете помогать социально неблагополучным детям в вашем классе, а не просить перевести такого ребенка в другую школу. Начнете изучать системно-векторную психологию, чтобы, наконец, научиться понимать современных детей.

Без нашего с вами участия школа не сделает наших детей любящими, понимающими, добрыми, активными, сознательными и счастливыми.

Хватит искать виноватых и ругать правительство. Чем раньше в нашем обществе утвердится установка, что у нас нет своих и чужих детей, все дети – наши, тем больше наша надежда на свободное и безопасное общество для нас и наших детей.

Автор публикации: Татьяна Сосновская, педагог, психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 121091 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

20 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 121091 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
20 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 121091человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 9
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Оксана Васильева 15 сентября 2017 в 05:09

Такие случаи будут учащиться и повторяться, если МЫ С ВАМИ не сделаем все возможное и зависящее только от нас, чтобы обязательно донести эту статью - хотя бы до ближайшей школы, хотя бы до класса, где учится ребенок. Хотя бы до товарища или коллеги, у которого есть ребенок, хотя бы до знакомого учителя, если он присутствует в вашей жизни. Но ведь МЫ ЭТО СДЕЛАЕМ, Андрей? И значит таких случаев станет меньше хотя бы вокруг НАС. Это обязательно привлечет внимание к себе - в свое время...передачу опыта еще никто не отменял...

Андрей Полюдов 13 сентября 2017 в 20:09

Такие случаи будут непременно повторяться и учащаться. И так до тех пор пока "каждый" не ощутит свой личный ущерб от этого. Пока ужас и ад не воцарятся в душе каждого. Такой силы огонь, который не оставит выбора не идти в неизведанное. Иначе не будет. Так что всё самое тяжёлое, самое безумное и дикое впереди. Самые жестокие убийцы и террористы ещё только подрастают. Человечество ждут безумные времена.

Виктория Петрова 12 сентября 2017 в 15:09

До слёз....статья очень отрезвляет! Надеюсь, она дойдет до многих родителей!
Татьяна, огромное спасибо, за такой чёткий разбор наших социальных проблем!

Юлия Грязнова 12 сентября 2017 в 13:09

Татьяна, спасибо огромное за эту статью. Поделилась ею со всеми. Надо об этом писать больше, жаль что подталкивают к этому только такие страшные события постфактум. Мечтаю, что тренинг СВП пройдет какой-нить власть имущий начальник и посчитает своим святым долгом издавать соответствующие законы и обучать всех учителей и воспитателей системно-векторной психологии ЮБ. Не системных учителей к детям не допускать!

Галина Кузьменко 12 сентября 2017 в 10:09

Действительно, так ВАЖНО ПОНИМАТЬ ДЕТЕЙ. И без системно-векторной психологии Юрия Бурлана это невозможно сделать. Невозможно понимать детей не понимая их психику, их желания.

Дина Лиясова 12 сентября 2017 в 06:09

Нам кажется, что это не наша трагедия, у нас пока нет детей, или они еще маленькие и до школы есть время, или они уже большие и закончили школу...Ничего подобного! Все дети наши!
Нам жить среди них, общаться, любить и помогать. Пора учиться, как это делать.

Елена Фишер 12 сентября 2017 в 00:09

Дети не могут сами справиться, столько факторов влияет. Объем психики совсем другой. Интеллект и физически развиваем, а чувственность и нравственность индивидуально же не разовьешь и не воспитаешь. Только среди других людей. Взрослым нужно срочно проснуться. Психологическая безграмотность опасна.

Александр Лобанов 12 сентября 2017 в 00:09

"Он всем рассказывал о своем намерении. Своими словами, постами в интернете, интересами, своим поведением, он буквально кричал о помощи. Но никто не понял его и в очередной раз не обратил внимания." Вот это самое неадекватное поведение современного общества - не замечать боль другого, потому как до другого дела нет.

Галина Поддубная 12 сентября 2017 в 00:09

Огромное желание донести эту статью,а лучше знания по СВП всем педагогам и психологам. Я то своему сын помогаю,конечно,адаптироваться в школе после индидуального обучения.Но если бы еще со стороны учитилей было понимание,кого защитить,кому помочь в адаптации,на кого положиться. Я даже не веду речь о конкретно своем ребенке. Все школьники в подобной ситуации.
Учителей от Бога мало,а от СВП Юрия Бурлана еще меньше. Верно! Чужих детей нет.Всем им жить в одной обществе.